Человеческая деятельность, ее многообразие

1. Деятельность как способ человеческого бытия

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. В обществознании деятельность представляет собой сложную и многоплановую категорию, которая включает в себя многие стороны взаимодействия человечества с мир

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.

Человеческая деятельность - это деятельность конкретных индивидов, которая протекает или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром - перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она осуществляется, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.

Деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Для человека общество составляет не только внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться неадаптированным и выжить, совершенно так же, как животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной средой. Главное заключается в том, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, а в том, что сами эти общественные условия несут в себе мотивы, и цели его деятельности, средства и способы, словом, общество производит деятельность образующих его индивидов.

2. Особенности человеческой деятельности

В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной. Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.

Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.

Следующие отличие человека от животных заключается в том, что люди не имеют врожденной программы деятельности, не могут передавать ее своим потомкам генетическим путем. Нюх не приводит человека к продуктам питания, механический навык не побуждает строить гнезда. Немецкий просветитель Гердер назвал человека самым беспомощным и неприспособленным к жизни из всех живых существ. Многие из первых человеческих популяций погибали, выживали лишь те, которым удавалось выработать новый небиологический способ организации своего бытия. Условием выживания стала необходимость постоянного изменения способов, поведения, форм деятельности, установок психики.

Человек самостоятельно и прижизненно должен был выработать программы своей деятельности, отобрать оптимальные варианты и передать своим потомкам. Каким образом он мог это сделать? Через объективированные (т. е. отделенные от своих творцов) продукты своей деятельности. Мысли людей, их идеи, знания и опыт приобретают объективное бытие в вещах и предметах материальной культуры и в таких образованиях, как язык, мифология, религия. Значит; человек создает предметный мир как результат опредмечивания своих способностей.

В то же время каждый входящий в этот мир человек и каждое входящее в историю поколение людей используют накопленные знания и способности ее творцов. Они осваивают их, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и становясь культурными существами.

Следовательно, между человеком и природой вырастает целый ряд опосредствующих звеньев, целый мир новых отношений, которого нет в мире природы. Так, благодаря человеческой деятельности, биологическое существование становилось одновременно социальным. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности. Между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений: социальных, экономических, политических, правовых и т. д. В биологическом мире таких связей нет. Таким образом, человек, являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность. Этой новой реальностью является мир человеческой культуры и общественных отношений.

3. Структура деятельности

Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.

Субъект - тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.

Объект - то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.

В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.

Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель - субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.

Целенаправленность деятельности становится возможной благодаря тому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь в деятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а является внутренней составной частью самого процесса. Поэтому «в конце процесса труда получается результат, который раньше был в представлении человека» (Маркс), т. е. идеально. Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное и материальное преобразование объекта.

Все живые существа взаимодействуют с окружа­ющей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выде­лять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действо­вать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие сред­ства ему необходимо использовать для ее достиже­ния. Если средства выбраны правильно, то итогом де­ятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к де­ятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть фи­зиологическими, социальными и идеальными. Осоз­наваемые людьми в той или иной мере, они становят­ся главным источником их активности. Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощен­ными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизво­дить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является дейст­вие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постанов­ку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполне­ния действий называется операцией. Характер опе­раций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта челове­ка - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духов­ную. Первая направлена на преобразование сущест­вующих в реальности объектов природы и общества. Разновидностями практической деятельности явля­ются материально-производственная (преобразова­ние природы) и социально-производственная (преоб­разование общества). Содержание духовной деятель­ности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность тру­довую, образовательную, досуговую. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созида­тельная.

Часто для достижения поставленной цели и полу­чения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправ­ными субъектами деятельности. Субъектами обще­ния могут быть как отдельные люди, так и социаль­ные группы, слои, сообщества и даже все человечест­во в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо

любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - про­тивоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с де­ятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической де­ятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность) - одна из форм человеческой деятельности, направлен­ная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятель­ности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, гли­на, камень, пластмасса и пр.), на преобразование ко­торых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда - все устройства, при­боры, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преоб­разованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч­но используют следующие параметры:

1) производительность труда - количество про­дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение матери­альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу­ченных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между уча­стниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участни­ку трудовой деятельности, зависит от многих факто­ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие тре­бования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессиона­лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру­да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ­альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового рас­порядка, соблюдение заданных параметров произ­водственного процесса, выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (тре­бований трудовой, технологической, исполнитель­ской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творче­ский процесс производства и воспроизводства ду­ховных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление. В связи с этим ду­ховную деятельность можно условно разделить на ду­ховно-теоретическую (производство духовных цен­ностей) и духовно-практическую (сохранение, рас­пределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей). Специализированными вида­ми духовной деятельности являются наука, искусст­во, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на лич­ность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности инди­вид самореализуется и самоутверждается как лич­ность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразователь­ное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной сре­де, но перестраивает и совершенствует ее. Вся исто­рия человеческого общества - это история деятель­ности людей.

Человеческая деятельность, ее многообразие.

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.
Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.
Практическая деятельность подразделяется на:
а) материально-производственную;
б) социально-преобразовательную.
В духовную деятельность включают:
а) познавательную деятельность;
б) ценностно-прогностическую деятельность;
в) прогностическую деятельность.
В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

Любая деятельность состоит из отдельных действий. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.

Структура человеческой деятельности:

Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является желание индивида удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.

Средства – совокупность элементов, необходимых для достижения цели. Средства должны соответствовать цели.

Результат – это осуществлённая цель деятельности. Когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Итогом деятельности будет получение того результата, к которому стремится субъект.

Объектом называется то, на что направлена деятельность; субъектом – тот, кто осуществляет данную деятельность; цель деятельности человек определяет сам, прежде чем начнёт действовать.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей (познавательная деятельность, прогностическая деятельность). Все виды деятельности связаны между собой.

В социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную деятельность и т.д. В педагогике выделяют трудовую, учебную, игровую деятельность, в психологии – сенсорную, мнемическую, мыслительную и др.

Различают деятельность практическую (материально-производственная; социально-преобразовательная) и духовную (познавательная деятельность, ценностно-прогностическая деятельность, прогностическая деятельность). Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

В зависимости от полученных результатов деятельность бывает как разрушительная, так и созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.