Русские изразцы 17 века. История печных изразцов на руси

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин - на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили - она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня - главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве». О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка - мать родная».

Устройство русской печи предполагало не только очаг для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи - домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища: горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь».

И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской - эпохи, сгинувшей в Петровские времена.

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов - белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою» .

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте.

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название - Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль - растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.
Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Мечеслав Пилсудский, 1857 год

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские - мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах .

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе - сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая - в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи , российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись».

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении.

Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе.

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX - начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин - для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов - это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

Компания «АртБазл» - мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики - еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы.

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это - полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.

Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого.

печах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы. Некоторые из них использовались по своему прямому назначению, некоторые же выступали декоративным элементом для маскировки отопительных труб, распределяющих тепло от центральной топки.

Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые Изразцовые печи , заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.

История в печных изразцах: фото росписи с исторической ценностью

Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.

Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей. Картины улиц и площадей, архитектурных сооружений и латвийской природы напоминают старинные фотографии и очень хорошо передают не только исторические факты, но и дух того времени.

Фото: печь с изразцами , выполненная в честь 700-летия Риги

Фото: печные изразцы с изображением старой Риги, 1901 г.

Фото: изразцы на печи замка Яунмоку, Латвия

Ещё одна печь с историческим подтекстом росписи изразцов расположилась в чешском замке Орлик. Строительство замка и возникновение его необычного названия связано с легендой. История рассказывает о жестоком атамане, который возглавлял шайку разбойников, орудовавшую в лесах на юге Чехии. Однажды, вернувшись со своего промысла, атаман не обнаружил своего любимого сына. Долгие поиски не дали результатов, и убитый горем отец заснул неподалёку от скалы на берегу реки Влтавы. Утром атамана разбудил детский плач, который и привёл его к орлиному гнезду на вершине скалы. Вернув своего сына, атаман решил раз и навсегда распрощаться со своей разбойничьей жизнью и возвёл вместе со своей шайкой оборонную крепость. И именно эта крепость в XIV веке была реконструирована в прекрасный готический замок из камня.

В середине XIX века появилась изразцовая печь, запечатлевшая легенду в своей облицовке. Как и интерьер замка Орлик, печь выполнена в неоготическом стиле. Керамические изразцы напоминают сказочную книжку с яркими цветными картинками. А зелёные изразцы с рельефным орнаментом обрамляют её страницы словно красочный форзац. Текстовые фрагменты росписи поражают тонкостью работы мастеров-керамистов того времени.

Народная мудрость в картинках на изразцовых печах

В период XVII-XIX веков становятся популярными изразцы для печей и каминов с сюжетной росписью. Такие изображения передают нам особенности взаимоотношений и жизни людей того времени. Порой изразцы выступают настоящим учебным пособием, как в случае с печью во дворце Юсуповых, с которой мы познакомились ранее . А некоторые экземпляры даже несут в себе философские суждения и народную мудрость, увековеченную в керамике мастерами.

Изразцы с письменными заметками можно встретить на печах в Архиерейских палатах. Это целый комплекс зданий в Суздальском кремле, который предназначался для церковного верховенства. Сооружения возводились на протяжении XV-XVII веков. В конце XVII-начале XVIII века отдельные здания комплекса были объединены. В этот же период на втором этаже была построена Крестовая палата для торжественных событий и приёма гостей. Помещение представляет собой самый роскошный и великолепный зал.

Две изразцовые голландские печи барочного типа, отапливавшие Крестовую палату, появились в середине XVIII века. Их керамическая отделка схожа. Основные элементы украшает сюжетная роспись с небольшим текстовым сопровождением. Отличается лишь цвет пигмента росписи: синий и коричневый.

Фото: изразцовые печи Крестовой палаты, Суздаль

Фото: изразцы печные, середина XVIII в.

Схожие изразцы можно увидеть в Костромском Ипатьевском монастыре. Такая печь украшает Палаты бояр Романовых. Её появление датируется XIX веком и связано с перестройкой монастырских келий в царские палаты под руководством архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Текстовые фрагменты и сюжеты данной керамической отделки ближе к религиозным догматам, а некоторые и вовсе цитируют Священное писание. Связано это с тем, что выполнялась роспись церковными мастерами.

Фото: изразец печной, середина XIX века

Например, изразец для печи на фото гласит «Милость и истина сретостася», что означает «Милость и истина встретятся». Речь идёт о милости и справедливости Господа в день Суда. В верхней части плитки изображён мешок, символизирующий поступки и деяния человека на протяжении жизни. И для каждого человека стоит вопрос, перевесит ли чаша весов с мешком чашу, наполненную водой божественного милосердия.

Картинка на изразцовой печи на фото озаглавлена надписью «С тобою засыхаю». Всем известен библейский символизм, олицетворяющий вселенское зло в образе змея. Так и здесь мы видим, как зло губит всё живое на своём пути. Человек, окутанный злом, засыхает подобно деревцу, которое превратилось в безжизненную корягу в объятиях змея.

Удивительно, насколько необычной и многообразной может быть изразцовая отделка печей. Благодаря кропотливому труду мастеров в керамике могут застыть страницы истории, мифы и легенды, мудрость веков, культурные ценности, традиции и даже религиозные догматы. Керамическая облицовка очага может не только радовать глаз, но и быть наполненной содержанием и глубиной.

Рассмотренные творения не объединяет ни время или место их создания, ни происхождение или культура их создателей. Приравнять их можно только по одному выразительному признаку - вложенной частичке души мастеров. Эти печи являются лишним доказательством того, что керамика - это бессмертное искусство, способное говорить, передавать мысли и заставлять задуматься.

Столь же обширна география представленных в коллекции изделий, среди которых изразцы Москвы, Ярославля, Устюга, Вологды, Калуги, Владимира и других известных центров, а также образцы европейской и восточной керамики.

В коллекцию входят древнейшие керамические глазурованные плитки, которые использовали в украшении сооружений Киевской Руси в Х–ХI веках; рельефные терракотовые плиты, которые в конце XV века пришли в Московской Руси на смену традиционной белокаменной резьбе; первые, так называемые «красные», печные изразцы – керамические плитки, имеющие с тыльной стороны коробку-румпу для крепления, украшавшие печи с конца XVI века.

Плита терракотовая из декора церкви Ризоположения Московского Кремля

1485–1486 гг.



Изразец печной

Конец XVI – начало XVII вв.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Основу музейной коллекции составили рельефные муравленые и полихромные изразцы XVII в. Они поступили в музей в конце периода 1920–1930 годов, когда повсеместно разрушались памятники церковной и светской архитектуры. Благодаря энтузиазму П.Д. Барановского и его сподвижников в фондах музея «Коломенское» удалось сохранить фрагменты изразцового декора многочисленных московских церквей и колоколен: Николая Чудотворца в Столпах (1669 г.), Николая Чудотворца Явленного на Арбате (нач. 1680-х г.), Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1688 г.), Козьмы и Демьяна в Садовниках (1689 г.), Троицы в Зубове (1680-е гг.) и других. Особое место среди образцов фасадной керамики занимают керамические панно с изображением Евангелистов, изготовленные московскими мастерами в конце XVII в.

Вторая половина XVII в. – поистине «золотой век» русского изразцового искусства, время появления и широкого распространения многоцветных изразцов в убранстве печей и фасадов зданий.


Изразец муравленый из декора церкви Троицы в Костроме

Московское производство,

Около 1650 г.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского»

в Передних воротах Государева двора в Коломенском


Панно керамическое «Птица с фруктами», из декора колокольни церкви Козьмы и Демьяна в Садовниках в Москве

1689 г.

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков»

в Атриуме Фондохранилища в Коломенском

Панно керамическое «Евангелист Лука» из декора собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря в Москве

Экспозиция «Мастера. Техника и искусство русского строителя XV–XIX веков» в Атриуме Фондохранилища в Коломенском


Изразцовая печь из Михайловской церкви Немецкой слободы в Москве

1680-е гг.

Экспозиция «Вехи истории Коломенского» в Передних воротах Государева двора в Коломенском

Представленные в коллекции печные изразцы XVIII века, выполненные в технике росписи по эмали, пришедшие на смену древнерусским изделиям, отражают новое «живое принятие мира», перемену представления человека о своем месте в жизни.


Изразец печной гладкий расписной

Середина XVIII в.

Россия, Москва

Выдающееся произведение художника Михаила Врубеля – изразцовый камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный в 1898 году, – свидетельство возвращения в конце XIX века русских художников к «искусству глины» и воплощение древнерусских традиций новым художественным языком.


Камин «Микула Селянинович и Вольга»

М. Врубель

1898 г.

Керамические изделия советского периода, в первую очередь экспериментальные плитки с портретами В.И. Ленина, И.В. Сталина, с образами рабочих и красноармейцев завершают тысячелетнюю историю русского изразца, представленную в собрании музея.


Плитка керамическая

Д. Ципирович

1928 г .

Москва, Институт Силикатов

В настоящее время фонд изразцов продолжает пополняться в основном за счет археологических находок на территории Москвы, а также отдельными изразцами или полными печными комплектами из старых московских домов.

Печь с изразцами – одна из самых живописных. Домашняя и уютная, она никого не оставляет равнодушной. Вызывает непреодолимое желание прислониться к теплой стенке, провести рукой по выпуклому рисунку. От нее исходит умиротворение и спокойствие.

Фото:

Т акой притягательной делают ее изразцы.

– исконное название плиток для облицовывания. Слово изразец имеет старинные корни. Происходит от старославянского «изразъ», что означает резать, т.к. плитки изначально имели выпуклый (изрезанный) рисунок.

Позднее, под влиянием немецкого языка, получили второе название – кафель (кахель), что не совсем правильно, т.к. кафель имел гладкую поверхность. Но именно это слово окончательно закрепилось в языке, им стали называть все керамические плитки.

История изразцов

Облицовка печей изразцами имеет очень древнюю историю – обнаруженные находки свидетельствуют о VIII веке.

Печные изразцы стали развиваться особенно бурно в России в XVII веке, благодаря интересу к ним Петра I. Царь-реформатор, стремящийся модернизировать все сферы жизни страны, провел преобразование и в изразцовом деле.

По его личному указанию в строящийся Санкт-Петербург приглашались на работу голландские и немецкие керамисты, а талантливые русские мастера направлялись на учебу в Европу.

Петр I определил и новое направление в росписи изразцов. Соответственно его указу, все дворцовые печи должны были оформляться в живописном стиле. На плитки стали наносить изображения цветов и животных, жанровые сценки. А также парусники, городские пейзажи, фигуры офицеров и придворных дам и многое другое, что отражало жизнь, вкусы и предпочтения аристократии, состоятельных горожан и купцов.

Фото:

Причем это были не просто изображения. В каждый рисунок был заложен смысл, понятный современникам. Тогда же мастера стали подписывать изразцы. Чаще всего это были пояснительные надписи, но наносили также пословицы и поговорки. Теперь же смысл многих аллегорических картинок нам неясен, особенно без подписей. Остается лишь догадываться, что подразумевал автор тем или иным рисунком.

Старинные изразцы той эпохи можно увидеть в музее А.Меншикова в Санкт-Петербурге. Белого цвета с росписью кобальтовыми красками, они приковывают к себе восхищенные взгляды. Ни один рисунок не повторяется, на каждом свой сюжет.

В оформлении печей стали использовать ковровое покрытие. Для создания такого декора нужен был новый вид изразца. Рисунок на плитке перестали оформлять рамкой, по углам располагали прямоугольный или округлый узоры. При выкладывании изразцов на стыках плиток элементы соединяются и создают единый ковровый орнамент.

Для каждой печи всегда изготавливался индивидуальный комплект изразцов, т.к. кладка печи и облицовка изразцами происходит одновременно. Ни одна печь не повторялась – ни по конструкции, ни по облицовке.

Изготовление изразцов было настолько трудоемким процессом, что мастеров называли живописцами. Труд ценился очень высоко – наравне с работой иконописцев.

Фото:

Несмотря на большое влияние иноземных мастеров, русская плитка имела свои отличия. Отказываться от своих традиций мастера не стали. Поэтому в рисунках видно переплетение западноевропейского искусства и русского стиля.

Русские изразцы отличались не только используемым материалом и размером, но и конструкцией. Главное отличие от европейских кахлей – румпа с тыльной стороны. Это глиняный выступ с отверстием для проволоки, которой связывают изразцы друг с другом и самой кладкой. Такая техника облицовки применяется и поныне.

После бурного развития в XVII – нач. XVIII в., последовал более спокойный ритм развития изразцового производства. На смену бело-голубым плиткам вернулись многоцветные изразцы.

По мере развития технического прогресса, производство изразцов становилось все более массовым. Изобретались новые приемы, упрощалась и менялась мода на роспись плиток. Возникал и угасал интерес к сюжетным росписям изразцов, к многоцветным и монохромным стилям.

Со временем печи с изразцами стали настолько популярными, что производство плиток не поспевало за строительством печей. Поэтому значительно упростилась роспись изразцов. В первой трети XIX века плитки, покрытые белой эмалью, вытеснили расписные. Осталось лишь несколько мастерских, продолжавших расписывать изразцы.

Благодаря современным материалам и краскам, роспись изразцов становится более доступной. Появились предприятия, специализирующиеся на выпуске изразцов. Кладка каминов и печей из изразцов становится популярной. Остается надеяться, что древнее народное искусство сумеет выжить и приспособиться к современным условиям.

Сегодня изразцы для печей и каминов вновь популярны. Хотя многие технологии росписи безвозвратно утеряны, те, что остались, успешно применяются и сейчас.

–пожалуй, самая крупная российская компания, которая специализируется на естественно состарившихся стройматериалах. Начинала с поставок исторического кирпича для интерьерных проектов. Уникальный материал XVIII-XIX веков спасают из разрушенных старинных домов, усадеб и мануфактур, которые гибнут от времени и активно разрушаются властями.

Для тех, кто не собираетесь строить , но хотел бы имитировать старинную кирпичную кладку, предлагают отделочную плитку. В этом случае исторический кирпич нарезают пластинами. Как раз такой плиткой выложили стену в проекте «КВ» .

Помимо кирпича у «Братьев Немцев» можно заказать подлинные стеклоблоки 60−70−х гг, окна, двери, доски и балки из старого дерева, а также древние радиаторы и даже чугунный пол с вековой историей.

Амбарная доска

Ebony&Co – к омпа ния, где можно купить не просто амбарную доску для интерьерных проектов, но и изделия из нее: половую доску и паркет, стеновые панели, обшивку для домов и террас. На выбор предлагают десяток обработок и текстур. Материал поставляют не просто из Северной Америки, а буквально из Средневековья: возраст такой доски около 400 лет.

Зрителям наших программ этот материал хорошо знаком. Дизайнеры «Переделки» довольно часто используют амбарную доску, причем как для исторических аллюзий, как это было сделано в проектах и так и для декора вполне современных интерьеров – вспомним и