Положительные и отрицательные стороны личности обломова. Положительные и отрицательные черты характера обломова, его противоречивость в романе гончарова


Главный герой романа - Илья Ильич Обломов, помещик, живущий, однако, постоянно в Петербурге. Характер Обломова выдержан прекрасно на всем протяжении романа. Он далеко не так прост, как может показаться с первого взгляда. Главные черты характера Обломова - почти болезненная слабость воли, выражающаяся в лени и апатии, затем - отсутствие живых интересов и желаний, боязнь жизни, боязнь всяких перемен вообще.

Но, наряду с этими отрицательными чертами, есть в нем и крупные положительные: замечательная душевная чистота и чуткость, добродушие, сердечность и нежность; у Обломова «хрустальная душа», по выражению Штольца; эти черты привлекают к нему симпатии всех, кто приходит с ним в ближайшее соприкосновение: Штольца, Ольги, Захара, Агафьи Матвеевны, даже его прежних сослуживцев, навещающих его в первой части романа. Притом от природы Обломов далеко не глуп, но его умственные способности дремлют, подавленные ленью; есть в нем и желание добра, и сознание необходимости сделать что-либо для общей пользы (например, для своих крестьян), однако все эти хорошие задатки совершенно парализованы в нем апатией и безволием. Все эти черты характера Обломова ярко и выпукло выступают в романе, несмотря на то, что в нем мало действия; в данном случае это не является недостатком произведения, так как вполне соответствует апатичной, недеятельной натуре главного героя. Яркость характеристики достигается, главным образом, путем накопления мелких, но характерных подробностей, живо рисующих привычки и наклонности изображаемого лица; так, по одному описанию квартиры Обломова и ее обстановки на первых страницах романа можно составить довольно верное представление о личности самого хозяина. Такой способ характеристики принадлежит к числу излюбленных художественных приемов Гончарова; оттого в его произведениях и встречается такая масса мелких подробностей быта, обстановки и т. д.

В первой части романа Гончаров знакомит нас с образом жизни Обломова, с его привычками, а также рассказывает о его прошлом, о том, как сложился его характер. В течение всей этой части, описывающей одно «утро» Обломова, он почти не сходит со своей постели; вообще, лежание на постели или на диване, в мягком халате, было, по словам Гончарова, его «нормальным состоянием». Всякая деятельность утомляла его; Обломов пробовал когда-то служить, но не долго, потому что никак не мог привыкнуть к требованиям службы, к строгой аккуратности и исполнительности; суетливая служебная жизнь, писание бумаг, цель которых была для него иногда неизвестна, боязнь наделать промахов, - все это тяготило Обломова, и, отправив раз служебную бумагу вместо Астрахани в Архангельск, он предпочел выйти в отставку. С тех пор он зажил дома, почти никуда не выезжая: ни в общество, ни в театр, почти не выходя из любимого покойного халата. Время его проходило в ленивом «переползании изо дня в день», в праздном ничегонеделании или в не менее праздных мечтаниях о громких подвигах, о славе. Эта игра воображения занимала и тешила его, за отсутствием других, более серьезных умственных интересов. Как всякая серьезная работа, требующая внимания и сосредоточения, чтение утомляло его; поэтому он почти ничего не читал, не следил за жизнью по газетам, довольствуясь теми слухами, которые заносили к нему редкие гости; недочитанная книга, развернутая посередине, желтела и покрывалась пылью, а в чернильнице вместо чернил водились только мухи. Всякий лишний шаг, всякое усилие воли были ему не под силу; даже забота о самом себе, о собственном благосостоянии тяготила его, и он охотно предоставлял ее другому, например, Захару, или же полагался на «авось», на то, что «как-нибудь все устроится». Когда предстояло принять какое-нибудь серьезное решение, он жаловался, что «жизнь всюду трогает». Его идеалом была спокойная, мирная жизнь, без забот и без всяких перемен, так, чтобы «сегодня» было похоже на «вчера», а «завтра» на «сегодня». Все, что смущало однообразное течение его существования, всякая забота, всякая перемена пугали и удручали его. Письмо старосты, требовавшего его распоряжений, и необходимость съезжать с квартиры казались ему настоящими «несчастиями», по его собственному выражению, и он успокаивался только тем, что как-нибудь все это устроится.

Но если бы в характере Обломова не было других черт, кроме лени, апатии, слабоволия, умственной спячки, то он, конечно, не мог бы заинтересовать собою читателя, а также не заинтересовалась бы им Ольга, не мог бы послужить героем целого обширного романа. Для этого необходимо, чтобы эти отрицательные стороны его характера уравновешивались не менее важными положительными, могущими вызвать нашу симпатию. И Гончаров, действительно, с первых же глав показывает эти черты личности Обломова. Для того чтобы яснее оттенить его положительные, симпатичные стороны, Гончаров ввел несколько эпизодических лиц, появляющихся в романе только один раз и затем бесследно исчезающих с его страниц. Это - Волков, пустой светский человек, франт, ищущий в жизни одних удовольствий, чуждый всяких серьезных интересов, ведущий жизнь шумную и подвижную, но тем не менее совершенно лишенную внутреннего содержания; затем Судьбинский, чиновник-карьерист, весь погруженный в мелкие интересы служебного мира и бумажного делопроизводства, а «для всего остального мира он слеп и глух», по выражению Обломова; Пенкин, мелкий литератор сатирического, обличительного направления: он хвалится тем, что в своих очерках выводит на всеобщее посмеяние слабости и пороки, видя в этом истинное призвание литературы: но его самодовольные слова вызывают отпор со стороны Обломова, находящего в произведениях новой школы одну только рабскую верность природе, но слишком мало души, мало любви к предмету изображения, мало истинной «человечности». В рассказах, которыми восхищается Пенкин, нет, по мнению Обломова, «незримых слез», а есть только видимый, грубый смех; изображая падших людей, авторы «забывают человека». «Вы одной головой хотите писать! - восклицает он, - вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он погибает, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя... тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову...» Из этих слов Обломова видно, что его взгляд на призвание литературы и его требования от писателя гораздо серьезнее и возвышенней, чем у профессионального литератора Пенкина, который, по его словам, «тратит мысль, душу свою на мелочи, торгует умом и воображением». Наконец, выводит Гончаров еще некоего Алексеева, «человека неопределенных лет, с неопределенной физиономией», у которого нет ничего своего: ни своих вкусов, ни своих желаний, ни симпатий: Гончаров ввел этого Алексеева, очевидно, для того, чтобы путем сравнения показать, что Обломов, несмотря на всю свою бесхарактерность, вовсе не отличается безличностью, что у него есть своя определенная нравственная физиономия.

Таким образом, сопоставление с этими эпизодическими лицами показывает, что Обломов в умственном и нравственном отношении стоял выше окружающих его людей, что он понимал ничтожность и призрачность тех интересов, которыми они увлекались. Но Обломов не только мог, но и умел «в свои ясные, сознательные минуты» критически отнестись к окружающему обществу и к самому себе, признать свои собственные недостатки и тяжело мучиться от этого сознания. Тогда в памяти его пробуждались воспоминания о годах юности, когда он вместе со Штольцем был в университете, занимался наукой, переводил серьезные научные сочинения, увлекался поэзией: Шиллером, Гете, Байроном, мечтал о будущей деятельности, о плодотворной работе на общую пользу. Очевидно, в это время и на Обломова оказали свое влияние идеалистические увлечения, господствовавшие среди русской молодежи 30-40-х годов. Но влияние это было непрочно, потому что апатичной натуре Обломова несвойственно было продолжительное увлечение, как несвойственна была систематическая напряженная работа. В университете Обломов довольствовался тем, что усвоил себе пассивно готовые выводы науки, не продумав их самостоятельно, не определив их взаимного отношения, не приведя их в стройную связь и систему. Поэтому «голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, ничем не связанных политико-экономических, математических и других истин, задач, положений и т. д. Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знания. Странно подействовало учение на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. «Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе». Знание, оторванное от жизни, конечно, не могло быть плодотворным. Обломов чувствовал, что ему, как образованному человеку, нужно что-нибудь делать, он сознавал свой долг, например, перед народом, перед своими крестьянами, хотел устроить их судьбу, улучшить их положение, но все ограничивалось лишь многолетним обдумыванием плана хозяйственных преобразований, а действительное управление хозяйством и крестьянами так и оставалось в руках безграмотного старосты; да и задуманный план едва ли мог иметь практическое значение ввиду того, что Обломов, как сам сознается, не имел вовсе ясного понятия о деревенской жизни, не знал «что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый».

Такое незнание действительной жизни, при смутном желании сделать что-либо полезное, сближает Обломова с идеалистами 40-х годов, и особенно с «лишними людьми», как они изображены Тургеневым.

Подобно «лишним людям», Обломов иногда проникался сознанием своего бессилия, своей неспособности жить и действовать, в минуту такого сознания «ему грустно и больно становилось за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешавшую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования... А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь, уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах гор, и давно бы пора этому золоту быть ходячею монетой». Сознание, что он живет не так, как следует, смутно бродило в его душе, он страдал от этого сознания, иногда плакал горькими слезами бессилия, но не мог решиться на какую-нибудь перемену в жизни, и скоро снова успокаивался, чему способствовала и его апатичная натура, неспособная к сильному подъему духа. Когда Захар неосторожно решился сравнить его с «другими», Обломов жестоко этим оскорбился, и не только потому, что почувствовал себя обиженным в своем барственном самолюбии, но и потому, что в глубине души сознавал, что это сравнение с «другими» клонилось далеко не в его пользу.

Когда Штольц спрашивает Захара, что такое Обломов, то тот отвечает, что это - «барин». Это наивное, но вполне точное определение. Обломов, действительно, представитель старого крепостного барства, «барин», то есть человек, у которого «есть Захар и еще триста Захаров», как выражается о нем сам Гончаров. На примере Обломова Гончаров, таким образом, показал, как пагубно отражалось крепостное право на самом дворянстве, препятствуя выработке энергии, настойчивости, самодеятельности, привычки к труду. В прежние времена обязательная государственная служба поддерживала в служилом сословии эти необходимые для жизни качества, которые стали постепенно глохнуть с тех пор как обязательность службы была отменена. Лучшие люди среди дворянства давно уже сознали несправедливость такого порядка вещей, созданного крепостным правом; правительство, начиная с Екатерины II, задавалось вопросом о его отмене, литература, в лице Гончарова, показала его пагубность для самого дворянства.

«Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить», - метко выразился Штольц про Обломова. Обломов сам сознает свое неумение жить и действовать, свою неприспособленность, результатом которой является смутная, но болезненная боязнь жизни. В этом сознании и заключается трагическая черта в характере Обломова, резко отделяющая его от прежних «обломовцев». Те были натуры цельные, с прочным, хотя и бесхитростным миросозерцанием, чуждые всяких сомнений, всякой внутренней раздвоенности. В противоположность им такая именно раздвоенность есть в характере Обломова; она внесена в него влиянием Штольца и полученного им образования. Для Обломова было уже психологически невозможно вести такое же спокойное и самодовольное существование, какое вели его отцы и деды, потому что в глубине души он все же чувствовал, что живет не так, как следует и как живут «другие», вроде Штольца. У Обломова есть уже сознание необходимости что-либо делать, приносить пользу, жить не для одного себя; есть у него и сознание своего долга перед крестьянами, трудами которых он пользуется; он разрабатывает «план» нового устройства деревенской жизни, где приняты во внимание и интересы крестьян, хотя Обломов вовсе не думает о возможности и желательности полного упразднения крепостного права. До окончания этого «плана» он не считает возможным переселиться в Обломовку, но из его работы, конечно, ничего не выходит, потому что у него не хватает ни знания сельской жизни, ни настойчивости, ни усердия, ни настоящей убежденности в целесообразности самого «плана». Обломов по временам тяжко скорбит, мучится в сознании своей непригодности, но переменить свой характер не в состоянии. Воля его парализована, всякое действие, всякий решительный шаг пугают его: он боится жизни, как в Обломовке боялись оврага, о котором ходили разные недобрые слухи.

Черты национального характера в образе
И. И. Обломова

В 1859 году в свет вышло одно из самых замечательных произведений И. А. Гончарова - «Обломов». Роман этот был воспринят читателями неоднозначно: некоторые его хвалили, зачитывались им, другие бранили и высказывали всяческое пренебрежение. Критики также не сошлись во мнениях, каждый давал свою оценку роману и не хотел соглашаться с чужой. Но между тем роман расходился, и вскоре весь Петербург знал и обсуждал «Обломова».

Произведение всколыхнуло новую волну в океане, бушевавшем в России в то время: быть ли истинному русскому характеру и образу жизни или же стараться подражать иностранному стилю. Люди сходились во мнении, что, действительно, Гончаров выставил Обломова в слишком уж неприглядном свете.
Каковы же Черты национального характера в образе Ильи Ильича Обломова , вокруг которых было так много диспутов и дискуссий? Главный герой романа - медлительный, необычайно ленивый человек. Он никогда никуда не торопился, любил откладывать дела «в долгий ящик», не спешил делать сегодня то, что можно было сделать завтра. Любимым занятием его был сон, на втором месте стоял прием пищи. Илья Ильич просыпался к обеду, и лишь необычайные события могли вытащить его из уютной постели. Весь день свой Обломов проводил в бездействии и покое, никуда он не ходил, ничем не интересовался, и изо дня в день текла бы размеренная, тягучая жизнь его, если бы не знакомые и друзья, изредка посещавшие его.

Черты национального характера в образе Обломова Гончаров, немного утрируя, показал необычайно точно. Вспомним хотя бы душевные качества Обломова. По словам автора романа, Илья Ильич имел чистое сердце, к которому не приставала всяческая грязь, и прозрачную, как хрусталь, душу. Обломов был очень добрым, мягким, человеком. Дом его всегда был открыт для посетителей: как для близких друзей, так и для обыкновенных знакомых. Хлебо-сольность Ильи Ильича также не знала предела, никогда он не отказывал людям, даже неприятным для него: Обломов всегда угощал Тарантьева, хотя очень трудно. предположить, что они были близкими знакомыми..

Именно эти качества испокон веков отличали русских людей. Иноземцы, путешествуя по России, всегда поражались широте души русских, их щедрости, доброте и открытости.

В Обломове есть еще одна удивительная черта, присущая всем русским людям без исключения,- это надежда на «авось». Кто из нас когда-либо не пользовался этим волшебным словом? Илья Ильич надеется, что авось дело с переездом на другую квартиру уладится само собой, авось староста сам поправит материальное положение Обломовки.

Откуда же берутся эти Черты национального характера в русском характере? Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова», которая, как мне кажется, является ключом ко всему роману. С детства Илья Ильич воспитывался в таких условиях, когда проще было сказать несколько слов, чем самому сделать дело. Будучи ребенком, Илья Ильич наблюдал за природой, старался делать что-то своими руками, но родители тщательно оберегали его от любой работы, от принятия самостоятельных решений. Всю свою жизнь Илья Ильич чувствовал в себе скрытые силы, но не мог высвободить их и использовать на благо России или хотя бы на свое благо. В Обломове прочно закрепляется стереотип счастливой жизни - покой, отказ от всяческой деятельности. Символами счастья становятся для Ильи Ильича уютный халат и мягкая перина.

Обломов не выдержал испытания искренней горячей любовью к Ольге Ильинской. Поначалу, когда их влечение друг к другу разгоралось в страсть, Илья Ильич сильно изменился к лучшему: он забыл про халат, послеобеденный сон... Обломов стал часто появляться в обществе, щегольски одеваться, часто встречался с Ольгой, и казалось, он изменился навсегда, похоронена прежняя жизнь. Но как только сложилась серьезная ситуация, потребовавшая от Ильи Ильича решительных действий (надо было сделать предложение Ольге, снять новую квартиру, привести в порядок дела в - имении и т. д.), Обломов не нашел в себе сил исполнить задуманное и вновь опустился: перестал видеться с Ольгой, вернулся к старым своим друзьям - халату и дивану, стал снова спать днем и, наконец, переехал на Выборгскую сторону, где укрылся от общества, словно отшельник.

Переезд на Выборгскую сторону и знакомство с Агафьей Пшеницыной сыграли трагическую роль в судьбе Обломова: он окончательно опустился, и ничто, даже дружба с Штольцем и любовь к Ольге, не в силах вытащить его из той ямы, куда попал Илья Ильич.

Прочитав «Обломова»* я долго размышлял о русском характере, сравнивал себя, своих родственников и знакомых с героем романа и, признаться, с удивлением нашел во всех очень схожие черты. Обломов живет в каждом - из русских людей в той или иной степени. В характере Ильи Ильича есть много положительных и много отрицательных черт, в "его образе отражен типичный русский национальный характер, правда, не без некоторых преувеличений. И еще очень долго русские люди будут страдать от присущей им созерцательности, выливающейся в бесплодную мечтательность, но хочется верить, что, несмотря на все перипетии судьбы, пронесут они сквозь годы открытое доброе сердце свое и чистую, как хрусталь, душу.

Иван Александрович Гончаров целых десять лет работал над романом «Обломов». Характеристика главного героя настолько убедительно представлена классиком, что вышла за рамки произведения, а образ стал нарицательным. Качество проработки автором персонажей повествования впечатляет. Все они цельные, обладающие чертами современных писателю людей.

Темой этой статьи является характеристика героев «Обломова».

Илья Ильич Обломов. Скольжение по плоскости лени

Центральным образом книги является молодой (32-33 года) помещик Илья Ильич Обломов, ленивый вальяжный мечтатель. Он - мужчина среднего роста, с темно-серыми глазами, приятными чертами лица, по-детски изнеженными пухлыми руками. В петербуржской квартире на Выборгской стороне проживает этого человека неоднозначна. Обломов - прекрасный собеседник. Он по своему характеру не способен причинить кому-либо зло. Его душа чиста. Образованный, имеет широкий кругозор. В любой момент времени его лицо отражает непрерывный поток мыслей. Казалось бы, мы говорим об если бы не огромная лень, вселившаяся в Илью Ильича. С детства его опекали по мелочам многочисленные няни. «Захарки да Вани» из крепостных делали за него любую, даже мелкую работу. В безделье и лежании на диване проходят его дни.

Доверившись им, Обломов подписал кабальный договор по своей выборгской квартире, а затем уплатил и липовый «моральный ущерб» брату Агафьи Мухоярову в размере десяти тысяч рублей путем фальшивого заемного письма. Друг Ильи Ильича Штольц разоблачает негодяев. После этого Тарантьев «пускается в бега».

Близкие Обломову люди

Окружающие чувствуют, что он душевный человек, Обломов. Характеристика - характеристикой, однако самоуничтожение главного героя ленью не мешает ему иметь друзей. Читатель видит, как настоящий друг Андрей Штольц пытается вырвать Обломова из тесных объятий ничегонеделания. Он же стал после смерти Обломова, согласно завещанию последнего, приемным отцом для сына Андрюши.

У Обломова есть преданная и любящая гражданская супруга - вдова Агафья Пшеницына - непревзойденная хозяйка, недалекая, неграмотная, но честная и порядочная. Внешне она полная, но ладная, работящая. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина порывает все отношения с братом Иваном Мухояровым, узнав о низком надувательстве им своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «душу из нее вынули». Отдав сына на воспитание Штольцам, Агафья просто хочет уйти вслед за своим Ильей. Деньги же ее не интересуют, что видно из ее отказа от причитающихся доходов от имения Обломова.

Илье Ильичу прислуживает Захар - неопрятный, ленивый, но боготворящий своего хозяина и преданный до конца слуга старой закалки. После смерти барина бывший слуга предпочитает нищенствовать, но находится близ его могилы.

Подробнее об образе Андрея Штольца

Зачастую темой школьных сочинений является Обломова и Штольца. Они противоположны даже во внешности. Поджарый, смуглый, с впалыми щеками, кажется, что Штольц весь состоит из мышц и сухожилий. У него за плечами чин, гарантированный доход. Позже, работая в торговой компании, он заработал на покупку дома. Он проявляет активность и креативность, ему предлагают интересную и денежную работу. Это он во второй части романа пытается свести Обломова с Ольгой Ильинской, познакомив их. Однако Обломов остановился в строительстве отношений с этой дамой, поскольку побоялся переменить жилье и заняться активной работой. Разочарованная Ольга, которая планировала перевоспитать лентяя, оставила его. Впрочем, образ Штольца не является идеальным, несмотря на его постоянный созидательный труд. Он, как антипод Обломова, опасается мечтать. В этот образ Гончаров вложил с избытком рассудочность и рационализм. Писатель считал, что образ Штольца им не доработан. Антон Павлович Чехов же даже посчитал этот образ отрицательным, суждение тем, что тот «слишком собой довольный» и «думает о себе чересчур хорошо».

Ольга Ильинская - женщина будущего

Образ Ольги Ильинской - сильный, законченный, прекрасный. Не красавица, но удивительно гармонична и динамична. Она глубоко духовна и вместе с тем деятельна. встретился с ней, поющей арию "Casta diva". Эта женщина оказалась способной всколыхнуть даже такого пентюха. Но перевоспитание Обломова оказалось сверхтрудной задачей, не эффективней дрессировки дятлов, лень глубоко пустила в нем корни. В конце концов от взаимоотношений с Ольгой первым (из-за лени) отказывается Обломов. Характеристика их дальнейших отношений - деятельное сочувствие Ольги. Она выходит замуж за полюбившего ее деятельного, надежного и верного Андрея Штольца. У них замечательная гармоничная семья. Но проницательный читатель поймет, что деятельный немец «не добирает» до уровня своей супруги духовного начала.

Вывод

Вереница гончаровских образов проходит перед глазами читателя романа. Безусловно, самым ярким из них является образ Ильи Ильича Обломова. Имея замечательные предпосылки для успешной, безбедной жизни, он умудрился загубить себя. В конце жизни помещик осознал, что же все-таки с ним произошло, дав этому явлению емкое лаконичное название «обломовщина». Современен ли он? Еще как. Сегодняшние Ильи Ильичи располагают, кроме полета мечты, еще и внушительными ресурсами - компьютерными играми с потрясающей графикой.

Образ Андрея Штольца роман не раскрыл в степени, задуманной Иваном Александровичем Гончаровым. Автор статьи считает это закономерным. Ведь классик изобразил в этих героях две крайности. Первая - бесполезная мечта, а вторая - прагматичная неодухотворенная деятельность. Очевидно, что, только объединив в нужной пропорции эти качества, мы получим нечто гармоничное.

Роман "Обломов", который написал Иван Гончаров, стал одним из ключевых в литературе XIX века, и такое понятие, как "обломовщина", великолепно раскрытое Гончаровым в романе, отразило как нельзя лучше характер общества того времени. Когда мы рассмотрим характеристику Обломова Ильи Ильича, главного героя романа, понятие "обломовщины" станет еще более понятным.

Итак, Илья Обломов родился в семье помещика с ее укладом жизни и принятыми нормами. Рос мальчик, впитывая окружающую среду и дух быта помещиков. Своими приоритетами он стал считать то, чему научился от родителей, и, конечно, личность его сформировалась именно в таких обстоятельствах.

Краткая характеристика Обломова Ильи Ильича

Уже в начале романе автор знакомит нас с образом Обломова. Это испытывающий ко всему апатию интроверт, который предается своим мечтам и живет иллюзиями. Обломов настолько ярко и живо может нарисовать в своем воображении картину, выдумав ее, что сам зачастую плачет или от души радуется тем сценам, которых на самом деле не существует.

Внешность Обломова в романе "Обломов" как будто отражает его внутреннее состояние, его мягкие и чувственные черты характера. Можно сказать, что его телодвижения были плавными, грациозными и отдавали какой-то неприемлемой для мужчины нежностью. Характеристика Обломова ярко выражена: он обладал мягкими плечами и маленькими пухлыми руками, давно уже обрюзг и вел малоактивный образ жизни. А взгляд Обломова - всегда сонный, лишенный сосредоточенности - свидетельствует о нем ярче всего остального!

Обломов в быту

От рассмотрения образа Обломова мы переходим к описанию его быта, что немаловажно понимать, изучая характеристику главного героя. Сперва, читая описание его комнаты, складывается впечатление, что она прекрасно убрана и уютна: там стоит и симпатичное деревянное бюро, и диваны с шелковой обивкой, и висят ковры с занавесами, и картины... Но вот мы присматриваемся получше к убранству комнаты Обломова и видим паутину, пыль на зеркалах, грязь на ковре и даже неубранную тарелку, на которой лежит обглоданная косточка. На самом деле его жилье неухоженно, заброшено и неряшливо.

Почему в характеристике Обломова для нас так важно это описание и его анализ? Потому что мы делаем существенный вывод о главном герое: он не живет реальностью, он погрузился в мир иллюзий, и быт его мало волнует. Например, встречая знакомых, Обломов не только не приветствует их рукопожатием, но и не изволит даже встать с кровати.

Выводы о главном герое

Конечно, воспитание Ильи Ильича сыграло важную роль в становлении его образа, ведь родился он в далеком поместье Обломовка, которое славилось умиротворяющей жизнью. Все там было спокойно и размеренно, начиная от погоды и заканчивая самим укладом жизни местных жителей. Это были ленивые люди, пребывающие постоянно в отдыхе и мечтающие о сытной еде с утра до вечера. Но образ Обломова, который мы видим, начиная читать роман, сильно разнится с характеристикой Обломова в детстве.

Когда Илья был ребенком, он всем интересовался, много размышлял и представлял, активно жил. Например, он любил рассматривать окружающий мир с его многообразием, ходить на прогулки. Но родители Ильи воспитывали его по принципу "тепличного растения", от всего его пытались оградить, даже от труда. Каким в итоге вырос этот мальчик? Что сеяли, то и выросло. Обломов, будучи взрослым человеком, не уважал труд, не хотел ни с кем общаться, а трудности предпочитал решать вызовом слуги.

Обратившись к детству главного героя, становится понятно, почему образ Обломова сложился именно так, кто в этом виноват. Да из-за такого воспитания и натуры Ильи Ильича, которая и так сама по себе была очень чувственной с хорошим воображением, он практически оказался не способен решать проблемы и стремиться к чему-то высокому.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению