Отдавать ли ребенка в ясли или детский сад и если отдавать, то когда? Как правильно выбрать детский сад. Как устроить ребенка в детский сад: пошаговые инструкции и лайфхаки опытной мамы Положительные и отрицательные стороны детского сада

Вы вовсю заняты подготовкой ребенка к детскому саду, куда ему предстоит пойти уже через несколько недель: синхронизировали режим, продумали адаптацию к детскому саду. Но в душе все еще сомневаетесь: отдавать ли ребенка в детский сад? А если он откажется туда ходить? Психолог Михаил Лабковский - категорический противник яслей, а к детскому саду относится более лояльно. Если вам нужно "еще одно мнение" про необходимость детского сада - вот оно.

В 18 лет я махал метлой в детском садике при КГБ СССР. Были тут и ясли-пятидневка. Сейчас, наверное, не все представляют, что это такое. Это когда ребенка в год-полтора относят в ясли в понедельник с утра, а забирают в пятницу вечером. Неудивительно, что из этого отделения постоянно доносился детский плач.

Дополнительный кошмар ситуации заключался в том, что родители плачущих детей жили прямо в соседнем подъезде. 30 лет прошло, а я еще слышу эти страшные детские крики, и перед глазами всплывает такая сцена: в длинных кожаных пальто работники органов идут к себе домой; увидев во дворе кого-то из родителей, из яслей выбегает нянечка и кричит: "Ну, возьмите хоть искупать!". А люди в кожаных пальто поворачиваются и отвечают: "В субботу заберем, работы много".

Еще одна история. В США в конгресс много лет поступает запрос о выделении средств на создание государственных . И много лет конгрессмены этот запрос отклоняют. Они считают, что, раз уж вы родили ребенка, вся ответственность за него должна лежать на вас, а не на государстве. И что растить детей в казенных условиях - значит вредить им. И в чем-то они, безусловно, правы.

У нас же в стране детские сады появились в качестве "средства раскрепощения трудящейся женщины-матери" и всегда считались благом. Хотя недостатков у пребывания в этих учреждениях много, а достоинство одно - то же самое: они позволяют женщине (у которой нет денег на няню) выйти на работу.

И когда мать тащит ребенка в сад и сдает воспитателю, она иногда-таки чувствует себя злой мачехой, которая бросает падчерицу в лесу на съедение волкам. И неспроста. Садик - не лучшее место для ребенка, особенно если ходить туда он не хочет.

Так что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад ? И никакие "хоть на часик", "мама тебя скоро заберет" не действуют. Правильный ответ только один - не водить его в садик.

И на этом повествование можно было бы заканчивать.

Если бы не вопрос: а почему он не хочет идти в садик ? Миллионы детишек бегут туда вприпрыжку, а когда в конце дня за ними приходит мама, они гонят ее прочь со словами "я еще побегаю". И тут именно ваш ребенок садик невзлюбил. Есть повод задуматься и выяснить причину.

Почему ребенок не хочет идти в детский сад

Вариантов несколько.

  1. У ребенка что-то вроде социофобии. Он избегает новых мест, новых людей, не идет на контакт с детьми, опасается новых территорий.
  2. Возможно, проблема посерьзнее: у ребенка аутические проблемы. Ребенок погружен в себя и в принципе боится любых перемен.
  3. Имеет место нездоровая, даже патологическая привязанность к матери. Вплоть до того, что, когда родители уходят далеко, у ребенка поднимается температура. Такие дети, что называется, до школы спят с мамой в одной кровати и держат ее за ручку.
  4. У ребенка отставание в развитии. Считается, что отправлять детей в детский сад лучше не раньше трех лет. А в пять лет во многих странах это и вовсе считается обязательным. Можно сказать, что родителям настойчиво, до принуждения рекомендуют отдать ребенка в детсад и даже не берут потом без этого в школу. Так вот, у 4-5-летнего ("по паспорту") ребенка вполне может быть психика трехлетки. Отсюда и проблемы с социализацией. Ведь у совсем маленьких детей, например, запросто может не быть друзей - для того, чтобы дружить, заводить отношения, хоть как-то общаться, нужно созреть для этого психологически.
  5. Ребенок очень тревожный, несамостоятельный, подвержен страхам. Он не только боится, но и не знает, как себя вести в незнакомой обстановке. Причиной тут может быть гиперопека, которой его окружили в семье, где все делают за него, а сам он даже шнурки себе не может завязать.
  6. У некоторых детей на фоне тревожности такой слабый иммунитет, что они могут даже не рыдать, когда их будят в садик, - они сразу заболевают.

Что с этим делать?

Во-первых, не считать, что вот сегодня дите плачет и не хочет идти в сад, а завтра "стерпится-слюбится" и "все наладится". Не люблю эти выражения. Раз у ребенка есть проблема, раз его психика сопротивляется, значит, решить эту проблему можно либо обратившись к специалисту (к детскому неврологу, психологу, психотерапевту), либо поломав его психику.

И если он уже не плачет, а покорно одевается и плетется в садик - это не значит, что он привык. Это значит, что у него нет сил бороться с обстоятельствами. Он практически в заложниках у родителей и просто потерял способность им противостоять.

Так что настоятельно советую: если заметили один из тревожных симптомов - обратитесь к профессиональному психологу. Некоторые случаи требуют внимания, изучения и лечения. И вполне вероятно, что после вмешательства специалиста, разобравшись со своими проблемами, ребенок с удовольствием будет ходить в сад. Но вам в любом случае надо ему помочь.

Как отдавать ребенка в детский сад: инструкция для родителей

Что надо сделать обязательно, если перед первым походом в садик у вас все более-менее нормально, но есть легкое волнение:

  • взять отпуск на две недели (в крайнем случае нанять няню или привлечь бабушку);
  • договориться в детском саду, чтобы первое время (допустим, первую неделю) у вас была возможность оставаться на территории детского сада, и, как только ваш ребенок начинает сиротливо оглядываться, мама тут же выходит из-за угла;
  • вторую неделю пребывания ребенка в детском саду тоже лучше далеко от него не отходить - не сидеть в садике, но находится где-то совсем рядом;
  • первое время (от недели до двух) оставляйте ребенка в саду только до обеда, за этот срок он полностью адаптируется.

И всегда, а не только первые две недели, пожалуйста, помните, что дети воспринимают мир через взрослых и их оценку. И детский сад тут не исключение. Как только вы начинаете дергаться, садик начинает ассоциироваться с вашим напряжением и "нервами".

А если по утрам в доме сущий ад, если вы каждый раз орете что-то вроде: "Опять проспали! Вставай скорее! Опаздываем! Одевайся! Где колготки? Ты можешь побыстрее или ты хочешь, чтоб меня с работы выгнали за опоздания?". В этом случае ребенок, конечно, будет воспринимать садик как что-то проблемное и ужасное.

О том, как важно заранее приготовить одежду и вовремя вставать, думаю, напоминать не стоит.

Но попробуйте к тому же настроиться положительно и, собираясь в садик и по дороге туда, излучать спокойствие и любовь. Расскажите, как вы завидуете тому, что он идет в сад, а вы, как лох, туда пойти не можете, ведь вы уже выросли и поэтому вынуждены идти на работу. (И ни в коем случае не надо говорить, что ходить в садик - это его работа. Никакая это не работа! Это игра, прогулки, песни, танцы и прочее.)

Да, и не забывайте вовремя забрать ребенка из сада. Потому что, даже если он благополучно провел там день, если всех уже забрали, а за ним никак не приходят, он еще подумает, идти ли туда завтра.

Ну, и последнее про причины, по которым дети не хотят идти в садик, и способы разобраться с этим. Если ваш ребенок здоров, весел, любопытен, жизнерадостен, но не хочет идти в сад - оставьте его в покое: он просто не хочет туда идти.

Придумайте что-нибудь. Найдите способ не превращать детство вашего ребенка в постоянный стресс. Ведь если он так сопротивляется, а вы, пользуясь его зависимостью от вас, ломаете его волю и плюете на его желания - вы уже в раннем возрасте формируете у него неполноценную психику.

И более того: закладываете вероятность развития неврозов и психозов, страхов и тревожности, энуреза и астмы, тиков и диатеза.

Хотя, конечно, может, и обойдется. Вы хотите проверить?

Комментировать статью "Отдавать ли ребенка в детский сад"

Еще по теме "Адаптация ребенка к детскому саду":

Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет? или сидите с ребенком в раздевалке, ждете пока привыкнет и сам зайдет? Моя в группу не заходит, зато с удовольствием гуляет с детьми на площадке. Пробовали запихнуть в группу, только хуже получается.

Писала тут некоторое время назад о тяжелой адаптации дочери в детсаду; процесс идет, теперь новый вопрос - к тем, у кого дети сначала ходили в детсад до сна, а потом на полный день. Как вам удалось уговорить ребенка оставаться в саду на тихий час?

Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда собираемся.Пробовали и гулять вместе и в группе сидеть, одного оставляли на 1-1,5 ч. Ходим так с 20 июля и пока не каких улучшений. Что не так или не детсадовский ребенок?

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Внук подрастает и я не знаю, отдавать ли его в детский сад или лучше самой работу оставить и сидеть с ним?

Отдать на подготовительные курсы ребенка сейчас, по словам родителей, не получается. Дело близится к концу. Напишите официальный запрос в свое образование - верно ли вы поняли, что в марте следующего года вашего ребенка выгонят из детского сада.

подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к детскому саду. У кого-то есть похожая реакция на сад: ходим неделю, ребенку 2,5 года. Стал плакать во сне, и часто после просыпания минут по 30 невозможно успокоить, рыдает. не подпускает, слезы/сопли вытирать не дает, еще больше заводиться.

Идти ли в садик в 2,6?. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детские сады и дошкольное образование. Вопрос: стоит ли отдавать в 2 и 6 или год переждать? но тогда нет никакой гарантии, что мы вообще попадём в садик... на работу я не собираюсь выходить, зимой...

Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Девочки, с этой записью в детские сады я совсем запуталась - подскажите- спасите:) Дети декабрьские, я их записала в сад на 2013 год.

Дочка (3,5) с удовольствием ходит в садик. Всегда с песнями и вприпрыжку. Сама говорит, что очень нравится, ни разу не плакала при расставании со мной, хотя очень домашний ребенок. Забираю после полдника в 16ч. Естественно не сразу, а постепенно к этому пришли. Так вот в саду она перевозбуждается, а последние 3 ночи вообще невыносимые были: посередине ночи она дико кричит ААААААААААААААА. Причем во сне, похоже, т.к. не плачет потом и ничего не говорит.

Отдавать или нет?. Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. Нужно ли вообще отдавать ребенка в детский сад? Конечно речь идет не о тех, кому некуда деваться. А вот если мама не работает (и не собирается), не тяготится воспитанием и ребенок и без того...

Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно Поэтому порой особенно выбирать родителям со скольки лет отдать ребенка в садик не Дали путевку в детский сад. Нежданно-негаданно. Планировали ребенка отдавать в 3 года, не...

Пошли в сад в 3-й раз 1-го сентября. На сегодняшний день были в садике 2 недели. Схема все та же: 5 (уже не 4!) дней в саду - ... Сопли - ларингит/трахеит/отит. Круп чуть было не случился, но я уже опытная мамаша, предотвращаю. Раньше в садик шла со слезами, сейчас ей нравится. Уйти из сада я решу только по очень серьезным причинам, т.к. считаю садик необходимым для дочкиного развития.

Моей дочке 2 года и 4 месяца. Уже месяц дочка ходит в ясельки. Однако каждое утро как мы приходим в детский са, ее во время раздевания начинает рвать!!! По словам воспитателей потом дочка довольно быстро успокаивается, кушает, играет... Когда я ее спрашиваю, она говорит мне что в садике весело, что она еще туда пойдет. Скажите как нам справиться с этой рвотой, не повредит ли такая реакция психическому и физическому здоровью???

Приемные дети - детский сад. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Милые мамочки, настоящие и будущие! Поделитесь соображениями по теме - отдавать или не отдавать приемного ребенка в детсад...

До детского сада сын болел ОРЗ 1 раз. Ему сейчас 2 года и 3мес. Первая неделя в саду закончилась зелеными соплями и кашлем. Посоветуйте Ваши методы профилактики простудных заболеваний. Спасибо.

Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Все так рассуждают, что ребенка нельзя отдавать в детский сад, но по ряду причин - в связи с переездами, мы уже в третьем саду, ребенку 4,4 г...

Адаптация к детскому саду. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Как долго Ваши чада привыкали быть без мамы/няни целый день?) Адаптация к детскому саду.

Раздел: (стоит ли отдавать годовалого ребенка в частный детский сад). Если у вас другого выхода нет, то лучше в детсад, где в группах человек по пять, не знаю есть у вас такие. Обычно больных детей в сад не берут, об этом вы тоже должны поговорить!

Можно ли заикающегося ребенка отдавать в сад? Хотели с сентября идти в детский сад, но дочь неожиданно начала заикаться (я уже писала чуть раньше). Заикание. Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. мой ребенок заикался в 5 лет, мы именно в...

Прошу откликнуться родителей, педагогов, специалистов по детской психологии, врачей - педиатров по дошкольному возрасту с советом, как лучше адаптировать ребёнка к детскому саду, рассказать о своем опыте. Ребенку 3 года, девочка, начала впервые ходить в садик, проходила три недели и напрочь отказывается его посещать.

Сначала давайте вместе пораз­мышляем над вопросом: чего мы сами ждем от детского сада? Каждый неравнодушный родитель понимает, что успешное по­сещение дошкольного учре­ждения состоит не только в том, что ребенок ходит туда без слез и не болеет, а еще и в том, что в этом учрежде­нии созданы благоприятные условия для развития детей, подходящие вашему ребенку и соответствующие вашим родительским возможностям. И конечно, крохе в саду должно быть комфортно, ве­село и интересно.

Плюсы садика

Что же хорошего в посеще­нии детсада?

1. У малыша появляется воз­можность регулярно и долго общаться со сверстниками. Дело в том, что начиная с 3 лет (а уж с 4 - совершен­но точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. Сверстники становятся необ­ходимы хотя бы для того, что­бы устраивать с ними совмест­ные сюжетно-ролевые игры.

2. В саду кроха получает опыт общения с воспитателями, ко­торый позже поможет ему из­бежать проблем с учителями в школе. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, с разными характе­рами и требованиями.

3. Взрослые в детском саду меньше потакают ребенку, и он быстрее знакомится с правилами поведения и дис­циплиной. Обучающим для малыша является и поведение других ребятишек.

Дети с радостью откликаются на доброту одногруппников

Подобный опыт формирует такое важнейшее для жиз­ни качество, как децентрация - умение посмотреть на себя со стороны, а позже и посмотреть на мир глаза­ми другого человека. Ины­ми словами, малыш понимает, что он вовсе не пуп земли.

Многие родители могут на это возразить, что дети приносят из детского сада также грубые слова и глупые игры. Но тут уж нужна ваша помощь: малыш не может без взрослого разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Польза от пребывания в дет­ском саду зависит и от состава группы, и от личных качеств воспитателей, и от участия в садовской жизни ребенка его родителей.

Относительным преиму­ществом сада является воз­можность интеллектуально­го развития детей. Почему относительным? Потому что одного садовского образова­ния для полноценного раз­вития способностей малышу недостаточно. В садике кроха имеет возможность несколько раз в неделю участвовать в за­нятиях по рисованию, лепке, музыке, физкультуре. Возмож­но, там даже есть театр. Все остальное время детям предо­ставляется возможность спон­танной игры, в которой вос­питатели никак не участвуют. Но ни в какой другой деятель­ности ребенок не обучается так быстро, как в игровой.

Музыка, рисование, лепка принесут больше пользы, если карапузы познакомятся с ними в игре. Одно дело - просто слепить из пластилина домик, и совсем другое - по­строить дом, в котором живут и действуют сказочные герои.

Когда отдавать ребенка в детский сад

Идеальный возраст

Большинство дошкольных уч­реждений готовы принять де­тей начиная с 1,5 лет. Это тот возраст, когда многие мамы устают от грудного вскар­мливания, неорганизованной активности малыша, его не­умения выполнять правила и вечного желания играть. Нередко родители теряются перед новыми задачами - приучением к горшку, само­стоятельному засыпанию, уборке игрушек. Если такого рода проблемы существуют, то отправить ребенка в ясли кажется просто волшебным выходом: „Там его быстро к чему надо приучат».

Полуторагодова­лый малыш еще слишком зависим от мамы, и рас­статься с ней на­долго ему тяжело

Если у крохи нет возможно­сти ежедневного интересного для него общения с другими близкими людьми (папой, ба­бушками и дедушками, стар­шими братьями и сестрами), то преодоление зависимости от мамы происходит дольше и труднее. Любые расстава­ния могут быть очень болез­ненными.

Да, ребенок в яслях дей­ствительно легче обучается навыкам самообслуживания и дисциплине. Но какой ценой дается эта легкость, стоит задуматься.

Большинство детей при­обретают психологическую готовность к детскому саду в 3-4 года. К этому возрасту ребенок уже владеет навыка­ми самообслуживания, может понятным для других образом объясняться, не боится оста­ваться без мамы на некоторое время, проявляет интерес к сверстникам, имеет устой­чивый и тренированный имму­нитет и потому реже болеет.

Период адаптации к сади­ку у одних детей проходит быстро и легко, а у других затягивается и даже стано­вится причиной длительного стресса. Как быть?

Чтобы помочь ребенку сгладить этот непростой период, давайте разберемся, ка­ковы причины осложненной адаптации. Они могут быть вну­тренними (завися­щими от ребенка и его семейной си­туации) и внешними (зависящими от усло­вий, в которые попал я малыш).

Что такое „не хочу»?

Если более 2-3 недель у крохи появляются и не проходят сле­дующие симптомы, то можно говорить о том, что стресс привыкания принимает пато­логическую форму и стано­вится вреден для ребенка:

частые простуды;

нестабильная температу­ра тела при отсутствии за­болеваний;

снижение аппетита;

беспокойный сон и плач по ночам;

раздражительное настро­ение, истерики;

усиление или возникнове­ние энуреза, заикания, тиков;

„прилипание» или, наобо­рот, недоверие к родителям;

регрессивное поведение (ведет себя как маленький);

пугливость и страхи;

невротические движения (раскачивание, сосание паль­цев, аутоагрессия и др.);

двигательная буря (ребе­нок после садика носится, кричит, буянит);

отсутствие контактов в группе.

Чем опасна для ребенка затянувшаяся адаптация к новым условиям? По­следствия зависят от при­чин, а также от того, как относятся к ситуации ро­дители. Например, у часто болеющего крохи снижа­ется иммунитет, появляет­ся имидж „слабенького», возникают психосоматиче­ские предпосылки убегать от жизненных трудностей в болезнь. „Продавлива­ющая» тактика родителей („Ничего, пострадает и пе­рестанет», „Все привыкают, и он привыкнет») может при­вести к потере доверия меж­ду родителями и малышом.

Неудачный первый опыт социализации может распро­страняться впоследствии и на другие области: школу, круж­ки и секции, лагеря.

Готовность номер один

Для начала стоит проанали­зировать ситуацию.

Узнайте мнение родите­лей, дети которых посещают выбранный вами садик (такую информацию можно получить на форумах или при личных встречах в конце рабочего дня в детском саду).

Поговорите с заведую­щей о методах и программах развития детей, о заболева­емости в саду, расскажите о характере своего ребенка и попросите рекомендации по выбору группы.

Узнайте у психолога об особенностях группы.

♦ Расспросите воспитателей о детях в группе, спросите их, как лучше подготовить ребен­ка к саду.

Подготовка малыша долж­на начинаться не позже чем за месяц до поступления в детский сад (ясли).

Для того чтобы сориенти­ровать кроху, что и как будет происходить в новом коллек­тиве, пока не придумано ни­чего лучше, чем играть дома в детский сад.

Проигрывайте как положительные (праздник, про­гулка), так и про­блемные ситуации

Чтобы снять лишние поводы для стресса, полезно научить ребенка навыкам самооб­служивания и соблюдению простых правил того учре­ждения, в которое он идет: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова воспитателям, убирать за со­бой игрушки.

Если родители до посту­пления в садик могут создать условия для общения малыша со сверстниками, ему будет легче налаживать отношения с детьми, а значит, адаптация пройдет успешнее. Для этого можно водить маленького не­поседу в группы раннего раз­вития, в спортивные секции, в гости к родным и знакомым, у которых есть дети.

Ребенку любого возра­ста важно, чтобы родители объясняли ему мотивы своих поступков. Крохе непонят­но, что такое „мама пошла на работу», поэтому важ­но рассказывать ему о сво­ей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Рассказ о том, как вы вместе прове­дете вечер и выходные дни, может утешить кроху по до­роге в детский садик больше, чем внушение ему установок типа „Все туда ходят, и никто не плачет».

Полезно познакомить ре­бенка с садиком заранее: с согласия воспитателя мож­но погулять несколько дней вместе с группой, посетить детсадовский праздник.

Хорошее начало

Первые несколько недель пребывания малыша в дет­ском саду будьте более внимательны к его самочув­ствию и настроению. Одни дети не нуждаются в специ­альных условиях для отдыха после сада, а другим просто необходимо предоставлять эту возможность. Для таких крох в первую очередь надо уменьшить нагрузку на не­рвную систему. Не включай­те при ребенке громкую му­зыку, не читайте страшные сказки, не водите на шумные мероприятия. Лучше даже не оставлять его одного с родственниками, потому что тоскует в садике он именно по маме и папе, а не по ба­бушкам с дедушками.

Чтобы эту тоску сгладить, очень важно полноценное вечернее общение с родите­лями. Поговорите с малы­шом по душам, поиграйте, погуляйте вместе, почитайте книгу, полежите рядом.

Если вечером кроха не про­являет признаков обиды на маму, то такой вариант может быть хорошим выхо­дом для многих семей.

Протесты против детско­го сада могут появиться уже на второй-третий день, поэ­тому хорошо, когда малыш имеет возможность гибкого графика посещения садика: „Давай сегодня ты пойдешь в сад, а завтра у тебя точно будет выходной». Маме уда­ется мягко помочь ребенку в адаптации, не подавляя его волю и учитывая его желания. Крики, слезы, замкнутость или боязнь воспитателей, одногруппников не должны становиться для родителей поводом для насмешек и но­таций: это не вина ребенка - это его беда.

Кроха плачет, когда его при­водят в сад. и не хочет вас отпускать? Не стоит впадать в крайности: рыдать вместе с малышом или строго от­правлять его в группу. Луч­ше поговорите с ним о тех со­бытиях, которые произойдут в течение дня, о предстоящей встрече и планах на вечер.

Состояние родителей, их настрой сильно влияют на ма­лыша, поэтому важно самим не бояться, не испытывать чувства вины, не считать ребенка слабеньким и беспо­мощным. При расставании ма­лышу важно знать, куда ухо­дит мама, когда она придет, быть уверенным, что с мамой ничего не случится.

И еще. Не ко всем условиям стоит привыкать (например, грубые воспитатели, про­блемные дети в группе). Иног­да их лучше просто поменять. А с остальными трудностями ваш кроха справится! Пре­одолевая кризисы, малыш взрослеет, становится силь­нее, устойчивее, независимее и самостоятельнее.

Внутренние и внешние причины сложного привыкания к саду

Внутренние

Частые и длительные разлуки с мамой, тяжелый опыт госпитализации.

Индивидуальные особенности здоровья (осложненный анамнез): повышенная нервная возбудимость, гиперактивность, отставание

в развитии, слабый иммунитет.

Неготовность к разлуке с матерью (симбиотическая зависимость).

Неконструктивные особенности стиля материнско-детских отношений: гиперопека, гипоопека, гиперконтроль.

Внутрисемейные конфликты .

Неумение подстраиваться под других людей, излишние жадность, обидчивость.

Неподготовленность к новому образу жизни. Например, несовпадение семейного режима и садовского, неумение малыша поль­зоваться навыками самообслуживания, отсут­ствие привычки выполнять просьбы взрослых, энурез и другие индивидуальные проблемы.

Объективные, внешние

Неправильное поведение воспитателей (окрики, наказания).

Сложные дети в группе. Иногда достаточ­но пары агрессивных грубиянов, чтобы вся группа находилась в состоянии стресса.

Несоответствие уровня развития ребен­ка среднему уровню детей в группе. Плохо может сказаться как отставание (с крохой никто не хочет играть), так и опережение („умнику» скучно).

Не соответствующие нормам и потреб­ностям развития педагогические методики. Например, увлечение воспитателей урочной формой занятий может вызвать скуку или даже активный протесту некоторых детей.

Бедность игрового материала, отсутствие увлекательных занятий, возможности побегать, поиграть в активные, подвижные игры в группе или на детской площадке во время прогулки

23.04.19 37 064 44

Приключения одного ребенка, двух чиновников и Конституции РФ

В сентябре 2017 года моя сестра переехала в другой город и захотела отдать ребенка в детский сад.

Владислав Култаев

юрист и дядя

Хозяин съемной квартиры отказался оформлять сестре и мужу с дочкой временную регистрацию, а без нее ребенка принимать в детский сад не хотели. Но нам удалось настоять на своем.

Как записать ребенка в очередь в детский сад

Сначала расскажу, как все работает в теории. Чтобы ребенка добавили в очередь, нужно подать соответствующее заявление. Это можно сделать лично или через интернет.

К заявлению нужно приложить:

  1. Копию паспорта.
  2. Копию свидетельства о рождении ребенка или другого документа, подтверждающего родство.
  3. Копию свидетельства о регистрации по месту жительства, если оно есть.

Это закрытый список документов - больше никаких требовать не могут.

В заявлении можно указать номера детских садов, куда ребенку удобнее ходить, и чиновники постараются сделать так, чтобы его записали в один из них. Но если там мест не окажется, его запишут куда смогут.

Если хочется, чтобы ребенок ходил в определенный детский сад, можно попробовать подать заявление прямо туда. Но чтобы заявление приняли, на момент подачи заявления в этом саду должны быть свободные места, а так бывает редко. Проверить заполненность групп обычному человеку не получится - можно только посмотреть свое место в общей очереди, если ребенка в нее записали. Поэтому если в детском саду отказали, то придется подавать заявление в МФЦ или управление образования.

Шаблон заявления выдают на месте, иногда его даже помогают заполнить. Можно также заранее скачать его из интернета и заполнить. Строгой формы для шаблона в законе нет, поэтому на местах они могут немного различаться.

В ответ на заявление выдают расписку в его получении. Затем нужно получить документ о постановке ребенка в очередь в детский сад. Если подавать заявление через МФЦ, за уведомлением о постановке в очередь обычно можно прийти через три дня, в некоторых МФЦ больше. Главное в этом документе - номер регистрации заявления. По нему можно узнать место ребенка в очереди на сайте госуслуг или муниципальных образовательных услуг.


Типовой шаблон заявления на добавление ребенка в очередь в детский сад. Создайте копию документа, заполните и распечатайте

Подать заявление через интернет можно на сайте госуслуг или муниципальных образовательных услуг. Это проще, потому что не надо заполнять заявление и спорить с сотрудниками госучреждений, если им что-то не нравится. Достаточно пройти все по шагам и приложить сканы документов. После подачи заявки на сайте появится номер ее регистрации, по которому можно отслеживать место ребенка в очереди.

Чтобы подать заявление через сайт госуслуг, сначала придется подтвердить учетную запись. Это можно сделать в центрах обслуживания - ближайшие показываются на сайте. Клиенты Тинькофф-банка , Сбербанка и Почта-банка могут также подтвердить свою личность через личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение.

Муниципальные сайты работают по-разному . В одних городах заявления принимают через электронную приемную сайта мэра, в других - на едином региональном сайте, в третьих - на сайтах местного управления образования. На мой взгляд, госуслуги удобнее. Заморачиваться другими сайтами имеет смысл, только если в вашем регионе электронные заявления через госуслуги пока не принимают. К счастью, таких регионов все меньше.

Срок рассмотрения электронной заявки через госуслуги зависит от региона. Например, в Москве это обещают сделать за один день, а в Краснодаре - за 45. Ответ появляется в личном кабинете, а на электронную почту присылают письмо с уведомлением.

Если придет отказ, в нем должна быть указана причина. Если это ошибки в документах или чего-то не хватает, самый простой путь - все исправить и подать заявление заново. Но если вы несогласны с причиной отказа, его можно обжаловать. Жалобу надо писать в свободной форме на имя руководителя госоргана, который обрабатывал заявление: обычно это местное управление образования. Подать жалобу можно лично, прямо в управлении, или через МФЦ, а можно по электронной почте или через сайт госуслуг. Доступные варианты тоже зависят от региона.


Как мы записывали ребенка в детсад через МФЦ

Когда сестра записывала ребенка в очередь, она еще не знала, что это можно сделать через интернет. Поэтому сначала она попыталась это сделать в местном МФЦ. Сотрудник посмотрел документы и отказался принимать заявку из-за отсутствия регистрации. Это было странно само по себе: сотрудники МФЦ не оценивают ситуацию с правовой точки зрения, они должны просто принять заявку - или не принять, если что-то оформлено не так или не хватает документов. Но свидетельство о регистрации не входит в список обязательных документов для добавления ребенка в очередь в детский сад. Поэтому отказывать сестре не имели права.

Когда сестра указала на этот факт, заявление у нее все-таки приняли. Но при этом добавили, что все равно придет отказ, потому что в местные детские сады принимают только детей местных жителей.

Доводы сотрудников МФЦ казались логичными. Стало страшновато: ребенка пришлось бы отдавать в частный детский сад или нанимать няню, а в Анапе, куда переехала сестра, за это просят минимум 10-20 тысяч в месяц.

Поэтому мы полезли изучать, что насчет регистрации говорит закон.

Когда могут не принять в детский сад

Обучение в детском саду - дошкольная ступень образования. А по Конституции в России у каждого есть право на бесплатное дошкольное образование. Закон также дает право на свободу передвижения и запрещает ограничивать гарантированные Конституцией права и свободы из-за отсутствия регистрации.

Прием детей в государственные или муниципальные образовательные организации регулирует закон «Об образовании». Список причин, по которым ребенка могут не принять в детский сад, перечислен в пункте 4 статьи 67 :

  1. В детском саду нет мест.
  2. В детском саду углубленно изучают какие-то предметы, поэтому детей принимают по конкурсу.
  3. Детский сад - специальное образовательное учреждение Министерства иностранных дел.

Список закрытый - добавлять в него другие причины нельзя. Выходит, сотрудник МФЦ ошибался: по закону из-за отсутствия регистрации отказать в очереди в детский сад не имеют права. А за незаконный отказ ответственных лиц наказывают штрафами от 30 до 50 тысяч рублей.

Что касается отсутствия мест в детских садах, то заявление подается на постановку в очередь. Нет мест сейчас - ладно, сообщите, когда появятся.

Недавно , что отсутствие мест в детском саду - это проблемы местных властей, а не родителей. Администрация должна сделать так, чтобы всем детям, которым положено по возрасту, хватило мест в саду. Причем в доступности от места жительства семьи, а не на другом конце города. Может быть, мест не будет в конкретном детском садике - хорошо, тогда предложите в другом, но где-то поблизости. Тогда отказ от приема именно в этот детский сад будет законным, но права ребенка при этом не нарушат.

Понятное дело, чаще всего мест на всех не хватает. Бывает, что суды на местах говорят, что это не нарушает ничьи права. Но свежие выводы Верховного суда помогут добиться справедливости тем семьям, которым очень нужно попасть в садик. Возможно, придется походить по судам. А может, все решит уверенное упоминание аргументов.

Чтобы правильно говорить с чиновниками и знать, как настоять на своем, можно еще посмотреть видеоролик. Адвокат Дмитрий Гриц рассказывает, какими правами обладают родители и как добиться результата без конфликта.

Как мы подавали документы в управление образования

Раз в МФЦ заявление на добавление ребенка в очередь у нас все-таки приняли, можно было спокойно ждать результата. Но мы решили подстраховаться и подать такое же заявление еще и в управление муниципального образования: закон не запрещает подавать его в две инстанции. Мы вооружились новоприобретенным знанием законов о дошкольном образовании и отправились на встречу с чиновниками.

Но замначальника управления все равно отказалась нам помочь. Она заявила, что без регистрации по месту жительства принять ребенка в сад невозможно: мол, закон привязывает детей и их родителей к месту регистрации. И административный регламент по постановке ребенка в очередь в детский сад никак, ну никак не разрешает обойти это ограничение.

Мне это показалось странным. Административный регламент - это нормативный правовой акт, в котором описан порядок и стандарты оказания государственных или муниципальных услуг. Но это подзаконный акт - он не может противоречить закону, а если противоречие все же есть, то закон главнее. А закон на нашей стороне - замначальника неправа.

Насчет детских садов и регистрации даже есть готовое решение Верховного суда. В 2016 году жительница Ростова-на-Дону обжаловала в суде положение местного регламента, которое привязывало очередь в детский сад к регистрации. Суд встал на ее сторону и заявил, что такое положение регламента - дискриминирующее.

Я попросил показать нам регламент. Их публикуют на сайтах соответствующих госорганов, но по правилам чиновники по требованию тоже обязаны их показывать. Ничего похожего на привязку детского сада к месту регистрации родителей там не нашлось.

После этих споров у нас все-таки приняли заявление - но, как и в МФЦ, предупредили, что без регистрации его не одобрят.

Чем все кончилось

Через пять дней после визита в управление образования сестра зашла на муниципальный сайт Краснодарского края и авторизовалась по номеру, который выдали в МФЦ. Там она обнаружила ребенка - на 99-й позиции в очереди на место в детском саду.

Через восемь месяцев очередь подошла, и в управлении образования ребенку выдали путевку в конкретный детский сад - в районе, где живет сестра. Там ответственные лица тоже пытались сослаться на то, что у нас нет регистрации. Пришлось снова устраивать правовой ликбез: мы рассказали о своих правах и показали направление в детский сад. Этого оказалось достаточно. Я пишу статью, а ребенок занимается в своей группе детского сада.


Запомнить

  1. Отсутствие регистрации по месту жительства не мешает ребенку получать бесплатное дошкольное образование - а это как раз про детский сад.

Ребенка пора записывать в ДОУ, а вы не знаете, с чего начать? Не паникуйте. Приготовьте себе чашечку ароматного чая, сделайте глоток, выдохните и ознакомьтесь с подробной инструкцией от сайт.

Шаг 1. Подготовить документы.

Пояснение для молодых родителей: как только вы выпиcываетесь из роддома, сразу же направляйтесь в местный Многофункциональный центр (МФЦ) по месту вашего пребывания. Там вам оформят все необходимые документы: свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации (форма №8) и СНИЛС.

Если же в вашем городе или районе еще нет такого заведения, то придется немного побегать: в ЗАГСе вам оформят свидетельство о рождении, в отделении федеральной миграционной службы – документ о постоянной регистрации, а СНИЛС можно будет получить в отделении пенсионного фонда. Примерное общее время изготовления документов составляет две недели.

Все эти документы вам будет необходимо предоставить в оригиналах при поступлении в желаемое ДОУ.

Полный список МФЦ с адресами и телефонами можно найти

Шаг 2. Зарегистрироваться на портале Госуслуг.

А пока документы готовятся, самое время создать свой профиль на сайте Госуслуг . Сайт не сложен - нужно всего лишь заполнить свои данные и подождать некоторое время для их подтверждения. Единственная «загвоздка» — окончательное подтверждение вашей учетной записи (после всех виртуальных проверок). Для того, чтобы подтвердить вашу учетку, необходимо:

  • обратиться в Центр обслуживания (ЦО);
  • получить код подтверждения личности по почте;
  • воспользоваться усиленной квалифицированной электронной подписью или Универсальной электронной картой (УЭК).

Поскольку последние два варианта не совсем удобны, предлагаем воспользоваться списком ЦО - https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/ .

Шаг 3. Оформить дебетовую карточку Сбербанка (если у вас ее нет).

Нужно обратиться в ближайшее отделение Сбербанка и попросите выпустить вам обычную дебетовую карточку. Для оформления вам понадобится только паспорт. В последующем эта карточка понадобится вам для получения компенсации за оплату детского сада (ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»).

Срок оформления карточки - две недели. И не забудьте попросить у сотрудника банка реквизиты вашего счета.

Шаг 4. Заполнить электронное заявление на сайте Госуслуг.

И снова возвращаемся к сайту Госуслуг. Найти заветную кнопочку можно, пролистав главную страницу вниз, либо нажав на кнопку «Получить услугу» и выбрав нужную услугу из списка. Дальше уже спокойно и внимательно нужно будет заполнить объемное заявление.​ Не забудьте при заполнении заявления отметить наличие у вас льготы, если она имеется.

Будьте аккуратны - при заполнении правильно проставляйте желаемый код поступления, имейте минимальные представления о местонахождении и номер ближайших садиков и закрепленных за ними школ.

Также обратите внимание на разделы с выбором вариантов, например, «Желаемый год поступления». На сегодняшний день для зачисления ребенка в группу кратковременного пребывания ему на момент 1 сентября предполагаемого года поступления должно быть не менее 1 года 6 месяцев, а для группы полного дня пребывания - 2 года 8 месяцев. Исходя из этих расчетов и нужно проставлять дату.

Шаг 5. Подать документы.

После рассмотрения вашего заявления, вам будет присвоен номер в очереди на зачисление. На сегодняшний день этот номер не имеет какого-то приоритетного значения при поступлении, но! что важно - при достижении ребенком 3 лет вам обязаны предоставить место в ДОУ или компенсацию.

Комплектовать детские группы начинают весной (примерно в апреле-мае), и тогда же вас могут попросить приехать подать оригиналы документов. Оповещение обычно приходит на электронную почту или смской.

Не пренебрегайте ксерокопиями и не забывайте оригиналы - цените свое время и время работников распределительной группы.

Шаг 6. Оформить медицинскую карту.

Последний рывок. Вы молодец, раз проделали всю описанную выше работу и остался последний шажок.

После подачи документов у вас будет примерно месяц, чтобы оформить ребенку медицинскую карту, необходимую для поступления в сад. Участковый педиатр назначит вам специалистов, которых нужно будет пройти. Не медлите после получения необходимых направлений, как правило, на оформление карты уходит не меньше 1-2 недель.

С готовой картой вам вновь нужно будет вернуться в распределительный центр или же самостоятельно отнести ее 1 сентября медсестре детского сада, в который вы пойдете (лучше уточнить этот момент при подаче документов).

Также не забудьте, что кроме красивого букета для воспитательницы нужно будет принести справку из детской поликлиники об отсутствии болезни. Она действует 5 дней с момента получения и оформляется участковым педиатром.

Олеся Маевская

Мама идет на работу, пора малышу в садик. Помогите малышу положительно настроится в отношении детсада, освоить правила жизни вне дома. Он легче привыкнет, если приготовить заранее почву.

Сыночки-дочки подрастают, приходит время решений: кто займется воспитанием дошкольника. Только родители могут решить, что лучше для крохи − оставаться дома с мамой-домохозяйкой, бабушкой, няней или пойти в детсад.

«За» и «против»

Общение с одногодками прививает навыки адаптации в коллективе, учит считаться с мнением других и защищать свои интересы. «Садиковским» детям легче привыкнуть к школьной атмосфере. Они способны регулировать поведение, формировать самооценку и оценивать поступки друзей.

Сад учит самообслуживанию. Дома малыш иногда ленится застегнуться, взять ложку, умыться. В садике, наблюдая за самостоятельными сверстниками, он захочет сам проделать эти сложные задачи. Неопрятный вид ребенка − трудность временная, а польза от такой учебы очевидна.

Многие считают минусом детсада постоянные болезни. Вопрос спорный. Организм ребенка, встречаясь с «посторонними» вирусами, активно тренирует иммунитет. Каждая простуда − кирпичик в укреплении иммунной системы. Это не касается серьезных болезней с осложнениями.

Мам не всегда удовлетворяет меню. Детям не всегда бывает вкусно. Стоит заметить, что ненавистные каши очень полезны для развивающихся организмов. Санитарное состояние кухни, продуктов строго контролируется. А вкусно накормить малыша котлетками можно на ужин.

Посещение садика дисциплинирует и детей, и взрослых

Начинаем издалека

    Планируйте передачу малыша на детсадовское воспитание за несколько месяцев. Гуляйте с детками и их мамами, ходите в гости. Пусть малыш поймет, что в мире есть много добрых взрослых и детишек, с которыми можно дружить.

    Приучаемся к режиму дня, приближаем его к садиковскому. Подъем в семь, после завтрака прогулка, тихий час после двенадцати, вечером не засиживаться допоздна.

    Начните закаляться, укрепляйте здоровье, это предупредит простудные заболевания.

    Учите ребенка соблюдать порядок. Иначе стресса ему не избежать, когда воспитатель начнет требовать невозможного: сложить вещи в шкафчик, собрать игрушки.

    Походите в игровую группу, где проходят занятия мам с малышами. Кроха привыкнет к деятельности в коллективе, научится прислушиваться к воспитателю, при этом мама для его спокойствия будет рядом.

    Объясните ребенку, что иногда его действия могут не нравиться другим. Показывайте пример конструктивного поведения в конфликтной ситуации, без крика, оскорблений и драк.

Эмоциональный настрой

    Рассказывайте малышу о саде, как там весело и интересно. За несколько дней объясните, что скоро он туда пойдет, будет играть с замечательными друзьями в новые игрушки.

    Не показывайте ребенку тревогу, он сразу «оденет» ее на себя. По пути в садик вы − само спокойствие и уравновешенность. Не растягивайте прощание. Сообщите, когда вы его заберете.