Выяснить где и когда появился первый пластилин. Жизнь замечательных имен

КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа - детский сад»

Научно-исследовательская работа

Тема: Влияния лепки из пластилина на развития творческих способностей младших школьников.

Руководитель: Антонова Мария Алексеевна

п. Белоусовка, 2014год

Введение

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Поступая в школу, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми школьной программы и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Если учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в школу, владеет лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к четвёртому классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается сильный дисбаланс полушарий. Детям нужно помогать развивать обе руки. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества.

Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

Лепка – это процесс создания изображения из мягкого пластического материала. К ней относятся процессы размягчения, уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания и другие.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Данная работа – это ещё одна попытка решения отмеченной проблемы. Таким образом, актуальность данного исследования очевидна.

Цель исследования - изучить историю лепки; ознакомить с материалами лепки; изучить приёмы и технику лепки из пластилина.

Объектом исследования данной работы является деятельность учащейся на уроках трудового обучения и во внеурочное время.

Предмет исследования: техника лепки.

Анализ решения проблемы позволил сформулировать гипотезу: последовательная и систематическая лепка из пластилина, действительно влияет на развитие творческих способностей учащихся, что благотворно отражается на процессе учебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определились следующие задачи:

    проанализировать имеющуюся теоретическую и методическую литературу;

    показать приёмы и технику лепки из пластилина;

    провести экспериментальную работу лепки из пластилина;

    доказать влияние лепки из пластилина на развитие творческих способностей младших школьников.

При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, описание, эксперимент, обобщение, поисковый метод.

  1. История возникновения лепки

1.1.Лепка: история, виды.

Лепка – это создание различных скульптур из всевозможных пластичных, подходящих для этой цели материалов. Для лепки люди в разные времена применяли глину, воск, соленое тесто, пластилин. Сегодня лепят в основном из глины либо из пластилина, однако простым словом «лепка» вполне допустимо назвать сложный процесс создания скульптур, элементов декора из мрамора, гипса, бронзы.

История лепки из глины

Лепка, пожалуй, является одним из самых древних видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. В глубокой древности, на заре цивилизации люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки. Но есть версия, что впервые человек догадался начать лепить, когда заметил, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался! После этого люди начали мочить глину, вначале ею покрывали плетенные из лозы корзины, делая их прочными и непромокаемыми. Стали лепить посуду и статуэтки.

Обжигать глиняную посуду и статуэтки люди тоже научились совершенно случайно, спустя столетия после того, как начали лепить из глины. Промокший глиняный горшок просто поставили возле открытого огня, чтобы он высох. Когда горшок остыл, люди заметили, что он стал прочнее и тверже, в нем теперь можно было без опасения хранить любые жидкости. Благодаря столь счастливой случайности люди стали активно применять в быту глиняную посуду. Уже после того, как был придуман гончарный круг, посуда стала более красивой, аккуратной, изящной.

В настоящее время лепка из всевозможных видов глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для миллионов взрослых и детей во всем мире. Это еще и крайне полезное для здоровья занятие – лепка успокаивает, учит концентрироваться, сосредотачиваться, творить.

Лепка из теста – не менее древнее искусство

Лепка из теста – искусство не менее древнее, однако все же менее распространенное, нежели лепка из глины. Разумеется, в древние времена люди лепили лепешки из муки и воды, чтобы их кушать. Их обжигали на огне или раскаленных камнях, и таким образом получился хлеб.

Однако лепкой из теста древние люди тоже занимались! Возможно, первыми, кто догадался это делать, были древние инки. Они лепили из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам. Есть сведения, что древние скифы (наши предки) тоже занимались лепкой фигурок из теста.

В Европе и Азии фигурный хлеб изготавливали ручным методом, без применения вспомогательных материалов. В начале семнадцатого века в Китае из теста делали марионетки, ими игрались дети, и с их помощью устраивали своеобразные кукольные театры. У племен в Гималаях в средние века из воды и ячменной муки делали фигуры животных и людей, их тоже приносили в жертву богам.

Славяне усердно лепили из теста самые разные обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. На Рождество родным и друзьям дарили баранки и козочек из сладкого теста, такой подарок был знаком уважения и любви. Да и просто игрушки для детей много сотен лет делались из такого уникального материала, как соленое тесто.

В современной Греции и Испании из соленого теста делают хлебные венки, они являются символами урожая. В Словакии, Чехии, Польше большую популярность имеют картины, сделанные из соленого теста, окрашенного в разные цвета.

Сейчас из соленого теста с удовольствием лепят и дети, и взрослые, из него делают картины, украшения, кукол, статуэтки, посуду, елочные украшения и многое другое.

Лепка из гипса

Говоря о лепке, нельзя не упомянуть о столь значительном материале, как гипс. Изделия из него применялись много сотен лет для украшения интерьера. Первый такой декор из гипса возник в Древнем Египте, еще фараоны жили во дворцах, украшенных гипсовой лепниной. Было это в пятом-втором веках до нашей эры. Из гипса тогда делали наличники, колонны, дверные порталы. В сотом году до нашей эры гипс стали применять и в Древней Греции, лепнина там была более изящной и сложной. Тогда же появились и кессоны, ордерная система колон, гипсовые скульптуры.

В наши дни скульптура из гипса и гипсовый декор не менее популярны, чем в древние времена. Сегодня технологии позволяют сделать изделия в любом желаемом стиле, от барокко до хай-тэка. Самое главное в этом искусстве – придерживаться технологии и не выходить за рамки выбранного стиля.

История лепки из пластилина

Пластилин - материал для лепки, состоящий из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих его высыханию. Само же название «пластилин» происходит от итальянского plastilina и древнегреческого слова plastos, означающего «лепной». Пластилин – один из первых материалов для детского творчества, и к тому же самый простой способ организовать досуг ребенка.

Изобрели пластилин не так давно, это произошло в позапрошлом веке в Англии. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью придумать для своих учеников материал для лепки, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово, на заводах, раскрасили его с помощью красящих пигментов.

Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не вымазывает кожу рук, может быть мягким и почти застывшим, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости.

Каким же должен быть хороший пластилин? Хороший пластилин не должен липнуть к рукам, крошиться и трескаться, в то же время он легко разминается и хорошо держит форму. Кроме обычного пластилина в наше время на прилавках магазинов можно встретить и всевозможные его разновидности: шариковый пластилин; пластилин, затвердевающий на воздухе; светящийся пластилин; скульптурный пластилин; пластилин на растительной основе для годовалых малышей и др.

    1. Инструменты для лепки

Хорошие инструменты и приспособления, нужные для осуществления творческого процесса, приносят радость и удовольствие от самой лепки, позволяют скрупулезно проработать детали определенной фигуры.

Важным инструментом для лепки является рабочая доска, которая служит не только для того, чтобы предохранить поверхность стола от пластилина, но и для образования базовых форм. Исходные заготовки из пластилина, раскатанные на хорошей рабочей доске, имеют гладкую и ровную поверхность, чего весьма трудно добиться только руками. В продаже имеются специальные пластиковые доски для занятий лепкой, но они больше подходят для уроков труда в школе. Деревянная доска может быть круглой или прямоугольной. Оптимальные размеры для нее – квадрат со сторонами по 25–30 см и толщиной доски 2–3 см. Для того чтобы доска не скользила по поверхности стола, можно приклеить с ее обратной стороны кусочки мягкой ткани.

Одним из главных инструментов при лепке является стека, которая должна быть легкой, небольшой, а главное – безопасной. В продаже имеются целые наборы стек различной формы, которые позволяют прорабатывать детали поделок из пластилина. Практически каждая коробка с пластилином содержит как минимум одну стеку из пластмассы, которой можно разрезать бруски материала на кусочки. Также можно пользоваться обычным одноразовым ножом из пластика, который имеет лезвие с мелкими зубцами или, наоборот, ровное, а обратная его кромка – прямая. Она может использоваться как линейка и для проработки определенных форм и пропорций.

Стеки изготавливают из пластмассы или дерева. Пластмассовой стекой очень удобно удалять прилипший к поверхности пластилин, не боясь при этом поцарапать покрытие стола или пола.


Виды стек .

В некоторых случаях для разрезания пластилинового бруска стека не подойдет, так как может потребоваться тонкий и точный разрез или расслоение. В таком случае пользуются резачком, который можно приобрести в магазине для творчества или изготовить самостоятельно. Таким резачком легко формовать тонкие заготовки для какой-либо поделки.

Самодельный резачок.

Мелкие детали на пластилиновых заготовках, тонкие прожилки на листочках, глаза, узорные линии и пр. неудобно выполнять стекой, а лучше использовать для этого остро отточенный карандаш или зубочистку.

Пластмассовая скалочка – замечательный инструмент, которым очень удобно раскатывать пластилин на тонкие пластины. Такие скалочки могут входить в комплект с пластилином или продаваться отдельно. Самое главное, чтобы пластилин при работе не прилипал к ее поверхности.

Часто в комплекте к скалочке прилагается набор пластмассовых или металлических формочек. Они могут выполняться в виде фигурок различных животных, а также листьев, фруктов, овощей и пр. Готовые формочки – прекрасный вариант для тех, кто любит создавать картины из пластилина. К тому же формочки помогут выполнить фигурки из затвердевающего пластилина, которые затем можно использовать для декорирования каких-либо поверхностей.

Для раскатывания ровных и длинных пластилиновых жгутиков или валиков пригодится деревянная или пластмассовая дощечка. А для того чтобы получить длинные и ровные жгутики, можно использовать одноразовый шприц без иглы.

Для хранения пластилина следует использовать пластиковые контейнеры или ведерки из-под майонеза. Пластилин в них будет защищен от пыли и мусора. В таких контейнерах также удобно хранить небольшие поделки.

Для получения рельефной поверхности можно использовать пластмассовую расческу, которой удобно наносить, к примеру, волны на пластилиновой картине или прорисовывать ствол дерева.

Для выставки детских работ потребуется картон, который должен быть достаточно жестким для того, чтобы не прогнуться под тяжестью поделки или целой композиции.

Подставка из картона также предохранит поверхность полки от пятен. Для этой цели прекрасно подходят упаковочные коробки, которые можно сразу нарезать на отдельные заготовки. Для маленьких работ, например фигурки человека, можно использовать жестяную крышку для консервирования. Пластилин к ней прилипает легко, а сама крышка довольно устойчива на поверхности стола или полки.

Немаловажным предметом является тряпка, которой после работы оттирают рабочие инструменты и руки от пластилина. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани, которая легко впитывает пластилин.

При занятиях с пластилином следует предохранять одежду ребенка от пятен и кусочков материала, поэтому работать следует в специальном рабочем халате.

1.3. Правила поведения и меры предосторожности

При работе с ним следует следить, чтобы он не падал на пол, а лучше всего застелить пол вокруг мастера старыми газетами, которые потом можно будет просто выбросить и избавить себя от необходимости очищать с ковра и пола прилипший пластилин.

Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду. После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.

Не стоит лепить из грязного пластилина, а чистый пластилин можно использовать несколько раз, даже если он стал непонятного цвета.

Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.

После занятий лепкой всегда нужно убирать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного пластилина.

Готовую или неготовую поделку убирать в коробку для поделок.

Стеки протирать чистой тряпкой и убирать в коробку или пакет.

    Основные приёмы и техника лепки

2.1 Основные приемы лепки пластилином

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

2. 2Техника лепки из пластилина

Кусок пластилина, отделенный от бруска, попав в руки мастера, начинает оживать, и теперь ему можно придать любую форму. Предварительно пластилин следует хорошо размять в руках до такого состояния, чтобы из него легко было скатать самую простую форму – шар, конус или цилиндр.

Шар , пожалуй, основная форма, из которой легко получаются все остальные. Несмотря на то, что это самая простая форма, но скатать идеально ровный шар получится не сразу и не у каждого.

Шар большого диаметра (около 3–3,5 см) лучше катать на поверхности (рабочей доске) круговыми движениями ладони, но давить на комок пластилина следует так, чтобы постоянно чувствовать толщину материала под рукой. Катать пластилин по доске следует равномерно, касаясь каждой его точкой, и придавливать ладонью более выпуклые и толстые места для того, чтобы выровнять комок во всех направлениях. Придать идеальную форму шара комку пластилина также помогают глаза, которые хорошо знают его форму и всегда заметят неровности и ошибки.

После того как шар скатан на доске, его следует обкатать в ладонях, для того чтобы он стал совершенно гладким. Каждый раз, катая в руках комок пластилина, получают совершенно другой шар по сравнению с предыдущим. Иногда шарики получаются похожими на яйцо или камешек с морского побережья, но со временем можно достигнуть идеальной формы; главное – постоянно тренировать руки, и тогда шары будут получаться идеальной формы.


Выполнение шара

Цилиндр. Шар является главной из всех исходных форм, теперь из него может получиться цилиндр, для чего необходимо раскатать шар между ладоней в направлении туда-сюда. Такой цилиндр, скорее, будет похож на «колбаску» и подойдет для поделки, в которой не требуется идеальной формы цилиндр. Выполнение цилиндра руками.

Для того чтобы получить цилиндр с достаточно ровной и гладкой поверхностью, можно воспользоваться дощечкой, прокатывая кусок пластилина между двух поверхностей также в направлении туда-сюда.

Выполнение цилиндра с помощью дощечки.

Цилиндр удобно раскатывать на доске прямыми пальцами рук, нажимая на его середину и перекатывая пластилиновый шар в направлении туда-сюда. Постепенно под давлением рук шар превратится в цилиндр. Раскатывая цилиндр на доске с помощью рук, можно получить достаточно гладкую и ровную поверхность. При раскатывании шара в цилиндр его длина увеличивается, а диаметр уменьшается, а для того чтобы цилиндр получился ровным, нужно равномерно нажимать на пластилин по всей длине. Пальцам рук следует своевременно менять свое положение и силу надавливания, для того чтобы добиться идеальной формы.

Катание продолжается до создания цилиндра нужного размера.

Выполнение цилиндра руками на дощечке.

Конус. Базовая форма конуса также получается из шарика. Для чего его кладут на доску и пальцами перекатывают одну половину шара по доске в направлении туда-сюда.

Выполнение конуса.

Одна часть шара сохранит первоначальную форму, а вторая вытянется и станет длиннее и тоньше. Таким образом, рабочая доска выполнит боковую поверхность конуса. При раскатывании шара в конус следует давить на пластилин не сильно и равномерно. Полученный конус сначала имеет сферическое основание, на котором он стоять не может, но такой конус можно использовать в качестве кроны дерева. А для того чтобы основание стало плоским и устойчивым на поверхности, необходимо пальцами взять конус за вершину, поставить выпуклым основанием на поверхность, слегка прижать и повернуть вокруг оси.

Пластина или лепешка.

Кажется, что нет ничего проще, чем раскатать пластилин в лепешку, но для этого также следует приложить старание и приобрести некоторый опыт. Пластина в большинстве случаев должна быть достаточно плоской, ровной, гладкой и одинаковой толщины. Очень удобно раскатывать из пластилина пластину с помощью специальной скалочки, но если таковой нет, то можно воспользоваться любым пластмассовым предметом цилиндрической формы. В таком случае получается достаточно ровная и гладкая пластина, из которой стекой или формочками легко вырезать нужные детали.

Пластину или лепешку можно выполнить руками, для чего следует изначально скатать шар нужного размера, а затем расплющить его руками – большим и указательным пальцами. При этом пластилин следует равномерно оттягивать во всех направлениях, для того чтобы получить аккуратную и одинаковую по толщине пластину. А для того чтобы поверхность пластины стала более ровной, ее нужно положить на рабочую доску и придавить сверху дощечкой.

Выполнение пластины: а – скалочкой, б – руками, в – дощечкой.

Жгуты и жгутики. Жгуты и жгутики получаются из исходной формы – цилиндров, для чего их раскатывают до нужной толщины и длины.

Пример поделки из жгутов.

При раскатывании длинного жгута средней толщины пользуются дощечкой или всей ладонью, стараясь равномерно надавливать на материал, для того чтобы получить ровную заготовку.

Маленькие тонкие жгутики раскатывают кончиками пальцев; и чем сильнее давить на пластилин, тем тоньше получится жгутик. Жгуты и жгутики часто используют в самых разных пластилиновых поделках, из них прекрасно получаются контурные рисунки и узоры на различных поверхностях.

Полоска.

Полоски разной толщины, длины и ширины легко получить из скатанных жгутов, для чего их просто нужно расплющить руками, прокатать скалочкой или придавить дощечкой.

Для того чтобы большой кусок легче было размягчить, его следует разрезать на несколько более мелких и разогреть каждый в отдельности, а затем соединить в единый комок.

Неровные края полоски всегда можно подправить стекой. Ровные и аккуратные полоски можно получить, разрезав пластину стекой.

2.3 Способы лепки пластилином

    лепка вытягиванием;

    лепка объёмных форм из отдельных частей;

    модульная лепка (используются валики, шарики, косички, многослойные диски, нарезка…);

    дизайн предметов бытового назначения;

    миниатюра;

    налепные украшения (их раскрашивание красками);

    пластилиновая аппликация (в т. ч. обратная);

    мозаика из мелких шариков;

    выкладывание жгутиками (витражная техника);

    рисунок пластилиновыми мазками (пластилинография);

    расписной пластилин (разрезание слоёного пластилина);

    создание фактурной поверхности;

    отпечатки различными предметами на пластилиновой основе торцевание на пластилине;

    рельефы (декоративные пластинки): барельеф, горельеф, контррельеф сграффито (многослойное процарапывание);

    раскатывание пластилинового листа, обрубовка;

    рисунок из пластилиновой ленты;

    смешивание цветов (цветоведение).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

    мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;

    внимания и усидчивости;

    изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

    навыков контроля и самоконтроля.

Формы организации детей на занятиях разнообразны: индивидуальное выполнение, в парах, когда двое договариваются и планируют совместную деятельность (чайный сервиз из киндер сюрпризов), в группах, конвейером (для большой коллективной работы заранее делали различные заготовки).

При использовании нетрадиционных техник и интегрированного подхода в обучении, диагностика («Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» ), проводимая в конце года, всегда показывает высокий уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, а результат - необычные, оригинальные выставки и творчество детей.

Нетрадиционное - это всегда качество, удивление, озарение, прогресс.

    Экспериментальная работа

3.1 Виды работ.

В процессе лепки.

Я очень люблю лепить из пластилина, поэтому дома в свободное время я занимаюсь лепкой. Хочу предоставить мои работы для просмотра, и рассказать на какие мои способности повлияла лепка из пластилина.

Герои из любимых мультфильмов.

В кругу семьи.

Весёлая ферма.

Попугаи в зоопарке.

Моя любимая игрушка «Весёлый пёсик».

При наклонах вперёд и назад издаёт звуки: лает.

Мир природы.

Насекомые.

Звери.

Птица.

В пути.

Подарок.

Заключение

Как было сказано ранее, из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка из пластилина. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое мышление, мелкую моторику рук и пространственное воображение. Целью моей работы было доказать на примере, что систематическая и последовательная лепка из пластилина имеет не маловажное значение на развитие творческих способностей младших школьников.

В процессе данной работы была проанализирована и проработана методическая и теоретическая литература. Мною были изучены различные техники лепки и способы.

Задачи поставленные в начале исследовательской работы решены. Их выполнением нам удалось подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы: последовательная и систематическая лепка из пластилина действительно влияет на развитие творческих способностей, что благоприятно отражается на процессе учебной деятельности.

Результаты исследовательской работы подтвердились, так как я уже долгое время занимаюсь лепкой из пластилина, это благотворно влияет на процесс учебной деятельности.

Для развития с психологической точки зрения

    развивает пространственное, творческое мышление; способствует формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

    повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику, общую ручную умелость; синхронизирует работу обеих рук;

Для эстетического развития:

    Учит видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Для развития художественных способностей:

    способствует творческому отношению к миру; формирует образное видение

    формирует умение видеть и передавать пространственные отношения частей предмета изображения, элементов композиции

    формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать и анализировать его;

    формирует чувство пропорций и чувство пластики,

Для самовыражения:

    лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно - пластичных образах;

    это самый непосредственный вид деятельности, т.к. уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами;

    в лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов)

    позволяет совмещать занятие и игру

Для решения воспитательных задач:

    бережное отношение к своей и чужой работе, а у родителей - к труду своего ребёнка

    трудоспособность, т.к. ваяние требует длительной, кропотливой работы, воли и целеустремлённости.

Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Занятие лепкой мне очень хорошо помогают в учебном процессе. Учусь отлично, замечательная память, красиво и аккуратно пишу в дневнике и тетрадях, развита речь и другие психические процессы.

Список литературы

1. Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина», 2010. -219с.

2.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» – Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.

3. « Пластические искусства: краткий терминологический словарь».- М., 1995.

4. Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». - М., 2005.

5. Оралбекова Т. Ш. «Методическое пособие». – Ал. 1998.

6. Сухомлинский В. А «Педагогика»

7.Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

8.Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.

9.Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006.

10.Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

Нина Власова
Детская исследовательская работа «Пластилиновая история»

Пластилиновая история

Введение.

У каждого человека есть любимое занятие, которому он посвящает свое свободное время, и даже свою жизнь. Мне очень нравится лепить, но у меня плохо получается. Однажды в передаче «Спокойной ночи малыши» показали мультфильм «Пластилиновая ворона», который мне очень понравился. Мне стало интересно узнать, кто же придумал пластилин и откуда он появился, какие интересные поделки можно сделать из него?

Объект исследования: пластилин.

Гипотеза: Существует много видов пластилина, из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ.

Целью данной работы явилось изучение различных видов пластилина и приготовление пластилина в домашних условиях.

Для достижения поставленной цели определили задачи:

1. Ознакомиться с историей пластилина.

2. Рассмотреть виды пластилина.

3. Отметить особенности пластилина.

4. Приготовить в домашних условиях новый вид «мамин пластилин».

Пластилиновая история

1.1 История появления пластилина.

Название «пластилин» означает «лепной» значит лепить.

Пластилин стал известен миру с 19 века, впервые он появился в германии и есть еще одна версия, что позже в Великобритании.

Создателем этого материала был Джо Маквикер. Пластилин сначала был серого цвета и использовался для оконной мазки и чистке обоев от пятен. Когда Джо оправил образец массы своей сестре работающей в детском саду, то та стала использовать массу для лепки, в место глины. Детям это масса очень понравилась, так как не пачкались руки.

1.2 Из чего изготавливают пластилин.

«Пластилин» - это пластичный материал, состоящий из глины и воска с добавлением животных жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию и затвердения. В состав современного пластилина помимо всего этого еще и красители, и мелкий очищенный глиняный порошок .

1.3 Особенности пластилина:

Пластилин является популярным материалом для свободного творчества. Как детей, так и взрослых;

Благодаря пластичности из него можно вылепить что угодно: от симпатичных зверюшек, до целого города.

Если для того, чтобы исправить нарисованную картину, нужно брать ластик или новый лист бумаги и рисовать заново. С пластилином дела обстоят проще «Не получившуюся» часть можно вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальные части творения.

Он является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы. Которыми можно порезаться.

Работа с пластилином учит внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии.

1.4 Правила безопасной работы с пластилином.

Нельзя брать пластилин в рот

Нельзя тереть глаза во время лепки грязными руками

Обязательно мыть руки после работы с пластилином .

2. Методы исследования.

В рамках проводимого проекта провели экскурсию по магазинам, приготовили домашний пластилин и проявились новые работы с пластилином.

2.1 Экскурсия по магазинам города.

В выходной день с мамой побывали в магазинах города, где продают разные виды пластилина. На прилавках магазина «Неваляшка», «Витязь» и книжных магазина «Дипломат», «Секретарь» можно найти пластилин самых необычных оттенков и видов и пасты для лепки. На прилавках магазинов мы рассмотрели виды пластилина. Это такие виды как: восковой разных оттенков, шариковый, два вида Арт. пластилин (мягкий для картин и твердый для поделок, масса для лепки.

2.2 Информация с интернета

Из интернета узнали, что есть и другие виды пластилина:

Умный пластилин на ощупь напоминает жевательную резинку;

Съедобный пластилин;

Плавающий пластилин, где можно отправиться в настоящее плавание;

Прыгающий пластилин, где поделки из него прыгают, как настоящие.

2.3 Приготовление домашнего «Маминого пластилина»

С мамой решили, что если сделать домашний пластилин.

Для изготовления домашнего пластилина нам понадобилось следующие ингредиенты:

*горячая вода-2 стакана,;

*растительное масло- 2 столовых ложки;

* мука- 2 стакана;

* соль -1- стакан;

* лимонная кислота -1 столовая ложка;

*пищевые красители разных цветов.

2.4 Творческие изготовления из «Маминого пластилина.

У меня дома появляются поделки из маминого пластилина, которые я сам вылепил. Это и динозавры, которые жили миллионы лет назад, и роботы будущего, т. е. я могу побывать и в далеком прошлом, и создать что – то еще неизвестное, непознанное. Помогает мне в этом мой волшебный удивительный пластилин!

Мне требуется терпения и усидчивость, зато результаты меня радуют!

Заключения.

Я познакомился: с историей создания пластилина с разнообразием видов пластилина. В результате проведённой работы можно сделать вывод: для детского творчества подходят все виды пластилина.

Мои исследования показали: что пластилин можно приготовить самим, из натуральных ингредиентов: муки, масла, соли.

Я выяснил: Что «Мамин пластилин» лучше использовать, так как он хорошо смешивается, имеет широкий спектр цветов, хорошо склеивается, держит форму и не пачкает руки.

Что такое пластилин?

Он – наш друг номер один!

Наши руки укрепляет

И скучать не разрешает,

Что такое пластилин?

Это – материал для лепки,

Мягкий он и разноцветный.

Что такое пластилин?

Это - для фантазий средство,

Нам играть с ним интересно!

Список литературы:

Морозова О. А. Волшебный пластилин: Рабочая тетрадь по художественному труду. М. : «Мозаика – Синтез», 1998.- с. 18

Черняева А. Нет пластилина лучше, чем у мамы!//Дошкольное образование. -2013-№5.-с. 63.

Здравствуйте, меня зовут Можаев Тимофей Николаевич, мне 6 лет, Я воспитанник детского сада №14 «Светлячок».

Моя исследовательская работа называется «Пластилиновая история»

У каждого человека есть любимое занятие и у меня тоже есть. Мне очень нравиться лепить, но у меня плохо получается. Посмотрев мультфильм «Пластилиновая ворона» мне стало интересно узнать, кто же придумал пластилин.

Мы с мамой решили:

Узнать историю пластилина;

Рассмотреть виды пластилина;

Приготовить новый вид пластилина своими руками.

И получилась у нас пластилиновая история.

Название «Пластилин» означает «лепной» значит лепить. Пластилин стал известен миру с 19 века, в первые он появился в Германии и есть ёще одна версия, что позже в Великобритании.

Создателем этого материала был Джо МАКВИКЕР. Пластилин сначала был серого цвета и использовался для оконной мазки и чистке обоев от пятен. Когда Джо отправил образец массы своей сестре работающей в детском саду, то та стала использовать массу для лепки в место глины.

Детям это масса очень понравилась, так как не пачкались руки. Пластилин сначала был только серого цвета.

Я выяснил, что «Пластилин» - это пластичный материал, состоящий из глины, и воска с добавлением животных жиров, вазелина и других веществ, который не дают высыхать и затвердеть. В состав еще добавляют разные красители.

Мне стало понятно: что пластилин является популярным материалом для свободного творчества, как для детей, так и взрослых.

Если для того, чтобы исправить нарисованный рисунок. Нужно брать ластик и новый лист бумаги и рисовать заново. С пластилином проще «Не получившуюся» часть можно вылепить заново, и не исправлять основные части творения. Он еще является самым безопасным материалом для детского творчества.

Я теперь буду соблюдать правила работы с пластилином:

Нельзя брать пластилин в рот;

Нельзя тереть глаза во время лепки грязными руками;

Обязательно мыть руки после лепки.

Я познакомился:

В выходной день мы с мамой прошлись по магазинам города, где продают пластилин. На прилавках магазина «Неваляшка». «Витязь».«Дипломат» можно найти пластилин самых необычных цветов и видов.

На прилавках пластилина рассмотрел виды пластилина. Это такие как:

Восковой разных цветов, которым мы пользуемся в садике;

Шариковый;

Два вида Арт. пластилин мягкий для картин, а твердый для подделок;

Масса для лепки.

Из интернета узнал, что есть и другие виды;

Умный пластилин на ощупь напоминает жевательную резинку;

Съедобный пластилин, для самых маленьких;

Плавающий пластилин, где можно отправиться в настоящее плавание;

Прыгающий пластилин, где подделки прыгают, как настоящие.

Я выяснил, что можно приготовить свой вид пластилина, как это мы сделали вместе с мамой. Для «Маминого пластилина» нам понадобилось:

Горячая вода 2 стакана, растительное масло -2 ст. ложки, мука 2 стакана,

Соль-1 стакан, пищевые красители.

Как мы готовили: рассказывает по фотографиям.

Что у меня получилось: У меня дома появляются новые поделки

Хочу с гордостью отметить, что «мамин пластилин» лучше, так как он хорошо смешивается, можно создать любой цвет, хорошо склеивается, держит форму и не пачкает руки.

В ходе исследования, я понял «Что такое пластилин»

Что такое пластилин»

Он- наш друг номер один7

Наши руки укрепляет

И скучать не разрешает,

Что такое пластилин?

Это – материал для лепки.

Мягкий он и разноцветный.

Что такое пластилин?

Это – для фантазий средство,

Нам играть с ним интересно!

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 5»

Пластилиновая история

Творческий проект

Выполнил: обучающийся 3 г класс,

Скляров Дмитрий

Руководитель: Демиденко Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов

Мыски 2016

Введение 3

I . Подготовительный этап

1.1. Что такое пластилин……………………………………………………. 5

1.2 Свойства пластилина……………………………………………………. 6

1.3 Применение пластилина…………………………………………… …... 7

1.4. Анкетирование………………………………………………………… .. 8-9

II . Основной этап

2. 1. Разработка идеи, выбор лучшей……………………………………… 10

2.2 Этапы выполнения картины «Морячок»…………………………. 11-12

III . Заключительный этап ……………………………………………… 13

Список литературы ……………………………………………………... 14

Приложение ……………………………………………………………… 15-18

Содержание

Я весь мир слепить готов Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин.

Введение

Для большинства жителей нашей планеты поделки из пластилина связаны с детством. Этот универсальный материал традиционно используется для развития мелкой моторики рук, а в дальнейшем художественных навыков, а также для изготовления оригинальных и незатейливых вещей.

Мне нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Я уже умею лепить всевозможные фигуры: кукол, зверей, загадочных существ. Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина.

Так возник проектный замысел изготовление картины из пластилина.

Цель проекта выяснить возможности пластилина и освоить разные техники работы с ним, создание картины в технике пластилиновая живопись.

План работы над проектом:

    Выяснить происхождение пластилина.

    Установить на основе эксперимента свойства пластилина.

    Изучить приемы работы с пластилином.

    Освоить технику пластилиновая живопись

    Пополнить свою «копилку» новыми поделками, слепить картину в технике пластилиновая живопись.

    Презентация и защита проекта.

Тема моей творческой работы будет актуальна, наверняка, ещё много лет. Потому что изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес и приносит удовлетворение результатами труда.

В работе над проектом использованы общепринятые методы сбора и обработки информации.

I .Подготовительный этап

    1. Что такое пластилин

Слово «пластилин» берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastós, что означает лепной. Материал для лепки, пластилин был известен очень давно, им пользовались для выполнения работ еще в средние века. В его изначальный состав входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска – озокерита, сала и других веществ. История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы сейчас пользуемся. Первая версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Неизвестно как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное, чем глина, пришлось по нраву. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. Коммерческий успех пришел к пластилину в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги: покупатели буквально сметали с полок в отделах игрушек баночки с беловатым податливым веществом. Сейчас в пластилиновых наборах можно встретить не только все цвета радуги, но даже серебряную и золотую массу для лепки. Которая стала поистине золотой жилой для своего изобретателя, Джо Маквикер стал миллионером в 27 лет.

Основные виды пластилина : (Приложение 1)

обычный детский пластилин, профессиональный скульптурный, арт-пластилин, отскакивающий (прыгающий ) , шариковый , застывающий , «умный ».

1.2.Свойства пластилина

Пластилин является популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными изделиями. Я сравнил свойства глины и пластилина:

    Глина - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.

    Глина – крошится, растрескивается, а пластилин – нет.

    Глина – теряет свои качества при длительном хранении, а у пластилина – срок годности не ограничен.

    Глина - бесцветный материал, а пластилин – цветной.

    Глина – сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

    Глина - могут жить там разные червячки и их личинки, а пластилин – экологически чистый, безвредный.

Секреты пластилина . Это – пластичность; вязкость, «прилипчивость»; цветность. Каким должен быть хороший пластилин:

    легко разрезаться пластмассовым ножичком;

    быстро согреваться в руках и становиться мягким;

    не крошиться, но и не размазываться;

    не таять;

    легко отмываться с рук теплой водой;

Вы никогда не задумывались, из чего делают пластилин? А я вот задумался. Сначала я думал, что пластилин, состоит из каких – то сложных веществ. Однако, собирая материал о пластилине, я узнал его состав. Он оказался не такой и сложный.

Пластилин – это та же глина, с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. Поэтому в состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать.

Помимо заводского пластилина существует еще и его самодельный аналог. Для изготовления этого материала в домашних условиях необходимо в стакане миксера смешать 200 грамм соли, 400 грамм муки и столовую ложку аптечного медицинского порошка «alann» наподобие желатина. Затем туда же следует влить пол-литра кипятка и быстро все перемешать, чтобы не осталось комочков. Далее в смесь требуется добавить 1 столовую ложку подсолнечного масла и много яркой пищевой краски. Когда масса станет густой и миксер уже не сможет ее перемешивать, необходимо пластилин вынуть из стакана и хорошенько замесить как тесто. Хранить такой домашний материал для лепки следует в закрытом пакете или банке.

1.3.Применение пластилина

После того, как я изучил всю литературу по теме, я решил провести анкетирование среди обучающихся 3 г класса МБОУ « СОШ № 5». Общее число опрошенных составило 22 человек. Возраст опрашиваемых - дети от 8 до 9 лет.

Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы. – 2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 1985.

Технология: секреты мастеров: учебник 4 класса общеобразовательных учреждений/ Н. М. Конышева. – 6-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.

Приложение 1

Рис.1 Пластилин обычныйРис.2 Пластилин скульптурный

Рис.3 Пластилин прыгающий Рис. 4 Арт-пластилин


Рис.5 Застывающий пластилин Рис.6 «Умный пластилин»


Рис.7 Шариковый пластилин Рис.8 Плавающий пластилин


Приложение 2

Рис.10 Стулья Рис.11 Кресло

Рис.12 Кадр из мультипликационного Рис.13 Заставка передачи

Фильма «Пластилиновая ворона» «Спокойной ночи, малыши»


Рис.14 «Пластилиновый Рай» Рис.15 Автомобиль Chevrolet

Orlando MPV


Приложение 3

Этап работы

Описание работы

Инструменты и материалы

Основа для картины(готовая заготовка)

Изучение рисунка

Картон

Подбор пластилина

Выбрать пластилин нужного цвета.

Пластилин

Размазываем пластилин по рисунку.

Вылепить фигурку морячка способом нанесения пластилиновых мазков на основу с помощью рук.

Пластилин, стека

Делаем корабль

Вылепить каждую деталь из пластилина нужного цвета. Выложить рисунок на основе из сделанных деталей

Пластилин

Украсить поделку

Вылепить каждую деталь из пластилина нужного цвета. Выложить рисунок на основе из сделанных деталей.

Пластилин, стека

Оформление изделия

Вставить картину в рамку

Рамка

Приложение 4

Фото.1 «Моя работа» Фото 2. Домашний пластилин


Фото 4.Работа над картиной Фото 5. Картина «Морячок»


Фото 4.Работа над картиной Фото 5 Картина «Морячок»

Лепка – один из интересных и увлекательных видов прикладного творчества. Чем глубже постигаешь азы, тем больше открывается для тебя что-то новое. Хочется лепить, неординарно подходя к подбору материалов для работы: ракушки, камешки, ткань, мех, кожу и многое другое любопытно добавить в тесто. От этого работы приобретают живость, неповторимость и очарование.

Спорный вопрос происхождения пластилина.

Первая версия.

В 1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбут разработал новый, знакомый всем нам, пластилин, взяв за основу его первоначальный состав и добавив в него красок растительного происхождения. Затем он получил патент в 1899 году, а в 1900 году на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Фабрика проработала до пожара в 1968 году. В «глину которая никогда не высыхает» , как он ее вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Оригинальный пластилин был серого цвета (его точная формула до сих пор – СЕКРЕТ), но поступил в продажу уже в четырех цветах, а в вскоре выпускался во множестве ярких цветов. Название «пластицин» придумывали всей семьей.

Вторая версия.

Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был, более пластичным инее пачкал руки. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях.

Шариковый пластилин появился совсем недавно. Необычность этого материала в том, что он состоит из маленьких шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Цвета такого пластилина хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Лепить из шарикового пластилина – одно удовольствие, ведь он совсем не липнет к рукам и абсолютно безопасен. Готовые поделки высыхают в течение 24 часов.

Есть еще и очень интересный пластилин, который появился совсем недавно, это арт – пластилин или пластилин ключниковых. Арт – пластилин бывает двух видов. Арт – пластилин «мягкий» - подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций. Арт – пластилин «твердый» или каркасный – подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек. Изделия из этого пластилина подвергаются отвержению в бытовых условиях. Например, за 15-20 минут в горячей воде, духовом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ – печи.

Почему пластилин так популярен? Почему мы пользуемся пластилином, а не глиной или чем – то другим. В чем его преимущество?

Пластилин в отличие от глины и воска остается мягким, практически не твердеет и не сохнет. В отличие от керамики, он имеет широкий спектр цвета, не прилипает к рукам. Пластилин приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет продолжать с ним работу через любой промежуток времени. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ. Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев.

Для тех, кому нравиться лепить, есть рецепт приготовления «домашнего пластилина», который будет абсолютно безвреден.

Для этого нам потребуется:

400 гр. муки, 200 гр. соли, 500 мл. кипящей воды, 1 столовая ложка «alann» (это порошок, похожий на желатин, он не вреден и продается в аптеке) и 1 столовая ложка подсолнечного масла.

Муку, соль и «alann» перемешать в одной чашке, налить кипяток и быстро перемешать, не допуская образования комочков. Перемешивать лучше миксером. После того, как налили воду, добавьте столовую ложку масла. В кипяток нужно добавить пищевую краску в большом количестве, чтоб цвет стал красивый и сочный. Когда масса станет густой и миксер не сможет далее крутить, нужно еще хорошенько замесить массу, как тесто. И пластилин готов!

Домашний пластилин можно сушить и на воздухе и в микроволновке, покрывать лаком и даже пробовать на вкус (соленый!). Домашний пластилин, завернутый в пакет, может храниться в холодильнике около месяца. Наконец, такой пластилин не должен размываться, прилипать и пачкать столы, полы, стены, одежду и руки!

А вот что можно сделать из пластилина:

МЕДВЕДЬ В БЕРЛОГЕ

В У Л К А Н

Чтобы изготовить вулкан, вполне безопасный и тем не менее очень эффектный, потребуется тарелка, пластилин, питьевая сода, уксусная кислота(уксус), краситель (можно взять фукорцин из домашней аптечки или красный пищевой краситель, или свекольный сок), любая жидкость для мытья посуды.

Пластилин делим на две части и одну из них раскатываем в плоский «блин» - основание вулкана, а из второй лепим полый конус с отверстием наверху (склоны вулкана). Защепив обе части по краям, надо налить внутрь воду и убедиться, что «вулкан» не пропускает ее снизу. Объем внутренней полости «вулкана» не должен быть очень велик (лучше всего 100-200 мл. , это емкость стакана). Вулкан на тарелке ставят на поднос.

Чтобы «зарядить» вулкан «лавой», готовим смесь жидкости для мытья посуды (1 столовая ложка), сухой питьевой соды (1 столовая ложка) и красителя (достаточно нескольких капель). Эту смесь наливаем в вулкан, а потом добавляем туда уксус (четверть чашки). Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа. Из жерла показывается ярко окрашенная пена

Пластилин – чудесный уникальный материал для творчества, известный каждому с детства. Однако не каждый знает историю появления пластилина, который был создан в 19 веке, благодаря экспериментам преподавателя британской школы искусств Вильяма Харбутта.

В том виде, в котором мы его знаем, всеми любимый пластилин появился в конце 19 века. Однако авторство изобретения является спорным. Официально признанным автором является британец William Harbutt, который в 1899 получил патент на незасыхающую пластичную глину под названием «Plasticine». Однако несколько ранее, в 1880 году было запатентовано схожее и по составу, и по названию, изобретение: автором модельной массы «Plastilin» стал фармацевт из Германии Franz Kolb. Поскольку общественное признание за создание пластилина все же осталось за англичанином Вильямом Харбуттом, расскажем именно его историю.

Пластичная масса для студентов
Пластилин появился в результате постоянного экспериментирования автора, работавшего над простым и практичным материалом для моделирования. Вильям бы преподавателем школы искусств, и его целью было создание для студентов такого материала, который бы, в отличие от застывающей глины, можно было применять многократно. Однако получившаяся у Харбутта пластичная масса очень полюбилась не только студентам, но и его собственным детям, которые заполнили пластилиновыми изделиями буквально весь дом.

Пластилин создавался в образовательных целях, но он настолько понравился студентам и семье Харбутта, что преподаватель стал подумывать о его коммерческом применении. Целью автора было дать возможность и другим детям насладиться лепкой из этого прекрасного материала. Первоначально пластилин был только одного цвета – серого. После того, как продукт был запатентован, он поступил в продажу в четырех различных цветах. В настоящее время можно купить детский пластилин, имеющий куда более богатую цветовую гамму.

Современный пластилин
Нужно ли говорить, что в настоящее время лепка из пластилина рассматривается как важный и необходимый элемент для развития детей. Поделками из пластилина занимаются и совсем маленькие детки в детских садах, и более взрослые – в художественных студиях, из пластилина создаются мультфильмы и художественные композиции. Одним из самых известных масштабных проектов стал «Пластилиновый рай» английского телепродюсера Джеймса Мэй, в котором поучаствовали более 2 тыс. человек. На лепку пластилинового сада ушло 2,6 тонны пластилина и 6 недель активной работы.

Классический рецепт пластилина – глиняный порошок, животные жиры, воск, красящие ферменты, а также другие компоненты, препятствующие высыханию. Однако сейчас, помимо классических вариаций, под названием «пластилин» выпускаются самые разные составы. Например, можно купить мягкий пластилин для лепки, который идеально подходит для малышей. Есть безопасный пластилин на растительной основе, не имеющий добавок, способных повредить малышу при попадании в рот. Выпускается скульптурный пластилин и пластилин для обжига. Без сомнения, с появлением такого чудесного материала, как пластилин, мир стал намного богаче и интереснее.