Литературе нужны талантливые. Воспитание словом

Как стать хорошим ЧИТАТЕЛЕМ

Книжная выставка-совет подросткам

«Литературе так же нужны талантливые читатели,

как и талантливые писатели».

Самуил Яковлевич Маршак

Книга — одно из величайших чудес света, удивительное изобретение человечест-ва.

Оказывается, чтению тоже надо учиться, тог-да оно — и радость, и польза.

  1. Соверши путешествие в историю книги .

Нельзя стать хорошим читателем без знания истории книги . Изучай ее .

Это страна древняя и одновременно моло-дая. Юные читатели смогут узнать об истори-ческой роли книги от древности до наших дней, о ее значении в формировании духовной культу-ры человека, получить представление о великих книгах древности и знаменитых книжниках, по-бывать в разных странах и эпохах, играющих важную роль в судьбе книги. И обязательно «познакомиться» с библиотеками прошлого и современными храмами мудрости.

Литература:

1. Е. Л. Немировский. Путешествие к истокам русского книгопечатания: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.: ил.

2. А. Г. Глухов. …Звучат лишь письмена: Судьбы древних библиотек. - М.: Книга, 1981.- 208 с., ил.

3. Голубева О. Д. В мире книжных сокровищ. - Л.: Лениздат, 1988. -272 с.

4. Е. Осетров. Сказ о Друкаре Иване и его книгах: Для младшего школьного возраста. - М.: Малыш, 1983. - 95 с.: ил.

5. И. Павлов. Про твою книгу. - Л.: Детская литература, 1991. - 113 с.: ил. -(Знай и умей)

6. Электронная презентация «Твой нескучный книжный сад». /Библиотека МОУ СОШ № 3, г. Шумерля, 2010.

2. Учись культуре чтения . Культура чтения это

  • умение самостоятельно работать с кни-гой;
  • знание приемов рационального чтения;
  • бережное отношение к книге;
  • умение сосредоточиться на том, что чи-таешь;
  • способность быстро находить нужные книги в библиотеке и т.д.
  • Способность одновременно: понимаеть, представляеть, переживаеть прочитанное.

Овладевай всем этим.

Книга учит, лечит душу, воспитывает вкус, формирует взгляды... Читательский талант это не просто природный дар, а ре- зультат упорного труда.

  • Как же научиться наслаждаться мастерством писателя, глубиной его мысли, а не просто «гло-тать» книги, выполнять скучное задание?
  • Чем правдивая книга отличается от фаль-шивой, талантливая — от серой?
  • С чего начинать работу над рефератом?
  • Каковы приемы быстрого чтения?
  • Как правильно оформить цитату, соста-вить список литературы, план, конспект?

На эти и многие другие вопросы подрост-ки смогут найти ответы в предложенных из-даниях, воспользовавшись важными сове-тами специалистов.

Талант читателя — один из тех редких талан-тов, который каждый может сам в себе развить. И тогда человек научится применять знания, по-лученные из книг, в жизни. Словом, обретет та-лант читателя.

Литература:

1. И. Я. Линкова. Ты и твоя книга: Книга для чтения.- М., Просвещение,1981. - 142 с.

2. Я дружу с книгой //Детская энциклопедия, 2009, № 3, 72 с.

3. Информация и ты. // Детская энциклопедия, 2007, № 3, 56 с.

4.Библиотечный репетитор/Библиотека МОУ СОШ № 3.

5. Секреты успешной работы с печатными изданиями: Библиотечный урок для старшеклассников. Электронная презентация. Библиотека МОУ СОШ № 3.

6. «Методика конспектирования. Библиотечный урок Электронная презентация. Библиотека МОУ СОШ № 3.

7. Путешествие по детскому Интернету Библиотечный урок Электронная презентация. Библиотека МОУ СОШ № 3.

3. Подружись с энциклопедиями , справочниками , словарями .

Ориентироваться в потоке инфор-мации помогает справочная литера-тура . Это энциклопедии , словари , справочники .

Обращайся к ним .

Предложенные уникальные издания станут верными спутниками в увлекательном путеше-ствии по планете знаний. Лаконичный текст, ил-люстрации помогут легко усвоить серьезные и полезные сведения о человеке и Вселенной, об исчезнувших цивилизациях и необычных явлениях природы, о животных и растениях и многом другом. И, конечно же, пригодятся школьнику на протяжении нескольких лет обучения.

Интерес представляют издания из серий «Все обо всем», «Штрихи вре-мени», «Энциклопедия для детей», «Кто есть кто в мире», «100 знаменитых», «100 великих», «Все обо всем», «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей»,

Энциклопедии »Что такое, кто такой», «Большая Российская энциклопедия», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (С D),»Большая советская энциклопедия(С D) и другие.

Полезная информация и достоверные научные факты по-могут подростку расширить свой кругозор.

  1. Сайт РГДБ в Интернете под названием «BiblioГид» (www.bibliogid.ru и www.biblioguide.ru).
  2. Библиотека Максима Мошкова,
  3. Интернет-библиотека Алексея Комарова,
  4. Сайт Международной Ассоциация Чтения (www.reading.org
  5. Электронные библиотеки "ImWerden" и "Bestseller" - вот неполный перечень электронных библиотек, к которым имеется свободный доступ.

4. Читай книги , проверенные време-нем .

Выбирая книги для чтения , особое предпочтение отдавай тем , которые пользовались популярностью у мно-гих поколений читателей .

Здесь предложены лучшие книги для детей, ко-торые выдержали проверку временем: их читали мамы и папы, бабушки и дедушки... Эти издания поистине составляют «золотой круг» чтения: А. Пушкин «Стихотворения», Ж. Берн «Пятнадцати-летний капитан», А. Грин «Алые паруса», М. Рид «Всадник без головы», Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», чудо», В. Шекспир «Двенадцатая ночь», Л. Толстой «Юность», Г. Троепольский «Бе-лый Бим Черное Ухо» и многие другие.

Литература:

  1. Сто любимых книг: Золотой список для детского чтения // Детская энциклопедия, 2008, № 9, 88 с.
  2. Антология мировой детской литературы. /Многотомное изд.- М., Аванта, 2003.
  3. Книги по рекомендательным спискам проекта «Успешное чтение»
    1. «Заветный список» М.Н.Пряхина [email protected]

Искусство быть читателем — искусство бесконечное, этим мастерством овладевают всю жизнь. Полезные советы книг, предложенных на выставке, помогут вам статьХОРОШИМ ЧИТАТЕЛЕМ .

Сколько книг прочтено — не имеет значения, но имеет значение очень давно ежедневное, ежевечернее чтение, еженощное — с лампой зажженной — в окно. И пока круг от лампы на круглом столе выключается только на позднем рассвете, все в порядке на круглой и светлой Земле, населенной читателями планете.

Борис Слуцкий

Выставку подготовила библиотекарь Лоскутова А. В.

О талантливом читателе

Поговорим о читателе. О нем говорят редко и мало. А между тем читатель - лицо незаменимое. Без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина - всего лишь немая и мертвая груда бумаги.

Отдельные читатели могут иной раз ошибочно судить о книгах, но за Читателем в большом, собирательном значении этого слова - и притом на протяжении более или менее продолжительного периода времени - всегда остается последнее слово в оценке литературного произведения.

Правда, оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи, может заслонить башню, стоящую вдали. Но рано или поздно мы осознаем этот обман зрения и начинаем представлять себе литературные величины в более правильных масштабах.

Время идет, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. И если прозаик или поэт сохраняют свое значение и вес в течение веков, то это объясняется не тем, что они были однажды зачислены в ряды гениев и классиков или увековечены воздвигнутыми в их честь монументами, а тем, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.

А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у нас на полке, постепенно и незаметно теряет свое обаяние. Она как бы уничтожается, сливаясь с другими, ей подобными.

Решает судьбу книги живой человек, читатель.

Об этом не надо забывать, когда мы говорим о языке, о словаре поэта.

Вспомните, как приблизил Лермонтов к сердцу русского читателя стихи Гейне, переведя немецкие слова такими русскими:

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она .

Тютчевский перевод того же стихотворения Гейне, очень близкий к подлиннику, не вызвал у нас, однако, столь же глубокого отклика и потому не вошел в русскую поэзию наравне с оригинальными стихами .

Слова и сочетания слов связаны в нашем сознании со многим множеством самых сложных ассоциаций и способны поднять со дна нашей души целый мир воспоминаний, чувств, образов, представлений.

И дело тут не только в тонком и основательном знании языка, какое бывает у языковедов.

В поисках наиболее выразительного, единственного, незаменимого слова поэт или прозаик обращается не к одной лишь памяти, как врач, припоминающий латинские названия лекарств.

Слова расположены в нашем сознании не так, как в словарях, не порознь, не по алфавиту и не по грамматическим категориям. Они тесно связаны с многообразными нашими чувствами и ощущениями. Нам не придет на память гневное, острое, меткое словцо, пока мы по-настоящему не разгневаемся. Мы не найдем горячих, нежных, ласковых слов, пока не проникнемся подлинной нежностью. Вот почему Маяковский говорит о добыче драгоценного слова "из артезианских людских глубин" .

Это отнюдь не значит, что поэту нужны для выражения чувств какие-то необычные, изысканные, вычурные слова.

Найти самое простое и в то же время самое меткое слово подчас гораздо труднее.

Вспомните описание зимнего вечера в чеховском рассказе "Припадок".

"Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах - все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег..."

Вот какими обычными, всем и каждому известными словами дает нам ощущение первого снега Чехов. Где же тут словесные "артезианские глубины", о которых говорилось выше?

В лирической сосредоточенности, в скупом и строгом отборе тончайших подробностей, в том ритме, который переносит нас в обстановку зимнего вечернего города.

В сущности, самые простые слова обладают наибольшей силой, если читатель воспринимает их с той свежей непосредственностью, какая свойственна поэтам и детям.

Чехов полушутя противопоставлял всем вычурным описаниям моря простейшее его определение:

А в народном эпосе "Калевала" заяц, который приносит весть о гибели Айно, говорит ее родным, что девушка

В мокрое упала море.

"Большое море", "мокрое море" - так мог бы выразиться любой ребенок, воспринимающий мир впервые - крупно, сильно и просто.

Взрослый человек может найти более сложные эпитеты для характеристики моря. Но счастлив тот, кому удается сочетать зрелый опыт с таким свежим и непосредственным виденьем мира.

В народном эпосе, в древнегреческой поэзии, в латинской прозе, в надписях на древних памятниках простые глаголы полны движения и силы:

Пришел, увидел, победил.

А какая сила и вес в строчке лермонтовского стихотворения "Два великана" - в глаголе "упал", поставленном в конце стиха, словно над крутым обрывом:

Ахнул дерзкий - и упал!

Поэт как бы возвращает словам первоначальную свежесть, энергию, полнозвучность - достоинства, которыми они не обладали, покоясь в бездействии на страницах словарей.

В глаголе "хохотать" звучат раскаты громкого смеха - "хо-хо-тать".

Мы давно привыкли к этому смеющемуся слову и, произнося скороговоркой, комкаем его, скрадываем безударные гласные.

А как явственно и сильно зазвучал каждый его слог в пушкинских стихах:

Все ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою -
И вдруг, ударив в лоб рукою,
Захохотал...

Кажется, впервые этому слову предоставлен простор, необходимый для полного его звучания. Стихотворный размер заставляет нас ясно и четко произносить все гласные. Неизбежная после предыдущего стиха пауза создает ту тишину, после которой громом прокатывается заключенный в слове хохот - "захохотал".

Наша торопливая, подчас небрежная разговорная речь, которою мы пользуемся в быту для утилитарных целей, часто обесцвечивает и "обеззвучивает" слова, превращая их в служебные термины, в какой-то условный код.

Писатель пользуется теми же общепринятыми словами (хотя словарь его должен быть гораздо шире и богаче разговорного лексикона), но, мастер своего дела, он умеет так поставить слово в ряду других, чтобы оно играло всеми своими красками, звучало неожиданно, веско и ново.

А это удается ему только в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно, если он не только понимает их значение, но и воображает все то, что вложено в них "языкотворцем" - народом.

Не боясь нарушить правила стилистики, Чехов в своем описании первого снега не один раз повторяет слово "снег", которое и само по себе - без эпитетов - может много сказать читателю. Поэт верит в силу этого простого слова, как верит в него неискушенный в словесном искусстве взрослый человек или ребенок, для которого слова так же ощутимы и весомы, как и самые предметы. Но, конечно, не в одном только слове "снег" сила и обаяние чеховских строчек. В них есть и запах молодого снега, и мягкий хруст его под ногами, и заглушенный снегом стук экипажей, и белизна снега, и прозрачность зимнего воздуха, от которого фонари горят ярче обычного.

Вместе с Чеховым читатель не только видит этот первый "молодой" снег, но и слышит его поскрипыванье, и вдыхает свежий зимний воздух, пахнущий снегом, и, кажется, даже ощущает у себя на ладони холодок тающей снежинки.

Все пять наших чувств отзываются на те простые и в то же время магические слова, которыми так бережно пользуется в этом отрывке Чехов.

Его зимний вечерний пейзаж будит у читателей столько тонких, милых сердцу ощущений, что они и сами начинают припоминать нечто свое - такое, чего не назвал Чехов.

Читатель перестает быть только читателем. Он становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт.

И, напротив, он остается равнодушен, если автор проделал за него всю работу и так разжевал свой замысел, тему, образы, что не оставил ему места для работы воображения. Читатель тоже должен и хочет работать. Он тоже художник - иначе мы не могли бы разговаривать с ним на языке образов и красок.

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Но не всякая книга заставляет читателя, даже самого талантливого, работать - думать, чувствовать, догадываться, воображать.

В жизни нас почему-то пленяют, кажутся нам особенно поэтичными отдаленные звуки - далекий крик петуха, дальний лай собак, по которому мы узнаем, что где-то впереди деревня, дальний людской говор на дороге или обрывок песни, доносящийся к нам издалека. Нам интересно увидеть неизвестных людей в лесу у костра, пламя которого выхватывает из полутьмы их отдельные черты. Проходя по улице, мы иной раз не можем устоять против соблазна заглянуть в освещенное окошко, за которым идет какая-то своя, нам неизвестная жизнь.

Нам интересно все, что будит наше поэтическое воображение, умеющее по немногим подробностям воссоздавать целую картину.

Мы бесконечное число раз перечитываем "Тамань", написанную так немногословно, просто и строго, как пишут в прозе только поэты. Но что-то в этом рассказе всегда остается для нас загадочным, недовиденным, недослышанным.

Я имею в виду не какие-то лукавые недомолвки или сугубо тонкие намеки, которыми часто пользуются претенциозные писатели, желающие придать некиим полумраком таинственную многозначительность тому, что при ярком свете показалось бы примитивным и даже плоским.

Нет, речь идет о той сложности и глубине образа, мысли, чувства, при которых добраться до дна не так-то легко.

Что, казалось бы, мудреного в портрете Катюши Масловой, написанном рукою Льва Толстого? Но мы без конца перечитываем страницы, посвященные ей, чтобы понять, разглядеть, что именно в этом образе молоденькой девушки с такими счастливыми, чуть раскосыми, "черными, как мокрая смородина", глазами, а потом женщины-арестантки с бледным подпухшим лицом так поразило и взволновало нас на всю жизнь. Мы только догадываемся и поэтому стараемся прочесть между строк толстовского романа, что происходит в ее душе после трудного и болезненного перелома, как и когда проснулась в ней ее первая, так жестоко растоптанная любовь, примет ли она искупительную жертву Нехлюдова или найдет для себя какой-то другой путь, более трудный и высокий. Все эти вопросы не перестают волновать нас до последних страниц книги. Да и после того, как мы дочитаем ее до конца, для нашего воображения и мысли остается еще много работы.

И оттого, что автор заставляет нас на протяжении всего романа так много чувствовать, думать и воображать, мы не пропускаем в тексте ни одного слова, мы жадно ловим каждое движение действующих лиц, стараясь предугадать повороты их судеб.

По сложным, внутренне логичным, но в то же время не поддающимся расчетливому предвидению законам развиваются судьбы героев в повестях Чехова "Дуэль", "Рассказ неизвестного человека", "Три года".

А попробуйте заранее угадать, как и куда поведет вас М. Горький в "Отшельнике" или в "Рассказе о безответной любви".

Да и в нашем современном искусстве можно найти немало повестей, поэм, кинокартин, которые дают возможность читателю и зрителю быть полноправными участниками той реальности, которую создает художник.

Сложен и противоречив путь Григория Мелехова. Трудно предопределить - несмотря на всю их закономерность - повороты судеб героев "Хождения по мукам". На протяжении всей стихотворной повести, от первой строки до последней, ищет "страну Муравию" Никита Моргунок, и вместе с ним бродит по "тысяче путей и дорог" читатель, деля с героем поэмы раздумья и тревоги.

Однако и до сих пор еще в нашей беллетристике и поэзии не перевелись "маршрутные" автомобили, которые везут читателя не только к заранее намеченной цели, но и по заранее определенной трассе, не сулящей ничего нового, неожиданного и непредвиденного.

Читателю и его фантазии на такой наезженной дороге делать нечего.

И сам автор в процессе подобного писания вряд ли может найти или открыть что-либо ценное и значительное для себя, для жизни, для искусства. В сущности говоря, такие легкие дороги проходят мимо жизни и мимо искусства.

Читатель получает лишь тот капитал, который вложен в труд автором. Если во время работы не было затрачено ни настоящих мыслей, ни подлинных чувств, ни запаса живых и точных наблюдений, - не будет работать и воображение читателя. Он останется равнодушен, а если и расшевелится на один день, то завтра же забудет свое кратковременное увлечение.

Когда поднимается занавес в театре или раскрывается книга, зритель или читатель искренне расположен верить автору и актеру. Ведь для того-то он и пришел в театр или раскрыл книгу, чтобы верить. И не его вина, если он теряет доверие к спектаклю или книге, а иной раз, по вине спектакля и книги, к театру и литературе.

Зритель готов предаться скептицизму, может потерять доверие к приклеенным бородам и нарисованным лесам, если в считанные минуты спектакля он не занят внутренне, не следит за развитием сюжета, за разрешением жизненной проблемы, если он не взволнован и не заинтересован. Следя за взаимоотношениями действующих лиц, зритель забывает, что они сочиненные, вымышленные. Он плачет над трагической судьбой полюбившихся ему героев, он радуется победе добра и справедливости. Но фальшь, банальность или невыразительность того, что происходит на сцене, сразу же заставляют его насторожиться, превращают актеров в жалких комедиантов, обнажают всю дешевую бутафорию сценической обстановки.

Источник задания: Решение 5750. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

3) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

4) В силу обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию.

5) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.

1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.

1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели. Простое.

2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания. Простое.

3) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. Простое.

4) В силу обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию. Сложное.

5) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем. Простое.

2. Определим постановку запятых в сложных предложениях. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

4) В силу обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции (,) и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию. Сложное, нет общего второстепенного члена, запятая нужна. ОДНА запятая.

3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).

1) Литературе нужны как талантливые писатели (,) так и талантливые читатели. – Однородные подлежащие соединены сложным союзом «как … , так и…» (как писатели, так и читатели). ОДНА запятая.

2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания. Однородные обстоятельства соединены союзом «или» (на уроке-зачете или экзамене). Запятая не нужна.

3) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. Однородные определения, относящиеся к слову «рощи» соединены союзом «и» (осиновых и березовых»), однородные определения, относящиеся к слову «следы» соединены союзом «и» (заячьи и беличьи). Между собой пары неоднородны. Запятая не нужна.

Талантливый читатель - это не тот, кто много читает. И даже не тот, кто предпочитает научную литературу популярной. Талантливый читатель - это человек, умеющий ценить художественную прозу и поэзию.

Формирование литературных предпочтений

В знаменитой поэме Гоголя присутствует персонаж, проявляющий необыкновенную любовь к книгам. Но автор отмечает, что читать он любит не оттого, что ценит литературные сочинения, а из любви складывать буковки в слова, а слова в предложения. Увлечение этого героя автор описал не без сарказма. В реальной жизни если и встречаются подобные личности, то весьма редко.

Талантливый читатель - это личность, которая получает удовольствие от знакомства с книгой, но содержание ее не забывает сразу же после прочтения. Литература - источник духовного, нравственного и интеллектуального обогащения. Читать нужно уметь. И тот, кто освоил это искусство, увлекаться художественными произведениями бессистемно не будет. А следовательно, талантливый читатель - это любитель прозы и поэзии, сформировавший собственные литературные предпочтения.

Словосочетание, значение которого раскрывает эта статья, можно использовать по отношению к человеку, который изучил не одно сочинение русского или зарубежного писателя. Но, в отличие от героя Гоголя, научился анализировать прочитанное.

Любовь к книгам

Персонаж, о котором речь шла выше, - Петрушка, лакей прохвоста Чичикова. По отношению к этому неприменимо словосочетание «талантливый читатель». Синоним этого понятия - вдумчивая личность. Петрушка не затрудняется пониманием содержания книг. Он с одинаковым рвением берется за чтение букваря, молитвенника и французского романа. Но кто такой талантливый читатель? Синоним этого понятия - человек, знающий толк в литературе. Тот, кто не читает без разбора, а умеет выбирать из многообразного книжного мира то, что ему действительно интересно и нужно.

Книги, обязательные для прочтения

В школьную программу не зря входят произведения русских и зарубежных классиков. Для формирования литературного вкуса следует прочитать не одну книгу. Лишь после изучения определенного количества сочинений появляется способность оценивать качество того или иного произведения.

Как научиться читать?

Литературный вкус можно сравнить с музыкальным слухом. Один читатель получает удовольствие исключительно от прочтения качественной литературы. Другого интересует лишь захватывающий сюжет. Бездарный читатель не способен оценить художественные средства, которые использует автор. Ему недоступна главная идея произведения. Его можно сравнить с человеком, которому «медведь на ухо наступил». С тем, кто не отличает гармонию от дисгармонии. Но в отличие от музыкального слуха, литературный вкус не является врожденным. Его можно приобрести.

Итак, в чем заключается смысл словосочетания «талантливый читатель»? Это кто? Человек, который прочитал романы Толстого, Достоевского, рассказы Бунина и повести Пушкина? Школьный минимум предполагает изучение книг великих классиков. Для удачной сдачи ЕГЭ ученики читают произведения, которые входят в список обязательной литературы. Зетам анализируют, пишут по ним сочинения. Однако после окончания школы далеко не все увлекаются чтением. Следовательно, не для каждого человека, изучившего школьный минимум, применимо понятие «талантливый читатель».

Предложение за предложением, страница за страницей... И в воображении читателя рождается целый мир художественных образов. В него он погружается, проживая жизнь героев и сопереживая им. Это состояние знакомо человеку, которого можно наделить таким званием, как «талантливый читатель». Значение этого понятия сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Талантливым можно назвать читателя, который обладает богатым воображением, имеет за своей спиной не один десяток прочитанных книг, умеет отличить классику от «чтива». Способность понимать и анализировать великие приходит с опытом. Рассмотрим способности вдумчивого читателя на примере всем известного романа.

Пример: «Мастер и Маргарита»

Роман завоевал любовь миллионов читателей. В чем уникальность этого произведения? Почему оно вызывает интерес у людей различного возраста и уровня образования? В подростковом возрасте читатель знакомится с творением Булгакова, и его завораживает мистичность сюжета. С приобретением жизненного опыта он способен оценить и искрометный булгаковский юмор. Но лишь поистине талантливому читателю доступна глубокая философская идея этого произведения.

Идея романа основана на библейском сюжете. Оценить мудрость слов Иешуа может лишь личность глубокая, мыслящая. Герой Булгакова говорит о трусости как о самом страшном пороке. Он намекает на недостоверность записей Матвея. Использование евангельских мотивов позволяет автору выразить свою нравственную позицию, оригинальные взгляды на историю христианства. Познать идею романа не может читатель, для которого эта книга стала одной из первых. Для анализа произведения следует прочитать немало критических статей, биографических произведений о писателе. Следовательно, читать книги - не значит понимать их содержание. Для понимания термина «талантливый читатель» следует привести еще один пример из литературы.

«Преступление и наказание»

Книгу Достоевского называют образцом криминального романа. Это произведение, действительно, имеет все признаки детективного жанра. Но слово «наказание» здесь имеет отнюдь не юридический оттенок. Скорее христианский. Раскольников нарушает одну из заповедей. Он действует согласно античеловеческой теории. И это едва не приводит его к нравственной гибели. Спасает его вера.

Понять глубину романа Достоевского в подростковом возрасте сложно. Талантливым читателем можно назвать, пожалуй, человека, который после окончания школы снова возвращается к произведениям классической литературы, среди которых одним из важнейших является «Преступление и наказание», дабы взглянуть на переживания героев с высоты жизненного и читательского опыта.

Критик или читатель?

Есть ли разница между этими понятиями? Критик - это больше, нежели талантливый читатель. Употребление в речи такого понятия довольно распространенное. Критиком называют специалиста, который анализирует художественные произведения и делает это профессионально. Читатель - это тот, что получает удовольствие от знакомства с художественным миром писателя. Оценка профессиональных критиков более объективна. Их статьи публикуют в учебниках по литературе. Имена лучших из них входят в историю литературы. Но стоит помнить, что ни проза, ни поэзия не может существовать без благодарного читателя. Писатель создает свои книги не для прославленных критиков. Аудиторией его являются талантливые читатели.

В чем же состоят ошибки первого прочтения?

Впрочем, эти ошибки касаются не только первого, но часто и последующих прочтений.

Чтобы лучше с этим разобраться, давайте подумаем — в чем же состоит роль художественного произведения , неважно – книга это или картина, или скульптура.

Хороший пример приведен у С.И. Поварнина – аналогия с музыкой.

Композитор создал великое музыкальное произведение.

Но в музыке нужны два художника — композитор и музыкант. Если музыкант виртуоз – он сможет передать все тонкости произведения, если же это произведение исполнит музыкант слабый, то мы услышим лишь какое-то бренчанье.

Также и при чтении – требуется читатель-художник , способный глубоко проникнуть в суть художественного произведения. Иначе, это будет напоминать бренчанье на одной струне, иногда – на трех аккордах, но до мелизмов (музыкальных украшений) дело так и не дойдет.

« Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели » . С.Я. Маршак.

Поверхностное чтение ведет лишь к разочарованию читателя. Обычный сюжет, каких множество и в других книгах, ничего особенного. Действительно количество сюжетов ограничено и если следить только за сюжетной линией, то все произведения на одно лицо.

«Маленький принц, — мне не понравился – нет ничего нового », — так скажет иной читатель.

Как у Пушкина:
«Там скука, там обман иль бред,
В том совести, в том смысла нет….» (Евгений Онегин).

Иногда читатель подходит к книге, только как источнику информации – узнать о прежних событиях, о разных сторонах жизни. «Из этой книги узнал о жизни врачей » — такой вариант прочтения.

Столь узко рассматривать художественное произведение не стоит. Проще найти информацию в справочнике или короткой заметке в Интернете и не тратить время на прочтение толстой книги лишь затем, чтобы узнать – а что же происходило тогда-то.

Но у художественного произведения цель не только – красиво звучать или информировать. Воздействие на личность читателя – это основная задача художественного произведения.

И это воздействие несет не только эстетическое наслаждение. Оно дает эмоциональный опыт, который человек не всегда может приобрести, даже прожив всю жизнь. Опыт, выходящий за рамки личного опыта. Опыт, обогащающий личность. Опыт, помогающий лучше понимать и себя и других.

Жан Оноре Фрагонар. «Читающая девушка » (1776 г).

Но чтобы получить этот опыт нужно научиться абстрактному мышлению.

За первой стадией восприятия –«стадией восторга », следует вторая — «стадия истинного наслаждения» (по Белинскому) или от живого созерцания к абстрактному мышлению.

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - отвлечение от одних сторон явления или объекта с целью выделения других существенных, закономерных признаков.

Читатель, абстрагируясь от сюжетной линии, размышляет о причинах, лежащих в поведении тех или иных персонажей, видит проявления человеческих страстей, внутренний конфликт героев, их выбор.

И наконец, третья стадия – влияние художественного произведения на личность читателя. Человек меняется под влиянием прочитанного и своих размышлений.

Чтобы эти условные стадии осуществились, читатель должен быть способен — образно воссоздать события и уметь сопереживать героям.

И если образно воссоздать – на это читатель в большинстве случаев способен, то дальнейшее зависит от развития других способностей читателя, а именно:

— понимать метафоричность высказываний, — зависит от языкового багажа.
— понимать поведение людей, — зависит от опыта общения, от знания психологии.
— понимать идейное содержание произведения, — зависит от уровня развития личности, способности мыслить абстрактно, наличия специальных знаний.

Но и этого часто оказывается мало, — важнее и общие интеллектуальные способности, позволяющие анализировать и оценивать произведение.

Остановлюсь еще на одном моменте. Хорошая книга формирует и художественный вкус. Т.е. способность воспринимать и оценивать действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство. Отсюда и дальнейший подбор книг для чтения.

Вот такие теоретические установки необходимые для процесса понимания художественного произведения.

Какие еще ошибки первого прочтения можно назвать?

При чтении деловой литературы первое прочтение - просмотровое, чтобы составить общее представление о книге.

Для художественной литературы первое прочтение не может быть просмотровым, быстро пробежать страницы, чтобы узнать – в чем же состоит сюжет. Это не цель чтения.

Чтение художественного произведения «…требует, по крайне мере в первый раз, — пассивного чтения. Лишь вслед за этим следует чтение с проработкой ». Об этом пишет С.И. Поварнин в книге «Как читать книги».

Анализ, критика при первом прочтении – влияет на качество восприятия произведения. Мы переживаем лучше всего художественное произведение лишь тогда, когда читаем его пассивно . Только тогда можно воплотить в свое воображение, пережить то, что пережил автор.

Отсюда, правило – первое чтение «пассивное» (без анализа). Хотя если возникает оценка, обсуждение в перерывах между чтением – ничего плохого в этом нет, главное чтобы не вызывать их сознательно.

При первом прочтении, второе правило – включайте воображение на полную . Пользуйтесь и зрительным и слуховым и осязательным и обонятельным воображением. Тогда события и люди буквально оживут.

«Художественное произведение, — замечает Белинский, — редко поражает душу читателя сильным впечатлением с первого раза: чаще оно требует, чтобы в него постепенно вглядывались и вдумывались; оно открывается не вдруг, так что чем больше его перечитываешь, тем дальше углубляешься в его организацию, уловляешь новые, незамеченные прежде черты, открываешь новые — красоты и тем больше ими наслаждаешься» . (Левидов А.М. «Автор - образ - читатель».)

Ваш опыт первого прочтения

Итак, у Вас есть опыт первого прочтения произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Какие правила были «нарушены» ?

Из своего опыта я могу сказать, что если что-то делать, допуская ошибки, то процесс идет намного быстрее, чем пытаться сделать идеально – с первого раза. Предела совершенству нет – поэтому не стоит бояться допускать ошибки. Хорошо бы конечно заранее знать – где они, но это не всегда возможно.

Вы прочитали, как удался пересказ?

Вы можете сравнить свой собственный пересказ с пересказом других людей. Интернет это позволяет сделать. Для этого наберите в поисковике – пересказ Горе от ума видео .
Можете послушать вариант такой

Прослушав несколько пересказов, вы заметите, что это пересказ лишь сюжета. Но стоит задать вопрос – о чем же это произведение и многие смутятся – ну я же только что рассказал. Но все же – о чем произведение?

В общем виде – это рассказ о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня.

Но при этом рассказ вместил в себя всю жизнь дворянского общества того времени.

Это удалось за счет целой галереи портретов, которые в совокупности своей и составляют облик общества со всей присущей ей моралью, которая построена на пресмыкательстве перед сильными и унижении слабого.

Но Грибоедов попытался решить и проблему создания положительного героя – в лице Чацкого. Показал борьбу нового со старым.

Это если говорить – о чем пьеса, один из возможных вариантов. Возможно, кто-то увидит лишь рассказ о любовных устремлениях главного героя, закончившихся неудачей.

Требуется более глубокая проработка.

*****
Следующий шаг для более глубокого понимания произведения – прослушать, а еще лучше посмотреть спектакль по пьесе.

И желательно в традиционной постановке, например, Малого театра (1977 года), режиссера М. Царева.

В роли Чацкого – В. Соломин, Фамусов – М. Царев. Ссылка

Можно в исполнении других актеров, но мне больше нравится именно эта постановка.

Посмотрите, 175 минут и у Вас сложится более яркая картина того времени, более понятными станут многие реплики персонажей. В общем, подключаем визуальное и аудиальное восприятие.

У кого есть возможность посетить театр – это более желательный вариант. Хотя современные интерпретации оставляют желать лучшего, по моему мнению.

*****
Итак, что мы сделали:
1. Прочли комедию.
2. Пересказали.
3. Сравнили свой пересказ с другими.
4. Разобрались в целях художественного произведения.
5. Отметили свои «ошибки».
6. Посмотрели постановку комедии.

Можно сказать, что получили первое впечатление от знаменитой комедии «Горе от ума». Качество этого восприятия мы также уже можем оценить.

Наша следующая задача – глубокое изучение произведения.

И начнем с аналитического этапа, чем мы и займемся в следующий раз.

С уважением, Медведев Николай.