Детские потешки для детей 2 3 лет. Игры-потешки для развития мелкой моторики рук

А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ

Со станции Топтушкино,

До станции Кровать

Скорей добраться нужно нам!

И - чуточку поспать!

На станции Вставайкино

Проснешься - выйдешь сам!

И побежишь в Играйкино,

К друзьям и чудесам!

Ну а пока приехали

На станцию Кровать!

На этой сонной станциии Так сладко засыпать...

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха - по другой-

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать.

Баю-баю-баиньки,

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.

Ах, ты котик серенький,

Хвостик у тебя беленький,

Брысь, котик, не ходи!

Наших деток не буди.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко..

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают...

Шея не напряжена

И расслаблена она.

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело

И РАССЛАБЛЕНО ВСЁ ТЕЛО..

Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил - так убери.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот - тарелка, вот - еда.

Не останется следа.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

«Не хочу есть манную кашу!»

Кричала девочка Маша.

«Правильно» - думала каша,

Хорошая девочка Маша».

Посадим на ложку

Капустку, картошку - и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке - гляди!

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет - кашкою,

Другой - простоквашкою,

Третий скажет - молочком

И румяным пирожком.

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Ну и каша!
Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.
И мизинчик
Попробовал малость.
Чуточку съели
Лобик с макушкою,
Остальное ушки докушали!

Вот это – хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша.
А это её тарелочка.
А в этой тарелочке...
Нет, не каша

Нет, не каша
И не угадали:
Села Маша, съела кашу –
Всю, сколько дали!

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два,
Паше - два,
Ване - два,
Тане - два,
Саше - два,
Маше - два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб всё вокруг сверкало»

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

  • Посмотрите, крошки,
  • На свои ладошки.
  • Ах, какие ладошки!
  • Чистые ладошки!

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.

Из колодца курица

Принесла водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся!

Грязь, сдавайся!

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Чистим чистим трубочиста

Чисто чисто, чисто чисто

Будет будет трубочист

чист чист чист чист.

Кран,
Откройся!

Нос,
Умойся!

Глаз,
Купайся!

Грязь,
Сдавайся!

В руки мыло мы возьмем,
И водичку мы польем,
Моем руки быстро, быстро, быстро.
Моем чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!

Начинаем наш урок .
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять -
Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.
Таня будет очень рада!

Тёма, Тёма-малышок!
Ты садись-ка на горшок,
Не ходи угрюмый,
Посиди-подумай!

Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай,
Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись,
Сделай, деточка, сюрприз!

Мы с тобой пойдем гулять
Будем прыгать и играть.
Что же ты забыл, дружок?
Сесть на Мишенькин горшок.
Молодец, теперь скорей
Побежали до дверей.

Горшок – зеленый наш дружок.

Твой цвет всегда нам говорит:

«Садись скорей,

Ведь путь открыт!»

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Взрослых, детка, слушайся.

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий

ЛЕВУШКА

Левушка? Не Левушка...

Ревушка? Не ревушка...

Так откуда «Уу-уу!!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет.

ГОРОШЕНКИ - НЕПРОШЕНКИ

Го-ро-шинки,

Не-про-шенки,

Откуда вы взялись?

Автобусом иль поездом

До Насти добрались?

Не-е-ет, Портить настроение

Никто вас не просил!

А может ты не плакала,

А дождик моросил?

Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, Андрюшка мой?

Нет, не плачет наш дружок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!

ПРО ЯНУ-НЕСМЕЯНУ

Насупилась, нахмурилась,

Ну вот! Совсем не Яна!

А может, в гости к нам пришла

Царевна Несмеяна?

Опять капризничать начнет,

Наплачет - океан!

Ну вот, и слезный дождь идет -

Мы знаем Несмеян.

Сейчас бы лодку намечтать,

И весла раздобыть,

И через этот океан

Куда-нибудь уплыть.

Туда, где солнышко живет,

И где растут бананы,

И где не плачут никогда Царевны Несмеяны!

ХНЫЧУ-ПЛАЧУ

А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор - Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

ГДЕ ТЫ, ДЕДУШКА-МОЛЧОК?

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, Помолчим...

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ничего не говори.

БЫЛ У КОШКИ ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ

Представляешь?!

В воскресенье

Был у Кошки день рожденья!

Кошка хвостиком играла –

Веселилась, хохотала!

Мячик по полу катала –

Веселилась, хохотала!

И по комнате скакала –

Веселилась, хохотала!

А потом устала Кошка, И поплакала немножко: мяу!

ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ

(на коленях)

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы совсем уже не плачем,

Все у нас в порядке.

А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Но чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родимый!
Посажу тебя в коляску,
Расскажу интересную сказку.

Таня варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету, пальчика, пропал,
В свой домишка не попал,
Таня варежку сняла
Поглядите-ка, нашла.
Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

КУДА ПОШЛИ КОЛГОТКИ?

В деревню Потеряево

Пошли гулять колготки.

Пошли и потерялись там,

Ах, бедные сиротки!

Сидят они под кустиком,

Не плачут, а ревут!

Хозяюшку, хозяюшку,

Хозяюшку зовут.

И вспомнила хозяюшка,

Где вечером была!

Сходила в Потеряево, Колготочки нашла.

Раз, два, три, четыре, пять -

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки, калошки…

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и играть.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Наша Танечка идет!

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Пироги да каша!

А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Но чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настенькин любимый.
Станешь ты, как гномик, Маленький, красивый!


Потешки для детей 2-3 лет в детском саду самым маленьким были придуманы еще на Руси. Это не просто стихотворения, а целый мир русского творчества (народного), помогающий в те времена воспитывать и развивать малышей.

Даже сейчас потешки для самых маленьких являются палочкой выручалочкой для современных родителей в воспитании своих сорванцов. Чтение потешек вместе со своим 2-3 летним чадом сопровождает движение. Это значит, что русские стихи потешки для малышей нацелены развивать речь, мелкую моторику и даже физически.

  1. Потешки для самых маленьких с движениями подходят карапузам даже с рождения. Пока новорожденный ребенок еще не может контролировать движение своих ручек и ножек. Напевая народные потешки для детей можно делать крохе массаж и развлекаться.
  2. Это укрепляет физический тонус мышц у крохи и, слушая как вы произносите русские поговорки и скороговорки они откладываются у него в памяти. Разучивание потешки можно начинать в любом возрасте, хоть в год, хоть в три.

Какие потешки выбрать зависит только от вас. Тема таких стихотворных занятий может быть любой. Так, например, потешки про животных помогают в изучении фауны, в форме игры крохе проще понять, как мяукают кошки, как гавкают собачки и т.д.

Стишки нынешние отличаются от стишков прошлых лет. Это творчество в народе на Руси спасало и помогало практически всем женщинам. Отличие от современных стишков у них заключается в том, что в них употребляется много слов, которые в современной литературе уже вышли из употребления.

Многие считают, что раз слов таких не употребляется, значит эти потешки не научат ничему хорошему. Но это не совсем так, если вам не нравятся какие-то слова, всего лишь замените их теми словами, которые кажутся вам наиболее правильными. Правильно начинать обучение и развивать речь у крохи с младенчества. Поэтому замените слова «Чего» на слова, которые употребляются в настоящее время, к примеру, на слово «Что».

Вместо того чтобы показывать своей крохе мультики купите малышу книжки-иллюстрации. В такой литературе много полезного. Во-первых, там красочные иллюстрации, могут даже быть мультики, что привлекает карапузов, также эти книжки содержат потешки чистоговорки. В чистоговорках повторяются одни и те же звуки, например, потешка Петушок.

  • Если это потешки чистоговорки в них должны употребляться повторяющиеся звуки (например, «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-Ку», «Бе-бе-бе» и т.д.). Развивающая книжка потешка Петушок содержит красочные иллюстрации (известные мультики) и вам не обязательно их заучивать наизусть, вам достаточно читать с выражением и интересной интонацией, а малыш может просто смотреть на картинки и слушать.
  • В дальнейшем старайтесь учить читать карапуза по этим книжкам. Особенно полезны чистоговорки. Во-первых, малышу будет проще за счет повторения слогов, а во-вторых будет развиваться дикция, и вам не будут нужны услуги логопеда.

Русские народные потешки (Сборник). Детям от 0 до 3 лет

Игры потешки

Все детки без исключения любят играть в игры, в детском садике малышей выводят на прогулки и на утреннюю зарядку. Самыми разнообразными способами воспитатели пытаются привлечь сорванцов к детской физкультуре, для таких целей подойдут всем известные потешки ладушки и любая считалочка во время салок или пряток.

Находясь дома можно играть в активные игры с малышом и проговаривать смешные стишки и песенки. Лучшие потешки развивают карапузиков в комплексе, они быстрее познают окружающий мир. Тот малыш, который слушает потешки пословицы начнет говорить намного раньше своих сверстников.

Прикольная игра для маленьких человечков на коленях у родителей. Кроху сажают на коленки к себе, и начинают «ехать» при этом приговаривая :

  • Ехали, ехали,
  • В лес за орехами,
  • По кочкам, по кочкам,
  • По дивным лесочкам,
  • В пробку попали,
  • На гудок нажали, Бип-Бип! (или в ямку Бух!)

При этом последнем действии родитель может раздвинуть коленки чтобы малыш слегка провалился «в ямку» или изобразить гудок, слегка ущипнув за бочок. Такие игры для детей 2-3 лет и в детском саду очень нравятся ребятне.

В детском саду или дома можно делать зарядку с карапузами. Для зарядки подойдет потешка солнышко или про петушка, в общем все что связано с утром и детворой. Вы должны вместе с детишками делать зарядку, при этом совершать физические действия. Например, «вышло солнышко багряное» – все вместе с положения сидя поднимают ручки и плавно поднимаются, «мы поклонимся солнышку» – все делают наклон в низ опуская руки и т.д.

Перед сном

Потешки перед сном особенно запоминаются крохой. Сон беззаботное мгновение которого ждут родители, укладывая свое маленькое счастье спать. Чтобы процесс укладывания прошел интереснее и с пользой, давным-давно были придуманы колыбельные потешки.

Псенки потешки для сладкого сна придуманы давно, с помощью таких колыбельных песен родители успокаивают малыша, который не хочет спать, капризничает или плачет. Главное подобрать успокаивающую и убаюкивающую интонацию. Музыкальный подход в укладывании спать самый лучший вариант, малыш слушает и от интонации плавно погружается в сон.

  1. Когда вы укладываете кроху спать можно превратить короткие стишки в целую колыбельную, главное успокаивающе напевать их. Не нужно рассказывать их с выражением и высокой интонацией, главная задача – убаюкать.
  2. В этом помогает всеми любимая колыбельная «Баю-баюшки-баю». Ее знает каждый. И согласитесь, что даже в зрелом возрасте хоть и не всю целиком, но какие-то отрывки из этой песенки вы помните. Так и малыши, слушают, потихоньку засыпают, и спетые вами слова откладываются где-то глубоко в подсознании.
  3. Всего на всего нужно вспомнить колыбельную и петь каждый день, каждую ночь своей крохе. Напомним вам ее текст, он может просто повторяться из одного куплета или добавляйте что-то новое сами. Можете составить колыбельную из нескольких стишков, которые кажутся наилучшими именно вам.

Потешки для развития речи и мелкой моторики

Чтение потешек способно хорошо развить речевой навык у крохи. Потешки для развития речи можно разучить в любое время дня. Это может быть простая считалочка (потешки считалочки) которой кроха будет пользоваться, играя во дворе со сверстниками.

Играя можно научить потешкам своего карапуза. Сначала вы показываете и двигаете его ручки и пальчики, а потом спустя некоторое время просите малыша продолжить начатое вами действие. Когда пальчиковые потешки кроха заучит наизусть, попросите проговаривать и показывать, уже на ваших руках, самостоятельно без ваших подсказок.

Вот пример всем известной игры с ладошками и пальчиками :

  • Сорока-белобока
  • Кашку варила,
  • Детишек кормила. (Мама прочерчивает своим пальцем кружок по ладошке крохи, как бы помешивая кашку)
  • (Затем мама поочередно загибает пальчики у крохи к ладошке)
  • Первому дала, (загибает большой палец)
  • Второму дала, (загибает указательный палец)
  • Третьему дала, (загибает средний палец)
  • Четвёртому дала, (загибает безымянный палец)
  • А пятому – не дала. (берет мизинец и качает его в разные стороны)
  • А Ты пальчик не дорос!
  • Ты водички не принес,
  • Ты в лес не ходил,
  • Ты дров не рубил,
  • Тебе кашка – на паличке
  • В рукавичке.

Этот небольшой и короткий стишок развивает у крохи не только мелкую моторику, но также речь и подготавливает ребенка к азам счета. Малышу в дальнейшем будет проще считать на пальчиках, если он будет знать какой пальчик – какой по счету. Самое главное это то, что «Сорока-белобока» приучает малышей к труду, карапуз уже с малых лет в форме игры, понимает, что кто работает – тот ест.

Потешки во время еды

Потешки про еду нужны, когда у родителей появляются проблемы с кормлением своих сорванцов. Ребенок может капризничать и отказываться даже ложечку попробовать из приготовленной вами еды. Для таких случаев придумали стишки потешки во время еды.

Самыми популярными и известными, как все мы помним являются стишки с помощью, которых уговаривали нас поесть наши мамы. В них они просили съесть ложечку за маму, за папу и т.д. В общем, старались всячески обмануть, чтобы кроха съел хоть ложку каши.

Потешки для детей 2-3 лет

Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка помогает научить маленького человечка понимать человеческую речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. А слово в потешке напрямую связано с жестом. Именно поэтому к потешкам можно и нужно приучать даже самых маленьких,новорожденных. Они могут помочь им познакомиться со своим телом,со своими действиями во время дня, с мамой, папой и всей остальной семьей посредством игры и общения. Особенно популярны потешки про еду, кушая с потешкой малыш обязательно удивит Вас своим хорошим настроением и аппетитом! Имена, использующиеся в потешках, нужно заменять на имя ребенка, к которому Вы с этой потешкой обращаетесь.

Потешки для знакомства с телом

Потешка №1

(Поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

потешка №2

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

потешка №3

(Водя пальчиком ребенка по называемым частям тела):

Носик, носик, лобик,

Щечки, подбородок.

Ушки, глазки,

Мишенькины сказки (в этот момент пощекотать).

потешка №4

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

потешка №5

Где же наши ушки?

Слушают пестушки!

А где глазки?

Смотрят сказки!

А где зубки?

Прячут губки!

Ну а ротик на замочек!

потешка №6

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки -

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

потешка №7

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки толстые подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочем твой бочок,

Пощекочем твой бочок.

потешка №8

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Песик, песик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

Купание с потешкой

потешка №9

Море-морюшко,

Серебряное донышко,

Золотой бережок,

По волнам гони стружок!

Легкое суденышко,

Золотое донышко,

Серебряное весельцо,

Мыщатое деревцо,

Зеленые трали.

Плыви, суденышко, подале!

потешка №10

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

потешка №11

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо

потешка №12

Мы пойдем купаться

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет Настя мыться.

Мы помоем ножки

Нашей милой крошке,

Вымоем ручонки

Маленькой Настёнке,

Спинку и животик,

Личико и ротик -

Чистая какая

Доченька родная!

потешка №13

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата, рыбки и утята.

потешка №14

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

с Даши худоба.

Водичка вниз,

А Дашенька вверх!

потешка №15

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Потешки от слез

потешка №16

Раз зубок, два зубок -

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы зубки вырастайте

Потихонечку, полегонечку -

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать!

потешка №17

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

Не хныч, не ной,

Куплю другой.

Слезы утри,

Дам тебе три.

потешка №18

У киски болит,

У собачки болит,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

потешка №19

Придет киска неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу - скажет киска

Наша детка хороша.

потешка №20

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Массаж с потешкой

потешка №21

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки, (двигаем ножками)

А в ручки - хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)

А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)

А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)

А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)

А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)

А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

потешка №22

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрём,

Отдохнём совсем немножко,

А потом опять начнём.

потешка №23

Поглаживаем спинку.

Идёт бай по стене,

Несёт лапти на спине,

Детёнкам по избёнкам,

Дарит по лаптёнкам…

потешка №24

Били лён, били(стучим кулачками по спине)

Топили, топили(растираем ладонями)

Колотили, колотили(похлопываем)

Мяли, мяли(разминаем пальцами)

Трепали, трепали(трясём за плечи)

Белы скатерти ткали(чертим ребрами ладоней)

На столы накрывали(поглаживаем ладонями)

потешка №25

Как на этой на неделе

Прилетали две тетери:

Походили - пощипали,

Походили - поклевали.

Посидели-посидели

И обратно улетели.

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери.

Мы тетерок будем ждать -

Дадим им крошек поклевать.

Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.

потешка №26

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпалось пшено(стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)

Пришла лисичка,(гладим спинку)

Хвостиком помахала

Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)

Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)

Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)

Стул,(стул — щепотью)

Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)

Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке,

Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)

Шлю вам чулочки,

Дзинь-точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

Потешки про еду

потешка №27

Супик жиденький,

Но питательный!

Будешь худенький,

Но пузатенький!

потешка №28

Овощи мама в кастрюле варила.

Самое вкусное туда положила.

Мясо, яички, картошка, укроп

Очень хотят попасть к Насте в рот.

Давай-ка не станем их обижать

И все что в тарелке будем съедать.

потешка №29

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

потешка №30

Здесь водичка холодненька,

Здесь - тепленька,

Здесь - горяченька,

А здесь - кипяток, кипяток!

потешка №31

Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою.

Остальное докушали ушки!

потешка №32

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет -

Забодает,

Забодает,

Забодает!

потешка №33

Якова жена

Калачи пекла:

Калачи горячи,

За окошко мечи.

Прилетели грачи,

Похвалили калачи.

потешка №34

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по немножко.

потешка №35

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

потешка №36

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую

потешка №37

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Что пили?

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)

На головку сели!

Ладушки запели.

потешка №38

Вот это - хорошая девочка.

Зовут эту девочку Маша.

А это её тарелочка.

А в этой тарелочке...

Нет, не каша

Нет, не каша

И не угадали:

Села Маша,

Съела кашу -

Сколько дали!

потешка №39

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой - «простоквашкою»,

Третий скажет - «молочком,

И румяным пирожком».

потешка №40

Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

потешка №41

У котенка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

Ротозей ты, ротозей!

Если дали тебе кашку,

нужно съесть её скорей!

потешка №42

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.(загибаем пальчики)

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

Зачем дров не пилил

Зачем воду не носил!

потешка №43

Пышка, лепёшка

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

потешка №44

Сорочка, сорочка,

Бело-белобочка,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости, на двор -

Кашка, на стол,

Гости со двора -

Кашка со стола.

потешка №45

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

потешка №46

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Или Машеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

потешка №47

Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенька молочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

потешка №48

Глубоко -не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка -

Красная морковка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

потешка №49

Кастрюля-хитруля

Славе кашку сварила

Платочком накрыла.

И ждет, пождет,

Слава первым придет?

потешка №50

В печи калачи,

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для Машеньки калачи,

Для Машеньки горячи.

потешка №51

Тили-час, тили-час

вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне...

вот и кончился обед.

Потешки с указанием действий для детей до 3-х лет

Пальчиковая игра для малышей от года до двух лет «Червячки»

Поднимаем руки, сгибая в локте так, чтобы ладошки были на уровне плеч. В ритм музыке сжимаем-разжимаем кулачки

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.

Делаем ладонями вращательные движения «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.

Делаем из ладошек «голову вороны»: соединяем вместе все пальчики, отодвигая большой палец изображаем каркающую ворону????

Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"
Глядь - а червячков уж нет!

Червячки прячутся! Прячем ручки за спиной.

Цель: развить слуховое восприятие окружающего мира.

Развиваем умение прислушиваться к голосу взрослого

  • « Ах ты, котенька»
Наклоняйтесь и удаляйтесь от лица крохи, напевая:
Ах ты, котенька,
Ты мой серенький,
Хвостик беленький!
Как тебя не любить!

Поиграйте с малышом: пощекочите его за ушками, коснитесь шейки и грудки, улыбаясь, напевая.
  • « Звучание: высокое и низкое»
Поместите малыша у себя на груди таким образом, чтобы ваши лица находились напротив друг друга.
Проведите рукой от его шеи к бёдрам, легонько надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Это стимулирует приподнять головку.
Поглаживая спинку, ножки, ручки, произнесите имя малыша высоким голосом, а затем низким. Проделайте это неоднократно.
Играя, малыш будет слышать изменение интонации тембра голоса.

Развиваем умение прислушиваться к звукам

  • « Бубенцы»
Позвените бубенцами на расстоянии 60-70 см в стороне от малыша так, чтобы он видел.
Подождите, пока звучание закончится.
Посмотрите на реакцию ребёнка: прислушивается он или нет.
Повторите игру, наблюдая за малышом.
Через несколько дней замените бубенцы другими музыкальными игрушками.

Развиваем умение поворачивать голову в сторону голоса взрослого

  • « Ищем маму»
Находясь вне поля зрения от малыша, позовите его по имени, наблюдая за реакцией.
Если ребёнок затих и прислушивается к голосу, но не пытается его найти, покажитесь ему.
Произнесите имя малыша.
В дальнейшем чередуйте звучание: окликните обычным голосом, а затем вполголоса.
  • « Развлекаем и работаем»
Когда нет возможности поиграть с крохой, старайтесь разговаривать с ним или напевать любимые мотивы, например:
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт.
Ай, люли вот поёт,
Ай, люли, вот поёт!
  • « Откуда звучит мелодия?»
Включите музыкальную шкатулку или игрушку. Наблюдайте за реакцией малыша.
Если он прислушивается и не стремиться найти источник звука, покажите ему игрушку.
Повторите игру, только чтобы она находилась в поле зрения малыша.
Перемещая игрушку в разные места, побуждайте его вращать головой. Повторяйте игру неоднократно.
Важно помнить: игра должна доставлять удовольствие, а не слёзы!

Стимулируем отдельные звуки гуканья в ответ на обращение взрослого

  • «Звуки»
Возьмите на руки кроху, щёлкая языком, привлеките его внимание, пропевая: « Агу-гу, агы- гы…».
Если малыш будет агукать, повторяйте за ним, поддерживая его.
  • « Напеваем, поглаживаем»
Кусочком ваты или перышком поглаживайте крохе шейку, лицо, ручки, животик, ножки, при этом напевая:
Ля, ля, ля, ля, ля
Ля, ля, ля, ля, ля
Да, да, да, я пою
Детке песенку свою,
Да, да, да, я пою
Детке песенку свою.

Если кроха начнёт агукать, повторяйте за ним, поддерживая.

Стимулируем повторное произнесение звуков гуканья в ответ на обращение взрослого

  • « Перекличка со звуками гуления»
Играя с крохой напевайте с различной интонацией – от громкой до тихой, гласные звуки: а, у, и, о или агы- гы, агу-гу…
Напевая, выдержите паузу для стимулирования звукового подражания.

Стимулируем гуление

  • « Повторялка»


Удобно разместитесь на полу или на коврике, положите кроху себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга.
Привлекая внимание малыша языком можно «поболтать». Напевая звуки «а-о-у», вытягивайте губы трубочкой.
Надуйте свои щеки и фыркните.
Малышу понравится за вами наблюдать, и он захочет подражать вашим действиям.
  • « Гули- гули-голубочки»
Занимаясь с малышом, возьмите его ручки и помашите, как крылышками, напевая:
Прилетели гули,
Гули- голубочки.
Ручки положите на головку:
Сели на головку,
На головку дочке (сыночку).
Отгоните птичек ручкой малыша, напевая:
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой:
Кыш, гули, кыш!

Упражнения и игры, развивающие двигательную активность

Поднимание и удержание головы в положении « на животе»

Цель: стимулирование развития движений

Умения:

  • старается из положения лежа на животе поднимать и удерживать голову (1 месяц)
  • из положения лежа на животе поднимает и длительно удерживает голову (2 месяца)
  • опираясь на предплечья, высоко поднимает голову, в положении на животе(3 месяца)
  • находясь на руках взрослого, удерживает голову в вертикальном положении (3 месяца)
  • твёрдо упирается на опору при поддержке под мышки(3 месяца)
  • « Подъём головы»

Поместите кроху на животик.
Подложив свою ладонь под его грудь, помогите ему приподнять головку.
Этот приём способствует поднятию и удержанию головы.
  • « Покачивание»
Поддерживая малыша лицом вниз одной рукой за грудь, а другой за бедро, покачивайте его, поочередно поднимая и опуская сначала голову, затем таз.
Когда будет опускаться голова, ребёнок попытается её удержать.
Читайте потешки:
Ой, качи, качи, качи,
К нам приедут торгачи,
Станут детку покупать,
Мы не будем продавать,
Детку(имя) мы не отдадим,
Детка(имя) нам нужна самим.
Важно помнить: комментируйте каждое своё действие эмоционально насыщенной речью.
  • « Весёлый мяч»
Поместите кроху в положение на животе на фитбольный мяч.
Папа придерживает таз и ножки крохи, а мама – за кисти вытянутые ручки.
Совершая легонько движения на мяче вперед- назад.
Тренируем упор ножек.
  • «Брыкаемся»
Сядьте на пол, а кроху уложите себе на ноги так, чтобы он упирался в ваш живот.
Поглаживая ножки, подвигайте ими, толкая в живот.
Читайте потешки:
Топ- топ, топотушки!
Пляшут ножки,
Пляшут ручки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!

Упражнения и игры, развивающие движения пальцев и рук

Цель: стимулирование развития движений пальцев и рук

Умения:

  • Работает кулачком - раскрывает, закрывает (3 месяца)
  • Наталкивается на игрушки руками, которые висят над грудью. (3 месяца)

Стимулируем раскрытие кулачка и разведение пальчиков

  • « Игры с пальчиками»
Поместите малыша на коленях, лицом к себе.
Погладьте ручки от кулачка к плечу, а затем, взяв кулачки в свои руки, потрите их друг о друга.
Когда раскроются пальчики, погладьте их, читая потешки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот пальчик крепко спит.
Тише, тише, не шумите,
Пальчики вы не будите.
  • «Мамина ладошка»
Потрите кулачки малыша друг о друга. Затем похлопайте ладошкой малыша по вашей руке, приговаривая:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.

Игра стимулирует раскрыться кулачкам и развестись пальчикам.

Стимулируем хватательный рефлекс

  • «Мамины пальчики»


Поглаживая кулачки и ручки малыша, помогаем активизировать разведение пальчиков.
Вложите ваш палец в его ладошку, пробуждая хватательный рефлекс. При этом напевая:
Гуля, гуля- голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем нам миленький.
  • « Перчатка»
Возьмите вязаную перчатку. Можно нашить на неё кусочки ткани разной фактуры, различные пуговички или крупный бисер.
Надев её на свою руку, поглаживайте ручки и пальчики крохи, затем вкладывайте каждый палец ему в ладошку.
При этом малыш будет ощупывать фактуру материала перчатки.
Важно помнить! Маленькому человечку необходима ваша поддержка. Приятной интонацией тембра своего голоса подбадривайте кроху в процессе игр и упражнений.


Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.