"литературный калейдоскоп". Конспект открытой НОД по речевому развитию (развитие речи) Тема:"Литературный калейдоскоп" в старшей группе Литературный калейдоскоп в старшей группе детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников

«Тяжинский детский сад №1 «Березка»

И.П. Сабанина

воспитатель

Литературный калейдоскоп

организованная образовательная деятельность по речевому развитию

с детьми средней группы

Тяжинский 2017

Цель: 1. Закрепление знания сказок и отдельных фрагментов.

2. Обеспечение комфортных условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

3. Создание положительного эмоционального фона.

Задачи:

1. Обучающие: обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

2. Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление, тактильное ощущение.

3. Воспитательные: воспитывать умение слушать своего товарища.

Ход образовательной деятельности

Дети встают в круг

Воспитатель: Ребята вы любите сказки? Каких сказочных героев вы знаете? Сегодня я предлагаю отправится в путешествие по сказкам. У меня есть волшебный клубочек. Пусть он сегодня укажет нам путь к сказкам. Куда он покатится, туда и мы пойдём. Ну что готовы путешествовать? Тогда оправляемся.

Дети идут за клубочком и проходят за столы.

Воспитатель: Ребята, вы не чего не слышите? Кто-то плачет. Ой, посмотрите это заинька. Давайте спросим, почему он плачет.

Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала.

Воспитатель : Дети кто догадался, в какую сказку мы попали? (Заячья избушка). Посмотрите на столе лежат картинки к этой сказке, разложите героев сказки по порядку, кто первый пришёл на помощь к зайчику? Кто второй? Кого не хватает? (Петушка)

В каких сказках встречается петушок? (Кот, петух и лиса. Петушок и бобовое зёрнышко и тд.)

Воспитатель: Наш клубочек покатился дальше. Куда же он нас приведёт? Чей домик на пути? Я вам загадаю загадку, а вы угадаете чей.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Воспитатель: Верно. (Показывает картинку) Всё ли здесь правильно? (дверь в домик закрыта, что бы её открыть нужно вспомнить песенку каторую пела коза) А давайте вспомним какую песенку пела мама коза когда хотела войти в дом.

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла –

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю.

Воспитатель: Проход открылся, и мы можем двигаться дальше за клубочком.

За клубочком подходят к столу, на нём стоит цветок в горшке (фиалка) где за фиалкой находится картинка к сказке «Дюймовочка».

Воспитатель: Как называется цветок? Интересно кого мы здесь можем встретить (Предположение детей) А теперь отгадайте загадку и узнаете, кто здесь живёт:

Так мала она была,

Что под листиком жила.

Голова с горошину,

А сама хорошенькая.

Высотой с булавочку

Девочка-малявочка. (Дюймовочка)

Воспитатель: А вот и портрет Дюймовочки, да не один, а целых два. (Выкладывает перед детьми изображение Дюймовочки ) Найдите 5 отличий в этих рисунках.

Воспитатель: Нам снова пора в путь.

Впереди дремучий лес,

Полон сказок и чудес.

Посиди и отдохни,

Сказка будет впереди.

(Дети садятся на стульчики )

Воспитатель: Угадайте какая сказка здесь живёт?

Сидит девочка в корзинке

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая

Несёт её домой.

(Маша и медведь)

Воспитатель: Зачем Машенька отправилась в лес? (за грибами)

Воспитатель: Что с ней приключилось? (заблудилась)

Воспитатель: А что кричат в лесу, когда заблудятся? (АУ) Давайте пропоём эту песенку несколько раз. А теперь давайте пропоем наоборот. (УА)

Воспитатель: На что похожа эта песенка? (На плач.)

Воспитатель: Может это Мишка плачет, потому что остался без Машеньки?

В волшебном сундучке есть шапочка медведя. Сейчас я кого-нибудь превращу в медведя и мы с ним поиграем, чтобы он больше не плакал. (Проводит считалку)

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами

- Мишка-мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

Игра у медведя во бору!

Воспитатель: В каких ещё сказках можно встретить медведя. (Три медведя, Теремок, Колобок и тд.)

Воспитатель: В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого своё сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

мышка – норушка;

лягушка - ……(квакушка)

зайчик - ……..(побегайчик)

лисичка - …….(сестричка)

волк - ……….(зубами щёлк)

волчок - …….(серый бочок)

А теперь на оборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

косолапый - ………..(медведь)

косой - ………..(заяц)

кумушка - ……(лиса)

топтыгин - ………(медведь)

трещотка, белобока - ……(сорока)

патрикеевна - ………..(лиса)

быстрые ноги, короткий хвост - …….(заяц)

Каждый зверь хорош по-своему. В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Потешка Тень, тень – потетень )

Тень, тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Пойди догоняй-ка!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Воспитатель: Что такое? Положила в сундучок шапочки, а они превратились в карточки. (Рассматривают карточки из театра тактильных ощущений)

Воспитатель: Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, волк, заяц, ёж.

Воспитатель: Интересно, а что ещё скрыто в волшебном сундучке? (достаёт новую книгу сказок) Мы обязательно её почитаем, но позже. Потому что наш клубочек опять спешит. Посмотрите клубочек стал совсем маленький, значит наше путешествие пора заканчивать, но прежде чем закончить давайте вспомним, с какими сказками мы сегодня повстречались, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие. А сейчас мы за клубочком вернёмся в группу и посмотрим новую книгу.

Гилева Р.Ш.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:

Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа:

Чтение сказок.

Материалы:

Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза.

Ход занятия:

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.

В. Шаинский

Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель. Загадывает загадку о колобке.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Кто это?

Дети. Колобок

Воспитатель. Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.

Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю .

Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель. Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т.д.)

Воспитатель. Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.

Давайте поиграем с ним, порадуем его.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Воспитатель : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Петушок с котом дружили,

Дружно жили, не тужили.

А хитрющая лиса,

Всё испортить вдруг решила.

Притаившись под окном,

Петушка в ловушку заманила.

Воспитатель . В какую сказку привел нас колобок?

Дети. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель . Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.

Дети. Гусли.

Воспитатель : Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. ( хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель. Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Внеклассное мероприятие по литературе, 6-7 класс

Игра "Литературный калейдоскоп" для учащихся 6-7 классов
Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работ ы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание материала: данный сценарий предназначен учителям-словесникам при проведении внеклассного мероприятия по литературе. В игровой форме ребята вспоминают и повторяют наши добрые старые сказки и мультфильмы, учатся логически мыслить и делать выводы.
Цель.
-Прививать детям интерес к чтению.
-Развивать познавательную активность.
-Учить работать в микроколлективе.

В игре принимает участие четыре команды.

Первый тур. Так все начиналось...
Перед вами начальные строки интереснейших сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

Вопросы 1-й команде
1. В одном сказочном городе были коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
2. В маленькой, шведской деревушке Вестмёнхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никако¬го. (С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). 3. У одних родителей был мальчик, звали его дя¬дя Федор. (Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»).

Вопросы 2-й команде
1. Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег. Конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно захотелось спать. (Э.Распе «Приключе¬ния Барона Мюнхгаузена»)
2. Навигацию у нас в мореходном училище пре¬подавал Христофор Бонифатьевич Врунгель. (А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)
3. Жил-был доктор. Он был добрый. (К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Вопросы 3-й команде
1. Давным-давно, в городке на берегу Средизем¬ного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозва¬нию Сизый нос. (А. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
2. Чиполлино был сыном Чиполлоне,. (Д. Родари «Приключения Чиполлино»).
3.Время волшебников прошло. По всей вероят¬ности, их никогда и не было на самом деле... Был та¬кой доктор, звали егo Гаспар Арнери. (Ю.Олеша «Три толстяка»).

Вопросы 4-й команде
1. В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка. (Э. Ус¬пенский «Крокодил Гена и его друзья»).
2. Если ты хочешь отыскать Вишнёвый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрест¬ке. (П.Трэверс «Meppи Поппинс»).
3. В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантенсон. (А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).

Второй тур. Кто это?

Вопросы 1-й команде
1. Превратился в прекрасного белого лебедя. (Гадкий утенок)
2. 28 лет провел на необитаемом острове. (Робинзон Крузо)
3. Она была очень хороша. Лица умней и преле¬стней нельзя себе представить, но она была ледя¬ною. (Снежная Королева)
4. Попал в сказочную страну, которой правил Ко¬роль Гопсед Седьмой и освободил из Башни Смер¬ти Храброго зеркальщика Гурда (Оля и Яло)

Вопросы 2-й команде
1. Жил в стране, где правил принц Лимон. (Чиполлино)
2. Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами-. (Гулливер)
3.Свергнул власть трех толстяков. (Суок, Канато¬ходец, Тибул, оружейник Просперо)
4. Обладал таким оглушительным голосом, что даже, когда он говорил шёпотом, его слышали пас¬сажиры реактивных самолетов, летящих на высоте 10000 метров. (Джельсомино)

Вопросы 3-й команде
1. Полетел с дикими гусями в Лапландию. (Нильс)
2. Он превратился в огромного льва, а потом в маленькую мышку. (Людоед)
3. Перевоспитал почтальона Печкина. (Дядя Фе¬дор, Матроскин, Шарик)
4. Он носил пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный ру¬пор, он испуганно отмахивался им от Тотошки. (Гудвин)

Вопросы 4-й команде
1. Жил в телефонной будке, прежде чем познако¬миться с Геной. (Чебурашка)
2. Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса. (Буратино)
3. Помчался вдогонку за Белым кроликом, прова¬лился в колодец, оказался в удивительной стране. (Алиса)
4. Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за кончик парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне. (Мюнхгаузен)

(За каждый правильный ответ в первом и втором туре – один балл)

Третий тур. Черный ящик (быстрый ответ
(На столе стоит сундучок и в нём лежат яблоки)
Ведущий.
Взгляните, здесь в ларце высоком
Сокрыт Таинственный предмет.
И храбрый витязъ зорким оком
Хранит его уж много лет.
И тот из вас, кто угадает,
Какой предмет внутри лежит,
Тот сей же час и получает
Ключи к ларцу, где клад сокрыт.

Чтобы узнать, что лежит в ларце, нужно быстро отвечать на вопросы:

1. Железные зубы, костяная нога, все люди знают - это Баба... (Яга)
2. У отца был мальчик странный, необычный, деревянный, но любил папаша сына, шалунишку... (Буратино)
3. Фруктово-огородная страна, в одной из книжек- сказок есть она, а в ней герой - мальчишка овощной, храбрый, справедливый, озорной (Чиполлино)
4. Появилась девочка в чашечке цветка, а была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке девочка спала. Вот такая дёвочка, как она мила. (Дюймовочка)
5. Скачет лошадь непростая, чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит, да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок - удивительный конек - по про¬званью... (Горбунок)
6. Скорей бы приблизился вечер, и час долго¬жданный настал, чтоб мне в золоченной карете по¬ехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь, но лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. (Золушка)

(первая команда отгадавшая получает - приз)

Игра со зрителями.
Назовите: кто прислал телеграмму
1. У друга пропали очки, попрошайничать стало трудно, помогите. (Лиса Алиса) ...
2. Купила самовар, приглашаю к чаю. (Муха)
3. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора) .
4. В гости не приду, мотор забарахлил. (Карлсон)
5. Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик Иа)
6. Подложили не свинью, а маленький шарик, вы¬вела на чистую воду, получаю приданое. (Принцесса на горошине)

Четвертый тур. Кто автор этих строк?

Вопросы 1-й команде
1. В доме восемь дробь один... (Михалков) - ‘
2. Белеет парус одинокий..» (Лермонтов)
3. Кто стучится в дверь ко мне... (Маршак).
4. А воз и ныне там... (Крылов)

Вопросы 2-й команде
1. Знаете ли вы украинскую ночь... (Гоголь)
2. А вы, друзья, как ни садитесь... (Крылов)
3. Люблю грозу в начале мая... (Тютчев)
4. У меня зазвонил телефон... (Чуковский)

Вопросы 3-й команде
1. Свет мой, зеркальце, скажи... (Пушкин)
2. Сыр выпал, с ним была плутовка такова... (Крылов)
3. Выбежал из моря кит. (Чуковский)
4. Спи, мышонок, сладко-сладко... (Маршак

Вопросы 4-й команде
1. Слушайте, зайчики, Деда Мазая... (Некрасов)
2. Ай, Моська! Знать она сильна... (Крылов)
3. Белая береза под моим окном... (Есенин)
4. У лукоморья дуб зеленый… (Пушкин)

(за каждый правильный ответ - 1 балл)

Пятый тур. Заморочки из бочки
(Капитан каждой команды вытягивает из бочки маленькие бочонки, под номером семь скрывается счастливый случай, за него команда получает пять баллов, в остальных случаях за правильный ответ – один балл)
1, Кому принадлежат эти волшебные слова:
рекс, фекс, пекс!»? (Бурати но)
2. В кого были превращены: ослы Брыкун, Пегасик, Калигула в сказочной повести «Незнайка в Солнечном городе»? (В коротышек)
3.Что бы ты попросил у Нильса? (Волшебную дудочку)
4.Кто из литературных персонажей был другом Се режи Сыроежкина? (Электроник)
5.Вспомните: кем является Страшила. (Соломенное чучело)
6.Из какого произведения эти строки: «А я один раз купался в море,-говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила»? (Н.Носов «Фантазеры»)
7. Счастливый случай.
8.Угадайте героя былин: знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя. (Садко)
9.На чем совершили необыкновенное путешествие с железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья? (На тракторе)

Шестой тур. Блиц-турнир
Вопросы 1-й команде
1.Кто автор книги «Путешествие Лемюэля Гулливера»?(Свифт)
2.Чем знаменит Демьян Бедный как книголюб? (его библиотека имела свыше 30 тысяч книг)

Вопросы 4-й команде
1.Кто автор бессмертного произведения «Овод»? «ими) (Войнич)
2. Автор «Хижина дяди Тома». (Стоу)
(За каждый правильный ответ – один балл)
Жюри подводит итоги игры, награждение участников грамотами

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:

Закрепить знание сказок, повторяя отдельные фрагменты.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление, тактильные ощущения.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Закрепить знание букв «А», «У».

Предварительная работа:

Чтение сказок. Разучивание потешки «Тень, тень-потетень…»

Материалы:

Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза, сундук с шапочками героев потешки «Тень, тень-потетень», театр тактильных ощущений.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Но для начала давайте вспомним, как могут путешествовать сказочные герои?

Дети. Пешком, куда глаза глядят, на гусях-лебедях, на метле, на ковре-самолете, на коне, на Карлсоне и т. д.

Воспитатель загадывает загадку о колобке.

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?


Дети . Петушка.

Воспитатель. А в каких сказках встречается петушок?

Дети. «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д.

Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.

Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю .

Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель . Зачем Маша пошла в лес?

Дети. За грибами.

Воспитатель . Что с ней приключилось в лесу?

Дети. Она заблудилась.

Воспитатель . А что кричат в лесу, когда заблудятся?

Дети . АУ.

Воспитатель . Песенку, каких букв, вы сейчас пропели?

Дети. «А», «У».

Воспитатель . Давайте еще раз пропоем песенку букв «А», песенку буквы «У».

Воспитатель. А на что похожа песенка «УА»?

Дети. На плач.

Воспитатель . Может это Медведь плачет, потому что без Маши остался?

В волшебном сундуке есть шапочка медведя. Сейчас я кого-нибудь превращу в медведя, и мы с ним поиграем, чтобы он больше не плакал.

Считалка

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

_ Миша-мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок то стоит три

А водить-то будешь ты.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Каждый зверь по-своему хорош. В нашем волшебном сундуке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь.

Тень, тень-потетень,

Выше города плетень,

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Пойди догоняй-ка!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь:

Воспитатель . Что такое? Положила в сундук шапочки, а они превратились в карточки (Театр тактильных ощущений).

Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь и т. д.

Воспитатель . Наш колобок зовет нас в путь. Но прежде чем мы отправимся, давайте еще раз вспомним, с какими сказками мы повстречались? А что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии?

Теперь нам осталось, следуя за колобком, вернуться обратно.


Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" в средней группе на тему
"Литературный калейдоскоп"

Воспитатель
Ермакова И.И.
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Социализация".
Цели:
- помочь детям вспомнить и закрепить названия и героев и уже известных им сказок;
- выяснить, знают ли они загадки и стихотворения;
- продолжать учить отгадывать загадки;
- развивать чувство рифмы;
- расширять кругозор и словарный запас детей;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: Книги, иллюстрации, карточки со сказками.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре.
Воспитатель.
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Представьте, что мы попали в волшебную страну сказок, которой правит добрый царь, и там случилась беда. Баба-Яга украла солнышко с неба, и все сказки стали не цветные, а серые, мрачные и печальные. Давайте поможем вернуть солнце в страну сказок, ответим на вопросы викторины. Согласны?
Дети.
- Да!
Воспитатель.
- Тогда отправимся в путь!
2. Дидактическая игра "Кто герой сказки"
Сдобный, пышный, круглощёкий
У него румяный бок
Убегает по дорожке
И зовется... (Колобок)
Кто яичко снес простое,
А разбил кто золотое?
(Курочка Ряба и мышка из сказки "Курочка Ряба")
Стоял в поле теремок.
Был не низок, не высок.
Сколько жителей всего
Заселилося в него?
(Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок)
Посадил дед круглую, белую и вкусную,
Выросла большая, вот так урожай!
Кто тянул репку по порядку посчитай?
(Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка из сказки "Три медведя")
Воспитатель.
- Молодцы дети! Отлично справились с первым заданием.
3. Д/игра "Угадай-ка"
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки
- "Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы. (Петушок из сказки "Кот, Лиса и Петух)
- "По-щучьему велению, по-моему хотению, везите сани меня сами!" (Емеля из сказки "По-щучьему велению"
- "Несу косу на плече, хочу лису посечи, слезай Лиса с печи!" (Петушок из сказки "Заячья избушка")
- "Ой козлятушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла" (Коза из сказки "Волк и семеро козлят")
- "Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!" (Маша из сказки "Маша и медведи")
- "Печка, матушка, спрячь нас!" (Сестрица из сказки "Гуси-лебеди")
Воспитатель.
Отлично, ребята! Как вы хорошо знаете сказки и их героев. Но викторина продолжается.
4. Дидактическая игра "Сказочные предметы"
Детям предлагается отгадать названия сказочных предметов из различных сказок.
1. На чем летает Баба-Яга? (На метле в ступе)
2. Чем машут волшебники, произнося заклинания? (Волшебной палочкой)
3. Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает? (Ковер-самолет)
4. Если она лежит на столе, еда появляется сама (Скатерть-самобранка)
5. Обувь, помогающая двигаться очень быстро (Сапоги-скороходы)
6. Она все может сделать невидимым (Шапка-невидимка)
Воспитатель.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
- Дети, я вам сейчас загадывала много загадок, а вы сами знаете какие-нибудь загадки?
5. Дети загадывают друг другу загадки.
- Зимой и летом одним цветом (Елка)
- Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
- Зимой белый, летом серый (Заяц)
- Висит груша, нельзя скушать (Лампочка)
- Спереди пятачок, сзади крючок,
Посредине спинка, а на ней - щетинка (Свинья)
- Мягкие лапки, в лапках царапки,
Часто умывается, а с водой не знается (Кот)
-По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица (Белка)
и т.д.
Воспитатель.
Молодцы, Дети! Сколько вы, оказывается, знаете загадок.
6. Дидактическая игра "Подскажи словечко"
Детям предлагается вставить в стихах пропущенные слова в рифму.
Стала девочка котенка спать укладывать:
-Вот тебе под спинку
Мягкую... перинку,
Сверху на перинку
Чистую... простынку
Вот тебе под ушки
Белые... подушки
("Усатый-полосатый" С.Маршак)
Мама спит, она устала...
Ну и я играть... не стала,
Я волчка не завожу
Я уселась и... сижу
("Посидим в тишине" Е. Благинина)
Маша варежку надела
-Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал
("Где мой пальчик" Н.Саконская)
Падал снег на порог
Кот лепил себе... пирог,
А пока лепил и... пек,
Ручейком пирог... утек
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко... топал!
("Мяч" С.Маршак)
Воспитатель.
-Ребята, вы оказались замечательными поэтами и сказочниками и отлично справились со всеми заданиями викторины. Благодаря вам Солнышко вернулось в страну сказок и сказки снова стали цветными. Добрая Фея из Сказочного лес в знак благодарности дарит вам прекрасную "Книгу сказок".