Влияние научно-технического прогресса. Влияние научно-технического прогресса на людей Как прогресс влияет на человека

Особенностью современной мировой торговли является также усиление влияния научно-технического прогресса (НТП) на её структуру. Технология, как труд и капитал, является одним из факторов производства. Статистика показывает, что США, ЕС и Япония являются теми регионами, где имеется значительное сравнительное преимущество по товарам с высокой добавленной (интеллектуальной) стоимостью. Откуда структура мировой торговли в начале ХХI века имеет следующий вид (в % от мирового объёма):

В Индустр. Развив. Россия, ИЗ страны страны СНГ Индустриальные

страны 50, о 15, о 5, о

Развивающиеся

страны 15, о 10, о 2, о

Россия, СНГ 5, о 3, о 10, о

___________________________________________________________________

Как видно, половина всего мирового товарооборота приходится на торговлю продуктами внутри «клуба» развитых экономик мира.

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаются объективные законы развития природы и общества с целью их практического применения в повседневной жизни людей. В условиях научно-технического прогресса эта специфика научной познавательной деятельности приобретает новое воспроизводственное качество. Научно-производственная деятельность проявляется в таких сферах, как:

а) фундаментальные исследования (законы мироздания);

б) прикладные исследования (инновационные проекты);

в) производственные комплексы (наукоёмкая продукция).

Например, контролируя большую часть макротехнологий, развитые экономики мира удерживают 80% мирового рынка готовой продукции. Российская экономика самостоятельно способна контролировать лишь пятую часть (20%) основных макротехнологий в мировой экономике.

Наконец, общее состояние научно-технического потенциала в стране можно оценить таким комплексным показателем, как способность к инновациям, где обязательно присутствует величина всех расходов на НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки). Одним из направлений НТП является создание новых продуктов. Откуда изобретения и нововведения – это два аспекта развития научно-технических знаний. Результатом изобретения являются новые знания или новации, а нововведения или инновации – это совершенствование методов применения уже существующих знаний. Чтобы наука могла оказать влияние на производство, результаты научной деятельности должны воплотиться в капитал. Поэтому эффективность научного потенциала в условиях рынка во многом зависит от способности национального правительства компенсировать возможные финансовые риски ведущим предприятиям в инновационной сфере на этапе получения конечного научного продукта. Этапы «жизненного цикла» изделия следующие: НИР, ОКР, опытный образец, серийное (массовое) производство, эксплуатация изделия. В то же время, гипотеза Р.Вернона о жизненном цикле продукта утверждает, что по мере стандартизации технологии производства выпуск изделия перемещается в страны с более низким доходом, где основой сравнительного преимущества выступает уже не НИОКР (фактор капитала – прежде всего, человеческого), а относительно низкая заработная плата рабочей силы (фактора труда – прежде всего, малоквалифицированного).

А. В. СЕДЛЕЦКИЙ

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: научно-технический прогресс, ускорение научно-технического прогресса, постиндустриальное общество, структурные характеристики общества, техносфера, информационные технологии, антропогенез, технологизация жизни, киборгизация, клонирование, биотехнологии, постчеловеческий мир

Key words: scientific and technical progress, scientific and technical process acceleration, post-industrial society, society structural characteristics, technosphere, information technologies, anthropogenesis, life technification, cyborgisation, cloning, bio-technologies, post-human world

История развития человечества связана с непрерывным процессом удовлетворения людьми своих потребностей и интересов, предполагающих создание и совершенствование орудий труда. Переход к техногенному развитию произошел благодаря промышленной революции конца XVIII в. и научно-технической революции середины XX в. В. И. Глазко

ПОЛУТИН Сергей Викторович, заведующий кафедрой социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор социологических наук, профессор.

СЕДЛЕЦКИЙ Александр Викторович, доцент кафедры теории и практики управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Пензенский филиал), кандидат социологических наук.

С. В. ПОЛУТИН

и В. Ф. Чешко отмечают, что «постиндустриальная наука XXI в. - величайшее достижение человеческого интеллекта, способное и привести человечество к новым блистающим вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, общества, а не от науки»1. Научно-технический прогресс привел к тому, что наука и производство стали развиваться согласованно. Технические устройства помогают человеку проводить научные исследования за пределами органов чувств человека. Наука не только изменила сферу производства, но и оказала влияние на другие сферы человеческой деятельности2.

Ф. Фукуяма полагает, что развитие науки и технологии оказывает влияние на структурные характеристики обще-ства3. Например, Интернет способствовал появлению в обществе новых социальных групп со своей субкультурой. Информационно-технические системы становятся обязательной частью социальной действительности. Интернет изменил не только пространственно-временные характеристики жизни человека, но и само человеческое бытие. Э. Тоффлер следующим образом сформулировал проблемы общества, которые должны быть решены с помощью научно-технического прогресса: «Сможем ли мы создать человека с желудком, как у коровы, переваривающим траву и сено, вследствие чего облегчится решение продовольственной проблемы, поскольку человек перейдет на потребление более низких звеньев пищевой цепи? Сможем ли мы биологически изменить рабочих так, чтобы их данные соответствовали требованиям работы, например, создать пилотов с многократно ускоренной реакцией или рабочих на конвейере, нервная система которых будет приспособлена для выполнения монотонного труда? Попытаемся ли мы уничтожить „низшие" народы и создать „суперрасу"? Будем ли мы клонировать солдат, чтобы они сражались вместо нас? Будем ли мы использовать генетическое прогнозирование для предупреждения рождения нежизнеспособного младенца? Будем ли мы выращивать для себя запасные органы? Будет ли каждый из нас иметь, так сказать, „банк спасения", полный запасных почек, печени и легких?»4.

Создав мощнейшую технику, человек изменил ритм и течение своей жизни5. Прогресс инновационной деятельности привел к появлению техносферы, которая нужна

обществу для создания комфортных условий существования в окружающей среде. Человек влияет на саморазвитие и саморегуляцию техносферы6. Техносфера, с одной стороны, защищает человека от неблагоприятных условий внешней среды, с другой - способствует усилению экологического кризиса. Некоторые исследователи считают, что природный мир в будущем станет искусственным. Человеку необходимо сохранить себя в новой для него внеприродной среде7.

Общество становится все более зависимым от техники и технологий. Техника приспосабливается к социуму, а не к природе. Внедрение прогрессивной технологии требует коренных изменений квалификации и личности работника. Специализация увеличивает количество различных профессий. В то же время технологические нововведения уменьшают «время жизни» любой профессии.

Технический прогресс делает многие вещи более доступными для человека и одновременно снижает их ценность. По мнению Э. Тоффлера, «отношения человека с вещами приобретают все более временный характер. В столь разном подходе выражается главное различие между прошлым и будущим, между обществом, базирующимся на постоянстве, и новым, быстро формирующимся социумом, основанным на недолговечности»8.

Технические устройства облегчают труд работника, но созданная компьютерами виртуальная реальность изменяет коммуникацию между людьми, заменяет естественное общение искусственным. Долговременные связи уступают место кратковременным. Новое информационное пространство, образованное Интернетом, привело к появлению киберкультуры и изменило сферу общения социума. Человек постепенно утрачивает свою индивидуальность, теряет контроль над собой. М. М. Кузнецов считает, что человек перестает отличать реальный мир от конструируемого компьютерными программами, а жесткий прессинг СМИ приводит к атрофированию мироощущения человека и его способности к самостоятельному использованию собственного разума9.

Современные научные разработки используют информационные технологии. С появлением искусственного интеллекта когнитивные функции человека перекладываются на компьютеры, что постепенно замещает живой творческий разум компьютерным. Рациональные машинные решения

стали существенно отличаться от гуманных, интуитивных и эмоциональных решений человека. А. И. Ракитов полагает, что на антропогенез влияет технологизация жизни, и приходит к выводу о наступлении эры киборгизации. Новые технологии, особенно технологии искусственного интеллекта, способствуют кардинальному усилению интеллектуальных и физических возможностей общества. Киборгизация, т. е. использование искусственных органов, набирает обороты. Уже в ближайшем будущем она грозит стать одной из важнейших технологий продления жизни10.

Проводятся исследования, направленные на разработку саморегулирующихся систем искусственного интеллекта. Его развитие в итоге может привести к тому, что контролировать принятие решений будут компьютеры, а не человек. Появляются предпосылки для создания все более совершенной компьютерной «нервной системы» и центрального «мозга», управляющего машинами.

Согласно закону Мура, такие параметры, как плотность элементов и быстродействие микропроцессоров, каждые 18 месяцев удваиваются. Программное обеспечение, которое будет полностью имитировать человеческое мышление, скорее всего, появится в следующем десятилетии. В. Прайд считает, что далее последует полнофункциональное слияние человеческого и машинного интеллекта11.

Общество проявляет гуманизм, сохраняя здоровье и продлевая жизнь людей с помощью медицины. Однако это нарушает процесс естественного отбора. Примерно с конца XIX в. обозначилась и уже сейчас имеет устойчивый характер тенденция к увеличению ожидаемой при рождении продолжительности жизни. Особенно ярко она проявилась в развитых странах Европы, США, Японии и Китае. Так, по данным ООН, в среднем по Европе с 1950 по 2005 г. продолжительность жизни увеличилась более чем на 8 лет: с 65,6 до 73,7 лет.

Происходит не только увеличение доли пожилого населения в возрастной структуре общества, но и процесс «омоложения населения». Население развитых стран благодаря развитию медицины дольше сохраняет здоровье и молодой внешний вид, что накладывает отпечаток на множество процессов психологического, культурного, социального характера. Не стоит забывать, что настоящая цель ученых,

занимающихся вопросами преодоления старения, - не просто увеличение продолжительности жизни, а продление срока здоровой жизни и молодости. Придет время, когда общество из-за неблагоприятной экологической среды существенно изменится, и жизнь социума будет искусственно поддерживаться медицинскими приборами и лекарствами12. Многие наследственные болезни вызваны мутациями генов. В связи с этим медицина стала использовать технологии, направленные на улучшение человеческого генофонда и способные повлиять на демографические процессы, здоровье населения, его умственные и другие способности и, как следствие, на любые процессы функционирования цивилизации.

Клонирование также открывает новые возможности для «тиражирования» наиболее удачных с генетической точки зрения индивидуумов. Несмотря на то, что клонирование человека и приматов невозможно при существующей технологии, разработанной для других млекопитающих, но рано или поздно она все-таки появится. Сочетание этого метода с генной инженерией в ближайшем будущем позволит создавать людей с определенными качествами. Планомерная работа по улучшению вида позволит поддерживать оптимальную численность новой популяции.

Но здесь не только технические трудности, но и идеологические, культурные и религиозные установки. Л. Петруччи, впервые начавший выращивать эмбрион в лабораторных капсулах, прекратил свои эксперименты под давлением Ватикана. Сегодня Ватикан вновь призывает к прекращению исследований в области клонирования человека, а американское федеральное правительство замораживает ассигнования на эти исследования13.

Способности человеческого организма развиваются и улучшаются за счет достижений в медицине и биотехнологиях. Биоинновационное направление научных исследований в дальнейшем приведет к генной модификации человека. От генетически модифицированных бактерий, растений и животных можно перейти к искусственно созданным биологическим системам и сложным искусственным организмам14.

При изучении генома человека появляются предпосылки для возможного лечения многих болезней. Негативным последствием таких исследований является потеря контроля над отрицательными результатами вмешательства в измене-

ние человека на генном уровне. Наиболее серьезная угроза, создаваемая современной биотехнологией, - это возможность изменения природы человека (переход к «постчеловеческой» фазе истории).

Могут существовать продукты биотехнологии, столь же очевидные по опасностям, которые они представляют для человечества, например, новые вирусы или генетически модифицированные продукты питания. С ними, как с ядерным оружием или нанотехнологией, разобраться легче всего, потому что в дальнейшем их можно расценивать как прямую угрозу. Во многих случаях биотехнологии предполагают побочные эффекты: продление жизни, но со снижением умственных способностей; медикаментозная терапия, стирающая грань между тем, чего мы добиваемся сами, и тем, чего достигаем с помощью воздействующих на мозг химикатов15.

Ф. Фукуяма указывает на то, что биотехнологии в будущем способны трансформировать жизнь общества на основе трех сценариев. Первый связан с использованием новых лекарственных препаратов, способных изменить темперамент людей. Он считает, что можно улучшить эмоции, ощущения и чувства людей. Второй основан на успехах в исследовании стволовых клеток, позволяющих регенерировать любую ткань тела и значительно увеличить продолжительность жизни человека. В третьем сценарии богатые люди определенным образом проверяют эмбрионы до имплантации и в соответствии с этим заводят себе оптимальных детей16. Одно из последствий развития биотехнологий - модификация социальной структуры по признаку интеллектуального развития. Таким образом, на основе доступа к изменению генетических свойств личности возможно формирование как «высшего», так и «низшего» класса17.

Целенаправленное выделение конкретных качеств людей, по мнению Ф. Фукуямы, может изменить сущность человека. Он полагает, что одной из основных движущих сил исторического процесса было и остается развитие науки и технологий. Оно определяет горизонты производительных возможностей экономики и структурные характеристики общества. Например, развитие сельского хозяйства привело к возникновению огромных иерархических обществ, в которых существенно проще стало ввести рабство, чем в эпоху охоты

и собирательства. Э. Уитни изобрел хлопкоочистительную машину, и в начале XIX в. хлопок стал главной товарной культурой американского Юга, что привело к «реанимации» там института рабства.

Развитие современной науки оказало воздействие на все общества, где оно происходило. Техника обеспечивает военное преимущество стране. Биотехнологии и более глубокое понимание наукой человеческого мозга будут иметь существенные социальные последствия: они заново открывают возможности социальной инженерии, от которой отказались общества, обладавшие технологиями ХХ в.18

Современная социология разработала несколько методов анализа структуры ментальностей, к числу которых относится контент-анализ - исследование частоты встречаемости устойчивых лексических конструкций. В. И. Глазко и В. Ф. Чешко применили его к Интернету. Первая часть исследования касалась англоязычных источников Сети. Наибольшее внимание общественности привлекают новые технологии и социальные проблемы развития генетики.

Среди социальных проблем генетики выделяются взаимоотношения генетики и генных технологий с религиозными и этическими учениями. Наибольший резонанс получили вопросы соблюдения прав человека и возможной дискриминации, связанной с получением информации о генетической конституции индивидуума. Влияние генетических теорий и созданных на их основе технологий вызывает больше тревоги, чем положительных эмоций в плане потенциальной выгоды19. Вероятно, этот факт отражает общее падение престижа науки в глазах современного человека, обращающего внимание на отрицательные стороны научно-технического прогресса (в отличие от общественного сознания второй половины XIX в.).

При исследовании русскоязычных сайтов использовалась поисковая система Rambler, с помощью которой анализировалась тематика сайтов. Была выявлена частота встречаемости бренда «опасное знание» и его лексическая ассоциация с различными областями естествознания. Результаты исследований показывают, что генетика и генные технологии сейчас не ассоциируются в СНГ с высокой степенью риска. Количество сайтов, в которых обнаруживается ассоциация с опасностью, порождаемой научным знанием для этих

терминов, значительно уступает физике и химии. Это касается также клонирования человека и высших животных. Отмеченные закономерности детерминируются двумя факторами - доминированием физических и химических технологий над биологическими и отставанием темпов эволюции менталитета от технологического прогресса.

Наибольшие опасения в обществе вызывает потенциальная угроза генных технологий здоровью отдельного человека, экологической и социально-политической стабильности и безопасности. То, что генетика и генные технологии относятся, с точки зрения простого человека, к потенциально опасным вещам, диагностируется достаточно четко. Кроме того, прослеживаются еще две особенности современного восприятия социальных аспектов генетики: угроза использования достижений этой науки для преодоления «несоответствия наличного человеческого материала требованиям современной технологии и условиям деловой активности» и «производство людей заранее заданных типов в массовых масштабах»; необходимость «нравственного самоограничения ученых и специалистов, которые работают в потенциально опасных для человечества областях знания»20.

Прогнозирование общественного развития - предмет исследования многих ученых. Ф. Фукуяма отмечает, что постчеловеческий мир может оказаться куда более иерар-хичным и конкурентным, чем наш сегодняшний. Это может быть мир, где будет утрачено любое понятие «общечеловеческого», потому что мы перемешаем гены человека с генами стольких видов, что уже не будем ясно понимать, кто такой человек21.

Таким образом, управление инновационной деятельностью будет рациональным тогда, когда оно будет связано не с извлечением сиюминутной экономической выгоды, а с разработкой и совершенствованием социальных парадигм. Общество должно взять на себя ответственность за последствия технического прогресса во имя постоянного стремления человека к добру, свободе и справедливости.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Глазко В.И., Чешко В.Ф. «Опасное знание» в «обществе риска» (век генетики и биотехнологии). Харьков: ИД «ИНЖЭК», 2007. C. 16.

2 См.: Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов. М., 1996. 400 с.

3 См.: Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции. М., 2004. 349 с.

4 Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999. С. 249-250.

5 См.: Его же. Шок будущего / пер. с англ. М.: ACT, 2002. С. 6.

в См.: Горохов В.Г. Научно-технический прогресс // Глобалистика: энцикл. М., 2003. С. 664.

7 См.: Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994. С. 3-5.

8 Тоффлер Э. Шок будущего... С. 125.

9 См.: Кузнецов М.М. Киберкультура // Глобалистика: энцикл. М., 2003. С. 435-437.

10 См.: Новые технологии и продолжение эволюции человека: трансгуманистический проект будущего / отв. ред. В. Прайд, А.В. Коротаев. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 320 с.

11 Там же. С. 85-87.

13 Там же. С. 139.

14 Там же. С. 66-67.

15 См.: Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее... С. 19-20.

17 Там же. С. 31.

18 Там же. С. 29.

19 См.: Глазко В.И., Чешко В.Ф. «Опасное знание» в «обществе риска» ... 544 с.

В наше время производительные силы достигли планетарного уровня. Земля как бы сжалась в размерах. Новые системы транспорта, связи, космическая техника, Интернет вошли в повседневную жизнь. По телевидению мы видим то, что происходит на другом конце планеты. Другими стали материальные условия жизни общества. Одновременно в обществе возникает целый ряд побочных явлений, носящих негативный характер. Также радикально изменились образ жизни, внутреннее состояние социума, да и сам человек. Эти изменения носят всеобщий и объективный характер. Наряду с глобальным экологическим кризисом можно говорить о глобальном социальном кризисе. Но в отличие от внешней среды обитания, внутреннему состоянию социума уделялось сравнительно мало внимания, хотя потенциальная опасность не менее значительна. Не был сформулирован даже общий подход, не описаны процессы внутренней деградации общества. Но, как и в окружающей, в социальной среде (социуме) возникает целая совокупность побочных негативных явлений.

Развитие цивилизации, радикальные изменения в окружающем мире привели к внутреннему кризису самого человека, его разладу с реально существующим миром. Произошел отрыв сформировавшегося за время длительной эволюции сознания людей и их биологической основы от современного темпа жизни и уровня техники. Все большая часть людей уже не справляется с нагрузками, диктуемыми жизнью, не может приспособиться к окружающему миру. Возникает устойчивое утомление из-за нагрузок на человеческий организм. Растет количество преступлений, психических заболеваний, число маргиналов, преступников, алкоголиков, наркоманов. И этот процесс непрерывно ускоряется. Проблема состоит в том, что возможности адаптации человека к изменившимся условиям не безграничны. Как и в экологии, где определены предельно допустимые концентрации различных веществ и их летальные (смертельные) дозы, здесь также существуют свои критические параметры.

Истинная причина, по которой переживаемые человечеством затруднения приобрели сейчас такие огромные, поистине устрашающие масштабы, как раз в том и заключается, что никто из нас еще до конца не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся миру и новому положению в нем человека. И это, в сущности, даже в большей степени относится к представителям интеллигенции, ученым, политикам и вообще всякого рода лидерам - промышленным, профсоюзным, религиозным, - чем к рядовым представителям всех слоев общества как развитых, так и и развивающихся стран. Суть проблемы как раз и заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает и как учитывает в своем поведении. Безудержно меняющаяся на наших глазах действительность, за которой мы не успеваем уследить, мучает и пугает нас. Ведь все наше мироощущение, все стимулы нашего поведения, все ценности, вся система учреждений и институтов и весь наш образ жизни, в сущности, остались нам в наследство от предшествующих веков. И, чувствуя себя явно не в своей тарелке, мы робко и безуспешно пытаемся приспособиться к новым условиям, уже неспособные более жить в прежнем, естественном мире, но и не готовые еще к тому, чтобы полностью акклиматизироваться в новой, в высшей степени ненатуральной среде, которую мы сами и создали. От всего этого глубоко страдает наша психика и здоровье, ослабевает способность к здравым оценкам и суждениям, и, подавленные, сбитые с толку всей этой лавиной изменений, мы никак не можем выработать правильную и последовательную линию поведения. Эксплуатация многих сложных систем находится на пределе возможностей человека. В результате возникают аварии и катастрофы, которые являются неизбежными спутниками научно-технического прогресса.

Современные проблемы связаны прежде всего с тем, что мы живем во время смены коммуникативных технологий. Время неподвижных букв сменилось временем подвижных картинок. Книга поменялась на телевизор и компьютер. Это привело к колоссальным последствиям, влияние которых на нас мы не может всесторонне понять, потому что находимся «внутри» процесса. Действительно, ко многим проявлениям кризиса современной цивилизации ведет именно деятельность практического разума, важнейшим компонентом которого является технологическое применение науки. Технику в широком смысле слово можно понимать как объективный мир, подвергнутый рационализации. Вместе с техникой в мир привносится та форма рациональности, которая прежде существовала в научном разуме. Сегодня осмысление техники, ее связей с наукой и культурой, взаимоотношений с человеком составляют основной узел современной философской проблематики.

Человечество было и продолжает быть охваченным процессом возникновения массового общества, процессом, который был бы невозможен без развития техники: это и тесно связанная с техническим прогрессом массовая безработица, сопровождаемая разрушением ремесел и распадением традиционных общественных связей, это и массовая культура, распространяемая средствами массовой информации, как печатными, так и электронными. В последнем случае происходит утрата человеком своей индивидуальности.

Техника является, в некоторой степени, толчком многих социальных явлений. Рассмотрим, например, массовую культуру. На первый взгляд, заметно ее проникновение в обыденное сознание повсюду, от деревень до столиц. Демократичность и доступность школьного обучения, всеобщая грамотность, колоссальные тиражи газет и журналов, потоком сходящих со скоростных печатных машин, дешевые и неплохо выполненные цветные репродукции произведений живописи и высококачественные записи музыкальных произведений - все это, несомненно, можно считать положительным результатом достижений информационно-технического мира. Но при более близком рассмотрении мы обращаем внимание на обратную сторону, на негативные последствия внедрения в эту сферу новой информационной техники, такой, например, как телевидение и интернет, способной настолько глубоко изменять массовое сознание, что можно говорить о переходе всеобщей грамотности в свою противоположность и личностную невосприимчивость к написанному слову - это также результат существования человека в современном информационно-техническом мире.

Средства массовой информации уже давно перешагнули рамки возможностей обычной журналистики, радио и кино. Сейчас на первый план выходит современное телевидение и Интернет, которое благодаря спутникам связи приобрели всепланетную аудиторию как объект навязчивого манипулирования. В этом случае информационно-технические достижения используются для передачи всевозможных пустяков, сплетен, интимных подробностей частной жизни и конфликтных ситуаций, превращая мир в «глобальную деревню». общество образованность духовный знание

В наше время уже никто не сомневается в преимуществах, которые дает интеллектуальное развитие. В отличие от специализированного разделения труда в промышленном производстве современная научная специализация направлена не на замену квалифицированного неквалифицированным трудом; скорее, напротив, более специализированный и квалифицированный научный труд вытесняет менее специализированный и менее квалифицированный. У технических специалистов исчезает внутренняя потребность в целостном взгляде на технические и социальные проблемы, в гуманистическом и разностороннем образовании. Отсюда вытекают опасности для традиционных культурных институтов, для политической и общественной демократии. Эти опасности становятся тем более зловещими, чем в большей степени становится возможным узкотехническое овладение всеми планетными ресурсами.

Таким образом, научные и информационно-технические нововведения, успешные или неудачные, реально достижимые или только воображаемые, выступают как фактор, подрывающий устоявшийся уровень культурной жизни и общественного сознания.

Это происходит по следующим причинам:

  • 1. научно-технический прогресс бросает вызов власти, силе, значимости и даже самому существованию традиционных религиозных и эстетических переживаний во всех их формах;
  • 2. он укрепляет в сознании людей символический фетиш науки и техники, или, иначе говоря, превращает науку в антинауку, рациональное в иррациональное;
  • 3. он преобразует житейские отношения между людьми, изменяя социальные отношения производства, потребления и коммуникации;
  • 4. он преображает социальные представления о том, что является удовольствием в исполнении желаний, ослабляя при этом действие культурных традиций, лишая индивида опоры на них, отдавая его во власть иррациональных и бесцеремонных, цепких манипуляций;
  • 5. техника элитарного социального планирования отчуждается от человека, воспринимается им как разрозненный хаос сиюминутных, односторонних решений, не имеющих связи с реальными жизненными устремлениями людей, превращающих их в безликую массу;
  • 6. всеобщим характер глобальных проблем в сочетании с безудержным техническим оптимизмом вступает в конфликт с жизненным опытом конкретного человека.

Итак, что несет развитие науки людям добро или зло? Продукт интеллектуального труда принадлежит всем и поэтому нелегко проконтролировать, в каких целях его станут использовать. Понятно, что хирургическим скальпелем можно спасти человеку жизнь, а можно и убить его. Эффективное лекарственное средство, взятое в большой дозе, превращается в страшный яд. В результате развития химии газов возникло химическое оружие, изучение свойств электричества позволило сконструировать электрический стул. Динамит и тротил, появившиеся в лаборатории, используют строители, прокладывающие трассы в горах, и революционеры, стремящиеся «подстегнуть историю».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И. И. МЕЧНИКОВА

Кафедра медицинских знаний и БЖД

Реферат на тему:

«ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Студентки

факультета информационных технологий

курса, 2 группы

специальность: компьютерная инженерия

Лебедевой Валерии Валериевны

Преподаватель: Полищук Л. М.

Одесса 2014

Вступление

Прогресс. Научно-технический прогресс

1 Прогресс

2 Научно- технический прогресс

Влияние достижений прогресса на человека

1 Электричество

2 Компьютер

3 Мобильный телефон

4 Транспорт

5 Ядерная энергетика

Заключение

Список литературы

Вступление

«Прогресс - это замена одних неприятностей

на другие, ещё большие».

Герберт Уэллс

В данной работе рассматривается роль развития цивилизации, в частности, технического прогресса на жизнедеятельность и здоровье человека.

Технический прогресс под собой подразумевает прорыв в науке и технике с целью улучшить, упростить и благоустроить жизнь человека, но он несет определенные жертвы, принесенные человечеством ради прогресса. Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества. Рассмотрим - является ли это таковым?

Цель: доказать правильность данного суждения или опровергнуть.

Задачи:

1) Рассмотреть понятие прогресс.

) Показать положительные и отрицательные стороны достижений прогресса.

1. Прогресс. Научно-технический прогресс

1.1 Прогресс

Прогресс - (лат. progressus - движение вперед, успех) - направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Идея прогрессивного развития вошла в науку как секуляризованная версия христианской веры в провидение. В библейских чаяниях пророков нашел отражение образ будущего как священного, предопределенного и необратимого процесса развития человечества, ведомого божественной волей. Но человечество намного раньше задумывалось над прогрессом, еще во времена древней Греции.

Несколько позже, в Средние века, Р. Бэкон попытался использовать концепцию прогресса в идейной области. Он предположил, что научные знания, накапливаясь с течением времени, все более совершенствуются и обогащаются. И в этом смысле каждое новое поколение в науке способно видеть лучше и дальше своих предшественников. Широко известны сегодня слова Бернарда из Шартра: «Современные ученые - это карлики, стоящие на плечах гигантов».

Постепенно концепция прогресса распространилась на развитие всеобщей истории, внедрилась в литературу и искусство. Разнообразие социальных порядков в разных цивилизациях стали объяснять различием в стадиях прогрессивного развития. Была построена своеобразная «лестница прогресса», на вершине которой находятся самые развитые и цивилизованные западные общества, а ниже на разных ступенях - другие культуры, в зависимости от уровня их развития.

В Новейшее время решающую роль в прогрессивном развитии стали отводить человеку. М. Вебер подчеркнул всеобщую тенденцию рационализации в управлении общественными процессами.

В целом классическую концепцию прогресса можно представить как оптимистическую идею постепенного освобождения человечества от невежества и страха на пути ко все более высоким и рафинированным уровням цивилизации. Тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

.2 Научно- технический прогресс

Научно-техническая революция (прогресс) в узком смысле - коренная перестройка технических основ материального производства, начавшееся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

Современная эпоха НТР наступила в 40-50-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства, контроль и управление им на базе электроники; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства. Новые крупные научные открытия и, изобретения 70-80-х годов породили второй, современный, этап НТР. Сегодня хорошо известно, что после того, как были открыты и изучены основные закономерности физики атомов и атомных ядер, выявлена специфическая квантово-релятивистская природа их структурных составляющих (электрона, протона и нейтрона) и гамма-квантов, сформировались новые квантовые представления о строении вещества и физике оптических явлений, стала зарождаться и развиваться целая серия прикладных наук физического и физико-технического профиля: радиоэлектроника, микроэлектроника, полупроводниковая техника, ядерная техника и ядерная энергетика, плазменная техника, квантовая электроника (лазерная техника), техническая кибернетика и многие, многие другие. Эти новые направления в прикладной науке в свою очередь послужили основой для создания ряда новых, прогрессивных, наукоемких отраслей современного промышленного производства, таких, например, как радиоэлектронная и полупроводниковая промышленность, производство электронно-вычислительных машин. Главные направления научно-технической революции XX-XXI в, как открытие и использование новых видов энергии, прежде всего внутриядерной, комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ, создание и применение новых видов конструкционных материалов, освоение космического пространства - так или иначе, прямо или косвенно обусловлены и предопределены научными открытиями в области фундаментальной физической науки.

2. Влияние достижений прогресса на человека

научный технический цивилизация здоровье

С непрерывным развитием науки и техники и при все более широком применении всех их достижений стали заметны не только плюсы современного научно-технического прогресса, но и его очень даже внушительные минусы. Самый очевидный из отрицательных факторов - это губительное воздействие на природу, повлекшее за собой нарушение экологического равновесия на планете, которое может привести к планетарной катастрофе. Но не только окружающую среду губит неконтролируемый НТП. Сам человек постепенно деградирует, окруженный все новыми и новыми благами, которые позволяют ему все меньше двигаться, меньше запоминать, меньше думать и совсем по-другому общаться. Современный человек все больше ослабевает физически, травясь достижениями химии и облучаясь новинками электроники, деградирует морально, впуская в свое сознание пропаганду потребительства и эгоизма "царя природы" и изменяется не в лучшую сторону социально и интеллектуально.

Итак, рассмотрим некоторые из основных достижений НТР: электричество, ЭВМ, автомобиль, ядерная энергетика.

2.1 Электричество

Современное общество сейчас не может представить себя без электричества и, соответственно, электрических устройств, широко используемых в промышленности и в быту. Все мы считаем что электричество- это один большой плюс: освещение, отопление, водоснабжение и вентиляция производственных и административных зданий. Без этой электрической энергии перестанут двигаться троллейбусы, трамваи, метро, автомобили, остановится железная дорога, откажутся работать любимые компьютеры, телевизоры, бытовая техника. Однако она требует осторожной эксплуатации. Неосторожное обращение с электричеством может привести к физическим травмам, таким как: электрический удар или ожег, что может привести к летальному исходу.

2.2 Компьютер

Компьютер - устройство, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако, сюда относятся и операции ввода-вывода. Описание последовательности операций называется программой. Появление компьютеров совершило в нашей жизни революцию. Они изменили наш подход к работе, учёбе, досугу и другим сторонам жизни. За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный эволюционный путь. Сейчас, в 21 веке, мало представима жизнь без компьютера. Они есть практически везде: дома, на улице, на производстве, в магазине и т.д.

Плюсы

1)Компьютер приносит нам большие удобства и облегчает нашу работу.

)Экономия бумаги.

)Компьютеры помогают нам общаться, можно говорить и даже видеть человека на другом конце света.

Минусы

1)Наносит вред психике и глазам.

)Электромагнитные излучения

)Компьютер и интернет - люди уходят из реальной жизни.

)«Живое» общение сводится к нулю.

)Появляется зависимость от компьютера

)Тотальная деградация общества

Субъективные жалобы ПК возможные причины их происхождения

Субъективные жалобыВозможные причины Резь в глазахВизуальные эргономические параметры монитора, освещение на рабочем месте и в помещенииГоловная больАэроионный состав воздуха в рабочей зоне, режим работыПовышенная нервозностьЭлектромагнитное поле, цветовая гамма помещения, режим работы.Повышенная утомляемостьЭлектромагнитное поле, режим работы.Расстройство памятиЭлектромагнитное поле, режим работы.Нарушение снаРежим работы, электромагнитное полеВыпадение волосЭлектромагнитное поле, режим работы.Прыщи и покраснения кожиЭлектростатическое поле, аэроионный и пылевой состав воздуха в рабочей зоне.Боли в животеНеправильная посадка, вызванная неправильным устройством рабочего места.Боль в поясницеНеправильная посадка пользователя, вызванная устройством рабочего места, режим работы.Боль в запястьях и пальцахНеправильная конфигурация рабочего места, в том числе высота стола не соответствует росту и высоте кресла, неудобная клавиатура, режим работы.

2.3 Мобильный телефон

Плюсы

1)Вы можете позвонить куда угодно в любой момент.

) Большие расстояния больше не мешают вашему общению.

) Мобильный телефон компактен и удобен, он всегда с собой.

) Современные мобильники являются многофункциональными и, как следствие, это облегчает нашу жизнь.

Минусы

1)Поскольку телефон распространяет электромагнитное излучение, а сам он находится близко к телу человека, существует опасение о вреде этого излучения здоровью при длительном пользовании устройством.

)Существует мнение, что мобильный телефон может стать причиной заболевания раком. Десятилетний эксперимент, проведённый специалистами ВОЗ в 13 странах, показал, что активные пользователи сотовой связи болеют карциномой на 50 % чаще остальных.

)Минимум общения. Можно никуда не ездить, никого не навещать, а просто позвонить.

)Деградация молодежи и общества и целом

2.4 Транспорт

Сегодня автомобили стали очень популярными и занимают важное место в жизни каждого современного человека. Трудно представить современную жизнь без автомобиля, производители совершенствуют автомобили, снабжают их новейшими технологиями, создавая новые модели и марки. Безусловно, автомобиль и общественный транспорт значительно упрощает жизнь современного человека. Сейчас мы можем передвигать в любую точку мира, благодаря развитию транспорта. Не так давно мы не могли представить себе передвижение за считанные часы на тысячи километров. Но ничто не стоит - все развивается.

Городской, международный и личный транспорт -это безусловно удобно и имеет массу преимуществ:

)Автомобиль - это средство передвижения, которое не нужно ждать, в котором всегда есть свободные удобные и комфортные места, зимой тепло, а летом прохладно.

)Самолеты, поезда, автобусы - это быстрое и комфортное передвижение по миру.

)Космический транспорт - освоение космоса.

Но давайте не будем забывать о последствиях:

)Космический транспорт - разрушение озонового слоя Земли и мусор на околоземной орбите.

)Загрязнение окружающей среды выхлопными газами. Страдает не только атмосфера - отходы транспортной деятельности попадают в воду, машины увеличивают шумовое воздействие. Как следствие, ухудшение экологии, что, несомненно, сказывается на человечестве, флоре и фауне.

2.5 Ядерная энергетика

Ядерная энергия на атомных электрических станциях используется для получения тепла, используемого для выработки электроэнергии и отопления. Ядерные силовые установки решили проблему судов с неограниченным районом плавания. В условиях дефицита энергетических ресурсов ядерная энергетика считается наиболее перспективной в ближайшие десятилетия. Энергия, выделяемая при радиоактивном распаде, используется в долгоживущих источниках тепла. Энергия деления ядер урана или плутония применяется в ядерном и термоядерном оружии (как катализатор термоядерной реакции). Существовали экспериментальные ядерные ракетные двигатели, но испытывались они исключительно на Земле и в контролируемых условиях, по причине опасности радиоактивного загрязнения в случае аварии.

Плюсы

1)Для получения электроэнергии требуется небольшое количество топлива, поэтому она дешевая.

)Нет выбросов в атмосферу.

)Простота в обслуживании и эксплуатации.

Минусы

1)Возможность аварий на АЭС.

2) Проблема захоронения ядерных отходов.

3) Содействие распространению ядерного оружия.

Заключение

Плюсы и минусы научно-технического прогресса :

Делает нашу жизнь более комфортной.

Облегчает труд человека.

Повышает информационность и мобильность.

Появляются новые сферы общения.

Приводит к ухудшению экологии

Истощаются природные ресурсы

Человечество становится более ленивым, менее подвижным

НТП может нести смертельную опасность (различные виды излучения, аварии техногенного характера).

Прогресс оказывает не только положительное влияние на человека, но и отрицательное. Я сделала вывод, что новые технологии неизбежно ведут к появлению новых проблем.

Сегодня мы более уязвимы, чем сто лет назад, когда прилетело Тунгусское нечто и так удачно промахнулось. Все блага прогресса от знаний, но и все техногенные беды и риски тоже от знаний. Таким образом, человечество не может не познавать - оно стало заложником своих знаний.

«Вы думаете, чем велик человек? Тем, что построил технократическую цивилизацию, прорубил окно во Вселенную и т.д.? Нет! Он велик тем, что при всем этом уцелел и пытается уцелеть и далее» (Стругацкие).

Список литературы

Холодов Ю.А., Лебедева Н.Н. //Реакция нервной системы человека на электромагнитное поле. - М.: Наука, 1992.

- Википедия. Прогресс

ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА (НТП) НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Пыркин Иван Валерьевич

студент 4-го курса, кафедра менеджмента БНТУ, г. Минск

Морозов Вячеслав Федорович

научный руководитель, канд. экон. наук, БНТУ, г. Минск

Не возможно не отметить, что по всему миру идет семимильными шагами научно-технический прогресс и его влияние на все происходящее в нашем мире очень велико. Каждый день мы пользуемся благами данного прогресса, и не можем представить себе, как прожить и день, не воспользовавшись ими. Т. е., уже исходя из данного предложения, можно прийти к умозаключению, что использование предметов НТП каждый день оставляет след на личности каждого из нас и влияет на нас в течение всей жизни. Поэтому этот вопрос показался нам очень интересным, да и к тому же данному пока вопросу посвящено не очень много работ. Нет, конечно же, мы не будем в своей работе рассматривать достижения НТП с той точки зрения, добро это или зло. В данном вопросе мы не будем консерваторами и считаем, что любое достижение научно-технического прогресса каждый раз поднимает человека на ступеньку вверх. Но все же следует уделить большое внимание вопросу влияния достижений НТП на развитие личности каждого из нас.

Влияние достижений науки и техники на нас начинается уже в детстве. Ведь после рождения начинается очень активное развитие мозга человека. Данный процесс был и остается почти таким же, каким и был всегда, но на современном этапе, начиная с 3-5 лет, мозг начинает развиваться быстрее, чем раньше. Естественно, одним из главных факторов такого активного и быстрого развития мозга у детей являются достижения технического прогресса. Если раньше от мозга не требовалось каких-то особых усилий, для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей достигших 3-5 лет уже вовсю пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном и т. д. Разумеется, все эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека. И, казалось бы, что все это должно приносить только пользу для развития наших детей интеллектуально, но как всегда существует это пресловутое «НО».

Во-первых, компьютеры, планшеты, сотовые телефоны, ноутбуки и т.д. являются не только средствами, которые помогают развиваться человеку интеллектуально, но также являются и средствами формирования представления о мире. Например, просмотр по телевизору какого-нибудь боевика или фильма ужаса может принести только вред, для ещё не окрепшей и формирующейся психики ребенка. Такое же влияние оказывают на детей и подростков современные компьютерные видеоигры. При этом следует учесть мнение учёных о том, что первые шесть лет жизни - это самый важный период в развитии человека, и в это время закладывается основание всей будущей жизни, уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях - то исходя из этого следует сделать непосредственные выводы. А именно: влияние современных достижений НТП на формирование личности человека начинается ещё с раннего детства, и уже в этом возрасте они могут оказывать пагубное влияние психику человека. Но наибольшую опасность для детей и подростков представляет собой игровая зависимость. Ведь в виртуальном мире ребенку не нужно отвечать за свои поступки, там он просто живет по написанным сценариям программистов и дизайнеров. Как следствие, развитие личности ребенка происходит по виртуальному сценарию, абстрагированному от реальности. Поэтому дети в последствие, попадая в мир реальности, становятся очень жестокими, чрезмерно эмоциональными, неконтролируемыми, также у них может появляться ощущение плохого самочувствия. Если вовремя не помочь им в этом состоянии, то в будущем эти дети могут лишиться ряда важных личностных качеств, таких как: целеустремленность, сдержанность, выдержка, ответственность, стрессоустойчивость и т. д. Стоит отметить, что данной теме посвящено очень много различного рода исследований, поэтому в данной работе мы не будем особо концентрировать свое внимание на ней.

Второй, наиболее острой, проблемой влияния НТП на человека стал «культ поклонения ежегодным техническим новинкам». Не сложно заметить, как за последние несколько лет, люди стали в буквальном смысле покланяться некоторым видам современных гаджетов. Разумеется, всё можно списать на потребительский бум, но все же если отвлечься и рассмотреть все с точки зрения теории потребления, то становится ясно, что данный процесс не полностью соответствует данной теории. Согласно теории спрос возрастает только при наличии существенных изменений потребительских свойств товара, что ежегодно, естественно, не происходит. Т. е. на лицо массовая зависимость людей от ежегодных технических новинок. Или как ещё называют её современные ученые - гаджет-зависимость. Ниже для рассмотрения в таблице 1 приведены показатели гаджет-зависимоти по некоторым странам Европы.

Таблица 1.

Среднестатистические данные по странам о гаджет-зависимости

Страна

Показатель гаджет-зависимости

Великобритания

1/3 жителей покупают приборы без определенной надобности

19 % поляков сообщили, что чувствуют гнев, если не могут воспользоваться той или иной технической новинкой

В этой стране проживает всего 4 % гаджет-зависимых граждан, которые делают необоснованные покупки сотовых телефонов и прочей техники

Среди наших соотечественников наибольшие потери насчитываются среди молодежи. В прекрасный мир сотовой связи с головой ушли 85 % жителей в возрасте от 18 до 35 лет. Половина из них к тому же психологически зависят от плееров

Казалось бы, как может влиять гаджет-зависимость на развитие личности человека. Но, при данном типе зависимости у человека наблюдается нарушение объективности принятия решения, что в дальнейшем может также сказаться на развитии личностных и профессиональных качеств человека.

Третьим, наиболее опасным, последствием развития НТП для нормального становления личности человека является интернет-зависимость. Интернет-зависимость - это расстройство психического характера, при котором человек очень навязчиво желает войти в глобальную сеть и неспособен выйти из нее вовремя. Данное расстройство первый раз было описано доктором Голдбергом в 1995 году. Хотя Голдберг не собирался включать это расстройство в официально принятые психиатрические стандарты, описание, которое он предложил, основывается на описании расстройств, которые связаны со чрезмерным употреблением психоактивных веществ. Психиатр выделял несколько основных симптомов этой зависимости: пользование интернетом приводит к ущербу психологического, межличностного, социального или физического статуса; вызывает дистресс или стрессовое негативное болезненное состояние. Также к последствиям данного расстройства можно отнести также деградирование личности человека, снижение двигательной активности: вместо того, чтобы встать и выглянуть в окно и узнать идет ли на улице дождь, человек в большинстве случаев предпочтет воспользоваться интернетом для этой цели. На данный момент интернет-зависимость очень широко обсуждается, но еще не признано официальной болезнью.

Также в данной работе нам хотелось бы заострить внимание на очень пугающей тенденции, которая показывает взаимосвязь между развитием НТП и статистикой роста суицида в мире. «Нужда и безработица», «бесплодность и беспросветность борьбы за существование» - эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами примерно 30 процентов самоубийств. В целом экономическая жизнь общества сильно отражается на кривой суицидов: спады в мировой экономике в 1908, 1923, 1929-1933, 1937 годах четко трансформировались в пики на этой кривой, а во времена «великой депрессии» в США уровень самоубийств вырос в 2 раза. Следует привести данные этой печальной статистики и для Росси с Беларусью: если в XIX веке в России уровень самоубийств (на 100 тыс. жителей) составлял в 1803 г. - 1,7; 1829 г. - 2,6; 1838 г. - 2,9 (т. е. в год налагали на себя руки от 582 до 1626 человек), то в настоящее время Россия занимает второе место в мире по количеству самоубийств - 37,4 на каждые 100 тыс. человек; что касается Беларуси, то для нашей небольшой, по сравнению с Россией, страны эта статистика выглядит не менее пугающей 28,3 случая самоубийства на 100 тысяч населения, если учесть, что проживает в нашей стране всего 9 млн. человек. По одной из версий ученых, рост суицидов связан ещё и с тем, что из-за НТП у людей стал все больше развиваться синдром дефицита внимания, т. к. ещё в детстве некоторые родители вместо того, чтобы заниматься с ребенком включали ему телевизор, компьютер или что-нибудь другое и уходили, при этом не подозревая какой опасности они подвергают своего ребенка в будущем. Исходя из выше написанного, хочется отметить ещё раз, что, конечно же, нельзя полностью провести параллели между НТП и ростом психологических отклонений и ростом суицида у людей, но все же стоит отметить, что данная тенденция присутствует.

Разумеется, видеть причину всех выше перечисленных проблем только в НТП нельзя, да и к тому же это будет не правильно, но стоит очень серьезно отнестись к тому, что во многих случаях НТП является катализатором развития этих проблем.

В конце хотелось бы отметить, что все решение данных проблем в основном лежит в самом человеке. Ведь, чтобы решить все данные проблемы человеку даже может и не потребоваться обращаться за профессиональной помощью. Например, чтобы ваши дети выросли абсолютно психически здоровыми и полноценными личностями, то для этого будет достаточно хорошего и грамотного воспитания в современных технических условиях. Если говорить о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние .Что касается гаджет-зависимости у взрослых, то тут просто нужно найти в себе силы и поставить себе ограничения. Например, вместо плеера взять в дорогу книгу. Ну, а если все же с влиянием достижений НТП не удается справиться данными способами, то лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.

А вообще, самым главным советом, который только можно дать, чтобы избавиться от всех современных проблем, связанных с НТП, на самом деле очень прост: почаще общайтесь с живыми людьми в реальном мире!

Список литературы:

  1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 120 с.
  2. Козлов В.В., Карпов А.А. Психология игровой зависимости. Мн.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 227 с.
  3. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 94-102.
  4. Раен А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.
  5. Раен А.А., Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 683 с.
  6. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999. Том 20, 1, с 86-94.