Противоречивость образа Обломова (по роману И.А.Гончарова «Обломов») (Школьные сочинения). Роман "Обломов"

Уже в «Обыкновенной истории», первом крупном произведении И.А.Гончарова, он заинтересовался тем типом, который впоследствии обессмертил его имя. Уже там мы видим указания на ту огромную общественную опасность, которую представляют сложившиеся под влиянием крепостного права совершенно особые условия жизни интеллигентного русского общества начала и середины XIX века.

Опасность эта заключается в «обломовщине», причем мечтательный романтизм, знакомый нам по его носителю Адуеву, является только одним из элементов этой последней. Исчерпывающее изображение обломовщины дал Гончаров в образе Ильи Ильича Обломова, к характеристике которого мы теперь обратимся.

Илья Ильич Обломов принадлежит к числу людей, которых нельзя не признать симпатичными.

С первых страниц романа он предстает перед нами, как человек умный и в то же время с добрым сердцем. Его ум сказывается в той проницательности, с которой он понимает людей. Он, например, превосходно разгадал многочисленных визитеров, побывавших у него утром того дня, с которого начинается роман. Как правильно оценивает он и легкомысленное времяпровождение светского фата Волкова, перепархивающего из одного салона в другой, и хлопотливую жизнь чиновника-карьериста Судьбинского, только и думающего о том, как бы заручиться благосклонностью начальства, без чего немыслимо ни получить надбавки к жалованию, ни добиться выгодной командировки, ни тем более продвинуться по службе. А в этом Судьбинский как раз и видит единственную цель своей служебной деятельности.

Так же правильно оценивает Обломов и близких ему людей. Он преклоняется перед Штольцем и боготворит Ольгу Ильинскую. Но, вполне понимая их достоинства, он не закрывает глаза на их недостатки.

Но ум у Обломова чисто природный: ни в детстве, ни впоследствии никто ничего не сделал для его развития и воспитания. Напротив, отсутствие систематически полученного образования в детстве, отсутствие живой духовной пищи в зрелом возрасте, повергают его во все более и более дремотное состояние.

При этом в Обломове обнаруживается полное незнание практической жизни. Вследствие этого его более чем пугает то, что может внести в его однажды сложившийся образ жизни какую бы то ни было перемену. Требование управляющего очистить квартиру повергает его в ужас, он не может подумать спокойно о предстоящих хлопотах. Это обстоятельство для Обломова гораздо тяжелее, чем получить письмо от старосты, в котором тот извещает, что доходу будет «тысячи яко две помене». И это только потому, что письмо старосты не требует немедленных действий.

Обломову присущи редкая доброта и гуманизм. Эти качества в полной мере проявляются в беседе Обломова с писателем Пенкиным, который главное достоинство литературы видит в «кипучей злости – желчном гонении на порок», в смехе презрения над падшим человеком. Илья Ильич возражает ему и говорит о человечности, о необходимости творить не одной только головой, но и всем сердцем.

Эти свойства Обломова в сочетании с его удивительной душевной чистотой, делающей его неспособным ни на какое притворство, ни на какую хитрость, в сочетании с его снисходительностью к другим, например, к Тарантьеву, и, в то же время, с сознательным отношением к собственным недостаткам, внушают к нему любовь почти всем, с кем сталкивает его судьба. Люди простые, вроде Захара и Агафьи Матвеевны, привязываются к нему всем своим существом. А люди его круга, как, например, Ольга Ильинская и Штольц, не могут говорить о нем иначе, как с чувством глубокой симпатии, а иногда даже и душевного умиления.

И, несмотря на свои высокие нравственные качества, этот человек оказался совершенно бесполезен для дела. Уже из первой главы мы узнаем, что лежание было «нормальным состоянием» Ильи Ильича, который, облачившись в свой персидский халат, надев мягкие и широкие туфли, целые дни пребывает в ленивом ничегониделании. Из самой беглой характеристики времяпровождения Обломова видно, что одной из главных особенностей его психологического склада является слабость воли и лень, апатия и паническая боязнь жизни.

Что же сделало из Обломова человека, который с неосознанным, но удивительным упорством избегал всего, что могло потребовать труда, и, с не меньшим упорством, тяготел к тому, что рисовалось ему в виде беззаботного лежания на боку?

Ответом на этот вопрос служит описание детства Обломова и среды, из которой он вышел, — глава, носящая название «Сон Обломова».

Прежде всего, есть некоторые основания рассматривать Обломова, как одного из типичных представителей 40-х годов XIX века. С этой эпохой его сближает идеализм, при полной неспособности перейти к практической деятельности, ярко выраженная склонность к рефлексии и самоанализу, страстное стремление к личному счастью.

Однако, есть в Обломове и черты, отличающие его от лучших, к примеру, тургеневских героев. Сюда относятся косность мысли и апатия ума Ильи Ильича, помешавшие ему стать вполне образованным человеком и выработать себе стройное философское мировоззрение.

Другое понимание обломовского типа – это то, что он является преимущественно представителем русского дореформенного барства. И для себя самого, и для окружающих Обломов прежде всего «барин». Рассматривая Обломова под одним только этим углом зрения, нельзя упускать из виду, что его барственность неразрывно связана с «обломовщиной». Более того, барственность является непосредственной причиной последней. В Обломове и в его психологии, в его судьбе представлен процесс самопроизвольного вымирания крепостнической Руси, процесс ее «естественной смерти».

Наконец, возможно рассматривать Обломова, как общенациональный тип, к которому склонялся и сам Гончаров.

Но, говоря о наличии в характере русского человека негативных черт Обломова, следует помнить, что подобные черты не единственные среди присущих русским. Тому примером герои других литературных произведений – Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», обладающая самоотверженным характером, Елена из «Накануне», стремящаяся творить деятельное добро, Соломин из «Нови – эти люди, тоже будучи русскими, абсолютно не схожи с Обломовым.

План характеристики Обломова

Вступление.

Основная часть. Характеристика Обломова
1) Ум
а) Отношение к знакомым
б) Оценка близких людей
в) Отсутствие образования
г) Незнание практической жизни
д) Отсутствие перспективы

2) Сердце
а) Доброта
б) Гуманность
в) Душевная чистота
г) Искренность
д) «Честное, верное сердце»

3) Воля
а) Апатия
б) Безволие

Нравственная гибель Обломова. «Сон Обломова», как ее объяснение.

Заключение. Обломов, как общественный и национальный тип.
а) Обломов, как представитель 40-х голов XIX века
— Черты сходства.
— Черты различия.
б) Обломов, как представитель дореформенного барства.
в) Обломов, как общенациональный тип.

Иван Александрович Гончаров целых десять лет работал над романом «Обломов». Характеристика главного героя настолько убедительно представлена классиком, что вышла за рамки произведения, а образ стал нарицательным. Качество проработки автором персонажей повествования впечатляет. Все они цельные, обладающие чертами современных писателю людей.

Темой этой статьи является характеристика героев «Обломова».

Илья Ильич Обломов. Скольжение по плоскости лени

Центральным образом книги является молодой (32-33 года) помещик Илья Ильич Обломов, ленивый вальяжный мечтатель. Он - мужчина среднего роста, с темно-серыми глазами, приятными чертами лица, по-детски изнеженными пухлыми руками. В петербуржской квартире на Выборгской стороне проживает этого человека неоднозначна. Обломов - прекрасный собеседник. Он по своему характеру не способен причинить кому-либо зло. Его душа чиста. Образованный, имеет широкий кругозор. В любой момент времени его лицо отражает непрерывный поток мыслей. Казалось бы, мы говорим об если бы не огромная лень, вселившаяся в Илью Ильича. С детства его опекали по мелочам многочисленные няни. «Захарки да Вани» из крепостных делали за него любую, даже мелкую работу. В безделье и лежании на диване проходят его дни.

Доверившись им, Обломов подписал кабальный договор по своей выборгской квартире, а затем уплатил и липовый «моральный ущерб» брату Агафьи Мухоярову в размере десяти тысяч рублей путем фальшивого заемного письма. Друг Ильи Ильича Штольц разоблачает негодяев. После этого Тарантьев «пускается в бега».

Близкие Обломову люди

Окружающие чувствуют, что он душевный человек, Обломов. Характеристика - характеристикой, однако самоуничтожение главного героя ленью не мешает ему иметь друзей. Читатель видит, как настоящий друг Андрей Штольц пытается вырвать Обломова из тесных объятий ничегонеделания. Он же стал после смерти Обломова, согласно завещанию последнего, приемным отцом для сына Андрюши.

У Обломова есть преданная и любящая гражданская супруга - вдова Агафья Пшеницына - непревзойденная хозяйка, недалекая, неграмотная, но честная и порядочная. Внешне она полная, но ладная, работящая. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина порывает все отношения с братом Иваном Мухояровым, узнав о низком надувательстве им своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «душу из нее вынули». Отдав сына на воспитание Штольцам, Агафья просто хочет уйти вслед за своим Ильей. Деньги же ее не интересуют, что видно из ее отказа от причитающихся доходов от имения Обломова.

Илье Ильичу прислуживает Захар - неопрятный, ленивый, но боготворящий своего хозяина и преданный до конца слуга старой закалки. После смерти барина бывший слуга предпочитает нищенствовать, но находится близ его могилы.

Подробнее об образе Андрея Штольца

Зачастую темой школьных сочинений является Обломова и Штольца. Они противоположны даже во внешности. Поджарый, смуглый, с впалыми щеками, кажется, что Штольц весь состоит из мышц и сухожилий. У него за плечами чин, гарантированный доход. Позже, работая в торговой компании, он заработал на покупку дома. Он проявляет активность и креативность, ему предлагают интересную и денежную работу. Это он во второй части романа пытается свести Обломова с Ольгой Ильинской, познакомив их. Однако Обломов остановился в строительстве отношений с этой дамой, поскольку побоялся переменить жилье и заняться активной работой. Разочарованная Ольга, которая планировала перевоспитать лентяя, оставила его. Впрочем, образ Штольца не является идеальным, несмотря на его постоянный созидательный труд. Он, как антипод Обломова, опасается мечтать. В этот образ Гончаров вложил с избытком рассудочность и рационализм. Писатель считал, что образ Штольца им не доработан. Антон Павлович Чехов же даже посчитал этот образ отрицательным, суждение тем, что тот «слишком собой довольный» и «думает о себе чересчур хорошо».

Ольга Ильинская - женщина будущего

Образ Ольги Ильинской - сильный, законченный, прекрасный. Не красавица, но удивительно гармонична и динамична. Она глубоко духовна и вместе с тем деятельна. встретился с ней, поющей арию "Casta diva". Эта женщина оказалась способной всколыхнуть даже такого пентюха. Но перевоспитание Обломова оказалось сверхтрудной задачей, не эффективней дрессировки дятлов, лень глубоко пустила в нем корни. В конце концов от взаимоотношений с Ольгой первым (из-за лени) отказывается Обломов. Характеристика их дальнейших отношений - деятельное сочувствие Ольги. Она выходит замуж за полюбившего ее деятельного, надежного и верного Андрея Штольца. У них замечательная гармоничная семья. Но проницательный читатель поймет, что деятельный немец «не добирает» до уровня своей супруги духовного начала.

Вывод

Вереница гончаровских образов проходит перед глазами читателя романа. Безусловно, самым ярким из них является образ Ильи Ильича Обломова. Имея замечательные предпосылки для успешной, безбедной жизни, он умудрился загубить себя. В конце жизни помещик осознал, что же все-таки с ним произошло, дав этому явлению емкое лаконичное название «обломовщина». Современен ли он? Еще как. Сегодняшние Ильи Ильичи располагают, кроме полета мечты, еще и внушительными ресурсами - компьютерными играми с потрясающей графикой.

Образ Андрея Штольца роман не раскрыл в степени, задуманной Иваном Александровичем Гончаровым. Автор статьи считает это закономерным. Ведь классик изобразил в этих героях две крайности. Первая - бесполезная мечта, а вторая - прагматичная неодухотворенная деятельность. Очевидно, что, только объединив в нужной пропорции эти качества, мы получим нечто гармоничное.

Разделы: Литература

Тип урока: сообщение новых знаний

Цели урока:

Образовательные

  • познакомить студентов с жизнью и творчеством И.А. Гончарова;
  • проследить за работой писателя над романом "Обломов";
  • познакомить студентов с главными героями романа;
  • раскрыть понятие "обломовщина".

Развивающие

  • развивать умения работать с текстом;
  • совершенствовать речевую практику студентов;
  • формировать своеобразие мышления студентов;
  • развивать эмоционально-нравственную и духовную сферу личности.

Воспитательные

  • повышать общий интеллектуальный уровень студентов;
  • формировать современное мировоззрение;
  • формировать у студентов собственное мнение и творческое отношение к изучаемому роману.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, презентация, видеофильм "Несколько дней из жизни Обломова", художественная и справочная литература, карточки-информаторы, анкета, тест.

Методы: стимулирования интереса к учебе, создание эмоционально- нравственной атмосферы, словесные, наглядные, проблемные.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о теме урока, цели.

Знакомство с биографией И.А.Гончарова. (Доклад обучающегося о жизни и творчестве И.А.Гончарова).

2. Работа над лексикой.

С данными словами составить словосочетания и определить главное и зависимое слово:

Путешествие (кругосветное путешествие, увлекательное путешествие);

Традиция (следовать традиции, традиции русской классики);

Романтик (мечтательный романтик, восторженность романтика);

Действия (действия романа, задумчивые действия);

Внимание (внимание писателя, сосредоточенное внимание);

Творчество (дух творчества, творчество поэта);

Замысел (первоначальный замысел, изменение замысла);

Воплощение (достойное воплощения, форма воплощения);

Слово учителя. Как Гончаров работал над романом <<Обломов>>.

3. Коллективная работа с текстом.

А теперь обратимся к роману "Обломов". Отберем в тексте слова и словосочетания с отрицательными местоимениями:

  • ничего не совершал,
  • ни с кем не хотел встречаться,
  • ничто не мешает думать лежа,
  • ни у кого не бывал,
  • никто не знал и не видел,
  • ни о чем не тревожился,
  • ни на что не понадобился.

Это все о об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. Теперь обратимся к истории печальной и сложной. Попробуем в ней разобраться. Знакомясь с Обломовым, мы сразу обратили внимание на халат и диван как непременные атрибуты его существования (Включить фрагмент фильма "Несколько дней из жизни Обломова"). Но если бы все свелось только к дивану и халату, то все было бы слишком просто. Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость(вспомните, кстати, почему Обломов ушел в отставку после двух лет службы).

Откроем роман "Обломов". Прочитаем строки:

":поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. Для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели, он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности:

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд былвсеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц:

Сладкие слезы потекут по щекам его:

Случается и то, что он исполниться презрением к людскому пороку, ко лжи, к левеете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две- три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом: Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг:и тогда, Господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!"

Спорный вопрос, не правда ли? Отметим вот что: два ряда слов, такие разные по эмоциональному звучанию, значению, заложенному в них. В самом деле: с одной стороны- наслаждения высоких помыслов горько плакал:над бедствиями человечество; испытывал тоску, и стремление, страдания, исполнялся презрением к людскому пороку; желание указать: на язвы; загораются мысли, вырастают в намерения, которые преображаются в стремления:

Какой высокий порыв! Мысли - желания - намерения - стремления!

Работа по группам. Беседа с 1-ой группой (1-я часть романа)

Какой вопрос Обломова становится центром анализа романа?

("Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится!" Вопрос альтернативный, одна из позиций отрицает другую. Так как это вопрос самого героя произведения, следовательно, чтобы ответить на него, необходимо понять самого героя изнутри, что не просто, тем более что Обломову противостоит Штольц со своей оценкой - " Обломовщина!")

Вчитаемся в 1-ю главу и найдем особенности. (Среди потока визитеров недвижим один Обломов. Каждому он говорит фактически одну фразу: "Не подходите, не подходите - вы с холода". Заходящему к нему знакомому Обломов сообщает о своих невзгодах, но его никто не слышит так, как того ждет он сам.)

Центральными вопросами этой части становятся вопросы Ильи: "Где же тут человек?" и "Когда же жить?"

Каким предстает вам герой в 1- ой части романа? (Ответы могут быть разными. Выслушиваем каждого студента.)

Беседа со 2-й группой (2-я часть романа).

Как с появление Штольца развивается конфликт произведения?

Продолжается ли жизнь, описанная в 1-й части романа, или описывается другая жизнь?

Студенты зачитывают эпизоды, которые подтверждают ответы на вопросы.

Обучающие записывают слова Штольца об обломовщине в тетрадках. Зачитывают.

Учитель подводит итог: Главный герой не хочет и не умеет действовать. Фантазировать- единственное, излюбленное занятие Ильи Ильича, которому он придается с тем же усердием, с каким лежит на диване в халате и главный предмет его мечты- он сам, его жизнь.

В конце 4-й главы (2-й части) Штольц в который раз повторяет свой диагноз "Обломовщина, обломовщина! - сказал Штольц, смеясь: пожелал Обломову спокойной ночи и пошел спать.- Теперь или никогда - помни! - прибавил он, обернувшись к Обломову, и затворил за собой дверь"

Найдите подтверждение этому в 5-й главе (2-я часть) романа.("Что ему делать теперь? Идти в перед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского", и далее: "Теперь или никогда!" - "Быть или не быть!" Это противоборство и разноплановые оценки Обломова Штольца позволяют поставить вопрос: кто же Обломов: философ, поэт? Чтобы ответить на вопрос, обратимся опять к диалогу Обломова со Штольцем, к тому фрагменту, где Обломов описывает свой идеал жизни. Итак: "заря пробужденности" или "обломовщина"? И тут выступают на поверхность те ассоциации, которыми насытил Гончаров роман.

Вспомните эпизод, где в разговоре со Штольцем Обломов, измученный светской жизнью, навязанной ему другом, воодушевленно рассказывает о своем идеале жизни. ("Ты слышишь: ноты, книги, рояль, изящная мебель?" И далее, заканчивая почти поэтический рассказ об идеальной жизни, Обломов продолжает: "Сыро в поле: темно; туман, как опрокинутое море, висит над рожью; лошади вздрагивают плечом и бьют копытами: пора домой. В доме уже засветились огни, на кухне стучат в пятеро ножей: сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка: Casta diva! Casta diva! - запел Обломов. - Не могу равнодушно вспомнить Casta diva!- сказал он, пропев начало каватины. - Как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг: Она одна: Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне:")

Учитель подводит итог:

Размышления Обломова об идеале жизни " разыгрываются в упоительную мечту о том, как он, приведя имение в порядок и женившись, заживет в деревне помещиком, в кругу семьи, родных, друзей. Жизнь будет нескончаемым праздником, будет вечное веселье, сладкая лень:"

На наш взгляд, что должен был понять Обломов в жизни?

Именно музыка помогла ему постичь и смысл жизни и любовь. Музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа.

Душа его подобна струнам, но какая музыка на них будет сыграна завтра?

Когда проходит эта тяжесть? (Тяжесть проходит лишь тогда, когда Ольга поет или играет: "Они оба, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одиноким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одиноким настроением:У него на лице сияла заря пробужденного со дна души восставшего счастья")

Проходит музыка, и тускнеет образ героя.

5. Итак, с помощью карточек- информаторов перечислите привлекательные черты Обломова и Штольца их слабости и символы.

Учитель подводит итог: Образы героев противопоставлены, оба героя являются личностями, оба способны на искренние чувства, светлые воспоминания о детстве.

Можем ли мы сказать, что Обломов- характер типический?

Прав ли Обломов говоря: "Имя нам- легион"?

В чем же корни " обломовщины"?

Вот и все. Теперь можно говорить не только о том, что такое "обломовщина", но и о том, кто такой Обломов. И еще о том, что роман Гончарова удивительно современен.

6. Рефлексия. Анкета "Кем вам приходится Обломов"?

Итак, как у вас обстоят дела с обломовщиной? В некоторых из нас он живет как у себя дома, другие борются с ним и даже побеждают, третьи вообще не желают с ним водиться. Сейчас мы узнаем, кем он приходится вам. Если вы согласны с утверждениями, начислите себе по 2 балла за каждое.

  1. В выходной день я люблю вздремнуть после обеда.
  2. На пляже я предпочитаю нежиться на солнце, нежели играть подвижные игры.
  3. Ничего не случится, если я доделаю начатую работу завтра.
  4. Я часто снимаю ботинки, не развязывая шнурки.
  5. Мой любимый цвет - синий.
  6. В школе я учился очень нестабильно.
  7. Мне часто в работе не хватает терпения.
  8. В любой работе лучше что-то недоделать, чем сделать лишнее.
  9. Я ярко выраженная сова.
  10. Я всегда откладываю работу на самый последний момент.

0-6: Вам неведома лень, Обломов вам не друг, не сват и не брат. Вы очень трудолюбивы, и в конце концов у вас все получится. Главное для вас - хороший план действий.

8-12: В вашей душе просматривается зародыш обломовщины. Он сидит в вас, живет своей размеренной стабильной жизнью, и если вы не объявите ему борьбу, то он может заполонить всю вашу душу. Твердо скажите себе: " Делу время - потехе час" - и вознаграждайте себя за каждое сделанное вовремя дело.

14-20: Ну и ленивы же вы! Возможно, самому Обломову до вас расти и расти. Так можно всю жизнь на печи проспать. Срочно объявляйте войну лени, лучше всего начинать с утренней гимнастики, и весь день пойдет бордо по маслу.

7. Экспресс- опрос. (Один студент зачитывает вопрос, а другой отвечает).

1) В каком городе родился И.А.Гончаров?

2) Как называют альманах, где И.А.Гончаров дебютировал как русский поэт?

3) В каком сборнике журнала появляется глава из будущего романа "Сон Обломова"?

4) Редактором какой газеты в 1862 году становится И.А.Гончаров?

5) Какие романы И.А.Гончарова вы знаете?

6) Назовите имя слуги И.И.Обломова?

7) На ком женился Илья Ильич Обломов?

8) Нравится ли вам образ Ольги Ильинской? Обоснуйте свой ответ.

9) Хотел ли ты быть таким как Штольц? Обоснуй ответ.

10) С каким городом можно сравнить Обломовку?

11) Какой эпизод из романа "Обломов" запомнился больше сего? Почему?

8. Итог урока:

Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему уроку?

В чем же состоит противоречивость характера главного героя романа И.Гончарова?

Вывод учителя.

9. Домашнее задание.

1-й ряд. Выписать тезисы "Обломов" в оценке Добролюбова.

2-й ряд. Выписать тезисы "Обломов" в оценке Дружинина.

3-й ряд. Выписать тезисы Лихачева "О национальном характере русских".

Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров – автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Особенно популярен роман Гончарова «Обломов» . Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы - образ Ильи Ильича Обломова.

Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.

Характер Обломова

Основные черты характера Обломова - слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.

Излюбленное времяпрепровождение Обломова - лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, - это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили - они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:

«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера - продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым” . А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша - живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, - принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век» . Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире Обломовки, нет и обломовых в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина - резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире - пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1963 год

Характер Обломова


Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году. На его создание ушло почти 10 лет. Это один из самых выдающихся романов классической литературы нашего времени. Так отзывались о романе известные литературные критики той эпохи. Гончаров сумел передать реалистично объективно и достоверные факты действительности слоев социальной среды исторического периода. Надо полагать самым удачным его достижением было создание образа Обломова.

Это был молодой человек лет 32-33, среднего роста, с приятным лицом и умным взглядом, но без всякой определенной глубины смысла. Как автор отметил мысль гуляла по лицу вольной птицей, порхала в глазах опускалась на полуоткрытые губы, пряталась в складках лба, потом совсем исчезала и перед нами оказывался беспечный молодой человек. Иногда на его лице можно было прочесть скуку или усталость, но все равно в нем присутствовала мягкость характера теплота его души. Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия - диван, халат и туфли. Дома Обломов ходил в восточном мягком вместительном халате. Все свободное свое время он проводил лежа. Лень была неотъемлемой чертой его характера. Уборка в доме проводилась поверхностно, создавая видимость, по углам свешивались паутины, хотя на первый взгляд можно было подумать, что хорошо убранная комната. В доме были еще две комнаты, но туда он совсем не заходил. Если бы неубранная тарелка с ужина с крошками повсюду, недокуренная трубка, можно было подумать, что квартира пуста, в ней никто не живет. Он всегда удивлялся своим энергичным друзьям. Как можно так тратить свою жизнь, распыляясь на десятки дел сразу. Финансовое состояние его желало быть лучшим. Лежа на диване, Илья Ильич всегда подумывал каким бы образом его поправить.

Образ Обломова это сложный противоречивый, даже трагичный герой. Его характер предопределяет обычную, не интересную судьбу, лишенную энергии жизни, ярких ее событий. Основное внимание Гончаров обращает на сложившийся строй той эпохи, который воздействовал на его героя. Это влияние выразилось в пустом и бессмысленном существовании Обломова. Беспомощные попытки к возрождению под влиянием Ольги, Штольца, женитьбы на Пшеницыной, да и сама смерть определены в романе как Обломовщина.

Сам характер героя по замыслу писателя намного крупнее и глубже. Сон Обломова это ключ разгадки всего романа. Герой перемещается в другую эпоху, к другим людям. Много света, радостное детство, сады, солнечные речки, но сначала надо пройти преграды, бесконечное море с бушующими волнами, стонами. За ним скалы с пропастями, багряное небо с красным заревом. После волнующего пейзажа, попадаем в небольшой уголок, где люди живут счастливо, где хочется родится и умереть, иначе и быть не может, так они считают. Гончаров описывает этих жителей: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова. В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. Илюша растет в атмосфере любви, покоя и чрезмерной опеки. Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром. Илюша вырос на сказках и легендах, которые ему рассказывала няня. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.

Во сне Обломова описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Жизнь Обломовых, это пассивность и апатия. Детство вот его идеал. Там в Обломовке - тепло, надёжно и очень защищено чувствовал себя Илюша. Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование.

Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя - объективный результат условий рождения и воспитания.

обломов роман лень характер


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.