Организованная образовательная деятельность Развитие речи Рассматривание картины И. И

Таран Светлана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №7 МО Ейский район
Населённый пункт: с. Кухаривка, Ейский район
Наименование материала: конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию
Тема: "Составление рассказов по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (подготовительная группа)
Дата публикации: 01.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад комбинированного вида №7 с. Кухаривка МО Ейский район

Конспект непосредственно

образовательной деятельности

в подготовительной группе на тему:

«Составление рассказов по картине

И.И. Левитана «Золотая осень»

Воспитатель: Таран С.В

2018 год

Программные задачи:

1.Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и

эмоциональный отклик.

2.Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ

пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание

на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений.

3.Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е.

изображение природы, называется пейзажем.

4 . Формировать умение рассказывать об осени, используя картину Левитана

«Золотая осень».

5. Развивать образную речь детей при описании природы.

6.Воспитывать у детей любовь к природе и развивать эстетический вкус.

Поощрять высказывания детей.

Активизация словаря: березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона,

Предварительная работа:

Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций

на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке; дать

представление на доступном для детей уровне о пейзажной живописи, березовой

роще, холодные и теплые тона.

Оборудование: слайды с картинами осени, осенние листочки, макет дерева, портрет

И.И. Левитана

репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»,музыкальная

запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского.,

музыкальная запись спокойной музыки для физминутки.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в группе гости. Давайте поприветствуем их и

подарим свои улыбки.

Воспитатель: Утром, когда я проветривала группу, к нам через открытое окно

залетел красивый осенний листочек. (показываю) Это не простой осенний листок, а

листок- приглашение. На нем написано, что нас приглашают на необычную

выставку фотоиллюстраций и картин.

А темой выставки будет ответ на загадку.

Пришла без красок и без кисти,

и перекрасила все листья.

О каком времени года говорится в этой загадке?(осень)

Дети. В этой загадке говорится об осени.

Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?

Дети . Ранняя осень. «Золотая осень». Поздняя осень.

(показ слайдов№1, №2, №3)

Воспитатель : А какой сейчас период осени? (Поздняя осень)

Наша выставка посвящена Осени .

Воспитатель: Красоту и величие русской природы осенью воспевают

художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.

На нашей выставке мы сможем полюбоваться творческими произведениями

фотографов, картинами художников, постараемся “войти в них”, попробуем

оказаться внутри, вжиться в их образный мир, почувствовать настроение авторов.

А поможет нам музыка П.И.Чайковского"Осень. Ноябрь".Я думаю, что с ее

помощью мы сможем пробудить наши эмоции и воображение.

На экране, под звучание П.И.Чайковского проецируются картины осени

Перед вами фотоиллюстрация. Подумайте, как мы назовём её?

Слайд № 4.

Дети. «Осеннее чудо», «Осеннее волшебство», «Осенняя сказка», «Осень –

волшебница».

Воспитатель . Наверно больше подойдет к этой сказочной красоте название –

«Осенняя сказка».

Воспитатель: Какая бывает осень?

Дети : дождливая, золотая, ранняя, хмурая, цветная красивая, поздняя

Лес,точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса..

Воспитатель : Прекрасные стихи об осени. Как дивно сказали об этом времени года

поэты И. Бунин, А.С. Пушкин

В своих стихах превосходно описали красоту осеннего леса. И передали нам свой

Слайд № 5.

Воспитатель: Обратите внимание на второе произведение на нашей выставке.

Что вы видите перед собой?

Дети : Дети играют с осенними листьями

Воспитатель : Как будто сама осень приглашает нас поиграть.

Воспитатель : Ребята, Осень приготовила для вас чудо-дерево

(показываю макет- дерево) без листочков.

На нём могут расти листики от любого дерева, потому что оно сказочное!

Нарядим дерево осенними листочками и скажем, какими бывают они?

(дети подходят к чудо - дереву и, называя, прикрепляют к нему по одному

листочку)

Дети . Багровые, бардовые, оранжевые, жёлтые, холодные, разноцветные, золотые,

мокрые, расписные, яркие, шуршащие, сухие, опавшие, шумящие, летящие,

падающие, кружащиеся, танцующие…

Воспитатель: А что листья делают на ветру?

Дети . Листья кружатся, шуршат, колышутся, трепещут, качаются, шепчутся,

шевелятся, шумят…

Воспитатель: А как листья летят?

Дети . Плавно, тихо, бесшумно, легко, медленно…

Воспитатель : Какие вы знаете пословицы и поговорки?

Дети . Большой урожай рябины - к большим морозам.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

Осень - время собирать урожай.

Теплая осень - к долгой зиме.

От осени к лету повороту нету.

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель : Сейчас перед нами были осенние фотоиллюстрации.

А как художники могут выразить свои чувства?

Дети. Нарисовать картину.

Воспитатель. Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок.

Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом

Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе,

что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы

узнали и деревья, и кусты, и реку. С помощью красок он может передать время

года,своё настроение. Но правильно надо говорить- художники пишут картины.

А что нужно художнику для работы?(ответы детей)

Воспитатель. Правильно, молодцы ребята. Художники берут мольберты, краски и

идут на природу.

Слайд №6

Сейчас я расскажу вам удивительную сказку про одного очень

Грустного Художника.

«Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невеселая

была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как дол-

го! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь

делать это так, как до тебя никто не умел. У Грустного художника не было ни денег,

ни родных, которые могли бы ему помочь.

Трудно пришлось Грустному художнику, но все, же он стал настоящим мастером.

Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу

так, как он. Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками,

слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в

которой отражается небо. Картины Грустного художника были прекрасны.

А зовут этого Грустного художника – Исаак Ильич Левитан».

Слайд №7

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картину Исаака Левитана «Золотая осень».

Это период осени, когда листья на деревьях пожелтели, но еще не опали. Иногда в

такой осенний день выглядывает Солнце, и тогда весь лес будто горит, как костер.

Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки,

золотые березы. И снова все-таки немножко... грустно. Уж слишком недолговечна

эта красота. Скоро ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут яркие

цвета. Но художнику все-таки удалось остановить этот день навсегда».

Воспитатель.-

Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию?

(Ответы детей).

Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите

узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она

поднимает мне настроение. Рассматривая ее я думаю об осени, о том, как красива

природа в это время года.

Воспитатель : Какая же здесь нарисована осень?

Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая.

Воспитатель: Какие цвета использовал художник?

Дети : Много желтых, оранжевых красок

Воспитатель : Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Дети: Теплые, радостные веселые.

Воспитатель :

восхищала

радовала

художника.

внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Дети : Лес, луг, речку.

Воспитатель : Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к

нам, на переднем плане.

Дети : Художник нарисовал несколько деревьев.

Воспитатель: Что это за деревья?

Дети : Березки

Воспитатель : Расскажите о них. Какие они?

Дети : Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки

почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая,

желтая, коричнево-оранжевая.

Дети : Видна группа березок.

Воспитатель : Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Дети: Нет

Воспитатель : Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник

нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

Воспитатель : А какого цвета трава на лугах?

Дети : Зеленого.

Воспитатель : Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая,

зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла.

Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель : А теперь обратите внимание на правую часть картины.

Что вы видите?

Дети. Речку.

Воспитатель. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все

уже, все светлее.

Догадайтесь, какая вода в речке на картине?

Теплая или холодная?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, холодная и об этом говорятсиние и фиолетовые тона

красок – это холодные тона

Воспитатель: Что отражается в реке? (небо) Прямо ли течёт река или меняет своё

направление?

Воспитатель: А что это за деревце пылает, как свечка, на изгибе (излучине) реки?

Что можно сказать об этой берёзке? Какая она?

Дети : Нельзя увидеть отдельную березку, деревья как бы сливаются друг с другом.

А за ней хоровод зелено – коричневых деревьев.

Это дубовая роща

Она не одинока: река и березка – хорошие друзья.

Воспитатель: А какого цвета небо изобразил художник?

Дети. Небо голубое, с белыми облаками.

Воспитатель. Чего больше на картине – неба или земли? (Ответы детей)

Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли

он нарисовал больше. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались?

Дети. Есть тени от деревьев. И небо голубое. А в пасмурную погоду небо серое.

Воспитатель. Молодцы. Да, мы видим тени от деревьев, значит - солнышко есть.

Воспитатель: Почему крестьянские домики такие маленькие? Что вы видите около

Дети: Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть

всю красоту, великолепной, увядающей природы.

Воспитатель : Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину,

спокойствие, воцарившееся в природе.

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

Левитановская осень это праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты.

Но он немного и грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.

А как называют картины, на которых изображена природа?

Дети. Пейзаж.

Физминутка

Звучит тихая, спокойная музыка.)

Ребята, а теперь представьте себя листиками, воздушными, легкими, прозрачными,

задорными.

Мы листики осенние, руки вверх)

На веточках висели. (покачать кистями рук)

Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны )

Мы летели, мы летели, (покружиться)

И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)

Ветер снова набежал (встаём)

И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)

Закружились, полетели (качаем руками )

И опять на землю сели. (садимся на корточки)

Воспитатель : А сейчас вернёмся к нашей картине. Кто из вас хочет составить

рассказ по ней.

Представить, что вы попали туда, на природу, в ту осень!

Рассказать, что вы чувствуете, что видите?

План рассказа:

1.расскажите об осеннем дне. Какая погода? Почему?

2. об осеннем небе и облаках

3 .о солнце

4.о березах

5.Что осень сделала с лугом

6.Какая вода в реке?

7.Что расположено вдали?

8.Какое чувство вызвала у вас эта картина?

Дети (примерный ответ)

Наступила золотая осень. Небо голубое с легкими белыми облачками. Солнца не

видно, но оно чувствуется. Переливается на солнце золотая листва деревьев, от них

на землю падает густая тень. Березки нарядились в ярко - желтые, золотые платья.

прохладный

кружатся в

медленном танце. Между лугов протекает темно - синяя река. Вода в ней уже стала

холодной. На берегу реки еще виден яркий осенний цветок. Жаль, что он остается

один. Все остальные цветы уже отцвели.

(выслушиваем несколько рассказов)

Воспитатель :

Ребята, вы молодцы. Ваши рассказы нам понравились.

А Вам понравилась выставка. Вы теперь знаете, что несмотря на все изменения в

природе, осень-это замечательное время года.И художники и поэты посвящали

этому времени года свои произведения и работы.

Итог : Давайте подведём итог нашей встречи:

Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что

составляли)

Репродукция, какого художника нам помогала это делать? (Левитана)

Чей рассказ вам понравился больше всего?

Мы прощаемся с этим замечательны временем года и говорим ОСЕНИ!

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации ИОЧ

«Планирование непосредственно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «План-конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей старшей группы «Рассказывание по картине

Время обучения: с 10.10.16-14.10.16

Выполнила: Евдокимова

Елена Владимировна

воспитатель

СП «Детский сад №30»

ГБОУ СОШ №29

г.о. Сызрань Самарской области

г. Самара 2016г.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе «Рассказывание по картине

И.И. Левитана «Золотая осень»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

Задачи:

Речевое развитие:

  1. Побуждать детей к активной речевой деятельности. Учить отвечать на поставленный вопрос полным предложением. Учить анализировать свои ответы, свою работу и работу своих товарищей.
  2. Воспитывать культуру речевого общения, умение вести диалог с

воспитателем и со сверстниками.

  1. Учить детей подбирать прилагательные в описании осени.
  2. Активизировать в речи детей слова: багрец и золото, холодные и теплые тона, радостное, взволнованное, восхищённое, спокойное.
  3. Обогатить словарь детей словами: пейзажная живопись, увядающая трава, березовая роща, кроны деревьев, пашня, излучина реки.

Познавательное развитие:

  1. Знакомство детей с художником И.И. Левитана, с его творчеством.
  2. Обобщать и систематизировать знания детей о характерных признаках осени.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Формировать положительный эмоциональный настрой на

образовательную деятельность.

  1. Побуждать детей включаться в совместную деятельность со взрослым и сверстниками. Способствовать установлению эмоционального доверительного контакта детей с педагогом и друг с другом.

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Познакомить детей с музыкой П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».
  2. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.
  3. Совершенствовать умение детей в создании коллажа, располагая детали по всему листу, подбирать детали по цвету и форме.

Методы и приемы:

  1. Наглядные – рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень».
  2. Словесные – чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», беседа по картине, вопросы, объяснения, указания.
  3. Практические – дидактическая игра «Какая осень?», аппликация из осенних листьев «Осенний коллаж».

Материалы: осенние листочки, клей, кисточки, тряпочки

Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», мольберт, магнитофон, корзина, мультимедийное оборудование, презентация, лист ватмана с подготовленным фоном.

Аудиозапись: П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», Пол Маориат «Токкато».

Предварительная работа: разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Коммуникативная деятельность

Беседа по картине И.И. Левитана «Осень золотая»

Цель: побуждать детей включаться в совместную с взрослым беседу

Игровая

Дидактическая игра: «Какая осень?»

Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительному «Осень какая?».

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Рассматривание картины И.И. Левитана «Осень золотая»

Цель: Знакомство с художником И.И. Левитаном, его творчеством.

2. Рассматривание картинок об осени.

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о характерных признаках осени.

Восприятие художественной литературы

Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

Цель: сформировать положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность.

Музыкальная

Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»

Цель: создать эмоциональный настрой на рассматривание картины

Изобразительная

Аппликация «Осенний коллаж»

Цель: закреплять умение детей делать коллективную аппликацию из природного материала.

Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Ребятки, послушайте, пожалуйста, стихотворение

А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Кто догадался, о каком времени года идет речь? Как вы догадались? А что значат слова багрец и золото?

Прослушивание стихотворения, ответы на вопросы по тексту.

Умение анализировать стихотворение, выделять главное.

Активизировать речь детей словами: багрец и золото.

Правильно. Но не только поэты любили описывать это прекрасное время года, но и художники и музыканты. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

Радостно или грустно звучала эта музыка?

Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. А какое настроение у вас появляется после прослушивания музыки? Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей)

Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Березки)

Расскажите о них. Какие они?

А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано? (Речка.)

Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо? (Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.)

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золотом листву, жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

Что вам хочется сделать, глядя на эту картину?

Дети слушают музыку, рассматривают картину.

Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию музыки.

Дети рассматривают картину, отвечают на вопросы полным предложением.

Рассматривают более детально картину, что на переднем плане, что на заднем плане. Анализируют замысел художника, художественные приемы. Отвечают на вопросы по картине.

Умение видеть красоту картины и воспринимать музыкальное произведение.

Умение анализировать музыкальное произведение используя слова: радостно, грустно, восхищённое, спокойное.

Умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Активизация словаря детей словами: теплые, холодные тона, передний план, задний план, осень золотая, березовая роща.

Обогащение словаря детей словами: увядающая трава, пышные кроны деревьев, излучина речки, зеленая пашня.

Умение отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым предложением, рассказывая об увиденном.

Мне тоже хочется пройтись по осенним красотам, золотисто-багряным березовым рощам. Вдохнуть свежий воздух, почувствовать дуновение легкого ветерка, послушать шум реки. Давайте с вами ребятки сейчас встанем, пройдемся по лесу под звуки музыки и соберем осенние листья (Звучит музыка Пол Маориата «Токкато»).

Дети, вот мы с вами собрали осенние листочки, а теперь давайте их сложим в корзину, они нам еще пригодятся.

А сейчас поиграем в игру: «Какая осень». Вставайте в полукругом, я буду показывать вам осенние картины (показ презентации с осенними картинами), а вы будите мне говорить, какая осень на них изображена. Например: солнечная, радостная, веселая. Еще какая?

Дети собирают осенние листья под звуки музыки.

Дети рассматривают слайды и называют описательные прилагательные

Эстетическое восприятие окружающей действитель-ности, умение действовать сообща

Активизация словаря: дождливая, унылая, золотая, солнечная, радостная, веселая и т. д.)

Молодцы, ребятки! Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспомина-ния, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас мы с вами вместе как художники, попро-буем изобразить золотую осень с помощью осенних листьев и создадим осенний коллаж.

Коллективное изготовление осеннего коллажа

Умение детей создавать совместные работы. Умение детей делать коллаж, располагая детали по всему листу, подбирать детали по цвету и форме.

Итог:

Прекрасный осенний ковер у нас получился! Предлагаю вам показать нашу работу мамам и папам.

А сейчас давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии. Какую картину рассматривали? Кто автор? Какую музыку слушали? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии? Кто хорошо, по вашему мнению, сегодня занимался? Почему вы так думаете?

Формировать умение отвечать на вопросы распространён-ным предложением,

анализировать проделанную работу свою и своих товарищей.


Галина Халина
Конспект НОД «Рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» для старшей группы

Конспект НОД «Рассказывание по картине И . Левитана «Золотая осень » (для старшей группы )

Подготовила : Халина Галина Владимировна, воспитатель МБОУ «Буныревская СОШ №14» с. Бунырево Алексинского района Тульской области

Цель – познакомить детей с картиной И . Левитана «Золотая осень » Задачи :

Развивающие :

Развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Образовательная :

Познакомить детей с картиной , закрепить характерные признаки осени . Воспитательная :

Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи. Методы :

Словесные : беседа.

Наглядные : презентация Практические : игра «Когда это бывает?» , «В гостях у художника» , «Чей это цвет?»

Оборудование : мультимедийное оборудование, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Сентябрь. Охота» из цикла «Времена года» , карточки с изображением признаков разных времён года, цветные карточки , репродукция картины И . Левитана «Золотая осень » Ход занятия.

1. Игровая ситуация «Когда это бывает?»

На столе перевёрнуты вниз изображением несколько карточек с признаками разных времён года, но больше всего осенних . Несколько детей по очереди подходят к столу, берут карточку и называют время года, объясняя, почему они так думают. - Какое время года встречается чаще? (осень )

2. Игровая ситуация «В гостях у художника» .

Показ детям слайдов, на которых изображены портрет, пейзаж, натюрморт.

Посмотрите внимательно на экран и назовите жанры художественного творчества. (Дети смотрят и определяют название жанра) .

3. Игровая ситуация «Чей это цвет?»

Я вам сейчас покажу несколько цветных карточек , а вы определите, какому времени года соответствует тот или иной цвет. (Карточки зелёного , белого, жёлтого цветов) .

Какой цвет соответствует лету? Почему?

А осени ?

4. Рассказ воспитателя о Левитане .

Многие художники с огромной теплотой и любовью писали нашу скромную, но красивую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан . (слайд с портретом художника) .Современники называли его поэтом русской природы. За 25 лет он написал около 1000 картин , рисунков, эскизов. Художник мастерски передаёт насторения, которые рождают в нас картины родной природы .

5. – Рассмотрите репродукцию картины И . Левитана «Золотая осень » .

Какое общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?

Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?

Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

Может кто – то хочет рассказать одно из стихотворений об осени , которые мы учили?

Перекликаются ли строки стихотворения с полотном художника? - Сейчас я прочитаю стихотворения, а вы послушайте и попробуйте определить, какое из стихотворений можно отнести к данному пейзажу. (В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке » , А. Плещеев «Скучная картина » , И Бунин «Лес, точно терем расписной…» ) - Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина ?

Почему она названа золотая осень ?

Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья ?

Назовите те деревья, которые зимой остаются зелёными. Покажите их на картине .

Прямо ли течёт речка или меняет своё направление?

Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

Что видно на высоком берегу?

Почему крестьянские домики такие маленькие? - Какое впечатление производит на вас картина ? - Что вы видите на переднем плане? Вдали? - Какие цвета преобладают в пейзаже? - Что вам особенно нравится в полотне И. Левитана ?

6. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» .

Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора П. И. Чайковского, который в 1876 г. Написал музыкальный альбом «Времена года» .

(Звучит пьеса «Сентябрь. Охота» )

Что вы представляете себе, когда слушаете музыку?

Схожи ли ваши впечатления от картины и от пьесы ?

Что вам особенно запомнилось?

Во что мы сегодня играли?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Рассказывание по картине «Зимние забавы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно го учреждение «Детский сад №49» г. Сыктывкара КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО занятия.

Конспект НОД для детей старшей группы тему «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, какое сейчас время года? (Осень). Воспитатель: Какие изменения происходят в природе с приходом осени?.

Конспект НОД «Рассказывание по картине «Катаемся на санках» во II младшей группе Конспект ООД во II младшей группе Тема: Рассказывание по картине «Катаемся на санках» Интеграция ОО: социально-коммуникативное, физическое,.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Осень золотая» Интеграция областей: Познание, коммуникация, художественное творчество. Задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о времени года, о.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Организовать деятельность детей.

Конспект открытого занятия для педагогов с детьми средней группы. Рассказывание по картине «Зимняя прогулка» Цель: учить детей связно передавать содержание картины, руководствуясь образцом воспитателя. Задачи: Образовательные: Подвести детей к.

Программное содержание:

  1. Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
  2. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
  3. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную. природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
  4. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
  5. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; будить воображение, творческие способности.

Предварительная работа.

  1. Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
  2. Экскурсия в школьный сад и по городу.
  3. рисование осенних листьев и кустов; лепка овощей, фруктов.
  4. Составление осенних букетов, игра с листьями.
  5. Рассматривание иллюстраций.
  6. Разучивание и чтение стихотворений, прослушивание отрывков музыкальных произведений; пение песен об осени.

Материалы.

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования, вода.

Дети сидят перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас на улице время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, осень. Ответьте, какая бывает осень?

Дети: теплая, холодная, дождливая, яркая, золотая, солнечная и т.д.

Воспитатель: а помните, мы с вами были на прогулке в школьном саду? Что вам особенно запомнилось? На что мы обратили внимание?

Дети: На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод.

Воспитатель: да, мы видели красивые деревья, разноцветные листочки, заметили, как листочки тихо падали на землю, красиво кружились на лету, бежали под ветерком по земле. Мы даже играли сточками.

скажите, ребята, когда мы прислушивались к звукам природы, что мы слышали?

Дети: мы слышали шорох листвы, шелест под ногами, пение птиц.

Воспитатель: Мы даже знаем, как пахнет осень. Чем же осень пахнет,

Дети: Прелой листвой, осенними цветами, душистыми травами, скошенной травой, дождём, грибами и т.д.

Воспитатель: Правильно! А еще осень пахнет горьковатым дымом костров. Ребята, вспомните, когда мы гуляли, было солнышко или нет?

Дети: (ответ детей).

Воспитатель: Солнышко, будто «зажгло» листву деревьев. Листья на деревьях стали еще ярче, наряднее, стали радостные, праздничные! Небо в этот момент какое было?

Дети: голубое, ясное, чистое, с легкими белыми облаками.

Воспитатель: да, очень красиво сейчас и в лесу, и в парках, и на улицах города. Мы с вами подолгу любовались красивой, нарядной природой осенью. Нам было так светло и радостно, правда? А вот поэты тоже очень любят это замечательное время года. Они писали и пишут много стихов об осени. Давайте послушаем стихотворение З. Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Но не только поэты, но и композиторы восхищались красотой осени, осенней природой, осенними пейзажами. Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осенняя песенка» и покажите в своих движениях картинку про осень. Пожалуйста, выходите.

Звучит музыка, и дети свободно двигаются по залу.

Воспитатель: Молодцы! Когда звучала эта прекрасная музыка П.И. Чайковского, и вы танцевали под неё, я вспомнила об одной замечательной картине, с которой хочу вас познакомить. вот она. (Открывается картина.)

Эта картина называется «Золотая осень», а написал ее великий русский художник Исаак Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался чудесной картиной природы. посмотрите на нее внимательно и даже можно немножко о ней поговорить шепотом. (Дети 1-2 минуты рассматривают картину.)

Воспитатель: Все рассмотрели? Что же мы видели на этой картине? Что на ней изображено?

Дети: Осень, деревья, речка и т.д.

Воспитатель: какая осень?

Дети: «Золотая осень»

Воспитатель: Как вы догадались? Какие цвета взял художник, чтобы изобразить «Золотую осень»?

Дети: желтый, красный, бордовый, оранжевый….

Воспитатель: Что еще мы видим на картине?

Дети: мы видим речку!

Воспитатель: Какая вода в речке?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник?

Дети: Синюю, фиолетовую. Это холодные тона.

Воспитатель: ребята, а каким художник изобразил небо?

Дети: Голубым, светлым, чистым, бездонным

Воспитатель: А солнышко на картине есть?

Дети: Нет, но оно присутствует, потому что картина очень светлая, яркая и от деревьев падает тень.

Воспитатель: Понравилась вам картина? И мне она очень понравилась. Послушайте мой рассказ о картине.

Искусствоведческий рассказ воспитателя: воспитатель рассказывает медленно, выдерживает паузы между эпизодами картины.

«Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные берёзки, словно расшалившиеся подружки, сбежались гурьбой. Стоят,….на себя любуются,….на красивую синюю-синюю речку… Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе всё, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится не просторе легко и весело».

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы оказаться на этом холме, среди этих берёзок?

Представьте себя там.

Ответы детей.

Воспитатель: Лера, представь, что ты подошла к этой речке, что ты ощущаешь? Какая вода? А ты, Ярослав, стоишь около весёлых берёзок, что ты чувствуешь? А ты, Диана, подбежала вот сюда к этим деревьям, что ты там услышала или почувствовала, расскажи?

Воспитатель: ребята, давайте ещё раз посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень», почувствуем всю её красоту и прелесть (дети ещё раз рассматривают картину 20-30 секунд)

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам представиться возможность нарисовать свою «Золотую осень» кто как хочет любым способом. В рисунке постарайтесь передать своё настроение к «золотой осени». (Дети выполняют.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки о «золотой осени». Какие разные они получились. Очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники. Молодцы!

Организованная образовательная деятельность (ООД)

Развитие речи (Р.Р)

Дата____________________________________

Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе.

Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Цели: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины

Задачи: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё. Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.

Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.

Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи (Р.Р)

Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе.

Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Цели: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины

Задачи: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё. Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.

Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения. Поощрять высказывания детей.

Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.

Ход ООД

Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!

Воспитатель: Ах, как дивно сказал об осени поэт! А художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года»)

Дети слушают музыку и рассматривают картину.

Воспитатель: Радостно или грустно звучала эта музыка?

Дети: Грустно.

Воспитатель: Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. Как художник может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. А с помощью красок он может передать время года (зиму, лето, осень, весну, своё настроение (радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину).

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

Дети: Березки.

Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?

Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва ещё есть - золотая, желтая, оранжевая.

Воспитатель: А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Дети: Речка.

Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?

Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.

Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую грусть.

Организованная образовательная деятельность (ООД)

Художественно эстетическое развитие Аппликация

Дата____________________________________

Тема: «Осенний ковер»

Цель: Формировать умения сосредотачивать внимание на предметах и явлениях природы окружающих детей, учить детей замечать красоту природных явлений, учить составлять узор, подбирая необходимые по цвету и форме листья для осуществления замысла.

Задачи: Продолжать закреплять знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев. Развивать сенсорные ощущения, речь, внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающим явлениям.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулках за осенними явлениями в природе: листопад, деревья нашего участка, изготовление гербария, заучивание стихотворений.

Оборудование: фон для аппликации (квадрат из цветной бумаги, клей, кисти, шаблоны листьев.

Методы и приемы: Наблюдение, музыкальное сопровождение, художественное слово, беседа.

Ход занятия.

Игра: «Осень!»

На вопрос ответ даём.

Назовите осенние месяцы - Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью (что делает?) - Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью (что делают?) - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью (что делают?) - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью (что делают?) - Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью (что делают?) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

Солнце осенью (что делает?) – Солнце осенью светит, но слабо греет .

Погода осенью (что делает?) - Погода осенью часто меняется. Молодцы, много знаете об осени.

Прислушайтесь – это звуки осени. Она приглашает нас в гости.

слушаем музыкальное произведение (звучит отрывок музыкального произведения на осеннюю тему: «Времена года» Чайковского)

Ребята, как вы думаете, о чем это музыкальное произведение? Что вы услышали? (правильно, ветерок дует, листья шелестят)

А сейчас у нас какое время года? (осень)

А какая осень? (золотая)

Показываю листья и составляю из них композицию на доске

Ребята, что вы видите? (листья,)

А какие листья вы видите? (перечисляют)

А листья каких деревьев вы знаете? (молодцы какие)

А что нужно для того что бы нам составить композицию? (цветная бумага, кисти, клей)

Правильно, (показываю еще несколько вариантов композиции) , обратите внимание на расположение листиков (по центру, по краям, в углах).

Смотрите какие красивые узоры, -ребята, а на что похожа эта работа? (на осенний ковер) а давайте мы с вами из листиков соберем красивые ковры? (давайте).

Обязательно соберем себе коврики, только после того как немножко отдохнем, а то мы с вами сидели, беседовали и устали.

Игра «Осенние листочки».

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на коврик опустил.

Вот мы с вами отдохнули, теперь можно и к работе приступить, усаживайтесь за столы, только пока что ничего не трогайте, а послушайте меня.

Мы сегодня с вами говори об осени, слушали музыку, играли в игру, рассматривали разные композиции, теперь вам нужно каждому составить свою композицию, свой узор.

У вас у всех на столах лежит фон для нашего с вами осеннего ковра и на тарелочках лежат листики, сейчас вам нужно составить свою композицию, разложить на бумаге листья так, как вам нравится и только после этого начинаем приклеивать по одному листочку, будьте аккуратны, не торопитесь. Напомнить правила работы с ножницами, клеем.

У вас есть ко мне вопросы?(если нет значит, приступайте к работе)

По ходу работы, хожу, смотрю, даю словесные указания.

Анализ детских работ:

Какие вы у меня умнички, все с работой справились, посмотрите какие красивые осенние ковры у нас получились, красота!

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы детей)

Вам понравилось?

И мне очень понравилось наше с вами занятие, вы у меня все такие умненькие! Теперь помогите мне оформить выставку наших красивых ковров!