Разбор: статусы университетов, и на что они влияют. Что такое опорный ВУЗ? Создание опорных университетов в регионах

Которые получат поддержку как имеющие ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Какие результаты уже принесло введение опорных вузов и чего ждать от проекта, «Газете.Ru» рассказал Олег Лешуков, руководитель направления «Регионалистика высшего образования» Института образования .

— Люди больше слышали о программе поддержки вузов «5-100», чем о программе опорных вузов. Каковы результаты первого этапа этого проекта, в котором уже участвуют 11 вузов?
— Одним из формальных результатов является увеличение среднего балла ЕГЭ. Рост небольшой, в пределах нескольких баллов, но он есть. Но самое важное — это качественные изменения, которые стали происходить в этих университетах. Мы видим, что практически все из них стали работать со школами, что до недавнего времени не всегда было в центре внимания. Вузы, участвующие в этой программе, берут обязательства стать центрами привлечения талантов —

фактически удерживать в своих регионах талантливых выпускников, чтобы они не уезжали в столичные университеты.

Вузы стали рассматривать эти задачи для себя как профильные. Они стали открывать профильные инженерные классы, расширять свои сети партнерских школ. В Красноярске, где находится опорный вуз, Сибирский государственный аэрокосмический университет, в качестве приоритетного оказался проект создания Техношколы — детальная точечная работа со школьниками, планирующими дальше идти по инженерной стезе, генерировать стартапы, работать в технологических компаниях.

Второй результат — изменение стратегии развития вузов и внутреннего менеджмента. Все опорные вузы консолидируют свой потенциал на определенных точках роста — например, создании новых лабораторий, открытии новых магистерских программ.

— Сколько денег получили вузы первой волны?

— Часть вузов получили по 100 млн, часть — 150 млн. Объем софинансирования у всех разный.

— Какие новые критерии добавились для участия в конкурсе второй волны?
— Было добавлено 2-3 индикатора, таких как количество команд, которые находятся в бизнес-инкубаторах вузов, совокупный оборот малых инновационных предприятий для вузов и т.д. А основные индикаторы — это численность студентов, общий доход вуза, объем НИОКР на одного научно-педагогического работника, доля трудоустроенных выпускников в течение года после выпуска…

— В чем разница проекта опорных вузов с программой «5-100»? Вузам не мешает борьба за вхождение в эти две программы?
— Ответ простой. Конкурс опорных вузов не является конкурентом для «5-100», это разные сегменты высшего образования, и в этом его особенность. Вузы из «5-100» более ориентированы на международную глобальную конкурентоспособность, борются за места в международных рейтингах и включение в глобальные академические сети.

У опорных университетов принципиально другая задача — содействие развитию внутри региона, и потому их работа направлена внутрь той территории, где они находятся.

— Какие сложности и вопросы возникли в реализации первой части проекта?
— Этот конкурс отражает общемировой тренд на выделение когорты вузов, призванных работать на местах и содействовать средовому региональному развитию. Если говорить о первой волне, то требование слияния университетов было серьезным вызовом в первую очередь.

— Откуда оно взялось? Почему вообще надо с кем-то слиться, чтобы участвовать в конкурсе?
— Сейчас сложно воспроизвести основания, которые в него закладывались, но есть ряд зарубежных исследований, которые говорят, что многопрофильные крупные университеты могут быть более успешными, чем небольшие нишевые. Есть, правда, и прямо противоположные точки зрения, это требует дополнительной аналитики. Но этот вызов потребовал изменения корпоративной культуры, когда преподавательский состав одного вуза сливается с преподавательским корпусом другого вуза, возникает необходимость оптимизации оргструктуры и так далее.

— Как привлекают софинансирование вузы из небогатых регионов, где нет крупной промышленности?
— Вузы, находящиеся в развитых промышленных регионах, закладывают в своей программе работу с этими предприятиями. Вузы из небогатых регионов начинают брать на себя роль по выработке предложений по социально-экономическому развитию региона. Например, в Кирове Вятский госуниверситет запустил программу формирования кадрового резерва для региональной администрации.

— Создать кадровый резерв для администрации — важная регионообразующая задача?
— Вуз берет на себя задачу поддержки региона в части выработки модели социально-экономического развития региона.

Этот конкурс подталкивает их к тому, чтобы занимать такую проактивную позицию.

— Можно ли сказать, что первая волна проекта уже добавила региональным вузам привлекательности для абитуриентов?
— Программе всего один год, пока рано делать какие-то выводы. Но в пользу положительных эффектов говорит упомянутый рост балла ЕГЭ, а работа со школами должна приводить к тому, что больше выпускников школ будет знать, что есть возможность обучения в опорном вузе. Новый статус вузов делает их более заметными в общем ландшафте системы высшего образования. Это станет дополнительным стимулом для школьников и их родителей обращать на них внимание.

Минобрнауки выбрало 22 региональных вуза, которые получат статус опорных и финансирование для реализации программы развития. Первые 11 опорных университетов министерство отобрало в прошлом году

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Экспертный совет при Министерстве образования и науки выбрал 22 вуза-победителя второго этапа конкурса по созданию опорных университетов, сообщает «Коммерсантъ».

Как уточняет издание, отобранные вузы разделены на две категории по уровню финансирования. В первую группу попали восемь учебных заведений, которые получат софинансирование программы развития как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это Владимирский государственный университет имени Столетовых (ВлГУ), Мурманский арктический государственный университет (МАГУ), Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России (СибГМУ), Тульский государственный университет (ТулГУ), Череповецкий государственный университет (ЧГУ) и Ярославский государственный университет имени Демидова (ЯрГУ).

Во второй группе 14 вузов: Алтайский государственный университет (АлтГУ), Белгородский государственный технологический университет имени Шухова (БГТУ), Калмыцкий государственный университет имени Городовикова (КалмГУ), Кемеровский государственный университет (КемГУ), Магнитогорский государственный технический университет имени Носова, Марийский государственный университет (МарГУ), Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ), Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ), Псковский государственный университет (ПсковГУ), Саратовский государственный технический университет имени Гагарина (СГТУ), Сочинский государственный университет (СГУ), Сыктывкарский государственный университет имени Сорокина, Тольяттинский государственный университет (ТГУ) и Ульяновский государственный университет (УлГУ). Аудиторскую и экспертную поддержку они получат у федерального центра, а дотации — из региональных бюджетов.

Победители были отобраны по итогам рассмотрения 80 заявок. В ближайшие три месяца они должны будут представить в Минобрнауки пятилетнюю программу развития, на реализацию которой каждому вузу будут выделять дополнительную субсидию ежегодно в течение трех лет. В 2016 году ее размер достигал 200 млн руб. Издание отмечает, что пока неизвестно, как университеты будут финансироваться в этом году. Это будет определять совет программы для каждого университета индивидуально.

«Перед членами совета стояла задача отобрать лучшие проекты, способные принести существенное развитие своему региону. Мы рассмотрели индивидуально каждую заявку, детально учитывая программу развития каждого университета, а также позицию региона о его актуальности и дальнейшей поддержке», — рассказала газете глава Минобрнауки Ольга Васильева.

В 2016 году 11 университетов, которые получили статус опорных. В их число вошли Костромской государственный технологический университет (КГТУ), Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика Решетнёва (СибГАУ), Донской государственный технический университет (ДГТУ), Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Самарский государственный технический университет (СамГТУ), Вятский государственный университет (ВятГУ) и Орловский государственный университет имени Тургенева (ОГУ).

Согласно условиям программы, на статус опорного не могут претендовать вузы Москвы и Санкт-Петербурга, университеты — участники госпрограммы повышения международной конкурентоспособности «5-100», учебные заведения из категории федеральных, а также вузы, которые расположены в муниципалитетах, где уже есть опорные университеты. Еще одним условием для участия в программе, как отмечает «Коммерсантъ», является реорганизация, то есть два или более региональных вузов должны объединиться в один.

В конце февраля правительство на господдержку ведущих российских вузов в 2017 году. Вместо запланированных 14,5 млрд руб. им было решено выделить 10,3 млрд руб. Субсидии получит 21 российский вуз (выделены три группы ведущих вузов по семь университетов в каждой).

В конце января экспертный совет Минобрнауки России одобрил 11 заявок, из числа поданных вузами, на участие в программе создания в России сети опорных университетов. Согласно условиям отбора, подать документы могло любое высшее образовательное учреждение федерального подчинения, разработавшее программу развития на основе совместного с другими вузами решения о своей реорганизации путем присоединения (п. 3.2, подп. 7 раздела 4 Положения о порядке проведения конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета ; далее – Положение о конкурсе).

Разработчики программы рассчитывают, что объединение научных баз региональных вузов, их кадровых и финансовых ресурсов позволит создать ряд сильных региональных университетов, которые могли бы не только привлечь одаренных студентов, но и подготовить достаточное число специалистов, по месту деятельности основных работодателей. Причем на эти цели каждому вновь образованному университету будут предоставляться ежегодные субсидии в размере до 200 млн руб. на протяжении от одного года до трех лет. Однако вузы также должны будут софинансировать проекты развития в размере не менее 20% от объема предоставляемой государством субсидии (подп. 4 п. 5.3, п. 16.4 Положения о конкурсе). Напомним, мероприятия по укрупнению вузов были запланированы ФЦП развития образования на 2016-2020 годы (). Решение о проведении конкурса было принято министром образования и науки России Дмитрием Ливановым в середине августа прошлого года ().

В результате конкурса создание опорных университетов было рекомендовано на базе следующих вузов: Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет, Донской государственный технический университет, Костромской государственный технологический университет, Омский государственный технический университет, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Самарский государственный технический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Однако не все победители получат равное финансирование. Конкурсная комиссия решила их разделить на две группы в зависимости от предлагаемых вузами условий реализации программ развития. Так, образовательные учреждения, отнесенные к первой группе получат в 2016 году по 150 млн руб. Отнесенные ко второй группе – по 100 млн руб. Тройку лидеров, которые могут претендовать на повышенное финансирование составили Вятский государственный университет, Костромской государственный технологический университет и Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (протокол заседания конкурсной комиссии от 1 февраля 2016 года № ДЛ-5/05пр).

Причины проведения реформы

Реализуя программу, Минобрнауки России во главу угла ставит финансовые выгоды для образовательных учреждений. Предполагается, что эта реформа позволит в нынешних сложных экономических условиях не только не сократить финансирование системы высшего образования, но и увеличить его объем за счет сокращения неэффективных трат, причем отдельно подчеркивается, что профессорско-преподавательские и научные кадры не пострадают – экономить будут на административном составе. Высвобождаемые в результате объединения вузов средства пойдут на зарплаты преподавателей, а дополнительные выделяемые государством средства будут направлены на реализацию программ развития вузов.

Также, Минобрнауки России, анонсирует право победителей конкурса реализовывать образовательные программы на новом уровне. Так, опорные вузы получат возможность участвовать в сетевых советах по защитам диссертаций‚ приоритетным выделением квот на обучение в аспирантуре и магистратуре за счет федеральных, региональных и местных бюджетов. Кроме того, вновь образованные университеты получат преимущество в отборе иностранных студентов в рамках правительственной квоты на обучение.

В целом, с доводами Минобрнауки России согласны и независимые эксперты. Руководитель исследовательской группы проекта "Национальный рейтинг университетов" , среди основных мотивов создания опорных университетов выделяет несколько самых значимых. Так, региональные университеты будут наделены более высоким статусом, а значит вырастет их положение в глазах населения. Заработает фактор регионального патриотизма, а заодно активизируется межрегиональная конкуренция. Как результат – опорные университеты смогут сыграть роль своеобразного якоря и социальных лифтов для молодежи, и это поможет минимизировать миграцию одаренных молодых людей из регионов, в том числе и за рубеж, подчеркивает эксперт. Кроме того, добавляет аналитик, предоставление статуса опорного университета само по себе не означает, что вуз в будущем не получит еще более высокого статуса. Например, он может получить статус ведущего классического университета, которым обладают Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, – а это еще один стимул к постоянному развитию и конкуренции. Также, добавляет эксперт, объединение вузов позволит перейти от нынешней отраслевой структуры вузов к нормальной академической системе на основе университетов, как диверсифицированных корпораций знаний, смыслов, науки, технологий, законодателей высоких жизненных стандартов, созидателей будущего. В крупных городах появятся многопрофильные университеты, вокруг которых выстроится общественная жизнь – как это и должно быть, заключает специалист.

Университеты, получившие статус федерального, приобрели право на государственную поддержку в рамках утверждаемых правительством программ развития (п. 2 Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29 сентября 2009 г. № АФ-33/03пр). В то же время эти вузы не утратили научной самостоятельности. В частности, они разрабатывают и утверждают собственные образовательные стандарты, однако, ректоры этих образовательных учреждений, назначаются правительством ( , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Следует отметить, что Дмитрий Ливанов неоднократно отмечал, что создание опорных университетов нацеленно на экономическое и социальное развитие регионов.

МНЕНИЕ

Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы проекта "Национальный рейтинг университетов":

"Создание опорных университетов стало очередной попыткой Минобрнауки России переформатировать сферу высшего образования и науки в привязке к стратегиям развития регионов и страны в целом. Запуская программу опорных университетов, министерство попыталось приблизить модель организации высшего образования в нашей стране к образцам, принятым в развитых странах. Переход от отраслевого управления вузами к управлению университетами позволит сэкономить ресурсы, в том числе и управленческие. Сейчас, Минобрнауки России, как учредителю сотен вузов, приходится заниматься оперативным управлением миллионным контингентом молодежи и стотысячным контингентом педагогических и научных работников в ущерб стратегическому управлению всей системой. Опорные же университеты будут управляться региональными властями, и это в перспективе снизит затраты на них, и позволит сосредоточиться на университетах первого эшелона".

Каковы условия кооперации?

Одним из основных условий объединения вузов стала его добровольность, что подтверждается решениями ученых советов присоединяющихся вузов. При этом, в соответствии с условиями конкурса, поучаствовать в конкурсе смогли не все вузы. Исключение было предусмотрено для 10 федеральных университетов, вузов, участвующих в проекте "5-100" – обеспечения вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу, а также вузов, расположенных на территории Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.3, 3.5 Положения о конкурсе).

Помимо основной цели укрупнения образовательных учреждений, Минобрнауки России предусмотрело конкретные целевые показатели, которые опорные университеты должны будут достичь к концу 2020 года. К ним относятся, в частности:

  • увеличение общей численности студентов минимум до 10 тыс. обучающихся в каждом вузе;
  • рост доходов университетов до 2 млрд руб. и более;
  • реализация образовательных программ не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;
  • увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника не менее чем до 150 тыс. руб;
  • число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не должно быть менее 15, Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 20 и др. (п. 5.4 Положения о конкурсе).

Следует отметить, что показатели ряда победителей конкурса уже практически соответствуют целевым, или даже превышают их. Так, общая численность студентов Донского государственного технического университета (далее – ДГТУ), обучающихся очно и за счет бюджета в 2014 году составила более 11 тыс. человек. А бюджет ДГТУ в 2015 году уже превышал 2,5 млрд руб. В то же время, не все вузы могут похвастать такими показателями и помощь государства придется им весьма кстати. Минобрнауки России планирует направить на финансовое обеспечение программ развития опорных университетов 1,5 млрд руб. ежегодно в течение ближайших трех лет ().

Нацеленность на интересы регионов называют основным преимуществом программы создания сети опорных университетов практически все эксперты. Еще одним значимым положительным фактором формирования сети мощных вузов Алексей Чаплыгин называет их возможный вклад в интеллектуальное обеспечение управления регионами, выступление опорных университетов в роли think thank [мозговых центров. – Ред. ]. Также эксперт полагает, что сильные и независимые университеты поспособствуют расширению академической автономии вузов и приведут хотя бы к частичному восстановлению нормальной академической жизни – с интеллектуальными свободами, стремлением к творчеству и т. д.

Кроме того, интересным моментом программы Алексей Чаплыгин называет ее открытость для отраслевых и частных вузов, которые также могут принять участие в конкурсе. Аналитик отмечает, что возможность влиться в крупную академическую структуру заинтересовала ряд отраслевых транспортных и сельскохозяйственных вузов, однако подведомственные Минздравсоцразвития России вузы, по его данным, присоединиться к программе не спешат.

МНЕНИЕ

Игорь Ковалев, ректор "Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева":

"Создание опорного инженерно-технического университета позволит не только Красноярскому краю, но и другим регионам, где также будут образованы аналогичные научно-образовательные учреждения, соответствовать новым тенденциям в экономике и работать на перспективу. Именно с упором на будущее во вновь образованном университете будут организованы подготовка кадров и развитие научных исследований, выполнение опытно-конструкторских работ, связанных с конкретными предприятиями, участие в программах краевого и федерального уровней, но обязательно – с учетом потребности края.

Согласно проекту программы развития университета до 2020 году мы планируем значительно расширить профиль направлений и специальностей исследований и подготовки выпускников. Между тем, перед нами стоит первоочередная задача определения междисциплинарных направлений, по которым мы сможем развиваться.

Опорный университет, который нам предстоит создать, это вуз, который будет ориентирован не только на большие промышленные предприятия, которые есть в крае, но и на существующие малые инновационные предприятия. А это означает, что нам необходимо выстраивать определенные формы сотрудничества и с малым бизнесом, работать по заказам небольших предприятий".

Несмотря на очевидные плюсы программы, приводятся доводы и против ее реализации. Так, губернатор Иркутской области Сергей Левченко назвал вредным предложением, от которого желательно уклониться, конкурс Министерства образования РФ на создание сети опорных вузов. Губернатор считает нереальными планы по созданию полноценного университета в двухмесячный срок. Алексей Чаплыгин, комментируя слова губернатора, допускает, что программа может лишиться в ряде регионов поддержки ввиду недоверия к госинициативам. А равно, считает эксперт, негативным бэкграундом реформы будет недоверие к вузовским администрациям внутри самих вузов. Программа воспринимается во многом как дымовая завеса для принудительного слияния вузов, заключает аналитик. Так, полагает он, вполне можно бы было оставить возможность получения статуса опорного сильным университетам, которые в будущем смогли бы органично присоединить к себе другие вузы. Но условие о присоединении вузов исключает такую возможность.

О не слишком высокой популярности идеи объединения вузов в обществе говорят и результаты исследования, проведенного Группой "Интерфакс". Причем свои тревоги участники опроса связывают не с самой идеей как таковой, а с ошибками при ее воплощении. Согласно результатам опроса, только 16% респондентов выступают категорически против перемен, а 19% опрошенных, полностью принимают реформу. При этом 65% участников опроса опасаются что реформа забуксует из-за административных и финансовых проблем.

Высоки риски и финансовых неурядиц в 2016 году, в условиях уже сверстанного федерального бюджета и бюджетов вузов. Так, Алексей Чаплыгин отмечает высокий риск утраты, или несвоевременного государственного финансирования управления имуществом университетов. Аналитик отмечает высокий риск того, что не только тем студентам, которые обучаются на платной основе, но и "бюджетникам" придется платить за пользование социальными объектами и лабораториями, за доступ к необязательным образовательным программам и т. д.

Что же нужно сделать, чтобы проект состоялся?

Очевидно, что помимо государственной воли и административных рычагов, мало применимых в академической среде, необходимо использовать и иные механизмы и технологии эволюционного преобразования. Эксперты предлагают не форсировать реформу и подходить у вопросам слияния вузов более взвешено. Так, Алексей Чаплыгин рекомендует учесть неудачный опыт реформирования вузов, приводя в качестве примера попытку объединения Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина и Тамбовского государственного технического университета. Тогда, по мнению эксперта, к неприятию идеи слияния вузов, как в университетской среде, так и у общественности, привел чрезмерный административный нажим Минобрнауки России на заинтересованные стороны и игнорирование им их мнений. Причем, отмечает аналитик, логика такого объединения была очевидна, однако упор на административные рычаги себя не оправдал, и теперь уговорить участвовать именно эти вузы в программе очень трудно.

Пожалуй любая реформа в такой тонкой сфере, как образование, вызывает у представителей академического сообщества довольно сильный эмоциональный отзыв. Ведь, действительно, речь идет не о каких-то механически сформированных учреждениях – административных единицах. Любой сколь-нибудь серьезный вуз – это еще и сложный организм с устоявшимся научно-педагогическим коллективом, научной школой и традициями. Очевидно, что подходить к реформированию образовательных учреждений с механистических позиций нельзя. С другой стороны, как отмечает Алексей Чаплыгин, достижение высокого уровня эффективности управления университетами, национальной сетью организаций высшего образования, исследований и технологического развития – заманчивая перспектива.

Нельзя не признать очевидную пользу от объединения небольших, и в чем-то может быть маломощных вузов в рамках диверсифицированных университетов, тем более получающих господдержку и заказы от государства и бизнеса. Но нельзя и идеализировать и противопоставлять финансовые возможности университета качеству образования и уровню науки в сравнительно небольших образовательных учреждениях. Поэтому каждое решение о слиянии вузов должно быть взвешенным и мотивированным, а главное – внутренне принятым коллективами объединяемых образовательных учреждений.

Что это такое и кто туда будет поступать?

Многие родители и их дети, оканчивающие школу, при выборе вуза рассматривают не только заведения, расположенные в своем населенном пункте, но и в других городах. Как правило, это крупные университеты в Москве, Петербурге и региональных центрах. Какие из этих вузов самые перспективные? Многие считают, что выбирать следует опорные вузы России.

Что это за программа?

Уже несколько лет система образования в нашей стране находится в процессе серьезного реформирования. Существенное место в этом направлении занимает ряд комплексных мер по реорганизации деятельности высших учебных учреждений. При этом Минобрнауки всячески содействует созданию региональных опорных вузов, которые представляют собой объединение образовательных организаций для того, чтобы сформировать общие программы обучения. По словам представителей Министерства, данный процесс происходит добровольно и уже приносит свои плоды.

Причиной слияния вузов (иногда даже совсем разного профиля) чиновники называют уменьшение числа одиннадцатиклассников, а также необходимость повышать авторитет российского высшего образования за рубежом. Планируется сформировать около 100-150 крупнейших вузов, где сконцентрируются лучшие из современных инноваций в области обучения студентов и развития науки.

Что же такое опорный вуз? По замыслу руководства Минобрнауки, это региональный государственный университет, организованный на базе самой успешной организации с помощью слияния с ней других образовательных учреждений, находящихся в данном регионе страны. Предполагается, что такие крупные учреждения станут образовательными центрами, в которых получат свое развитие обучающие, инновационные, научно-исследовательские и социальные направления деятельности. У студентов появится возможность качественно учиться, у научных сотрудников - успешно работать, у партнеров и государственных учреждений - заниматься решением производственных и прочих задач.

Чтобы участвовать в проекте формирования опорных учебных заведений, университетам федерального подчинения требуется составить заявление, в котором следует указать следующие моменты:

  • отметить свое решение заняться реорганизацией образовательного учреждения;
  • обозначить направления работы до 2020 года и способы достижения поставленных целей;
  • сформулировать концептуальный план, по которому будет развиваться взаимодействие с коллективом научных работников и преподавателей.

Однако не все университеты получили право участвовать в проекте. К примеру, МГУ имени Ломоносова и Петербургский госуниверситет не могут стать опорными вузами, также остались за рамками другие крупные образовательные учреждения, которые уже были укрупнены до того, как новый процесс слияния вузов стартовал.

Сейчас в рамках программы работают 11 участников.

Это государственные технические университеты: Уфимский, Самарский, Омский, Костромской, Донской, Воронежский, Волгоградский.

А также Госуниверситеты: Тюменский, Сибирский, Орловский, Вятский.

По мнению специалистов, данные крупнейшие вузы станут базой для мощного развития системы высшего образования в регионах. А также воспрепятствуют оттоку успешных абитуриентов в престижные университеты Петербурга, Москвы, Новосибирска.

Также развитию регионов будет способствовать тот факт, что вузам предоставят дополнительный бюджет - 200 миллионов ежегодно в течение действия проекта, то есть от одного до трех лет. Пока решение о таких размерах финансирования принято относительно Вятского госуниверситета, Костромского технологического университета и Орловского университета имени Тургенева.

По окончанию срока дополнительного финансирования, опорные вузы отчитаются о достижении целей и перейдут на собственный бюджет.

Какие цели должны быть реализованы?

  • На каждую сотню студентов требуется не меньше восьми преподавателей, имеющих ученую степень.
  • В опорном вузе должны проходить обучение как минимум 100 тысяч студентов.
  • Размер ежегодного дохода должен быть примерно два миллиарда рублей.
  • Должна осуществляться подготовка учащихся не менее, чем по 20 специальностям.
  • Все научные проекты должны получать финансирование около 150 000 руб.

Множество экспертов активно поддерживают идею формирования опорных вузов, однако у нее есть и оппоненты. Например, Левченко, глава администрации Иркутской области. По его мнению, такая реорганизация должна быть доступна любому успешному университету.

Одиннадцатиклассникам и родителям сегодняшних выпускников следует самим решать, какой вуз выбрать, учитывая все перспективы, которые дают действующие и планирующиеся реформы и реорганизации.

Российское Министерство образования и науки объявило о начале нового этапа развития образования в регионах. Теперь университеты объединят в опорные многопрофильные вузы. По словам министра Ливанова — «чтобы вернуться к стандартам качества образования, принятым в СССР». Корреспондент Сиб.фм на примере сибирских вузов разобрался, каких изменений ждать в высшем образовании, как это отразится на студентах и каковы недостатки новой системы.

ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов 16 октября 2015 года подписал приказ «О проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов».

«Прежде всего, создание таких университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России», — сообщило федеральное министерство.