Что такое опорный ВУЗ? Что значит опорный вуз региона.

Что это такое и кто туда будет поступать?

Многие родители и их дети, оканчивающие школу, при выборе вуза рассматривают не только заведения, расположенные в своем населенном пункте, но и в других городах. Как правило, это крупные университеты в Москве, Петербурге и региональных центрах. Какие из этих вузов самые перспективные? Многие считают, что выбирать следует опорные вузы России.

Что это за программа?

Уже несколько лет система образования в нашей стране находится в процессе серьезного реформирования. Существенное место в этом направлении занимает ряд комплексных мер по реорганизации деятельности высших учебных учреждений. При этом Минобрнауки всячески содействует созданию региональных опорных вузов, которые представляют собой объединение образовательных организаций для того, чтобы сформировать общие программы обучения. По словам представителей Министерства, данный процесс происходит добровольно и уже приносит свои плоды.

Причиной слияния вузов (иногда даже совсем разного профиля) чиновники называют уменьшение числа одиннадцатиклассников, а также необходимость повышать авторитет российского высшего образования за рубежом. Планируется сформировать около 100-150 крупнейших вузов, где сконцентрируются лучшие из современных инноваций в области обучения студентов и развития науки.

Что же такое опорный вуз? По замыслу руководства Минобрнауки, это региональный государственный университет, организованный на базе самой успешной организации с помощью слияния с ней других образовательных учреждений, находящихся в данном регионе страны. Предполагается, что такие крупные учреждения станут образовательными центрами, в которых получат свое развитие обучающие, инновационные, научно-исследовательские и социальные направления деятельности. У студентов появится возможность качественно учиться, у научных сотрудников - успешно работать, у партнеров и государственных учреждений - заниматься решением производственных и прочих задач.

Чтобы участвовать в проекте формирования опорных учебных заведений, университетам федерального подчинения требуется составить заявление, в котором следует указать следующие моменты:

  • отметить свое решение заняться реорганизацией образовательного учреждения;
  • обозначить направления работы до 2020 года и способы достижения поставленных целей;
  • сформулировать концептуальный план, по которому будет развиваться взаимодействие с коллективом научных работников и преподавателей.

Однако не все университеты получили право участвовать в проекте. К примеру, МГУ имени Ломоносова и Петербургский госуниверситет не могут стать опорными вузами, также остались за рамками другие крупные образовательные учреждения, которые уже были укрупнены до того, как новый процесс слияния вузов стартовал.

Сейчас в рамках программы работают 11 участников.

Это государственные технические университеты: Уфимский, Самарский, Омский, Костромской, Донской, Воронежский, Волгоградский.

А также Госуниверситеты: Тюменский, Сибирский, Орловский, Вятский.

По мнению специалистов, данные крупнейшие вузы станут базой для мощного развития системы высшего образования в регионах. А также воспрепятствуют оттоку успешных абитуриентов в престижные университеты Петербурга, Москвы, Новосибирска.

Также развитию регионов будет способствовать тот факт, что вузам предоставят дополнительный бюджет - 200 миллионов ежегодно в течение действия проекта, то есть от одного до трех лет. Пока решение о таких размерах финансирования принято относительно Вятского госуниверситета, Костромского технологического университета и Орловского университета имени Тургенева.

По окончанию срока дополнительного финансирования, опорные вузы отчитаются о достижении целей и перейдут на собственный бюджет.

Какие цели должны быть реализованы?

  • На каждую сотню студентов требуется не меньше восьми преподавателей, имеющих ученую степень.
  • В опорном вузе должны проходить обучение как минимум 100 тысяч студентов.
  • Размер ежегодного дохода должен быть примерно два миллиарда рублей.
  • Должна осуществляться подготовка учащихся не менее, чем по 20 специальностям.
  • Все научные проекты должны получать финансирование около 150 000 руб.

Множество экспертов активно поддерживают идею формирования опорных вузов, однако у нее есть и оппоненты. Например, Левченко, глава администрации Иркутской области. По его мнению, такая реорганизация должна быть доступна любому успешному университету.

Одиннадцатиклассникам и родителям сегодняшних выпускников следует самим решать, какой вуз выбрать, учитывая все перспективы, которые дают действующие и планирующиеся реформы и реорганизации.

Среди наших читателей наверняка есть абитуриенты, студенты или их родители. Вам нужно знать - теперь ВУЗы различаются не только уровнем преподавания. Но и шансом получить в них ту или иную ступень образования - а может быть, и вовсе, закончить образование.

Что такое опорный ВУЗ


В 2016 году по приказу Министерства образования и науки РФ в регионах появились «опорные университеты». Новый виток реформы призван выделить «особые вузы» и улучшить уровень образования за пределами Москвы.

Для получения статуса ВУЗам потребовалось представить программу развития на конкурс и соответствовать следующим условиям:

  • бюджет - не менее 2 млрд рублей в год,
  • количество студентов очного отделения - не менее 10 тысяч человек,
  • определенная стратегия развития,
  • повышенные требования к научной деятельности,
  • содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”
  • объединение под одной вывеской двух и более университетов.

Всего поступило 80 заявок, из которых одобрена только 31. Полный список опорных высших учебных заведений можно найти . Все они уже сейчас работают над новой программой для подготовки кадров для развития собственного региона.

Какие еще есть ВУЗы


Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.

Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.

Следующая ступень - национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.

Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.

Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.

Федеральный, опорный, или?


Статус опорного вуза подразумевает содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”, то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург,

Однако, все не так хорошо. Существующие 29 федеральных ВУЗов получат миллиардное финансирование. Опорным достанется значительно меньше - на все программы они получат около 100–150 миллионов рублей. Это плохо? Это лучше, чем ничего - ровно столько получат остальные.

Скромного финансирования опорных ВУЗов хватило для создания 40 базовых кафедр, и трудоустройста по специальности 2,5 тысяч студентов. Смешные цифры. Несмотря на это, планируется, что к 2022 году в вузах - участниках проекта будут обучаться 25% студентов и 40% магистрантов из соответствующих регионов.


Конечно, никто не будет отказывать оставшимся государственным ВУЗам в финансировании. Но из муниципального бюджета.

“Есть небогатые регионы, где поддержка со стороны властей оказывается скорее моральной, и вузы ропщут, что статус им присвоили, значит, нужно будет добиваться определенных задач и показателей, а будут ли на это деньги у региона, еще неизвестно”, - замминистра образования и науки Людмила Огородова

Зачем это на самом деле?


Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть - только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.

При этом, не очень понятна роль опорного - на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит - понятно уже сейчас.

Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах - и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился - потерял статус.


Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых - даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).

«Надо определиться. Или мы идем на это (объединение университетов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», - губернатор Омской области Виктор Назаров.

Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?


Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться - и, возможно, какие-то из них смогут выжить.

Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.

А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.


Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах - стоит задуматься.

Для жителей столицы стоит поторопиться - через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.

Сегодня в России 33 вуза имеют статус «опорных университетов». Их программы развития победили в соответствующем конкурсе и получили бюджетное финансирование. Первые 11 опорных университетов обрели свой статус в 2016 году. В апреле 2017 года были объявлены имена новых 22-х опорных вузов.

11 опорных университетов первой волны

Первая волна конкурса опорных университетов прошла в октябре-декабре 2015 года. Всего на первый этап конкурсного отбора было подано 15 заявок. Итоги конкурсная комиссия Минобрнауки России подвела 1 февраля 2016 года, и уже в мае было одобрено 11 программ развития университетов.

Наименование вуза

Группа

Вятский государственный университет

Донской государственный технический университет

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева

Костромской государственный университет

Самарский государственный технический университет

Волгоградский государственный технический университет

Воронежский государственный технический университет

Тюменский индустриальный университет

Омский государственный технический университет

Группа 1 - объем финансирования реализации программы развития в 2017 году – 120 млн. рублей;

Группа 2 - объем финансирования реализации программы развития в 2017 году – 80 млн. рублей;

Группа 3 - реализация программы развития в 2017 году финансируется за счет собственных средств и средств софинансирования.

22 опорных университета второй волны

Вторая волна конкурса прошла в марте-апреле 2017 года. Всего на рассмотрение конкурсной комиссии было представлено 86 заявок, что почти в шесть раз больше, чем в предыдущем году. Победителями стали 22 вуза, которые разделены на две группы, в зависимости от условий финансирования.

Наименование вуза

Группа

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Мурманский арктический государственный университет

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Новосибирский государственный технический университет

Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России

Тульский государственный университет

Череповецкий государственный университет

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Алтайский государственный университет

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

Кемеровский государственный университет

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Марийский государственный университет

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Петрозаводский государственный университет

Псковский государственный университет

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Сочинский государственный университет

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Тольяттинский государственный университет

Ульяновский государственный университет

Группа 1 - победитель конкурсного отбора с выделением финансирования реализации программы развития (в 2017 году – 100 млн. рублей);

Группа 2 - победитель конкурсного отбора без выделения финансирования реализации программы развития.

В конце января экспертный совет Минобрнауки России одобрил 11 заявок, из числа поданных вузами, на участие в программе создания в России сети опорных университетов. Согласно условиям отбора, подать документы могло любое высшее образовательное учреждение федерального подчинения, разработавшее программу развития на основе совместного с другими вузами решения о своей реорганизации путем присоединения (п. 3.2, подп. 7 раздела 4 Положения о порядке проведения конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета ; далее – Положение о конкурсе).

Разработчики программы рассчитывают, что объединение научных баз региональных вузов, их кадровых и финансовых ресурсов позволит создать ряд сильных региональных университетов, которые могли бы не только привлечь одаренных студентов, но и подготовить достаточное число специалистов, по месту деятельности основных работодателей. Причем на эти цели каждому вновь образованному университету будут предоставляться ежегодные субсидии в размере до 200 млн руб. на протяжении от одного года до трех лет. Однако вузы также должны будут софинансировать проекты развития в размере не менее 20% от объема предоставляемой государством субсидии (подп. 4 п. 5.3, п. 16.4 Положения о конкурсе). Напомним, мероприятия по укрупнению вузов были запланированы ФЦП развития образования на 2016-2020 годы (). Решение о проведении конкурса было принято министром образования и науки России Дмитрием Ливановым в середине августа прошлого года ().

В результате конкурса создание опорных университетов было рекомендовано на базе следующих вузов: Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет, Донской государственный технический университет, Костромской государственный технологический университет, Омский государственный технический университет, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Самарский государственный технический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Однако не все победители получат равное финансирование. Конкурсная комиссия решила их разделить на две группы в зависимости от предлагаемых вузами условий реализации программ развития. Так, образовательные учреждения, отнесенные к первой группе получат в 2016 году по 150 млн руб. Отнесенные ко второй группе – по 100 млн руб. Тройку лидеров, которые могут претендовать на повышенное финансирование составили Вятский государственный университет, Костромской государственный технологический университет и Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева (протокол заседания конкурсной комиссии от 1 февраля 2016 года № ДЛ-5/05пр).

Причины проведения реформы

Реализуя программу, Минобрнауки России во главу угла ставит финансовые выгоды для образовательных учреждений. Предполагается, что эта реформа позволит в нынешних сложных экономических условиях не только не сократить финансирование системы высшего образования, но и увеличить его объем за счет сокращения неэффективных трат, причем отдельно подчеркивается, что профессорско-преподавательские и научные кадры не пострадают – экономить будут на административном составе. Высвобождаемые в результате объединения вузов средства пойдут на зарплаты преподавателей, а дополнительные выделяемые государством средства будут направлены на реализацию программ развития вузов.

Также, Минобрнауки России, анонсирует право победителей конкурса реализовывать образовательные программы на новом уровне. Так, опорные вузы получат возможность участвовать в сетевых советах по защитам диссертаций‚ приоритетным выделением квот на обучение в аспирантуре и магистратуре за счет федеральных, региональных и местных бюджетов. Кроме того, вновь образованные университеты получат преимущество в отборе иностранных студентов в рамках правительственной квоты на обучение.

В целом, с доводами Минобрнауки России согласны и независимые эксперты. Руководитель исследовательской группы проекта "Национальный рейтинг университетов" , среди основных мотивов создания опорных университетов выделяет несколько самых значимых. Так, региональные университеты будут наделены более высоким статусом, а значит вырастет их положение в глазах населения. Заработает фактор регионального патриотизма, а заодно активизируется межрегиональная конкуренция. Как результат – опорные университеты смогут сыграть роль своеобразного якоря и социальных лифтов для молодежи, и это поможет минимизировать миграцию одаренных молодых людей из регионов, в том числе и за рубеж, подчеркивает эксперт. Кроме того, добавляет аналитик, предоставление статуса опорного университета само по себе не означает, что вуз в будущем не получит еще более высокого статуса. Например, он может получить статус ведущего классического университета, которым обладают Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, – а это еще один стимул к постоянному развитию и конкуренции. Также, добавляет эксперт, объединение вузов позволит перейти от нынешней отраслевой структуры вузов к нормальной академической системе на основе университетов, как диверсифицированных корпораций знаний, смыслов, науки, технологий, законодателей высоких жизненных стандартов, созидателей будущего. В крупных городах появятся многопрофильные университеты, вокруг которых выстроится общественная жизнь – как это и должно быть, заключает специалист.

Университеты, получившие статус федерального, приобрели право на государственную поддержку в рамках утверждаемых правительством программ развития (п. 2 Концепции создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, приложение к протоколу заседания межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 29 сентября 2009 г. № АФ-33/03пр). В то же время эти вузы не утратили научной самостоятельности. В частности, они разрабатывают и утверждают собственные образовательные стандарты, однако, ректоры этих образовательных учреждений, назначаются правительством ( , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Следует отметить, что Дмитрий Ливанов неоднократно отмечал, что создание опорных университетов нацеленно на экономическое и социальное развитие регионов.

МНЕНИЕ

Алексей Чаплыгин, руководитель исследовательской группы проекта "Национальный рейтинг университетов":

"Создание опорных университетов стало очередной попыткой Минобрнауки России переформатировать сферу высшего образования и науки в привязке к стратегиям развития регионов и страны в целом. Запуская программу опорных университетов, министерство попыталось приблизить модель организации высшего образования в нашей стране к образцам, принятым в развитых странах. Переход от отраслевого управления вузами к управлению университетами позволит сэкономить ресурсы, в том числе и управленческие. Сейчас, Минобрнауки России, как учредителю сотен вузов, приходится заниматься оперативным управлением миллионным контингентом молодежи и стотысячным контингентом педагогических и научных работников в ущерб стратегическому управлению всей системой. Опорные же университеты будут управляться региональными властями, и это в перспективе снизит затраты на них, и позволит сосредоточиться на университетах первого эшелона".

Каковы условия кооперации?

Одним из основных условий объединения вузов стала его добровольность, что подтверждается решениями ученых советов присоединяющихся вузов. При этом, в соответствии с условиями конкурса, поучаствовать в конкурсе смогли не все вузы. Исключение было предусмотрено для 10 федеральных университетов, вузов, участвующих в проекте "5-100" – обеспечения вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу, а также вузов, расположенных на территории Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.3, 3.5 Положения о конкурсе).

Помимо основной цели укрупнения образовательных учреждений, Минобрнауки России предусмотрело конкретные целевые показатели, которые опорные университеты должны будут достичь к концу 2020 года. К ним относятся, в частности:

  • увеличение общей численности студентов минимум до 10 тыс. обучающихся в каждом вузе;
  • рост доходов университетов до 2 млрд руб. и более;
  • реализация образовательных программ не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;
  • увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника не менее чем до 150 тыс. руб;
  • число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не должно быть менее 15, Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 20 и др. (п. 5.4 Положения о конкурсе).

Следует отметить, что показатели ряда победителей конкурса уже практически соответствуют целевым, или даже превышают их. Так, общая численность студентов Донского государственного технического университета (далее – ДГТУ), обучающихся очно и за счет бюджета в 2014 году составила более 11 тыс. человек. А бюджет ДГТУ в 2015 году уже превышал 2,5 млрд руб. В то же время, не все вузы могут похвастать такими показателями и помощь государства придется им весьма кстати. Минобрнауки России планирует направить на финансовое обеспечение программ развития опорных университетов 1,5 млрд руб. ежегодно в течение ближайших трех лет ().

Нацеленность на интересы регионов называют основным преимуществом программы создания сети опорных университетов практически все эксперты. Еще одним значимым положительным фактором формирования сети мощных вузов Алексей Чаплыгин называет их возможный вклад в интеллектуальное обеспечение управления регионами, выступление опорных университетов в роли think thank [мозговых центров. – Ред. ]. Также эксперт полагает, что сильные и независимые университеты поспособствуют расширению академической автономии вузов и приведут хотя бы к частичному восстановлению нормальной академической жизни – с интеллектуальными свободами, стремлением к творчеству и т. д.

Кроме того, интересным моментом программы Алексей Чаплыгин называет ее открытость для отраслевых и частных вузов, которые также могут принять участие в конкурсе. Аналитик отмечает, что возможность влиться в крупную академическую структуру заинтересовала ряд отраслевых транспортных и сельскохозяйственных вузов, однако подведомственные Минздравсоцразвития России вузы, по его данным, присоединиться к программе не спешат.

МНЕНИЕ

Игорь Ковалев, ректор "Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева":

"Создание опорного инженерно-технического университета позволит не только Красноярскому краю, но и другим регионам, где также будут образованы аналогичные научно-образовательные учреждения, соответствовать новым тенденциям в экономике и работать на перспективу. Именно с упором на будущее во вновь образованном университете будут организованы подготовка кадров и развитие научных исследований, выполнение опытно-конструкторских работ, связанных с конкретными предприятиями, участие в программах краевого и федерального уровней, но обязательно – с учетом потребности края.

Согласно проекту программы развития университета до 2020 году мы планируем значительно расширить профиль направлений и специальностей исследований и подготовки выпускников. Между тем, перед нами стоит первоочередная задача определения междисциплинарных направлений, по которым мы сможем развиваться.

Опорный университет, который нам предстоит создать, это вуз, который будет ориентирован не только на большие промышленные предприятия, которые есть в крае, но и на существующие малые инновационные предприятия. А это означает, что нам необходимо выстраивать определенные формы сотрудничества и с малым бизнесом, работать по заказам небольших предприятий".

Несмотря на очевидные плюсы программы, приводятся доводы и против ее реализации. Так, губернатор Иркутской области Сергей Левченко назвал вредным предложением, от которого желательно уклониться, конкурс Министерства образования РФ на создание сети опорных вузов. Губернатор считает нереальными планы по созданию полноценного университета в двухмесячный срок. Алексей Чаплыгин, комментируя слова губернатора, допускает, что программа может лишиться в ряде регионов поддержки ввиду недоверия к госинициативам. А равно, считает эксперт, негативным бэкграундом реформы будет недоверие к вузовским администрациям внутри самих вузов. Программа воспринимается во многом как дымовая завеса для принудительного слияния вузов, заключает аналитик. Так, полагает он, вполне можно бы было оставить возможность получения статуса опорного сильным университетам, которые в будущем смогли бы органично присоединить к себе другие вузы. Но условие о присоединении вузов исключает такую возможность.

О не слишком высокой популярности идеи объединения вузов в обществе говорят и результаты исследования, проведенного Группой "Интерфакс". Причем свои тревоги участники опроса связывают не с самой идеей как таковой, а с ошибками при ее воплощении. Согласно результатам опроса, только 16% респондентов выступают категорически против перемен, а 19% опрошенных, полностью принимают реформу. При этом 65% участников опроса опасаются что реформа забуксует из-за административных и финансовых проблем.

Высоки риски и финансовых неурядиц в 2016 году, в условиях уже сверстанного федерального бюджета и бюджетов вузов. Так, Алексей Чаплыгин отмечает высокий риск утраты, или несвоевременного государственного финансирования управления имуществом университетов. Аналитик отмечает высокий риск того, что не только тем студентам, которые обучаются на платной основе, но и "бюджетникам" придется платить за пользование социальными объектами и лабораториями, за доступ к необязательным образовательным программам и т. д.

Что же нужно сделать, чтобы проект состоялся?

Очевидно, что помимо государственной воли и административных рычагов, мало применимых в академической среде, необходимо использовать и иные механизмы и технологии эволюционного преобразования. Эксперты предлагают не форсировать реформу и подходить у вопросам слияния вузов более взвешено. Так, Алексей Чаплыгин рекомендует учесть неудачный опыт реформирования вузов, приводя в качестве примера попытку объединения Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина и Тамбовского государственного технического университета. Тогда, по мнению эксперта, к неприятию идеи слияния вузов, как в университетской среде, так и у общественности, привел чрезмерный административный нажим Минобрнауки России на заинтересованные стороны и игнорирование им их мнений. Причем, отмечает аналитик, логика такого объединения была очевидна, однако упор на административные рычаги себя не оправдал, и теперь уговорить участвовать именно эти вузы в программе очень трудно.

Пожалуй любая реформа в такой тонкой сфере, как образование, вызывает у представителей академического сообщества довольно сильный эмоциональный отзыв. Ведь, действительно, речь идет не о каких-то механически сформированных учреждениях – административных единицах. Любой сколь-нибудь серьезный вуз – это еще и сложный организм с устоявшимся научно-педагогическим коллективом, научной школой и традициями. Очевидно, что подходить к реформированию образовательных учреждений с механистических позиций нельзя. С другой стороны, как отмечает Алексей Чаплыгин, достижение высокого уровня эффективности управления университетами, национальной сетью организаций высшего образования, исследований и технологического развития – заманчивая перспектива.

Нельзя не признать очевидную пользу от объединения небольших, и в чем-то может быть маломощных вузов в рамках диверсифицированных университетов, тем более получающих господдержку и заказы от государства и бизнеса. Но нельзя и идеализировать и противопоставлять финансовые возможности университета качеству образования и уровню науки в сравнительно небольших образовательных учреждениях. Поэтому каждое решение о слиянии вузов должно быть взвешенным и мотивированным, а главное – внутренне принятым коллективами объединяемых образовательных учреждений.

Недавно Министерством образования и науки было объявлено о старте следующего этапа реформ регионального высшего образования, первым шагом которого предполагается объединить в многопрофильные университеты опорные вузы в регионах, что сократит их число практически на четверть. Плюсы и минусы этого решения очень широко обсуждаются на всей территории страны.

Заявление

На очередном заседании, проводившемся Российским союзом ректоров, министр Д. Ливанов заявил, что Минобрнауки начинает объединение в многопрофильные университеты опорные вузы в регионах, что будет способствовать консолидации высшего образования. Первый этап - создание федеральных университетов - уже практически завершён. Начало программы второго этапа реформ запланировано на самое ближайшее время.

Финансирование, по его словам, будет сопровождать ход нововведений вплоть до 2020 года. Объединение коснётся и подведомственных Министерству образования и науки вузов, и всех образования, подчинённых Министерствам здравоохранения, культуры и прочих ведомств. Многопрофильные учебные заведения будут финансироваться по пятилетней программе.

Причина реформ

Также Д. Ливанов отметил, что более двадцати вузов потенциально готовы к объединению. Их будут всячески поддерживать и финансово, и организационно, поскольку шаг этот ответственный и важный для страны. Учёные советы вузов тем не менее должны самостоятельно принимать решения о консолидации, ибо она в любом случае добровольна.

Этот процесс вынужденный только потому, что диктуется демографической ситуацией в стране. Количество одиннадцатиклассников сокращается резко и неуклонно, поэтому вузы с маленьким контингентом студентов будут вынуждены либо объединиться с сильными и крупными, либо перестанут существовать.

Смысл реформ

Десять лет назад была разработана реформа образования, в которой Минобрнауки предполагалась консолидация российских вузов, то есть объединение в опорный вуз всех мелких региональных. Точных сроков у реформы нет, но её смысл был изложен ещё в марте 2015 года в "Ведомостях". В статье Д. Ливанов и профессор школы бизнеса из Сколково А. Волков объясняли стране, для чего и почему это затеяно.

Главным в структурной политике высшего образования они видят создание опорных вузов, в которые сольются узкопрофильные НИИ и небольшие вузы, поскольку конкурировать в мировых рейтингах смогут только немногочисленные университеты, способные выжить в сложившихся обстоятельствах. Кроме них, будет организована группа из ста или ста двадцати высших учебных заведений на всей территории страны, где и будут концентрироваться все исследования, инновации и образование.

Противоположность мнений

Ректор Я. Кузьминов считает, что результатом анонсированной министром программы станет сокращение числа региональных вузов на 25 процентов. Я. Кузьминов одобряет реформы, поскольку согласен с тем, что вуз с небольшим количеством студентов существовать не сможет, даже держать штат преподавателей на полной ставке он будет не в состоянии, тем более преподавателей высококлассных. По его мнению, даже если в каждом регионе будет свой опорный вуз, то их число не превысит ста.

Мнение ректора МГУ имени Ломоносова сильно отличается от мнения ректора ВШЭ. Он считает, что с консолидацией такого плана нужно быть осторожнее, поскольку проблемы укрупнение если и решит, то далеко не все. А практика показывает, что в мире существует довольно много вузов хоть и не больших, но чрезвычайно сильных, Гарвард например, где всего десять тысяч студентов.

Объединённые вузы

Объединения начались задолго до вышеозначенного заявления министра Д. Ливанова. Стоит только посмотреть, из чего состоит сегодня знаменитый институт МИРЭА: МИРЭА плюс МГУПИ плюс МИТХТ плюс ВНИИТЭ плюс РосНИИ ИТиАП плюс ИПК Минобрнауки РФ. И как минимум четыре разные истории развития вуза. Завершится ли когда-нибудь этот чудовищный синтез? В 2015-м было заявлено ещё о нескольких объединениях. МГПУ консолидируется с МГГУ - с гуманитарным, оба вуза - со своей славной историей, со своей дорогой, своими свершениями. МАТИ объединяется с МАИ - авиационный с авиационно-техническим. Оба вуза, казалось бы, из сильнейших, вниманием абитуры не обижены. Тогда зачем?

Кроме того, объединились ДГГУ и ТГУ (Тихоокеанский госуниверситет), Оренбургские университет менеджмента (ОГУМ) и госуниверситет (ОГУ). В Красноярске опорный вуз - первый федеральный университет страны - Сибирский. Ещё в 2006 году в Красноярский госуниверситет влились три самых крупных высших учебных заведения края. На данный момент создано уже десять таких федеральных университетов. Самый молодой - в Крыму, где семь вузов полуострова консолидировались в один. Министр образования уверен, что эти действия помогут созданию привлекательных условий для удержания студентов в регионе.

Опорные региональные вузы РФ

В октябре 2015 года Д. Ливановым был подписан приказ относительно проведения конкурсного отбора региональных вузов с целью финансового обеспечения программ их развития и последующего создания базы образовательных организаций. Участником этого конкурса будет любой государственный федерального значения вуз, где принято совместное решение в пользу реорганизации за счёт присоединения к нему одного или нескольких вузов. Это решение должны подтверждать учёные советы всех задействованных учебных заведений. Находящиеся в процессе консолидации вузы тоже могут принимать участие в конкурсе, если приказ о реорганизации вышел позже июня 2015 года.

Вне конкурса

Не могут участвовать в конкурсе опорные вузы РФ (их уже создано десять), а также те, которые находятся в Санкт-Петербурге и Москве. Также не могут участвовать в этом конкурсе участники "Проекта 5-100". Согласно этому проекту к 2020 году пять российских высших учебных заведений должны занять места в первой сотне В каждом отдельном случае разрабатывается программа опорного вуза.

В 2015 году легендарный ядерный МИФИ покинул 95-ю строку мирового рейтинга (только по преподаванию физики, не в целом) и перескочил на 36-е место, обогнав даже МГУ имени Ломоносова. Тем не менее пока что экспертами Счётной палаты не установлена эффективность вложенных средств, ни один вуз РФ из субсидированных (включая МИФИ) не стал более конкурентоспособным.

Иркутская история

Губернатор области С. Левченко назвал опорные вузы РФ вредным начинанием, призвал всеми силами пытаться уклониться от участия в этом конкурсе Минобрнауки. Он уверен, что без тяжких последствий никак невозможно провести чисто механическое объединение в опорный вуз: обязательно пострадают и студенты, и региональная научная элита.

Такого плана экспериментальное деление учебных заведений "по сортам", непродуманная и явно насильственная консолидация во имя каких-то мифических семи показателей, якобы способных определять качество в сложнейшем процессе образования, С. Левченко считает неправильным и вредным.

Встречные предложения

По его мнению, все специализированные и отраслевые вузы в регионах должны сохранить самостоятельность и ту идентичность, которая им на данный момент присуща. С. Левченко предлагает вместо механического слияния более мягкий вариант - корпоративное объединение с автономным управлением, при котором удастся избежать конфликта интересов.

Конкурсные условия должны быть пересмотрены, по мнению и заместителя губернатора В. Игнатенко. Должна быть возможность единоличного участия, чтобы мог стать опорным любой отдельный вуз, даже если нет необходимости объединения, но он выполняет более половины показателей, внесённых в условия конкурса.

Финансирование

Бюджетное финансирование будет поддерживать только три вида высших учебных заведений. Первый вид - те десять федеральных университетов, которые созданы в округах РФ. Второй - национальные исследовательские институты, которых пока утверждено только 29 в стране. Сюда относятся ИрНИТУ, МИФИ и другие. Третий вид - это те самые опорные вузы России, которые начали создаваться в 2015 году. До конца 2016-го в планах - окончательное определение тех ста вузов, которые будут уполномочены стать опорными. Для получения такого статуса нужна программа стратегического развития, которую необходимо представить для конкурса, а также региональная концепция развития территории в области кадрового обеспечения.

Однако главное условие - это объединение образовательной базы всего региона в рамки одного вуза. Государство будет субсидировать усиленно опорный вуз первые три года - не менее двухсот миллионов рублей в год. Плюс местная власть дофинансирует то, что предусмотрено программой кадрового развития региона. Далее опорный вуз будет финансировать себя сам, но квоты на бюджетное обучение и зарубежных студентов будут увеличены - за счёт других учебных заведений, которые не имеют статуса опорных. За пять лет должна быть выполнена программа опорного вуза по всем показателям:

  • Не менее десяти тысяч студентов.
  • Обучение минимум по двадцати дисциплинам.
  • Как минимум восемь преподавателей с учёными степенями на сто учащихся.
  • Каждый научный работник должен осваивать не менее 150 тысяч рублей на исследованиях.
  • Доход вуза - не менее 2 миллиардов рублей.