Сколько будут проверять егэ по русскому языку. Кто и как проверяет егэ по математике

Единый государственный экзамен - важный и ответственный этап в жизни старшеклассника. Как и когда начать подготовку, чтобы сдать ЕГЭ успешно? Какие сложности возникают, и что поможет их решить? Подробно о порядке проведения ЕГЭ в Петербурге расскажет эксперт - Потявин Антон Владимирович, заместитель директора Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий.

Корр: Антон Владимирович, расскажите немного о региональном центре. В чем его задача, в чем его суть, и как вы реально помогаете проведению ЕГЭ, его оценке.

Потявин: У регионального центра много задач. Одна из них - техническое обеспечение проведения ЕГЭ. Наша задача все это организовать, посадить детей, проверить их работы и выдать сертификаты с результатами сданных ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ начинается с сентября, с началом учебного года. Происходит сбор базы данных учащихся, сбор базы данных пунктов проведения экзамена, аудиторий, в которых потом будут сидеть дети, организаторов, экспертов. Вся эта огромная база данных собирается поэтапно с сентября по апрель. Мы высылаем запросы в район, и они дают нам ту информацию, которая требуется.

Что касается самого проведения ЕГЭ. В Питере 740 школ. Всего 18 районов, и в каждом есть координаторы и администраторы ЕГЭ - те люди, которые обеспечивают проведение ЕГЭ. Мы общаемся с этими людьми. Координаторы и администраторы определяют пункты (порядка 350 школ) проведения экзамена, конкретные дни и конкретные экзамены.


Проведение экзамена

Корр: Дети пришли, написали обязательные экзамены и те, что они выбрали, что происходит дальше?

Потявин: Бланки запаковываются в аудитории при детях. После этого координаторы или администраторы привозят их к нам в Центр оценки качества образования и информационных технологий. Бланки попадают на сканер, после чего переходят в электронную форму и попадают в компьютерную систему.

После того, как сканировали информацию, она перестала быть бланком, а стала информацией. Сами бланки, конечно, в Москву не уходят, только результаты распознавания.

ЕГЭ состоит из трех частей: А, B, C (с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом). Части А и В проверяются в Москве. Проверка происходит автоматизировано, для этого не нужно людей.

В Петербурге экспертами проверяется последняя часть с развернутым ответом: по русскому языку это сочинение, по математике - решение задачи. Часть С проверяется минимум два раза, проверка происходит независимо и эксперты вообще не знают, чьи работы они проверяют. Допускается небольшое расхождение: 1-3 балла. При большем расхождении в баллах (около 6) назначают третьего эксперта. Результаты проверки отсылаются в Москву.

После проверки получаются баллы: за часть А - по одному баллу за каждое задание, в части В может быть и два и три балла за одно задание. При сложении этих баллов получается так называемый «первичный балл» - сумма баллов за правильно выполненное задание. Позже первичный балл переводится по шкале в 100-балльную систему. Максимальный первичный балл по русскому языку - 60. После полной проверки и соединения с результатами части С результат переводится в 100-балльную систему - тот самый тестовый балл, который мы потом получаем.

Корр: Какое время проходит с момента экзамена до получения результата?

Потявин: Регион имеет право потратить 6 дней на проверку части С на «больших» экзаменах, т.е. русский язык и математика, и 4 дня проверку части С по остальным экзаменам. После этого срока данные отправляются в Москву. Там тоже нужно время, чтобы проверить всю Россию, отшкалировать результат. Используются мощные серверы, когда все регионы загружают свои данные, нажимают кнопку - и поехало...

Корр: Были ли оплошности, вызванные человеческим фактором, не на ту кнопку нажали, не тот регион загрузили?

Потявин: Нет, были прецеденты другого рода. Эксперты нашли в биологии еще один правильный ответ в части В. Федеральная предметная комиссия подтвердила, что вот этот ответ тоже правильный. Перепроверили часть работ с этим вопросом. Надо учитывать, что перепроверка не вызывает однозначного уменьшения количества баллов, только увеличение.

Апелляция - обращение в конфликтную комиссию

Корр: Что нельзя сказать о части С. Перепроверка части С скорее приводит к уменьшению баллов.

Потявин: Вы имеете в виду перепроверку в конфликтной комиссии? Ну, тут нужно четко понимать, что обращение в конфликтную комиссию может как повысить, так и понизить итоговые баллы. Если человек пришел в конфликтную комиссию, его работа, конечно, рассматривается «под микроскопом», он должен быть уверен в своей правоте на 200 %. Рассматривают работу тоже люди, никто не хочет поставить меньше баллов…

Корр: В этом году было много обращений в конфликтную комиссию?

Потявин: Как и в прошлом году, 1-2% от общего количества выпускников. Это нормально. Есть апелляции по процедуре экзамена, если ребенок посчитал, что там к нему неправильно отнеслись: кто-то шумел, скакал, т.е. мешал ему выполнять работу. Разговаривал преподаватель-организатор проведения экзамена - это тоже нарушение процедуры. Такая апелляция подается прямо в пункте проведения экзамена, не выходя из него. Весь ход экзамена расписан в «Порядке проведения ЕГЭ», и любые отступления от этого документа считаются нарушением проведения процедуры. Такого рода апелляций всего было 10, из них только две удовлетворены.

Остальные апелляции - о несогласии с баллами, их всего 1999, из них отклонено 1301, принято 698. 84 апелляции рассмотрены с понижением балла, 48 без изменений и 566 с повышением. Понятно, что это все по части С.

Есть еще апелляции по технике, т.е. претензии, что компьютерная система неправильно распознала какой-то символ. Это бывает, когда ребенок некорректно отметил решение, а система неверно распознала. Тут нужно четко понимать, если мы вносим исправления, например, вместо «2» вносим «3», это не значит, что ответ правильный. Мы написали 3 и отправили в Москву на перепроверку. Но эта «3» может быть такой же неверной, как и «2».

Корр: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий - не последняя инстанция в Санкт-Петербурге?

Потявин: В части «С» - последняя. Москва просит на перепроверку только большие повышения баллов в результате перепроверки в регионах (7 баллов). Разницу в 1-2 балла оставляют на усмотрение регионов.

Во второй волне апелляция - явление мифическое. Потому что апелляция по процедуре - это однозначно пересдача. Пока ученик будет подавать апелляцию, ее обработают, пересдавать экзамен он не успевает уже по срокам.

Подача апелляции происходит 2 дня после официальной публикации результатов. Мы на своем сайте вывешиваем официальную дату публикации результатов, после этого два дня принимаем апелляции, это рабочие дни, включая субботу.

Сколько ждать результата ЕГЭ

Корр: Сколько проходит времени со дня написания детьми ЕГЭ до получения ими баллов?

Потявин: По «большим» экзаменам (русский язык и математика) дней 12, по остальным – 8-10.

Корр: Как происходит процесс получения сертификата?

Потявин: Москва лелеет идею отказаться в принципе от свидетельств о результатах ЕГЭ. То есть существует федеральная база свидетельств, которую вузы смотрят и получают информацию.

Корр: То есть на руки ребенку ничего не будет выдаваться? Пошел, сдал и дальше свободен, как ветер?

Потявин: Есть такая идея - отказаться от «бумаги». Сейчас как все происходит? В этом году данные из Москвы поступили к нам только 25-го июня. Мы печатаем свидетельства примерно два дня, на весь город. Обычно к 25 июня мы уже заканчиваем и связываемся с координатором или администратором района, чтобы раздали их по школам.

До оформления свидетельств выдаем школам протокол. Школа может дать выписку из протокола, если ребенку очень хочется. Свидетельство содержит все результаты, полученные по всем экзаменам, сданным ребенком, не бывает отдельного свидетельства по математике или по русскому…

Выпускной с закрытыми глазами

Оказывается, выпускники «гуляют» свой выпускной, еще не получив свидетельства о сдаче ЕГЭ, не зная результатов своих экзаменов. Дают эти результаты повод веселиться или нет – еще несколько дней остается тайной.

Корр: На выпускном выдают свидетельства, как раньше выдавали аттестаты?

Потявин: Не совсем. К тому времени, когда проходит городской выпускной - «Алые паруса», у детей еще нет свидетельств о результатах ЕГЭ. Не знаю, почему город считает, что «Алые паруса» нужно устраивать 21 июня? Все-таки расписание ЕГЭ утверждено на федеральном уровне, понятно, что в один день проводится несколько экзаменов, и они могут пересекаться. Раз экзамены пересекаются, то человек не может сдать, скажем, физику и историю в один день. Такой экзамен переносится на резервные дни (их всего два). В первую волну выпускник может сдать максимально 9 экзаменов, с учетом русского и математики. Если он выбрал 11 экзаменов и не успевает даже в резервные дни, то выпадает во вторую волну.

Вторая волна ЕГЭ в этом году началась 8 июля. Сдают выпускники прошлых лет, выпускники учреждений начального профессионального образования, среднего специального образования - у них во время первой волны была сессия. Также могут сдавать люди, которые не имели возможности попасть в первую волну и в состоянии предоставить «оправдательный» документ.

Правом сдавать ЕГЭ с 8 июля пользуются и выпускники заграничных учебных заведений (белорусы, украинцы, казахи и т.п.). По правилам приема в вузы иностранцы могут поступать и без ЕГЭ, а мы им предоставляем такую возможность.

В прошлом году законодательно упразднили ограничение для выпускников прошлых лет. Теперь те, кто закончили школу до 1 января 2009 года, имеют право поступать без ЕГЭ даже на дневное отделение.

Корр: Можно ли узнать результаты до получения сертификатов?

Потявин: Разрабатывается портал «Петербургское образование». Может быть, в этом году на нем можно будет узнавать результаты до получения сертификатов.

Корр: Кто будет его владельцем, Комитет по образованию или Комитет по науке и высшей школе Петербурга?

Потявин: В положении прописано, что ответственным в регионе за проведение ЕГЭ является орган управления образованием - Комитет по образованию. Комитет по науке и высшей школе не имеет к проведению ЕГЭ никакого отношения, тем не менее, он предоставляет преподавателей для подготовки и проверки выполненных работ в качестве экспертов.

Корр: Перспективы развития ЕГЭ?

Потявин: С 2001 года суть ЕГЭ не менялась, предметов всегда было 14. Петербург принял участие в эксперименте с 2004 года. Изменения в контрольно-измерительных материалах (КИМах) - это правильно. Анализируя то, что получилось в результате эксперимента, в этом году из ЕГЭ по математике убрали часть А, немного упростив часть В.

Корр: В следующем году будет та же процедура ЕГЭ, которая устоялась в 2009-2010 гг.?

Потявин: Есть сайт ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), где выкладываются демо-версии контрольно-измерительных материалов по каждому предмету. Рекомендую зайти на него и посмотреть. Может, что-то и будет отличаться от прошлого года, но кардинальных изменений вроде бы нет.

Корр: Введение ЕГЭ как-то связано с реорганизацией образовательного процесса в направлении Болонской конвенции?

Потявин: Думаю, не связано, назначение ЕГЭ в другом. Введение ЕГЭ повышает независимость оценки, ведь кому-то сложно разговаривать с преподавателем, и он лучше заполнит бланки. Поскольку большинство результатов оценивается автоматически, а не людьми, то исчезает проблема предвзятости. ЕГЭ - объективная оценка знаний старшеклассника.

ЕГЭ-2012 уже отгремел, но осталось много вопросов по его проведению. Попытаемся ответить хотя бы на часть из них. О том, как проверялся ЕГЭ по математике, рассказывает председатель предметной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике 2012 г. в Республике Мордовия, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и теоретической механики МГУ им. Н.П. Огарева Сыромясов Алексей Олегович.

Как формируется комиссия, которая занимается проверкой? По каким критериям набираются проверяющие и кто их набирает?

В комиссию должны входить школьные учителя (как правило, высшей категории), преподаватели ССУЗов и ВУЗов, причем представители среднего и высшего образования - примерно на паритетных началах. Это логично: школы выпускают учеников, а ВУЗы их принимают. Эта сторона процесса чем-то напоминает сдачу-приемку работы: в комиссию входит как сдающая сторона (среднее образование), так и принимающая (ВУЗы).

Зимой, за несколько месяцев до экзамена, министерство образования обращается к управлениям образования в Саранске, Рузаевке и районах республики с просьбой представить кандидатуры школьных учителей - членов комиссии. С такими же просьбами касательно преподавателей оно обращается в ВУЗы и ССУЗы. Министерством же принимается решение о назначении председателя комиссии.

Все эксперты весной проходят обязательное предварительное обучение по программам ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Надо сразу пояснить, что ФИПИ - это именно та организация, которая курирует составление заданий экзамена.

Большая часть проходит его дистанционно, через Интернет - по запросу министерства образования ФИПИ предоставляет необходимое количество аккаунтов для входа в обучающую систему. Оставшаяся часть комиссии прослушивает лекции очно. В любом случае, обучение проходит на тренировочных (примерных) критериях, находящихся в открытом доступе, и завершается зачетом. Эксперты, не прошедшие в той или иной форме обучение, не сдавшие зачет, к проверке работ ЕГЭ не допускаются.

Председатель знакомится с представленным списком. Он может отклонить какую-то из кандидатур или предложить чью-то еще кандидатуру. Но утверждение состава комиссии - это прерогатива министерства.

Все эти назначения происходят по согласованию с теми учебными заведениями, где работают потенциальные эксперты.

А кто назначает председателя комиссии? И как Вы стали председателем?

Я являюсь председателем второй год (поэтому с такой уверенностью говорю про то, как все было поставлено в прошлом году). Зимой 2010-2011 года министерство образования РМ обратилось к ректору нашего университета С.М. Вдовину и декану математического факультета, И.И. Чучаеву, с официальной просьбой - согласовать мою кандидатуру. Возможно, роль сыграло то, что на ЕГЭ 2010 года я был одним из сотрудников РЦОИ.

Это предложение было для меня неожиданным. Конечно, сначала были серьезные сомнения - справлюсь или нет. Судя по тому, что в 2011-2012 учебном году министерство снова просило согласовать мою кандидатуру, оно было удовлетворено качеством проделанной работы.

Большинство школьников и даже учителей не имеют полного представления о том, как проверяются задания. Откуда они должны получать такую информацию? И как собственно организована проверка?

Когда время, отведенное на выполнение заданий ЕГЭ, подходит к концу, все бланки, заполненные школьниками, отвозятся в РЦОИ (региональный центр обработки информации). На проверку комиссии из РЦОИ поступают только копии бланков №2 (т.е. бланков, на которых пишутся решения задач группы "С"). Бланки №1 (с заданиями "А" и "В") проверяются автоматически на компьютере, комиссия к ним никакого касательства не имеет.

Здесь сразу хочу обратить внимание на 2 обстоятельства:
- Комиссия проверяет именно копии. Оригиналы неприкосновенны, так что "подрисовать" что-то в бланке при проверке нельзя.
- Бланки ответов №2 (соответственно, и их копии) анонимны. С регистрационными бланками и бланками №1 они объединяются только специальной программой по штрих-коду. Соответственно, эксперты не знают, чьи работы они проверяют.

Критерии проверки заданий части "С" приходят на почту РЦОИ вечером того дня, когда проводился экзамен предмету (естественно, уже после того, как экзамен завершается). Комиссия знакомится с этими критериями на следующее утро. Их распечатывают в необходимом количестве и начинается проверка.

Вся процедура проходит в том же здании, в котором располагается РЦОИ (это удобнее). Специальная программа автоматически назначает работы, которые должен проверить тот или иной эксперт, далее эти работы распечатываются вместе с бланком протокола, куда потом заносятся результаты проверки. Т.е. эксперты ставятся перед фактом: вы проверяете такие-то и такие-то работы. Никаких фамилий или других данных участников ЕГЭ в протоколах нет - только условный код работы (по-моему, 12 или 13 цифр). Каждая работа проверяется независимо двумя экспертами, причем совещаться друг с другом эксперты не могут. Далее копии работ вместе с заполненными протоколами сдаются, протоколы сканируются и автоматически сверяются друг с другом. Если разница в баллах за одно и то же задание составляет 2 или более, работа посылается на "третьего эксперта". Т.о., каждая работа проверяется минимум дважды, а то и трижды.

В аудиториях, где работает комиссия, установлены веб-камеры, изображение выводится на экран директору РЦОИ. Члены государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), в которую в Мордовии входят зам. пред.правительства М.С. Сезганов, руководство министерства образования, ректоры вузов и т.д. также могут по желанию в любой момент ознакомиться с этими видеозаписями. Поэтому действия комиссии при проверке находятся под постоянным контролем.

Общую информацию о порядке проверки можно получить на официальном портале ЕГЭ: www.ege.edu.ru .

Итак, резюме:
- работы анонимны;
- проверяются копии, а не оригиналы;
- критерии проверки становятся известны только после окончания ЕГЭ;
- проверка происходит под контролем со стороны.

По Вашему личному мнению, насколько объективно ЕГЭ показывает знания школьников? Можно ли с уверенностью говорить, что более сильный школьник скорее всего получит более высокий балл?

Скажем так: более сильный школьник при прочих равных обстоятельствах получит более высокий балл. Но возможны всякие случайности, никак не документируемые: накануне вечером поругался в семье, надел новый неразношенный ботинок, который жмет, и т.д. Причин неудачи, даже нелепых, может быть много, и все они будут уважительны, хотя их и не подтвердишь никакой справкой. Как и на любом вузовском экзамене, впрочем.

Кроме того, есть небольшая группа принципиально неэкзаменуемых ребят. Просто по своей психологической организации - они могут здорово решать задачи с места и у доски, но сдавать экзамен не могут (или могут, но показывают результаты хуже, чем их обычные).

ЕГЭ - это стандартизация. Но невозможно стандартизировать миллион человек, обязательно будут отклонения в какую-то сторону. Потому наряду с результатами ЕГЭ при зачислении в ВУЗы учитываются всякого рода олимпиады.

Вопрос об объективности ЕГЭ также тесно связан с вопросом о содержании критериев проверки. По окончании ЕГЭ комиссия может высказать свое мнение и о работах школьников, и о самих критериях. Эти мнения председатель включает в отчет, который сдается в министерство образования и направляется в Москву. Т.о., ФИПИ поддерживает обратную связь с предметными комиссиями в регионах.

А какое мнение высказала мордовская комиссия о критериях?

В целом было предложено несколько смягчить критерии проверки. (Это мнение официальное, оно уже ушло в Москву, и Москва приняла его к сведению.)

А критерии проверки были слишком жесткие? В чем это проявлялось?

Не вдаваясь в специфику конкретных заданий: для того, чтобы получить определенный балл, ученику требовалось в своем решении дойти до какой-то контрольной точки и получить соответствующий промежуточный результат. Если этот результат из-за какой-то ошибки (даже случайной описки) не достигался, участник ЕГЭ уже не получал соответствующих баллов. Образно говоря, для получения 2 баллов надо пробежать по пересеченной местности 2 км. Но если вы пробежите 1 км 900 м, вы получите не более 1 балла - ведь финиш не достигнут!

В то же время в школе, как правило, оценивается не только сам результат, но и процесс его достижения.

Были случаи, когда при проверке задания С3 школьник допускал одну-единственную описку, но она превращала 3 первичных балла (в которые максимально оценивается задание С3 по математике) в 1 балл. Естественно, это решение и было оценено 1 баллом.

Здесь надо сказать, что вне зависимости от того, нравятся комиссии критерии или нет, комиссия работает по тем критериям, которые присланы из Москвы.

Как говорил один из персонажей братьев Стругацких, "Когда я приезжаю в другую страну, я не спрашиваю, хороши там законы или плохи. Я спрашиваю, выполняются ли они".

Так вот, комиссия в рамках своих полномочий пытается влиять на критерии и содержание заданий, но это может найти свое отражение в критериях следующего года. По окончании проверки мы высказали свое мнение (см. выше), а пока проверка не завершилась, мы обязаны придерживаться уже существующих правил.

А есть ли в процессе проверки какой-то контроль за списыванием? Если, например, будут обнаружены 2 одинаковые работы, может ли комиссия применить какие-либо санкции?

Вопрос больше теоретический.

Эксперты, как уже было сказано, не должны совещаться друг с другом и сравнивать работы, поэтому требуется, чтобы две одинаковые работы попали к одному эксперту. Я не знаю, насколько это вероятно, ибо не в курсе подробностей работы программы, которая назначает копии бланков на проверку экспертам.

При проверке работ по математике таких ситуаций не возникало.

При возникновении какой-то внештатной ситуации комиссия обратится в РЦОИ (чтобы устранить вопрос о технических неполадках) и в ГЭК.Задача предметной комиссии - проверить анонимные работы в соответствии с критериями, разработанными ФИПИ.

А как правильно надо подавать апелляции? Насколько успешно в этом году апеллировали школьники?

Насколько я знаю, по математике были удовлетворены меньше половины поданных апелляций (по-моему, около 30%). При этом проверяют работы одни эксперты, а апелляции рассматривают уже другие. Это естественно: апелляция - некий контроль качества проверки, и это качество контролируют уже другие люди - не те, кто участвовал в проверке. Из членов предметной комиссии на апелляциях присутствует только председатель: в каких-то спорных случаях к нему могут обратиться за разъяснениями.

Подавать апелляцию имеет смысл тогда, когда участник ЕГЭ более-менее уверен, что это может повысить ему баллы. Дело в том, что при апелляции перепроверяется вся работа (задания "С"). Поэтому участник ЕГЭ может не только повысить, но и понизить свои баллы (если при перепроверке обнаруживается не замеченная ранее ошибка).

Перед тем, как подать апелляцию (если уж на то пошло, и перед тем, как написать экзамен), желательно ознакомиться с примерными критериями проверки. Конечно, "боевые" критерии проверки заданий ЕГЭ даже экспертам становятся известны только после проведения экзамена. Но типаж заданий по каждому предмету, демонстрационный вариант и так называемую спецификацию (описание - какое задание ЕГЭ какие навыки проверяет) можно совершенно свободно скачать с официального сайта уже упомянутого ранее Федерального института педагогических измерений как минимум с декабря-января месяца. Там же, в демо-версии, приводятся и примерные критерии, по которым будут проверяться задачи "С". Вот их адрес.

Обычно с момента написания экзамена до объявления результатов проходит до двух недель (от 8 до 14 дней).

Сколько дней проверяются результаты ЕГЭ

  • Обработка данных в РЦОИ по обязательным предметам не должна превышать 6 календарных дней после проведения экзамена.
  • Обработка данных в РЦОИ по предметам по выбору не должна превышать 4 календарных дня после проведения экзамена.
  • Централизованная проверка в Федеральном центре тестирования не должна превышать 5 рабочих дней .
  • Утверждение результатов ЕГЭ в Государственной экзаменационной комиссии проводится в течение 1 рабочего дня .
  • В течение 1-3 дней результаты становятся известны ППЭ, а значит, и участникам ЕГЭ.

Кто проверяет ЕГЭ

После проведения Единого государственного экзамена бланки с работами выпускников запечатываются и отправляются в региональные центры обработки информации (РЦОИ). В этот период ваши работы сканируются специалистами и отправляются на машинную проверку заданий первой части, а предметные комиссии занимаются проверкой заданий второй части экзамена (с развернутым ответом).

Каждую работу проверяют два эксперта независимо друг от друга и выставляют баллы. Результаты вносятся в протокол проверки и передаются для дальнейшей обработки.

Если выставленный балл двух экспертов одинаковый, то этот результат является окончательным. Если баллы расходятся, то конечным результатом будет среднее арифметическое из баллов двух экспертов с округлением в большую сторону. Если расхождение существенное, то назначается проверка третьим экспертом.

После проверки в РЦОИ работы выпускников отправляются на централизованную проверку в Федеральный центр тестирования (ФТЦ) для сверки ответов участников экзаменов с правильными ответами и определения первичных и тестовых баллов ЕГЭ.

Затем ФТЦ передает результаты ЕГЭ в Государственные экзаменационные комиссии, которые после утверждения распространяют результаты по пунктам приема экзаменов (ППЭ).

Когда станут известны результаты ЕГЭ

Проведя подсчеты, можно предварительно определить приблизительную дату объявления результатов ЕГЭ:

  • : 4-8 июня
  • Литература: 4-8 июня
  • : 7-11 июня
  • : 28 июня - 2 июля
  • : 22-26 июня
  • Немецкий язык: 22-26 июня
  • Французский язык: 22-26 июня
  • Испанский язык: 22-26 июня
  • Математика (базовый уровень): 10-14 июня
  • Математика (профильный уровень): 12-18 июня
  • : 16-20 июня
  • : 28 июня - 2 июля

Это, пожалуй, один из самых популярных вопросов, которые задают школьники в ожидании результата. Как правило, строятся какие-то немыслимые гипотезы по поводу проверки. Сегодня постараемся дать вам достоверную информацию о том, что ждет ваше сочинение.

Начнем с того, что волнует многих ребят:

Если в списке проблем, который будет дан эксперту, не будет моей проблемы, что это значит?

Это не значит, что эту проблему не зачтут. Потому что список с проблемами, которые дают эксперту - это примерный перечень. Мы же понимаем, как часто одна и та же проблема может формулироваться по-разному. Даже если проблема не очень популярная и не основная: если она есть в тексте, если по ней есть авторская позиция, то проблема будет засчитана.


Что делает эксперт в таком случае?

Если проблемы нет в его списке, он перечитывает текст и ищет вашу проблему.

Более того, ваше сочинение проверяется двумя экспертами, в случае расхождения в 8 баллов (именно столько вы можете потерять, неправильно сформулировав проблему), то ваше сочинение проверяется еще раз, и вывод делается всегда в пользу ученика, даже если проблема хотя бы приблизительна похожа на те, что присутствуют в тексте.

В спорных случаях эксперты, как показывает многолетняя практика, оценивают сочинение в пользу ученика.

Но если вдруг получится так, что после того, как вы получите результаты по сочинению, вы обнаружите откровенное занижение баллов, то всегда можно дать перепроверить сочинение опытному учителю, репетитору, сайту. Если после объективной и профессиональной экспертизы вы понимаете, что сочинение получило меньше баллов, чем заслуживает, то вы всегда можете подать

Но обязательно нужно проверить, не пропустил ли эксперт при проверке другие ошибки, потому что при повторной проверке вы можете только усугубить ситуацию. Идти на апелляцию следует только тем, кто уверен в своей работе. Если эксперт не заметил ряд ошибок, а вы будете настаивать из-за одного необъективно снятого балла вы можете потерять еще больше.

Может ли эксперт проверить какие-либо данные через интернет? И может ли использовать справочники и словари?

Может. Вот кусок из документа, организующего работу экспертов:

«Во время работы экспертам запрещается:

самостоятельно изменять рабочие места; копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;

Иметь при себе и (или) пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть „Интернет“ для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками фамилий, названий, фактов и т. п.);

Без уважительной причины покидать аудиторию;

Переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя ПК или у эксперта, назначенного по решению председателя ПК консультантом;

Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом;

При проверке экзаменационных сочинений эксперт работает со следующими документами:

1)формулировкой задания с развернутым ответом;

2)текстом, на основе которого создается экзаменационное сочинение;

3)текстом рецензии задания 24;

4)информацией о тексте;

6)общими критериями оценивания ответа на задание с развернутым ответом;

7)протоколом проверки экспертом развернутых ответов участников ;

8)памяткой для эксперта, проверяющего ответ на задание с развернутым ответом по русскому языку;

9)работой экзаменуемого - обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников - не более 20 штук в одном рабочем комплекте.

В качестве справочного материала эксперту желательно иметь под рукой различные словари и справочники, таблицы с перечнем грамматических и речевых ошибок, а также таблицу пошагового оценивания ответа на задание второй части экзаменационной работы.

Как считают слова при проверке?

- При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, „всё-таки“ - одно слово, „всё же“ - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, „М. Ю. Лермонтов“ - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, „5 лет“ - одно слово, „пять лет“ - два слова).

Точность и выразительность речи, что же это такое?

Экзаменуемый должен употреблять слово с учетом смысла и возможностей лексической сочетаемости слов.

Точность речи зависит от умения пишущего отбирать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию. Для достижения точности выражения мысли надо уметь выбрать из ряда синонимов или близких по смыслу слов самый нужный для данной ситуации. Это удается сделать ученику, если он не только понимает то общее, что объединяет все слова синонимического ряда, но и чувствует оттенки значения, которыми различаются синонимичные или близкие по смыслу слова.

Точность словоупотребления - самый верный показатель речевой культуры. Вторым таким признаком является чистота речи , ее незасоренность словами и выражениями, чуждыми литературному языку. В хорошей речи нет места просторечию, диалектизмам, без надобности употребленным иностранным словам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.

Известно, что речь выражает не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания - весь комплекс духовного человеческого сознания. „Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка… воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя и читателя“, то такая речь, по определению Б. Н. Головина, называется выразительной.

Выразительность речи создается с помощью отбора языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество речи предполагает, что пишущий чувствует функциональный стиль, понимает особенности данной ситуации и при выборе слов и выражений учитывает условия и задачи общения. Каждый функциональный стиль располагает своими средствами выразительности. В художественной речи, например, уместны тропы, слова и выражения, имеющие дополнительную эмоционально-оценочную окраску; в переносном значении могут употребляться не только слова, но и грамматические формы и категории: настоящее время глагола в значении прошедшего, сослагательное наклонение в функции повелительного и др.

Речь небогатая и просто бедная отличается ограниченным объемом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно это короткие однотипные предложения со слабо выраженной связью. Текст как бы рассыпается на короткие рубленые фразы однообразной структуры. В качестве средства связи предложений в таком тексте чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимикой, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и тем более оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют.

Все ли ошибки считают при проверке?

Нет, не все. А также негрубые, однотипные и повторяющиеся считаются по-другому.

Не влияют на оценку грамотности:

1) нарушение правил, не включённых в школьную программу или обусловленных явлениями языковой переходности:

·употребление прописной буквы в составных географических наименованиях (площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца), в собственных именах, употребленных в переносном значении (Обломовы и обломовы); в именах и фамилиях с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот);

·написание н и ннв причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (слова: завещать, обещать, казнить, родить, крестить);

·написание сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);

·пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или в конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово никаким знаком от оборота не отделяется), например: Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему[, ] вяз.(вторая запятая не нужна);

·отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание не или частицысовсем, совершенно, почти, именно, прямои т. п.: Было светло, почти как днем (запятая не нужна).

2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и словарями. Примеры правил, которые допускают вариативность:

·слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание, ср.: Эта задача нетрудная и Эта задача не трудная, Перед нами необычное явление и Перед нами не обычное явление);

·употребление тире между подлежащим и сказуемым - сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под., ср.: Пруд как блестящая сталь и Огни– как нити золотых бус;

·употребление тире между подлежащим это и сказуемым, выраженным существительным в им. п., ср.: Это очень интересная книга и Это - очень интересная книга;

·употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца - бледные круги и А в доме стук, ходьба;

·обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню и Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента;

·обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме зарплаты они получали премиальные и Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков;

·пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось и Что Вася говорил про эту встречу - совершенно забылось;

·вариативные написания:бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт;тоннель и туннель; двускатный и двухскатный;

·ошибки в переносе слов.

3) графические ошибки - разновидность ошибок, связанных с графикой, т. е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются.

К графическим средствам помимо букв от­носятся: различные приемы сокращения слов, использование пробелов между сло­вами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений.

Графическими ошибками являются различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки - неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенныхграфических ошибок обычно относят:

·пропуск букв, например: весь романстоится на этом конф­ликте (следует: строится);

·перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);

·замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);

·добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях… (следует: даже).

4)написания, для которых менялись орфографические

бог / Бог

водноспортивный / водно-спортивный

вторая мировая война / Вторая мировая война

деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан (н)ая улыбка )

естественно-научный / естественнонаучный

заполдень / за полдень

заполночь / за полночь

зорянка / зарянка (птица)

как-то / как то (перед перечислением, напр.: Острогою бьется крупная рыба,

как (-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки. )

лироэпический / лиро-эпический

масленица / Масленица

масс-культура / масскультура

масс-медиа / массмедиа

мелочовка / мелочевка

народнопоэтический / народно-поэтический

народнохозяйственный / народно-хозяйственный

не сегодня-завтра / не сегодня завтра

невзирая на лица / не взирая на лица

непрошеный (прил.)

первобытнообщинный / первобытно-общинный

плащевка / плащовка

плейер / плеер

рождество / Рождество

интернет/Интернет

розыскник / разыскник

розыскной /разыскной

считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан (н)ые минуты )

церковнославянский / церковно-славянский

черно-бурый / чернобурый

Желаем Вам отличных результатов.

16 июня саратовские выпускники соберутся на пунктах приема экзаменов в последний раз. В субботу им предстоит сдать ЕГЭ по литературе и географии. Ну а дальше ребятам остается только ждать результатов. Итоги ЕГЭ по русскому языку озвучат уже сегодня. А вот по математике выпускники ждут свои оценки уже неделю. Вроде бы самое страшное-то позади, но ребята по-прежнему волнуются. Несмотря на то учителя несколько раз подробно озвучивали им все правила проведения ЕГЭ, вопросов остается еще масса. На некоторые из них «Комсомолка» и попыталась ответить с помощью начальника отдела комитета по государственному надзору и контролю в сфере образования Елены Нерозы.

1. Почему результатов приходится ждать по две недели?

Проверка ЕГЭ - достаточно сложный и длительный процесс. Выпускникам кажется, что они сдали бланки, и их тут же бросились проверять. А ведь у членов экзаменационных комиссий в этот момент работа только начинается. Нужно собрать все работы, отправить их по отдельно выделенному каналу специалистам в Москве . Причем там проверка начинается, только когда соберется 70 процентов от всех работ. В противном случае нельзя будет определить минимальный порог по предметам. Затем результаты пересылают обратно в регионы.

2. Хватит ли времени на подачу апелляции?

Расписание ЕГЭ было создано как раз с учетом того, чтобы ребята успели получить результаты, а, в случае необходимости написать апелляцию и пересдать экзамен. Больше всего школьники волнуются насчет математики. Между днем, когда станут известны результаты и резервным днем для пересдачи, всего сутки. Но, думаю, переживать не стоит. Скорее всего, итоги по этому экзамену будут известны не 20, а 18 июня.

Проводить выпускные в школах заранее рекомендовали с 23 июня и ни днем раньше. Тем учебным заведениям, которые собираются отмечать праздник вне школы и зависят от наличия свободных столиков в кафе, мы разрешили сделать позже, до 27 июня, но не раньше. К этому времени во всех школах успеют спокойно оформить аттестаты. Праздник состоится, не волнуйтесь!

4. Почему школьники стали хуже сдавать ЕГЭ?

Школьники любят повторять, что тесты в справочниках гораздо легче, чем на экзамене. И происходит это из года в год. Что ж, постепенно тесты действительно усложняются. Это связано с тем, что система ЕГЭ все еще совершенствуется. Но сказать, что в 2012 году задания по русскому языку или, скажем, географии, стали нерешаемыми, нельзя. Мы бы вообще не советовали школьникам при подготовке к экзамену ориентироваться только на демоверсии ЕГЭ прошлых лет. Лучше углублять свои знания по предмету, тогда и новая формулировка «старого» вопроса не поставит в тупик.

5. Получат ли аттестат школьники, получившие двойку на ЕГЭ?

Если ребенок провалил один из двух основных экзаменов и не смог его пересдать, то на выпускном вместо аттестата он получит только справку об окончании школы. А вот двойка по дополнительному предмету получить аттестат не помешает. Только с вузом могут возникнуть проблемы. Школьники ведь задавали именно те предметы, которые были необходимы им для поступления.

6. Что делать, если начался прием документов в вуз, а свидетельство о результатах ЕГЭ еще не выдали?

Здесь вообще нет поводов для беспокойства. Главное, что ваши данные уже есть в Федеральной информационной системе. Так что вы приходите в вуз и в заявлении указываете сведения о результатах ЕГЭ. Если и их у вас нет, пишите место и время сдачи экзамена. Приемная комиссия сама проведет проверку сведений.