Создание единого образовательного пространства. О проблемах сохранения единства образовательного пространства в российской федерации Единства образовательного пространства российской федерации

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

« Реализация ФГОС начального общего образования: обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений»

Формирование единого образовательного пространства рассматривается в контексте основных изменений, обозначенных в концепции модернизации школьного российского образования, федеральных государственных образовательных стандартах: обновление и жизненная направленность школьного образования, его ориентация на формирование системы универсальных действий, а также на формирование гражданской, полиэтнической, поликультурной идентичности.

В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Слайд 1.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

Что такое - образовательное пространство? Слайд 2.

В педагогической науке образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; как пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности. Под образовательным пространством понимают локализацию многообразия индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. От взаимодействия составляющих образовательного пространства зависит его эффективность.

Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: Слайд 3.

  • совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
  • внеучебная и досуговая деятельность;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Наряду с понятием «образовательное пространство» используется термин « образовательная среда », т.е. система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда содержит элементы общего пространства и служит условием развития личности ребенка.

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода и к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня являются: формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций (коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности (целеустремленность, самоорганизация и др.), формирующиеся в процессе воспитания. А для успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения - рассуждение, сопоставление, анализ и т.д.

Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество.

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм. Использование педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.) способствует формированию у учащихся компетентности в решении проблем, умению работать в команде, развитию творчества и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень – директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно-полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части.

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

Четвертый уровень – учащиеся. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития

Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно полезной), в которых участвуют школьники.

Таким образом, выделение системообразующих факторов, социально-педагогических и временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировки каждого компонента в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей педагогической системы.

Указанные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат и устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога. Функциональные компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование – отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя логику его развития и совершенствования.

Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных о достигнутых образовательных результатах, степени их соответствия нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Поэтому, оценка конечных результатов образовательного учреждения необходима, но еще недостаточна для оценки результатов системы внутришкольного управления.

Результаты образования учащихся:

  • результаты образования, в основном соответствующие требованиям действующих программ.
  • модели выпускника и уровни результатов, прогнозировавшихся на основании изучения возможностей учащихся:
  • ключевые компетентности;
  • социальная компетентность;
  • состояние физического и психического здоровья;
  • удовлетворенность потребителя образовательных услуг;
  • удовлетворенность участников образовательного процесса;
  • профессиональная компетентность

Суммарные результаты образовательного учреждения

  • сохранность контингента;
  • достижение запланированного уровня результатов образования достаточным количеством выпускников;
  • доля учащихся, продолжающих образование, соответствует прогнозам и выявленным возможностям учащихся

Социальные последствия работы

  • установление социального партнерства;
  • укрепление и развитие репутации образовательного учреждения в глазах общественности

Единое информационное пространство образовательного учреждения как способ управления качеством образования.

Единое информационное пространство школы – это совокупность следующих компонентов: информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации. организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, т.е. обеспечивающих все информационные процессы. программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

Создание единого информационного пространства должно преследовать следующие цели: осуществление диагностики и управления учебным процессом, повышение интереса школьников к различным дисциплинам, помощь учащимся влиться в мировое информационное пространство, повышение качества знаний учащихся, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, координация учебной, научно-методической деятельности образовательного учреждения, обеспечение эффективного использования программных средств, поставленных в школу в рамках – федеральной целевой программы, обеспечение автоматизации процессов контроля, коррекции учебной деятельности, тестирования и диагностики.

Неотъемлемую часть внеурочной деятельности составляет работа с родителями . В современной школе, связь школы и семьи не должна иметь только одно направление, когда инициативу указывает школа, приказывая родителям и ученикам. Родители должны стать активными участниками воспитательного процесса в школе. Современная школа и семья должна стать партнерами в воспитании детей. Классный руководитель и семья должны быть заинтересованы в обучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Если родители видят, что учителю не все равно, то они становятся более открытыми. Отношения между учителем и родителями становятся доверительными, уважительными по отношении друг к другу. Учитель помогает ребенку освоится в коллективе, данные о семье, которыми делятся родители, раскрывают ребенка как личность.

Широкой практикой должно стать сотрудничество школы с культурными и образовательными учреждениями города (театры, музеи, выставки, учреждения высшего и среднего образования) и интересными людьми. Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность учащихся.

Задача развития личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” является одной из социально значимых задач современного российского общества. В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Реализация ФГОС начального общего образования: обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений»

Инновационные функции стандартов: обеспечение права на полноценное образование обеспечение единства образовательного пространства страны обеспечение преемственности критериально -оценочная система повышение объективности оценивания

Образовательное пространство - это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Модель образовательного пространства - форма организации взаимодействия образовательных программ. Образовательная среда - продукт отношений субъектов образовательного пространства, активный субъект этих отношений.

Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность образовательных программ, применяемых технологий, внеучебная и досуговая деятельность; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.


1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

В Государственной Думе прошёл круглый стол на тему «Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации». В нём приняли участие депутаты Госдумы, представители педагогического сообщества, издатели профильной литературы,авторы учебников, родительская общественность, эксперты,представители средств массовой информации…

Открывая мероприятие, Первый зампред Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов сказал: «Обеспечение единого образовательного пространства – одно из непременных условий обеспечения единства России. Правовое обеспечение единства образовательного пространства в РФ имеет в настоящее время нормативное закрепление в нескольких статьях ФЗ «Об образовании в РФ». В статье №3 закреплен один из базовых принципов государственной образовательной политики РФ – принцип единства образовательного пространства. Основным инструментом его обеспечения в соответствии со статьей 11 являются ФГОСы и федеральные государственные требования. Весной текущего года решением нашего Комитета была создана межфракционная Рабочая группа с целью выработки рекомендаций по исполнению пункта №5 перечня поручений Президента РФ Владимира Путина, принятого по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны». Рабочей группой был сформирован перечень проблем в части отбора содержания общего образования, руководитель группы Ирина Мануйлова подробно расскажет об имеющихся результатах и наших предложениях по обеспечению единого образовательного пространства РФ».

Зампред Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова озвучила эти предложения: «Для реализации принципа обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации представляется комплекс таких инструментов, куда входят:

1. Система формирования содержания образования, включающая федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы и образовательные программы образовательных организаций

2. Средства обучения и воспитания, включая учебники и учебные пособия

3. Система комплексной оценки качества образования, включая промежуточную и государственную итоговую аттестацию учащихся, и разработку КИМов.

Безусловно, все три составляющие обеспечения единства образовательного пространства взаимосвязаны между собой. В концепции Закона об образовании основополагающим инструментом формирования содержания образования являются ФГОСы, которые должны обеспечивать преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, возможность формирования различных образовательных программ по сложности и направленности для учета образовательных потребностей и способностей обучающихся, а так же обеспечивать государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации и результатам их освоения этих программ. Дополнением ФГОС в части создания содержательной базы формирования школьной образовательной программы являются примерные основные образовательные программы».

Также депутат констатировала, что Закон об образовании в его сегодняшней редакции допускает избыточную свободу в формировании обязательной для всех школ части их образовательной программы, что создает потенциальную угрозу целостности образовательного пространства страны. По мнению Ирины Мануйловой, что главная опасность сегодня в потере единства образовательного пространства страны.

Замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин рассказал о работе министерства в данном направлении: «Мы в нескольких аспектах рассматриваем единство образовательного пространства. Первый и главный аспект - правовое нормативное единство. В ФЗ №273 предусмотрены государственные процедуры, которые обеспечивают единые правила игры в российской системе образования: допуск образовательных программ через систему государственной аккредитации, оценка условий, в которых они реализуются, через систему государственного лицензирования, и допуск педагогических кадров, которые реализуют программы, через аттестацию. Следующее очень важное направление – содержательное единство. Сегодня два главных документа в той или иной степени регулируют содержание общего образования: Федеральный государственные образовательные стандарты (ФГОС) и Примерные основные образовательные программы (ПООП). Сегодня мы готовим изменения во ФГОС основной школы по четырём основным направлениям: будут конкретизированы предметные результаты; предметы «Русский язык» и «Литература» будут выделены в отдельную область; вводятся специальные требования для детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне подростковой школы. Изменяются требования к структуре рабочей программы учебных предметов: структура уменьшается практически в 3,5 раза, а значит, изменится административная нагрузка на учителей.

Следующий очень важный документ - это Примерные основные образовательные программы (ПООП). Впервые за всю историю отечественного образования мы «всем миром» составляем и обсуждаем на специальном ресурсе примерную программу среднего общего образования. Также у нас зарождается новый формат документа, который косвенно будет определять содержание образования в нашей стране, - это Предметные концепции.

Впервые стандарт предъявил единые подходы к организации воспитательной деятельности. Единство обеспечивается и за счёт единства финансовых условий. Здесь важно говорить про одинаковую наполняемость норматива в субъектах РФ, проблемы есть, внеурочная деятельность сегодня финансируется в разных субъектах по-разному.

«Наше законодательство отвечает на много важных вопросов, но не отвечает на самый главный – чему учить наших детей, - заявил Первый зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. - Когда принимали Федеральный Закон №309 в 2007 году, мы предупреждали, что он таит в себе угрозу разрушения единого образовательного пространства, потому что из стандарта убрали содержание образования. Я не говорю, что это обязательно. Но вы можете переехать из одного региона страны в другой и попасть в другое образовательное пространство, поскольку в стандартах содержания нет, программы имеют характер примерных, школа может учить чему-нибудь и как-нибудь, лишь бы подготовить к ЕГЭ, который должен быть приговорен к высшей мере совершенствования. В действующем Законе об образовании содержится явное противоречие между теми функциями стандарта, которые прописаны, и его содержанием. Что касается законопроекта Ирины Яровой о единых учебниках – это важная проблема, но начинаем решать не с того конца. Не с учебников надо решать проблему, а с возвращения в стандарты содержания».

Зампред Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи Республики Карелия Эмилия Слабунова отметила, что сейчас учебник как средство образования вообще переживает свой кризис. А директор Гимназии №56 Санкт-Петербурга, Народный учитель РФ Майя Пильдес считает: «Не единые учебники решают поставленную задачу. Её решает учитель, подготовленный к работе, обученный и заинтересованный в постоянном повышении своего профессионального уровня. Поэтому наиважнейшие вопросы – это вопросы педагогического образования. Всё, что мы надстраиваем над учителем: и новые предметные концепции, и структуры рабочих программ, и специальные требования - он не в состоянии вникнуть во все эти серьёзные документы, которые на него свалились. Мы сейчас бюрократически придавили учителя и требуем с него то, что обязаны сами ему дать».

Автор учебника по российской истории Евгений Спицын увидел главную проблему ФГОС в том, кому будет доверено их составление и изменение: «Никто не против того, чтобы ФГОСы были, но мы что, опять в той же команде, которая 25 лет гробила наше образование? Мы сейчас упали в наших показателях до уровня стран Азии и Африки… Теперь по поводу учебников. Вот лежит мой четырехтомник «Полный курс истории России», я его издал на свои деньги. Говорят, что конкурс прошёл по учебнику истории - самый лучший. Опять мы сказки рассказывают! Меня до конкурса не допустили!».

Доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Ольга Четверикова сказала: «Сегодня очень широкие круги и в педагогической и в научной общественности осознали, что наше образование находится в катастрофическом состоянии. И эта проблема уже не социальной политики, а национальной безопасности, потому что общий уровень образования наших детей и тот мировоззренческий хаос, в котором они пребывают, таковы, что наши дети стали сегодня объектом манипулирования зарубежных центров, которые разработали целую серию программ, направленных на перестройку их сознания. Одна из этих программ -«Учителя для всех», которая уже реализуется в Подмосковье. Кроме неё существуют программы «Золотой песок», «Учитель для Америки», которые созданы при участии американских структур и разведки. Всё это создаёт ситуацию, при которой наша система образования фактически превращается в каналы по перекачке мозгов за рубеж…».

«Обеспечение единства образовательного пространства включает две совершенно разные вещи, - сказал профессор РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Рукшин. - Первое – это равенство доступа к образованию, независимо от материального, социального положения семьи и регионов проживания. Его надо достигать путем создания академической сети. Скажем, в Петербурге есть президентский лицей для одаренных, а почему-то в Тюмени нет? Второе – это обеспечение действительно единства и вариативности индивидуальных траекторий, и единство шансов при переходе с одной траектории на другую. Как математик, я хорошо знаю, что по учебнику Виленкина человек проходит обыкновенные дроби в 6-м классе, по учебнику Никольского (серия «МГУ в школе») - в 5-м. Переходя из одной школы в другую, он может два года подряд проходить одну часть материала и не пройти другую. Поэтому кроме равенства содержания, должна быть унификация сроков по базовым дисциплинам». Вариативность же, по мнению Сергея Рукшина, должна быть перенесена в широкие сопроводительные функции учебно-методического комплекса для детей с особыми возможностями и потребностями.

Президент Института мобильных образовательных систем Александр Кондаков заметил: «Почему-то говоря о стандарте и его совершенствовании, мы не говорим о результатах его введения. В прошлом году завершился первый этап введения стандарта начальной школы. И проведенные исследования показали, что на 13% выросло количество детей, которые достигли повышенного уровня по математике и русскому языку на 10%. Для России этот показатель очень значимый. Также, по словам Александра Кондакова, содержание образования - уникальная конструкция, где можно разрабатывать единые концепции по отдельным предметам, но если между ними нет связки и они не представляют собой единого целого, это не улучшает ситуацию.

Председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Людмила Мясникова рассказала о видении проблемы глазами школьников: «Я задала 11-классникам вопрос, что такое в их представлении единое образовательное пространство? Мы обработали ответы выпускников московской школы № 1347 и вот что получили: они хотят видеть это пространство таким, где смогут общаться между собой, с преподавателями образовательных учреждений, колледжей, вузов, обсуждать интересующие их вопросы, получать профессиональные консультации и ответы. Это пространство, на котором собрано огромное количество материала: видеоуроки, теоретические, практические материалы, которые в свою очередь могут помочь всем заинтересованным в подготовке к экзаменам, олимпиадам и банальному расширению кругозора. Это пространство, которым сможет воспользоваться ученик любого класса, любой школы и любого города. Вот их мнение».

Не все участники «круглого стола» имели единый взгляд на проблему формирования единого образовательного пространства: озвучивались противоположные точки зрения, начинались оживлённые дискуссии. Подытожила мероприятие Ирина Мануйлова: «Сегодня нет единства мнений, потому что за этим столом собрались очень разные и опытные эксперты, каждый из которых представляет позицию целого сообщества. Что касается идей, я с огромным удовольствием услышала отзыв на предложение комитета: дать право школе работать по примерной образовательной программе, не пытаясь что-то туда ещё вкладывать, потому что уверена, что 99% российских школ именно так и сделают. Считаю, что наш с вами круглый стол прошёл не зря».