Человеческой деятельности есть определенная цель. Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность человека, ее основные формы

Способность человека преобразовывать мир при помощи своих действий – качество, отличающее нас – людей, от других живущих на земле существ. Под деятельностью понимается целенаправленная активность человека, направленная на изменение окружающего мира и себя, как части мира. Из природных материалов человек создает новые продукты, обладающие свойствами, качествами, полезными для себя. Предметом деятельности человека может быть любой объект – вещи, явления, другие люди. В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

а) материально-производственную;

б) социально-преобразовательную;

В духовную деятельность включают:

а) познавательную деятельность;

б) ценностно-прогностическую деятельность;

в) прогностическую деятельность.

О сновными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. Также можно отнести к данной группе и общение. Однако жестко разделить их между собой не представляется возможным. Человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.

В детские годы чрезвычайно важной деятельностью для становления человека является игра. Именно в игре ребенок имитирует ситуации из жизни, как бы вживается в роль взрослого человека. Вспомните, например, как вы играли в «дочки-матери», «школу» и даже в «войну». Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, не только в детстве. Меняется только место и роль игры, сам характер игр. Например, во время учебы в экономическом вузе студенты обязательно играют в деловые игры, моделируют ситуации, складывающиеся на фирме, ищут решения возникающих по ходу игры проблем. Игры занимают значительное место и в процессе учебы в школе. Например, во многих школах проводится День самоуправления (обычно это приходится на День учителя). Ученики-старшеклассники становятся в тот день учителями-предметниками, ведут уроки в младших классах, выполняют функции директора, завуча, замдиректора по хозяйственной части. Это тоже игра. Играют и взрослые. К примеру, родители, также как и дети, могут играть в компьютерные игры, повышая свою квалификацию на работе, проходить стажировки, где им также части приходится играть, моделировать управленческие решения, производственные ситуации.

Существует и особый вид игр – азартные (на деньги). Это карточные игры, рулетка. Наверное, вы все слышали о так называемых «одноруких бандитах» - игровых автоматах. Многие люди, именно взрослые, так пристращаются к ним, что проигрывают целые состояния. Игромания становится сегодня для некоторых людей своего рода болезнью. Этим пользуются владельцы казино, салонов игровых автоматов, получая огромную прибыль. Поэтому столь остро стоит вопрос в российском парламенте о выделении особых территорий для азартных игр, о том, чтобы запретить размещение казино вблизи школ, иных детских учреждений.

Особую роль в школьном возрасте играют такие виды деятельности как учеба и труд. В процессе учения (учебы) люди приобретают новые знания о материальном мире в целом, о природе, как естественной среде обитания человека, об обществе, о человеке. Также, обучаясь, мы овладеваем необходимыми нам приемами и навыками познавательной и практической деятельности, способами и опытом поведения в жизненных ситуациях, формируем собственный набор ценностных ориентиров, идеалов.

Специфическим отличием трудовой деятельности является создание полезных для человека продуктов, как материальных, так и духовных. Многие школьники во время летних каникул устраиваются на временную работу, уезжают в молодежные трудовые лагеря, работают на прополке и уборке урожая. В последние годы во многих школах нашей страны реализуется общественно значимая детская акция «Я - гражданин России». В процессе ее реализации школьники благоустраивают городские парки, собирают средства на реставрацию памятников героям Великой Отечественной войны, организуют зоны отдыха в своем микрорайоне, помогают одиноким престарелым людям. Это трудовая деятельность имеет и огромное нравственное, воспитательное значение.

Однако, жестко разделить данные виды деятельности друг с другом не представляется возможным. Человек познает мир и самого себя в процессе общения с себе подобными, а также, в труде. В детские годы чрезвычайно важной для становления человека является игра. Играя, ребенок имитирует ситуации из взрослой жизни, как бы вживается в роль взрослых людей. Вспомните, например, как вы играли в «дочки-матери», «семью», и даже, в «войну».

Также по сферам общественной жизни можно говорить о деятельности политической, хозяйственной, социальной, культурной. Особым видом деятельности, результат которой - создание нового, еще не известного, не имеющего аналогов в природе, является творчеством . Существуют и иные классификации видов деятельности людей.

Любая деятельность обязательно подчиняется сознательно определяемым целям, отражающим наши собственные интересы и потребности. Мы хотим жить более комфортно, удобно, меньше зависеть от природных стихий. Ученые подразделяют цели человеческой деятельности на объективные - определяемые общественно-значимыми, важными для подавляющего большинства людей мотивами, и субъективные - связанные только с личными устремлениями, интересами, намерениями конкретных людей. Кроме целей, в деятельности человека можно выделить средства и методы ее осуществления, процесс деятельности, результаты, рефлексию (осмысление и оценивание результатов).

Каждый из нас знает, что далеко не все люди действуют во благо окружающим, многие стремятся удовлетворить только свои собственные «шкурные» интересы. Например, шайка разбойников, жуликов будет набивать себе карманы, воруя у государства или других людей. И такая деятельность, безусловно, будет очень даже целенаправленна. Но отрицательна, так как противоречит ценностям, идеалам большинства людей, а то и угрожать их жизни, покою, счастью, собственности. Иногда мы, стремясь избежать трудностей и проблем, или же просто из баловства идем на постановку такого рода целей, например, списать контрольную, незаслуженно получить высокую оценку, подделать отметку в журнале, подложить учителю кнопку на стул или же облить стул товарища клеем. А если подумать, что то же самое может быть предпринято в отношении нас?

Говоря об отрицательных целях, необходимо подчеркнуть, что они гораздо менее распространены в обществе, чем положительные. Положительные цели выдвигает в своей деятельности подавляющее большинство людей.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Человек и его деятельность

7. Верно ли, что:



А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны



А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны



А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

Человек и его деятельность

1. На достижение чего направлена деятельность?

А) действия Б) игры В) инстинкта Г) цели

2. Что является итогом деятельности человека?

А) действие Б) результат В) потребность Г) цель

3. Общей чертой, характеризующей человека и животных, является:

А) сознание Б) инстинкт В) мышление Г) речь

4. Вид деятельности, строящийся на соблюдении правил и

отличающийся занимательностью:

А) учёба Б) общение В) игра Г) труд

5. Какой этап деятельности даёт ей оценку?

А) действие Б) результат В) инстинкт Г) цель

6. Что отличает деятельность человека от поведения животных?

А) забота о потомстве Б) подчинение инстинктам

В) осознанность действий Г) достижение результата

7. Верно ли, что:
а) и человек, и животные строят для себя жилища;
б) действиями животных руководит инстинкт?

А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

8. Верны ли суждения о деятельности:
а) деятельность человека основана только на инстинктах;
б) труд является деятельностью, не имеющей результата?

А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

9. Верны ли суждения о деятельности:
а) цель определяет действия человека;
б) человек занимается разнообразной деятельностью?

А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

10. Верны ли суждения о личности:
а) личность проявляется и формируется в действиях;
б) учение способствует развитию личности?

А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

Цели деятельности человека - Конспект Лекций, раздел Философия, Методическое обеспечение лекционного курса по дисциплине Экономика и социология труда Конспект лекций Принципам Буддизма. Это Видно, В Частности, Из Сопоставления Приведенных Ране...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методическое обеспечение лекционного курса по дисциплине Экономика и социология труда Конспект лекций

Конспект лекций... Глава Предмет и методология курса Понятия труд и творчество... По определению А Маршалла труд это всякое умственное и физическое усилие предпринимаемое частично или целиком с...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика деятельности по управлению человеческими ресурсами экономических систем
Люди являются наиболее ценным из ресурсов страны и предприятия Поэтому основой управления любой экономической системой должно быть управление человеческими ресурсами Его содержание определяется соц

Науками
Определение предмета любой науки всегда будет неполным, ибо точно определить можно лишь нечто сформировавшееся, законченное, т. е. то, что наукой быть не может. Поэтому в качестве образца для опред

Методология комплексного исследования экономических и социальных проблем труда
Деятельность общества проявляется в многообразии экономических, социальных, политических и других процессов. До последнего времени они изучались в значительной мере изолированно различными науками:

Цели деятельности человека
Существует категория простых по форме вопросов, на которые трудно дать убедительные для всех ответы. К числу таких вопросов относится вопрос о смысле жизни. Каждый человек так или иначе за

Динамика процессов развития цивилизации
Развитие цивилизации характеризуется изменениями в благосостоянии человека, в производственной, социальной, интеллектуальной и духовной сферах, а также в природной среде под влиянием человеческой д

Эволюция представлений о показателях качества жизни
Хотя понятие качества жизни стало применяться в научной литературе с 70-х годов XX в., проблемы, связанные с содержанием этого понятия, обсуждались на протяжении ты

Трудовой потенциал 3.2.1. Понятия "рабочая сила", "человеческий капитал", "трудовой
потенциал" Традиционной для экономической науки является проблема влияния характеристик (качеств) человека на производительность труда. Так, Маршалл анализировал &quo

Компоненты трудового потенциала
Всемирная организация зравохранения определяет здоровье как состояние полного социального благополучия. Благополучие –это динамическое состояние ума характеризующей некоторой психической гармонией

Нравственность
Взаимосвязь этических и экономических проблем первым в европейской науке рассмотрел Аристотель Свои основные экономические идеи он изложил в работе "Никомахова этика". В ней подчеркиваютс

Творческий потенциал
В конце XX в. творческая деятельность становится наиболее значительным фактором экономического развития. Это проявляется в различных формах. Во всех развитых странах существенно выросла доля лиц, з

Активность
Творческий потенциал человека определяет его способность к генерации новых идей и образов. Чтобы реализовать этот потенциал, т. е. создать произведения науки, искусства, найти полезные ископаемые,

Организованность и ассертивностъ
Важнейшей характеристикой организованности является рациональное использование времени. Афоризм "время-деньги" сформулировал Бенджамин Франклин (1706-1790), известный нам прежде всего из

Образование
А. Маршалл подчеркивал, что затраты на образование - это лучшее помещение капитала для семьи и для общества. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты

Профессионализм
Уровень квалификации работников относится к важнейшим компонентам трудового потенциала. Во всех развитых странах существенно вырос удельный вес квалифицированных рабочих и резко упала доля занятых

Ресурсы рабочего времени
Ресурсы рабочего времени в общем случае определяются двумя факторами: численностью работников и временем работы. Численность занятых на предприятии определяется количеством рабочих мест, к

Предпосылки реализации потенциала человека
Основой потенциала человека являются качества, заложенные природой. Это относится прежде всего к здоровью (физическому и психическому), творческим способностям и до некоторой степени к нравственной

Качества жизни
Принципы анализа качества жизни были рассмотрены в гл. 2. Состав соответствующих показателей определяется концепцией и целями анализа. Общая оценка качества жизни обычно проводится по следующим нап

Потребности и потенциал человека в рыночной экономике
В традиционной схеме экономического кругооборота рассматриваются взаимосвязи домашних хозяйств и предприятий с рынками ресурсов и экономических благ (товаров и услуг). Процессы обмена между домашни

Компоненты деятельности человека
творчес

Теорема о рентабельности компонент труда
При анализе динамики процессов развития цивилизации (см. разд. 2.3) было показано, что среднегодовые затраты труда одного работающего развитых стран за период 1850-1990 гг. сократились не менее чем

Концепции эффективности труда
Деятельность, содержащая элементы новизны, рационализации и творчества, значительно эффективнее для роста благосостояния народа, чем чисто исполнительский труд по заданной технологии. В связи с эти

Эффективность инвестиций в человеческий капитал
Одним из важных разделов современной экономики труда является теория человеческого капитала, которая исследует зависимости доходов индивидуума, предприятия и общества в целом от природных способнос

Интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность
Интеллектуальный капитал в общем случае характеризует систему знаний, умений, документов и отношений, которые могут стать источниками доходов для человека или организации. Очевидно, что рассмотренн

Мотивы деятельности человека
Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека. Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды, в которой человек воспит

Теории мотивации
В настоящее время принято различать две группы теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Первые основаны на анализе потребностей человека; вторые - на оценке ситуаций, возникающих в процес

Мотивация и стили управления
Мотивация осуществляется в значительной мере через стили правления, которые вытекают из соответствующих теории (концепций). МакГрегор выделяет две основные теории управления: X и Y [Синк. С 308]. Э

Производственный, технологический и трудовой процессы
Производственным называется процесс превращения исходных материалов в готовую продукцию. Обычно различают основные производственные процессы, назначением которых является выпуск продукции для рынка

Условия труда
Условиями труда называются характеристики производственного процесса и производственной среды, воздействующие на сотрудника предприятия. Характеристики производственного процесса определяю

Система норм и нормативов труда
Значение норм в стимулировании эффективной производственной деятельности вытекает из того, что они являются основой установления объема ресурсов (количества станков, численности рабочих, запасов ма

Напряженности норм
Под методом нормирования понимается совокупность приемов установления норм труда, включающих: анализ трудового процесса; проектирование рациональной технологии и организации труда; расчет норм. Выб

Времени 7.1. Общая характеристика методов исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени
Большинство задач, связанных с проектированием организации труда и его нормированием, решается исходя из информации, получаемой в результате исследований трудовых процессов. Исследование т

Хронометраж
Порядок проведения. Подготовка к хронометражу обычно включает выбор объектов наблюдения, расчленение операции на элементы, установление фиксажных точек, определение числа наблюдений, заполнение док

Фотография рабочего времени
Основными этапами фотографии рабочего времени являются: подготовка, проведение, обработка результатов наблюдения, их анализ и разработка мероприятий по улучшению использования рабочего времени.

Наблюдений
При ФРВ методом моментных наблюдений структура затрат рабочего времени устанавливается на основе количества моментов (случаев), соответствующих наблюдаемым состояниям рабочих и оборудования. Величи

Статистический анализ распределения доходов
В рыночной экономике основными источниками личных доходов являются: трудовая деятельность персонала, работающего по найму, и лиц свободных профессий; предпринимательская деятельно

1---- 1--- 1--- Г
0 1 2345678 Доход, тыс руб Рис 10 2 4 Распределение населения России по доходным (ia месяц) группам (октябрь-ноябрь 1996 г) Источник Эксперт 1996 №45 С 24 Проце

Структура дохода сотрудника предприятия
Структура дохода сотрудника предприятия представлена на рис. 10.3.1. Основной частью дохода наемного персонала предприятия является заработная плата, которая включает: тарифную часть - опл

Формы и системы заработной платы
Исходя из структуры дохода сотрудника предприятия, рассмотренной в разделе 10.3, могут быть выбраны формы и системы заработной платы, соответствующие условиям конкретного хозяйственного объекта.

Планирование фондов оплаты труда
В отечественной и зарубежной экономической литературе отмечалась необходимость выделения двух составляющих заработка. Первая из них соответствует нормативному уровню производительности (результатив

Промышленности 11.1. Многостаночное обслуживание
При организации многостаночного обслуживания необходимо решение трех основных задач: 1. Найти оптимальные нормы обслуживания и численности с учетом взаимодействия между операторами-многост

Аппаратурные производства
Особенности организации и условий труда рабочих в аппаратурных производствах. Аппаратурные процессы осуществляются в специальных аппаратах (печах, реакторах, автоклавах, ваннах и т. д) путем воздей

Автоматизированные производства
Гибкие производственные системы (ГПС). Основные особенности организации труда ГПС состоят в следующем. Работники ГПС непосредственно не участвуют в воздействии на предмет труда. Их основна

Системы обслуживания оборудования и рабочих мест
Особенности труда обслуживающих рабочих. В этом разделе рассматриваются методики организации и нормирования работ (выполняемых как в основных, так и во вспомогательном цехах), которые обусловлены п

Управление производством
Проблемам организации и оплаты управленческого труда посвящено огромное количество публикаций в отечественной и зарубежной литературе. Эти проблемы обсуждаются также во многих учебниках и учебных п