Какая трагическая судьба мелехова григория. Образ Григория Мелехова

Говоря о своем знаменитом романе, сам М. Шолохов отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, а не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу писателя. Не случайно литературные критики до сих пор спорят о судьбе главного героя. Кто же он, Григорий Мелехов? «Отщепенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, человек, не сумевший найти своего места в общей борьбе?

Действие романа Шолохова «Тихий Дон» разворачивается в самый трагический для донского казачества период революции и гражданской войны. В такие моменты истории особенно остро вскрываются все конфликты взаимоотношений, и перед обществом встает сложный философский вопрос соотношения личного и социального. В частности, отношение к революции - это не только вопрос, которым задается главный герой романа, если смотреть шире - это вопрос всей эпохи.

Неторопливо разворачивается действие первых частей романа, в которых описывается жизнь довоенного казачества. Быт, традиции, нравы, сложившиеся на протяжении многих поколений, кажутся непоколебимыми. На фоне этого спокойствия даже любовь Аксиньи к Григорию, пылкая и безрассудная, воспринимается станичниками как бунт, как протест против общепринятых норм морали.

Но уже со второй книги все сильнее звучат в романе социальные мотивы, произведение уже выходит за рамки семейно-бытового повествования. Появляется Штокман и его подпольный кружок; вспыхивает жестокая драка на мельнице, демонстрирующая спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как сами казаки. Так, планомерно и постепенно, Шолохов развенчивает миф об однородности и единстве казачества.

С началом первой мировой войны 1914 года на первый план в романе выдвигается Григорий Мелехов; именно через его судьбу Михаил Шолохов прослеживает судьбу фронтового казачества. Надо сказать, что, описывая войну, подчеркивая ее несправедливый характер, писатель выступает с антимилитаристских позиций. Об этом явно свидетельствуют сцена убийства австрийского солдата, дневник студента.

На фронте, и особенно в госпитале, Григорий Мелехов приходит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. В этих поисках Мелехов приходит в большевикам, но их правота оказывается ему чуждой, он не может до конца принять ее, и этому есть несколько причин. Прежде всего, его отталкивает бессмысленная жестокость и необъяснимая кровожадность, которую он у них встречает. Кроме того, он, боевой офицер, на каждом шагу чувствует их недоверие; да и сам он не может избавиться от изначального казачьего пренебрежительного отношения к «голытьбе».

Не задерживается Мелехов и у белых, поскольку для него не составляет труда разглядеть, что за их громкими словами о спасении Родины часто скрывается корысть и мелкий расчет.

Что же ему остается? В мире, расколовшемся на два непримиримых лагеря, признающем лишь два цвета и не различающем оттенки, третьего пути не существует, как не существует и особой «казачьей» правды, которую наивно полагает найти Мелехов.

После разгрома вешенского восстания Григорий решает уйти из армии и заняться хлебопашеством. Но этому не суждено сбыться. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов вынужден бежать из родного дома, так как после встречи и беседы с Кошевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью - жаждой мести, и ни перед чем не остановится.

Он попадает в банду Фомина, как в ловушку, ибо какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд - обыкновенная уголовная банда. И трагедия разыгрывается: словно в наказание судьба отнимает у Григория Мелехова самое дорогое - Аксинью. « Ослепительный черный диск солнца», который Григорий видит перед собой, это символ трагического финала.

Ни на прощение, ни на снисхождение односельчан ему не приходится рассчитывать, однако Григорий возвращается в родную станицу - больше ему некуда деться. Но не так уж безысходна ситуация, чтобы в ней не мелькнул слабый лучик надежды: первый, кого видит Мелехов, это его сын Миша. Жизнь не кончилась, она продолжается в сыне, и, быть может, хоть его судьба сложится удачнее.

Нет, Григорий Мелехов - не отщепенец и не жертва истории. Скорее, он относится к тому типу людей, который так хорошо и полно был описан в литературе XIX века, - типу правдоискателей, для которых процесс поиска собственной правды порой оказывается смыслом жизни. Таким образом, Шолохов продолжает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.

Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.
В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.
Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».
Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»
Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.
Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.
Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.
Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».
Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции. Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции.

Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков.

Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория.

Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.

Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат-большевик Гаранжа. Под пламенной силой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория.

Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство.

Война не принесла Григорию ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым, где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее.

Мишка Кошевой, теперь его зять (т.к. муж Дуняшки) и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных.

Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного (Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Большевики не оправдали его доверия, не приняв в расчет его службу в 1-ой конной, и они сделали из него врага своим намерением лишить его жизни. Большевики подвели его более предосудительным способом, чем белые, у которых не доставало пароходов для эвакуации всех войск из Новороссийска. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение.

Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Эта личная преданность не продиктована никакими политическими соображениями. Часто используется эпитет «верный» (у Аксиньи любовь «верная», Прохор – «верный ординарец», шашка Григория послужила ему «верно»).

Последние месяцы жизни Григория в романе отличаются полным отключением сознания от всего земного. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», - думает он (в возрасте 30 лет), что у него нет никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».

Любовь Григория к Аксинье иллюстрирует взгляд автора на преобладание естественных импульсов в человеке. Отношение Шолохова к природе явно свидетельствует, что он, как и Григорий, не считает войну наиболее разумным способом решения социально-политических проблем.

Известные из печати суждения Шолохова о Григории сильно разнятся друг от друга, так как содержание их зависит от политического климата времени. В 1929 году перед рабочими с московских заводов: «Григорий, в моем мнении, является своеобразным символом середняцкого донского казачества».

А в 1935 году: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество».

А в 1947 году утверждал, что Григорий олицетворяет типичные черты не только «известного слоя донских, кубанских и всех других казаков, но также и русского крестьянства в целом». В то же время он подчеркнул уникальность судьбы Григория, назвав ее «в значительной степени индивидуальной». Шолохов, таким образом, убил сразу двух зайцев. Его нельзя было упрекнуть в том, что он намекает на наличие у большинства казаков таких же антисоветских взглядов, что и у Григория, и он показал, что прежде всего Григорий – лицо вымышленное, а не точная копия определенного социально-политического типажа.

В постсталинский период Шолохов был так же скуп по части комментариев о Григории, как и раньше, но он высказал свое понимание трагедии Григория. Для него это трагедия правдоискателя, который введен в заблуждение событиями своего времени и позволяет правде ускользнуть от него. Правда, естественно, на стороне большевиков. Одновременно Шолохов явно высказал мнение о сугубо личных аспектах трагедии Григория и выступил против грубой политизации сцены из фильма С. Герасимова (едет в гору – сын на плече – к вершинам коммунизма). Вместо картины трагедии можно получить этакий легкодумный плакат.

Высказывание Шолохова о трагедии Григория показывает, что по крайней мере в печати он говорит о ней на языке политики. Трагическая ситуация героя – результат неудачи Григория в сближении с большевиками, носителями истинной правды. В советских источниках – это единственная интерпретация правды. Кто-то возлагает всю вину на Григория, другие подчеркивают роль ошибок местных большевиков. Центральная власть, конечно, вне упреков.

Советский критик Л. Якименко замечает, что «борьба Григория против народа, против великой правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. На развалинах старого мира встанет перед нами трагически сломленный человек, - ему не будет места в начинающейся новой жизни».

Трагической виной Григория была не его политическая ориентация, а его истинная любовь к Аксинье. Именно так трагедия представлена в «Тихом Доне» по мнению более позднего исследователя Ермолаева.

Григорию удалось сохранить гуманные качества. Воздействие на него исторических сил устрашающе огромно. Они разрушают его надежды на мирную жизнь, втягивают его в войны, которые он считает бессмысленными, заставляют его утратить и веру в Бога, и чувство жалости к человеку, но они все же бессильны разрушить главное в его душе – его прирожденную порядочность, его способность к истинной любви.

Григорий остался Григорием Мелеховым, запутавшимся человеком, жизнь которого дотла выжгла гражданская война.

Система образов

В романе действует большое количество персонажей, причём многие вообще не имеют собственного имени, но они действуют, влияют на развитие сюжета и взаимоотношения героев.

Действие сосредоточено вокруг Григория и его ближайшего окружения: Аксиньи, Пантелея Прокофьевича и остальной его семьи. Действует в романе и ряд подлинных исторических персонажей: казаки-революционеры Ф. Подтелков, белогвардейские генералы Каледин, Корнилов.

Критик Л. Якименко, выражающий советский взгляд на роман, выделял в романе 3 основные темы и, соответственно, 3 большие группы персонажей: судьба Григория Мелехова и семьи Мелеховых; донское казачество и революция; партия и революционный народ.

Образы женщин-казачек

Свою долю тягот гражданской войны стойко несли женщины, жены и матери, сестры и любимые казаков. Тяжелый, переломный момент в жизни донских казаков показан автором сквозь призму жизни членов семьи, жителей хутора Татарского.

Оплотом этой семьи является мать Григория, Петра и Дуняшки Мелеховых – Ильинична. Перед нами уже пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка, уже подросток. Одной из главных черт характера этой женщины можно назвать спокойную мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты она ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях. Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, многое говорит о характере Ильиничны. Значит, в этом доме было душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков. Нежно ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, она тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимание на мелочи, а видеть главное в жизни семьи. Ей присущи мудрость и спокойствие.

Наталья: О силе ее любви к Григорию говорит ее попытка самоубийства. Ей слишком многое пришлось испытать, ее сердце измучено постоянной борьбой. Только после смерти жены Григорий понимает, как много она для него значила, каким сильным и красивым человеком была. Полюбил он свою жену через детей.

В романе Наталье противостоит Аксинья, тоже глубоко несчастная героиня. Муж ее часто избивал. Со всем пылом своего неистраченного сердца она любит Григория, готова с ним беззаветно идти, куда бы он ее ни позвал. Аксинья умирает на руках любимого, что становиться еще одним страшным ударом для Григория, теперь «черное солнце» светит Григорию, он остался без теплого, нежного, солнечного света – любви Аксиньи.

(446 слов)

Главным героем романа М.А. Шолохова является донской казак Григорий Мелехов. Мы видим, как драматично развивается судьба Григория на одной из самых противоречивых и кровавых страниц нашей истории.

Но роман берёт своё начало задолго до этих событий. Сначала нас знакомят с бытом и нравами казаков. В это мирное время Григорий живёт спокойной жизнью, ни о чём не заботясь. Однако тогда же случается первый душевный перелом героя, когда после бурного романа с Аксиньей Гришка осознаёт важность семьи и возвращается к своей жене Наталье. Чуть позже начинается Первая мировая война, в которой Григорий принимает активное участие, получив множество наград. Но сам Мелехов разочаровывается в войне, на которой он увидел лишь грязь, кровь и смерть, вместе с этим приходит и разочарование в императорской власти, которая отправляет на смерть тысячи людей. В связи с этим главный герой попадает под влияние идей коммунизма, и уже в семнадцатом году встаёт на сторону большевиков, веря, что они смогут построить новое справедливое общество.

Однако почти сразу же, когда красный командир Подтелков устраивает кровавую расправу над пленными белогвардейцами, приходит разочарование. Для Григория это становится страшным ударом, по его мнению, нельзя бороться за лучшее будущее, при этом творя жестокость и несправедливость. Врождённое чувство справедливости отталкивает Мелехова от большевиков. Вернувшись домой, он хочет заниматься семьёй и хозяйством. Но жизнь не даёт ему этого шанса. Его родной хутор поддерживает белое движение, и Мелехов следует за ними. Гибель брата от рук красных только подогревает ненависть героя. Но когда сдавшийся отряд Подтелкова безжалостно истребляют, Григорий не может принять такого хладнокровного уничтожения ближнего.

Вскоре недовольные белогвардейцами казаки, в числе которых был и Григорий, дезертируют и пропускают красноармейцев через свои позиции. Уставший от войны и убийств герой надеется, что его оставят в покое. Однако красноармейцы начинаю творить разбой и убийства, и герой, чтобы защитить свой дом и семью, присоединяется к восстанию сепаратистов. Именно в этот период Мелехов сражается наиболее рьяно и не мучает себя сомнениями. Его поддерживает осознание того, что он защищает своих близких. Когда донские сепаратисты объединяются с белым движением, Григорий вновь испытывает разочарование.

В финале Мелехов окончательно переходит на сторону красных. Надеясь заслужить прощение и шанс вернуться домой, он сражается, не жалея себя. За время войны он потерял брата, жену, отца и мать. Всё, что у него осталось — это дети, и он хочет лишь вернуться к ним, чтобы забыть о борьбе и никогда не брать в руки оружие. К сожалению, это невозможно. Для окружающих Мелехов — предатель. Подозрительность оборачивается откровенной враждебностью, а вскоре советская власть начинает настоящую охоту за Григорием. Во время бегства гибнет всё ещё любимая им Аксинья. Проскитавшись по степи, главный герой, постаревший и поседевший, окончательно падает духом и возвращается в родной хутор. Он смирился, но желает, возможно, в последний раз увидеть сына, прежде чем принять свою печальную участь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Конечно же, такая любовь вряд ли могла быть счастливой, поскольку на пути ее стояло слишком много препятствий. Не раз влюбленные пытались быть вместе, но в итоге расходились. Сначала расставание произошло по воле Григория, а затем уже - по воле судьбы: героев надолго разлучила Первая мировая, а после - Гражданская война.

В период «немецкой войны» Григорий попадает на фронт, где храбро и отважно сражается, защищая свою Родину, и даже удостаивается Георгиевского креста за спасение жизни офицера. Поначалу молодому человеку трудно привыкнуть к жестокости войны, и он тяжело переживает совершенное им убийство австрийца. Но, по мере того как Григорий обретает опыт сражений, а особенно, тогда, когда он в очередной раз расстается с Аксиньей, мужчина начинает уже «с холодным презрением играть чужой и своей жизнью», а также «выказывать беззаветную храбрость», неоправданно рисковать собой и «сумасбродничать».

Одним из самых тяжелых испытаний для Григория становится Гражданская война. Герой долго не может выбрать сторону, на которой он хочет сражаться, за что председатель Подтелков обвиняет мужчину в том, что тот служит «и нашим и вашим… кто больше даст». Но сомнения Григория имеют под собой другое основание. Герой видит всю неправильность этой войны, поскольку и красноармейцы, и казаки, поддерживающие белогвардейцев, ведут себя одинаково жестоко: бесчинствуют, зверски расправляются с пленными и их родственниками, а также занимаются мародерством.

Война заставляет Григория долгое время находиться вдали от дома, вдали от Аксиньи. Когда же, наконец, большевики одерживают победу, и герой, устав от постоянных и бессмысленных сражений, решает бежать вместе со своей возлюбленной на Кубань, случается «самое страшное, что только могло случиться в его жизни» - Аксинья погибает.

Смерть любимой женщины полностью опустошает Григория, его жизнь становится черна, «как выжженная палами степь». Лишь со временем героя начинает одолевать тоска по детям, и он все-таки возвращается домой. Но здесь мужчину ждет еще один тяжелый удар: он узнает, что от скарлатины умерла его дочь Полюшка.

И вот, единственное, что остается теперь у Григория, единственное, что еще роднит героя с землей - это его маленький сын Мишатка. И непонятно, что же делать теперь казаку со своей искалеченной жизнью, куда идти ему и кем становиться в этой новой незнакомой стране, в этом «огромном, сияющем под холодным солнцем мире».