Старший вожатый. Должностная инструкция старшего вожатого школы Работа с пионерской организацией «Каравелла»

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ N____

СТАРШИЙ ВОЖАТЫЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационной характеристики старшего вожатого, утвержденной приказом Минобразования Российкой Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. N463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации /постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. N46/.

1.2. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или среднее /полное/ общее образование и специальную подготовку без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы /в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей инструкцией/, трудовым договором /контрактом/.

Старший вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:

2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

2.2. Организация досуга обучающихся;

3. Должностные обязанности

Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;

3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;

3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;

3.4. Организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы;

3.5. Создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;

3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

3.7. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.8. Организует каникулярный отдых обучающихся;

3.9. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;

3.10. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей /организаторов/ первичных коллективов детских организаций, объединений;

3.11. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;

3.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Старший вожатый имеет право:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности;

4.2. Участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе Педагогического совета школы;

4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.6. На конфиденциальность дисциплинарного /служебного/ расследования за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.7. Повышать квалификацию;

4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или/ психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального проступка старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением /неисполнением/ своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и /или/ гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Старший вожатый:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.5. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.

Материал предоставлен сайтом: http://www.ivash.alexrono.ru/


Полный текст материала Должностная инструкция старшего вожатого школы смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Андреев К.А.

Итак – свершилось! Ты – вожатый. Или не свершилось, а случилось? Тебе предложили им стать или ты сам предложил себя в качестве самого замечательного вожатого школе.

Ты весь 11 класс переживал, что покинешь родные пенаты, со слезами на глазах стоял на сцене, когда раздавался Последний звонок. Ты думал, как без тебя обойдутся ребята из 5го класса, которым ты вёл урок Мужества или заменял учителя географии. Ты места не находил, когда осознал, что кончились вместе со школьными буднями увлекательные экскурсии, походы в театры, поездки за город на турслёты. Грамоты за победу в конкурсе «Мистер/мисс школа» занимают половину стены над твоей ещё детской кушеткой. Тогда эта книжица для тебя.

А если ты поступил в престижный ВУЗ, никогда не занимался с детьми младше тебя, если не был активен в старших классах и весь упор делал на сдачу выпускных и вступительных экзаменов. И если был ты всегда в школе как невидимка. Но что-то в тебе сжалось, когда тебе предложили стать вожатым из-за того, что прежний человек, занимавший эту должность перешёл в другую школу, переехал, вышла замуж, ушёл в армию, пошёл работать в банк, уединился в деревне(нужное подчеркнуть). То это пособие тебе ни в коем случае просто читать нельзя. Надо его читать с карандашом в руках. Читать со всей страстностью, желанием познать что-то новое, увидеть насколько ты уникальный человек.

По-разному люди приходят к педагогике. По-разному приходят к вожатской работе. Кому-то предлагают стать вожатым, кто-то сам мечтает стать наставником для младших. В каждом из этих вариантов множество плюсов.

Если вам предложили стать вожатым, то наверняка в вас видят задатки педагога и способности. Наверняка вы ответственный человек и способны совладать с детским коллективом.

Если сами решили стать на этот путь – наверняка вы обладаете массой волевых качеств. Это всегда приветствуется руководством образовательного учреждения. А если вы там ещё и учились, то ваши качества уже давно прошли проверку школьной жизнью.

Но иногда в вожатые попадают случайно. История хранит множество случаев, когда человек из-за стечений обстоятельств, становился педагогом, вожатым.

Ну и конечно – часто люди совершают поступки или решаются на что-то из-за того, что просто не могут отказать, не могут сказать твёрдое «нет». Если вы чувствуете, что вы стали вожатым, не сумели сказать «нет» своё любимой классной руководительнице (которая к тому же - завуч школы) – настороженно отнеситесь ко всем своим поступкам и телодвижениям в рамках педагогической деятельности. Ибо человек, который не учится говорить «нет» в различных ситуациях вряд ли может донести до подростка мысль о том, что на предложение покурить или выпить нужно уверенно отказываться. Хотя – не спорю: каждый человек уникален и каждый способен на волшебство.

Личное целеполагание или зачем я работаю вожатым.

Задумывались ли вы – зачем живёте на этой Земле, почему вы поступили в педагогический ВУЗ (или не в педагогический), почему хотите создать семью, зачем параллельно школе занимались в разных кружках Дворца творчества.

Каждый из нас в любом деле может определить цель. Цель – чего хочет он достичь. Человек, который формулирует свои жизненные приоритеты и цель – люди способные на великие поступки. Если они могут осознать своё предназначение в жизни, вернее попытаться это сделать, робко сформулировать стратегическую жизненную цель – то каждый прожитый жизнь работает на него, каждая встреча не случайна и каждый момент жизни – замечателен.

Об основах жизненного целеполагания можно прочитать массу интересных материалов, книг, трактатов, диссертаций. Мы лишь просим запомнить, возможно, новое для вас слово – «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ».

Почему, не определив цели и задачи вашей работы в качестве вожатого, вы не можете работать таковым? Можете. Трижды можете. Но не эффективно. Не эффективно ни для себя, ни для детей, ни для школы в целом.

Не бойтесь признаться себе, что задачи, которые вы решаете, работая вожатым – не самые благородные, не самые возвышенные. Гораздо хуже, если вы обманываете себя. Гораздо хуже, если вы говорите себе, что пришли в школу чтобы оставить след в истории, а на самом деле – хотите смотреть из кабинета завуча на цветущие весной под окном яблони. И дело конечно не в цветении, и не в весне. Дело в том, что надо учиться формулировать цели и задачи: как на всю жизнь, так и на небольшой отрезок.

Вскоре, когда вы пообщаетесь с опытными педагогами, с талантливыми организаторами и безупречными методистами – поймёте, что и в организации мероприятий, дел, концертов, игр, походов, экскурсий – надо определять цель и задачи.

Представьте себе, что вы решили сводить актив школы в музей. Просто потому, что он рядом со школой. Задайтесь вопросом – «Зачем?». Вы скажете: «Это интересно!». И вы будете правы. Но если вы не ответите на вопрос «Зачем?», не сможете сформулировать цель вашего похода для знакомства с музейной экспозицией – помните – вам это полезно не будет.

Учимся ставить цели. Формулировать задачи.

Так давайте начнём. Для чего вы – вожатый?

В этом месте можно было бы оставить пару пустых страниц для того, чтобы вы написали свои мысли. Но попытайтесь запомнить мысли, которые всплыли у вас после вопроса. Именно эти мысли могут быть отчасти вашими целями в работе вожатого. А может и в жизни в целом.

Но для того, чтобы вам было легче ориентироваться в задачах, которые вы можете решать, будучи вожатым, мы поможем немного разобраться в круговороте возможностей, вариантов, горизонтов – встающих перед вами.

Какие перспективы открываются перед вами? Вы можете:

ü Получать не большую, но стабильную заработную плату (это немаловажно, особенно если вы – студент);

ü Смотреть весной на уже выше упомянутые яблони;

ü Получать подарки от учащихся на Новы год, День святого Валентина и другие праздники;

ü Играть Снегурочку или Деда Мороза на сцене;

ü Найти примеры для сопровождения педагогической теории в институте;

ü Наработать опыт общения с детьми разного возраста;

ü Получить навыки общения с родителями;

ü Расширить свой кругозор;

ü Приобрести коммуникативные навыки;

ü Перенять и выработать организационные навыки;

ü Попрактиковаться в организации дел, мероприятий;

ü Завести связи, понять структуру местного самоуправления, найти партнёров по бизнесу (почему бы и нет. Если вы потом решитесь заниматься предпринимательством – вы способны будете использовать весь накопленный у вас багаж);

ü Изучить нормативно-правовую базу;

ü Пообщаться с опытными педагогами, психологами, организаторами

ü Оставить след в истории;

ü Стать у истоков государственно-общественного управления образовательным учреждением;

ü Заложить новые традиции;

ü Изменить в лучшую сторону жизнь школы;

ü Сплотить коллектив;

ü Дать вектор в развитии школьного актива;

ü Сделать доброе дело;

ü Помочь близкому;

ü Помочь выбрать верный путь подрастающему человеку;

ü Стать другом;

ü Найти друзей.

И многое-многое другое может выступать в роли цели и задач. Но надо помнить и понимать, что цель должна быть исключительна ваша. Не Марьи Иваны, не Васи Пупкина, а ВАША. Принята вами, осознана, пережита – сформулирована вами.

Заставить задуматься о своём предназначении в отдельно взятый отрезок жизни или же в жизни в целом – отчасти тоже миссия педагога, учителя, вожатого. Поэтому, сначала формулируем цели сами, потом учим других. Сначала определяем жизненные приоритеты и принципы сами – потом помогаем сформулировать другим.

Что я буду делать?

Если вам кажется, что должность вожатого самая интересная и подходящая вам в системе образовательного учреждения – сохраните это ощущение. Если вам кажется – что она никчёмна по сравнению с должностью директора – задумайтесь. Ведь каждый человек красив на том месте, которое занимает. И если вы определились с жизненными целями – вы можете достигать их и будучи вожатым, и находясь на должности директора школы, и став президентом страны.

Руководствуйтесь принципом «БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ».

Как можно повышать эффективность даже в должности вожатого в самой стандартной школе? Как не стоять на месте, а развиваться? Как осознавать то, что вы способны на большее и не бояться делать оправданные шаги навстречу мечтам, свершениям, реализации своего богатейшего потенциала?

На эти вопросы вы ответите, правильно приняв информацию, собранную на этих страницах.

Ответите. За всё ответите. Или на всё ответите? Разные позиции и разная формулировка – многое может решить в постановке проблемы и в её решении.

Разберём же, чем может и/или должен заниматься старший вожатый в современной общеобразовательной школе.

В нашей стране каждая должность обрастает различного рода инструкциями, положениями, тарифными ставками, специально разработанной документацией.

Так слесарь или токарь – должны обладать определёнными знаниями и умениями, пройти обучение в технических учебных заведениях, знать технику безопасности и т.д. Вожатый конечно же не слесарь и не токарь. Оттачивать ему приходиться далеко не гайки с болтами. В руках вожатого более серьёзная субстанция. Субстанция ранимая, нежная. И обращаться с ней необходимо по иным ГОСТам.

В нашей стране различными нормативными актами закреплен функционал старшего вожатого. Разработана типовая должностная инструкция. Она закрепляет основные должностные обязанности старшего вожатого в школе. Но надо помнить, что инструкция – типовая. А это значит, что на усмотрение администрации учебного заведения может быть подкорректирована. И в этом видится большой плюс. Если директор школы заинтересован в вас как в вожатом, то он способен под вас и подкорректировать должностную инструкцию. А какое содержание заложить туда – зависит во многом от вас. Но есть в должностной инструкции и то, что менять нельзя.

Помните, что должность вожатого ориентирована на работу с детским коллективом и предусматривает работу с детьми.

Должностной инструкцией закреплены основные направления деятельности старшего вожатого в школе. Это:

· содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

· организация досуга обучающихся.

Эти направления неизменны.

И если второе направление – более понятно. Ведь «досуг» гораздо ближе нам. И под ним мы понимаем организацию свободного от учёбы времени. То на первом направлении стоит заострить своё внимание, так как оно вросло в школу уже давно. И история этого направления замечательна своей красотой, масштабностью, интересными делами. Она наполнена яркими событиями.

Рассмотрим подробнее функционал старшего вожатого.

Должностные обязанности подразумевают, что старший вожатый:

· Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в разработке и реализации программ их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).

· В соответствии с возрастными интересами обучающихся (воспитанников, детей) и требованиями жизни, организует их коллективно-творческую деятельность, способствует обновлению содержания и форм деятельности детских общественных организаций, объединений.

· Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих детских общественных организациях, объединениях.

· Создает благоприятные условия, позволяющие обучающимся, воспитанникам, детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время.

· Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся (воспитанников, детей).

· Организует, участвует в организации каникулярного отдыха, изучая и используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

· Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских общественных организаций, объединений.

· Обеспечивает взаимодействие органов самоуправления образовательных учреждений, педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных организаций.

· Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся (воспитанников, детей).

· Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Старший вожатый, работающий в образовательном учреждении должен знать:

Ø приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Ø законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, физкультурно-оздоровительную деятельность;

Ø Конвенцию о правах ребенка;

Ø возрастную и специальную педагогику и психологию;

Ø физиологию, гигиену;

Ø закономерности и тенденции развития детского движения;

Ø педагогику, детскую возрастную и социальную психологию;

Ø индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей;

Ø специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников;

Ø методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;

Ø основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Ø методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

Ø технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Ø основы экологии, экономики, социологии; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Ø правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации старшего вожатого следующие: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Документы предъявляют серьёзные требования к старшему вожатому, ведь вожатый как никто ближе находится к ребёнку, к его потребностям, чаяниям, идеям, инициативам, проблемам.

Почему вожатый - старший?

Когда вы писали заявление на имя директора с просьбой принять вас на должность «старшего вожатого» задумывались ли вы о значении слова «старший»? Слово «вожатый» - вам близко и оно на слуху. А вот в сочетании со словом «старший» кажется ещё более полновесным.

Но где же «не старшие»? Где же младшие, где же те, кто должен быть ниже по статусу?

Понятия детская общественная организация и старший вожатый тесно переплетены в истории школы.

Заинтересовавшись историей детского общественного движения, вы можете познакомиться с интересными страницами педагогики, откроете имена талантливейших людей, которые занимались внедрением методик, технологий воспитания, форм работы с детьми. Изучение истории детского движения способно дать калорийную пищу для педагогической практики, предоставит возможность испробовать на себе то, что испробовано десятилетиями.

Некоторые представители педагогических профессий иногда заявляют о том, что придумали что-то новое. Зачастую такие заявления делают и те, кто не знаком с историей. Пытаться сделать открытия необходимо. Но только, опираясь на знания, накопленные до того.

Если вы готовы узнать немного из истории, вернёмся в далёкие 20-е годы уже прошлого века. Время тяжелое для страны. Время, которое диктовало новое мышление, открытия, поступки. Тогда и стали создаваться пионерские отряды. Начала свою жизнь Пионерская организация. Робкие шаги первых вожатых, организаторов вскоре были поддержаны обществом. Пионерские отряды стали создаваться по месту жительства, при сельсоветах, при предприятиях. У каждого отряда – организатор из числа комсомольцев – вожатый.

Лишь спустя какое-то время – пионерские формирования вошли в школу.

Ныне живут замечательные педагоги-практики, прошедшие замечательную школу Пионерии. Каждый из нас имеет возможность узнать у этих людей о том, как была организована работа в пионерской организации. Поинтересуйтесь у своих коллег. Многие из учителей, представителей администрации – напрямую и тесно связаны с Пионерией. Наши коллеги являются носителями богатого опыта, переняв который можно качественно расширить свои знания, открыть для себя уникальные методики.

Неоднозначно отношение к Пионерской организации имени В.И.Ленина у современных граждан. Многие смотрят на неё через призму негативных публикаций, неаккуратно произнесённых речей, личного зачастую предвзятого опыта. Но как показывают опросы, сделанные в последние годы – к пионерскому прошлому относятся всё более сдержано, позитивно, взвешенно. Пионерия серьёзно повлияла на становление общества и на нынешнее развитие педагогики, системы образования и воспитания.

Но нам важно сейчас проследить каким образом вожатый пришёл в школу.

После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) пионерские отряды стали создавать и в школах. Пионерская организация строилась по такому принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе примерно по 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец.

После того, как пионерские отряды стали создаваться в школах – структура школьной жизни корректировалась.

Впервые термин «Вожатый пионеров» появился в 1922 году. Содержание деятельности вожатого пионеров, его права и обязанности документально и подробно были определены не сразу. Советуем познакомиться с «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина», которое увидело свет в 1957 году.

Учитывая, что школьный класс – отряд, школа – дружина; понимаем, что отряд координирует вожатый из числа старшеклассников (комсомольцев), дружину курирует – старший пионерский вожатый.

После прекращения существования Пионерской организации имени В.И.Ленина – должность старшего вожатого изменилась. Из формального наименования ушло слово «пионерский». Должность осталась. А то, для поддержки чего эта должность некогда вводилась – упразднено. Вот таковы парадоксы истории, которые сохранили память о пионерской организации.

В начале 90-х годов старший вожатый стал не тем человеком, коим был ранее. Без пионерской организации и без поддержки комсомольской организации, которые прекратили своё существование – старший вожатый занял куда более скромные позиции. Но в силах вожатых – более чётко определить свой статус. Сделать это можно через активные действия, качественную работу, социальные инициативы, участие в самоуправлении образовательного учреждения.

  • Виды психологических служб, в которых работают клинические психологи
  • Вопрос 15. Публичное и частное право: специфика и критерии разграничения
  • Вредные факторы производства и защита от них. Вредные производственные факторы - это факторы, которые приводят к постепенному ухудшению здоровья работающих или к профессиональному заболеванию

  • СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

    руководитель РМО Директор МБОУ «Саконская средняя

    старших вожатых общеобразовательная школа» _________________

    Е.В. Белова В.М. Селезнева

    приказ №150 от 30.08.2013 г.

    План работы

    старшей вожатой

    Зуевой Елены Сергеевны

    руководителя пионерской организации «Каравелла»

    Цель: Создание условий для развития лидерских качеств, повышение творческой активности и воспитание потребности в здоровом образе жизни.

    Задачи:

      Помочь членам пионерской организации познавать окружающий мир и самосовершенствоваться в процессе активной, творческой деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни.

      Способствовать всестороннему развитию личности члена организации.

      Содействовать становлению членов организации как граждан своего отечества, любящих Родину.

    План работы старшей вожатой Зуевой Елены Сергеевны

    МБОУ «Саконская средняя общеобразовательная школа»,

    руководителя пионерской организации «Каравелла»

    Дата

    Дело

    Ответственный

    Результат

    Работа с пионерской организацией «Каравелла»

    Выборы в совет актива пионерской организации

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Уборка территории Юдинского парка.

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    2 раза в год

    Общий сбор членов пионерской организации «Каравелла»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Уборка территории могилок учителей школы (реализация социального проекта)

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    сентябрь

    Участие в районном конкурсе детского рисунка «Оранжевое солнце»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    1 раз в месяц

    Заседание актива пионерской организации «Каравелла»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    1 раз в месяц

    Районная школа будущих лидеров.

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Поздравление пожилых людей

    Участие в праздничном концерте.

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Районный этап областного проекта «Золотой глобус»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Лучшая группа детского общественного объединения

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Беседы и встречи

    посвящённые 95-летию

    организации ВЛКСМ

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    1 раз в месяц

    Олимпийское и паралимпийское движение

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Акция по правовому просвещению обучающихся учреждений Нижегородской области.

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Изготовление поздравительных открыток ко Дню учителя.

    Подготовка и проведения праздника «День учителя»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Подготовка к форуму лидеров «Новое поколение ХХIвека»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Уборка клумб возле здания школы

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Акция «Меняем сигареты на витамины».

    День отказа от курения.

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Участие в форуме лидеров «Новое поколение ХХI века»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Участие в районном этапе областной краеведческо–географической викторины: «Край Нижегородский»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Участие в районном конкурсе исследовательских работ

    «Я познаю мир»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Рейд по проверке состояния цветов в классах

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Всероссийский конкурс юных журналистов «Пионерка»+мы!»

    ст. вожатая Зуева Е.С.

    Районный фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Поздравительная акция «С Новым годом» для учителей, ветеранов Вов.

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Участие учащихся в конференции исследовательских и проектных работ «Юный исследователь »

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Участие в районном конкурсе

    «Вожатый года – 2014»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    сентябрь-февраль

    XVIМеждународный фестиваль

    «Детство без границ»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Конкурс рисунков

    «Я и моя семья»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Конкурс мини-историй о добрых поступках«Миллион добрых дел»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Акция «Чистодвор»

    Уборка территории

      возле школы

      Юдинского парка

      Возле храма

      кладбища

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Фестиваль «Мы таланты»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Волонтёрская акция «Дарим добро детям»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Участие в районном конкурсе

    «Созвездие талантов»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Подготовка к празднику

    «Последний звонок»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Посещение гала-концерта «Звёздочки глубинки»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    в течении года

    Участие в районных конкурсах.

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Об щ ешкольныемероприятия

    Торжественная линейка, посвящённая дню знаний

    День самоуправления в школе

    Уборка мест захоронения учителей

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Осенний бал. Праздники осени

    ст. вожатая Е.С. Зуева; учителя начальных классов.

    Раз в месяц

    Спортивные мероприятия.

    ст. вожатая Е.С. Зуева; учитель ФК М.Н.Богаткин

    Акция «Поможем птицам»:

    Беседы о птицах,

    Изготовление кормушек,

    Конкурс листовок,

    Наблюдения за птицами.

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Подготовка и проведение Новогодних праздников

    ст. вожатая Е.С. Зуева; кл. руководители 1-11 классов

    Праздник «Масленица»

    ст. вожатая Е.С. Зуева;

    учителя начальных классов

    Линейка посвящённая памяти воина-интернационалиста Владимира Чухнина

    Зам директора по ВР Т.И. Шеронова, ст. вожатая Е.С. Зуева

    май: неделя памяти

    Уроки мужества.

    Вахта памяти.

    Факельное шествие.

    Литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам».

    Митинг «День Победы»

    Конкурс рисунков «Маленькие герои- большой войны»

    Операция «Ветеран живёт рядом»

    Поздравительная акция «С Днём Победы»

    зам. директора по ВР Т.И.Шеронова, ст. вожатая Зуева Е.С.,

    кл. руководители 1-11 классов,

    преподаватель организатор ОБЖ

    Богаткин М.Н.

    Подготовка к празднику «Последний звонок»

    Кл.руководитель 11 класса, ст. вожатая Е.С. Зуева

    Работа с педагогическим коллективом

    сентябрь

    Озеленение классных комнат

    Отряд «Эколог»

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    сентябрь

    Выступление на педагогическом совете с анализом работы старшей вожатой и пионерской организации «Каравелла»

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    сентябрь

    Прополка клумб возле школы

    Учитель технологии;

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    октябрь-ноябрь

    Участие в конкурсе «Новогодний серпантин»

    Кл.руководители,

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева

    Районный форум лидеров «Новое поколениеХХIвека»

    Учитель русского языка и литературы Н.А. Анисимова,

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Конкурс рисунков:

      Ко дню учителя.

      К новому году.

      Ко дню Защитника Отечества.

      Ко Дню Победы.

      Я и моя семья

    Учитель ИЗО Н.В. Михейкина; ст. вожатая Е.С. Зуева;

    учителя начальных классов.

    Работа с родителями

    1 раз в четверть

      Общешкольные родительские собрания.Тема выступления:«Правильное питание – залог здоровья детей».

      Тематические собрания по классам.

    Администрация школы, родительский комитет, ст. вожатая,

    кл. руководители.

    Встреча с комсомольцами и работниками профкомов 80-90-х гг

    Разработка сценариев к внеклассным мероприятиям: ко дню Пожилого человека, ко Дню Матери, к Новому году, к празднику 8 Марта.

    Вечера-встречи с интересными людьми

    ст. вожатая

    Е.С. Зуева,

    Родительский комитет

    Анкетирование:

      Осознанное родительство.

      Удовлетворённость родителей деятельностью ОУ.

    Зам директора по ВР Т.И. Шеронова, ст. вожатая Е.С. Зуева

    Сотрудничество с другими организациями

    Участие в концерте посвящённом Дню пожилого человека

    Сельский ДК, ст. вожатая

    Участие в концерте посвящённом Дню Матери

    Сельский ДК, ст. вожатая

    Операция «Живи детская книжка- малышка»

    Библиотекарь,

    Ст. вожатая

    Музыкально-литературная композиция посвящённая памяти павших в годы Вов

    Сельский ДК, ст. вожатая, сельская библиотека

    1 раз в месяц

    Библиотечные часы.

    Рейд по ремонту книг.

    Литературные викторины.

    Сельская и школьная библиотеки, ст. вожатая

    1 раз в месяц

    Районная школа будущих лидеров; совет юных экологов.

    Слет детских общественных объединений

    МОУ ДОД ЦДОД Е.В. Белова, ст. вожатая

    Сотрудничество со СМИ

    День пожилого человека

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Торжественный приём в пионеры

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Диагностика и мониторинг

    Информационная карта пионерской организации

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Анкета «Взрослые в твоём ребячьем объединении» Дихановой Л.Г.

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Анкета «Я и моё объединение»

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Методика «Какой у нас коллектив» А.Н. Лутошина

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Методика Е.Н. Степанова «Мы коллектив? Мы- коллектив…Мы коллектив!»

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Самодиагностика «Личные достижения вожатого»

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    Самообразование

    Участие в районном конкурсе

    «Вожатый года – 2014»

    ст. вожатая Е.С. Зуева

    сентябрь -март

    Изучение методической литературы

    1. Общие положения

    1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики старшего вожатого, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утв ерждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», а также «Рекомендаций к должностным инструкциям старшего школьного вожатого» от 19 августа 2009 года Департамента образования города Москвы.
    1.2. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.
    1.3. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальную подготовку без предъявления требований к стажу работы.
    1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.
    1.5. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», решениями правительства Москвы и органов управления об¬разованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обу¬чающихся: административным, трудовым и хозяйственным законода¬тельством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовы¬ми актами образовательного учреждения, настоящей дол¬жностной инструкцией, трудовым договором (контрактом).

    2. Функции

    Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:
    2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;
    2.2. Организация внеурочной деятельности обучающихся.

    3. Должностные обязанности

    Старший вожатый:
    3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает программировать их деятельность на принципах добровольности, самостоятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;
    3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;
    3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;
    3.4. Организует наглядное оформление образовательного учреждения по тематике проводимой им работы;
    3.5. Создает в образовательном учреждении благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
    3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
    3.7. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;
    3.8. Организует каникулярный отдых обучающихся;
    3.9. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;
    3.10. Участвует в разработке воспитательной программы школы совместно с заместителем директора по воспитательной работе;
    3.11. Привлекает старшеклассников к вожатской деятельности среди младших классов, к участию в различных конкурсах, направленных на самореализацию, воспитание и творческое развитие личности;
    3.12. Координирует работу органов ученического самоуправления;
    3.13. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;
    3.14. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
    3.15. Соблюдает права и свободы обучающихся.

    4. Права

    Старший вожатый имеет право:
    4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы образовательного учреждения и педагогической целесообразности;
    4.2. Участвовать в управлении образовательного учреждения в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе Педагогического совета школы;
    4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства;
    4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
    4.5. Повышать квалификацию;
    4.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
    4.7. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся ОО;
    4.8. Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку своей деятельности.

    5. Ответственность

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального проступка старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
    5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
    5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы старший вожатый привлекается к административной ответ¬ственности в порядке и в случаях, предусмотренных административ¬ным законодательством.

    6. Взаимоотношения.

    Старший вожатый:
    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором ОО;
    6.2. Подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе;
    6.3. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, детскими досуговыми клубами и общественными организациями;
    6.4. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (законными представителями);
    6.5. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
    6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.

    Директор ОО ____________________
    (с полным наименованием ОО) (подпись) (расшифровка подписи)
    С инструкцией ознакомлен(а): __________ ____________________
    (подпись)

    Многие желающие стать вожатыми прекрасно понимают необходимость обучения данной профессии, однако все равно остается множество людей, которые не придают значение этому факту и задают вопрос: зачем нужно проходить школу подготовки вожатых? И здесь главным является даже не факт законодательного требования обучения, важнее сами знания. Рассмотрим подробнее обе стороны данного вопроса.

    Обучение вожатых часто называют школой вожатского мастерства (ШВМ) . Подобные школы часто организуют при вузах, центрах дополнительного обучения. При выборе места обучения стоит заранее узнать об организации, которая это обучение проводит: имеет ли она лицензию, сколько проходит обучение, какое расписание занятий, кто проводит обучение, есть ли у них опыт работы, происходит ли дальнейшее трудоустройство или только обучение и т.д. Важно понимать, что для работы вожатым необходим документ установленного образца , свидетельствующий о прохождении школы вожатых, поэтому обязательно поинтересуйтесь заранее об этом у руководителей школы. Так же, бывают ситуации, когда обучает одна организация, а экзаменует другая. В этом тоже нет ничего плохого, главное, чтобы договоренности были закреплены договором.

    На сегодняшний день минимальное количество часов, которые должен прослушать обучающийся в школе вожатых составляет 144 часа. За это время новичок узнает об организации безопасного пребывания детей в лагере и особенностях работы с детьми разного возраста в разные периоды смены: как можно и нужно создавать быт в отряде, что включает в себя распорядок дня, организация мероприятий, самоуправления и дисциплины в отряде, основы первой медицинской помощи, поведения в экстренных ситуациях, познакомится с нормативно-правовыми актами и многим другим, что непосредственно относится к деятельности вожатого.

    Кроме теоретических знаний, будущие вожатые обязательно должны попробовать поиграть в игры разной направленности, провести коллективно-творческое дело (КТД) , выучить минимальный список используемых отрядом (лагерем) песен и исполнить их в орлятском круге, поучаствовать в создании и исполнении вожатских номеров и концертов, которые готовятся обязательно заранее и другие традиционные для того или иного коллектива практические занятия. В завершении прохождения обучения в школе подготовки вожатых, каждый из обучающихся должен сдать экзамен и в зависимости от результата получить свидетельство о прохождении профессионального обучения по подготовке вожатых.

    Кроме необходимости документа о прохождении школы подготовки вожатых, необходимо понимание о самой работе вожатого. Не всегда получение сертификата говорит о качестве практических знаний человека. Конечно, можно приступить к работе вожатым не зная всего практического и даже теоретического материала, но к чему же тогда это может привести?

    Итак, желающим стать вожатым необходимо обучение для получения определенных знаний. В первую очередь, как сказано выше, отдых ребенка должен быть безопасным и комфортным, и вожатый один из сотрудников, который должен это обеспечивать. Именно поэтому занятиях в школе вожатых очень много времени уделяется правилам и педагогическим требованиям, которые необходимо соблюдать детям. Это, например, как правила поведения во время мероприятий или нахождении за территорией ДОЛ, так и с выполнение норм гигиены. Если не знать, что входит во все обязанности вожатого и как их выполнять, то можно создать множество проблем. А ещё стоит учесть количество детей в отряде, и тогда можно представить в какие масштабы это может вылиться.

    Во-вторых, самому вожатому тяжелее выполнять свои обязанности, когда нет никакой теоретической подготовки. Во время занятий, как правило темам разбираются типичные ошибки и прогнозируемые ситуации и предлагаются варианты их решения. Даже такие знания несомненно позволяют быть более готовыми к разным ситуациям. Кроме того, на занятиях можно задать любой вопрос преподавателю, который сможет дать компетентный ответ.

    Резюмируя: Школы для вожатых организованы для того, чтобы подготовить не только теоретически и практически, но ещё и эмоционально. Важно посещать занятия школы для самого себя, а не для оценки в документе, потому что только наличие оценка не поможет в работе. Вожатым с опытом работы так же рекомендуется посещение школы, так как усвоение информации на второй или третий год работы идет уже по иному, потому что есть свой опыт, а повторение никогда не помешает.