Повседневная жизнь на Руси в XIII-XV вв. Дом, одежда, еда

История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс Киселев Александр Федотович

§ 29 – 30. БЫТ И КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА В XIII – XV ВЕКАХ

Возрождение хозяйства. Монголы нанесли сильнейший удар русским землям: уничтожили многие материальные и духовные ценности, разорили и сожгли десятки городов, увели в плен тысячи людей. Многие виды ремесла были забыты, центры культуры находились в запустении, прекратилось каменное строительство. В середине XIV века русские люди начали восстанавливать разрушенное хозяйство и города, возрождались ремёсла, торговля, сельское хозяйство.

При обработке земли преобладала трёхпольная система – поле делили на три участка: озимь, ярь и пар. Озимые культуры засевались осенью, урожай получали в следующем году. Яровые сеяли весной и в том же году получали урожай. Земля, отведённая под пар, отдыхала от посевов. В последующие годы участки чередовались.

Росло производство металла, из которого изготовляли оружие, кольчуги и шлемы. Этим занимались бронники. Село Бронницы на Мсте в Новгородской земле славилось своими кузнецами. В конце XIV века появилось огнестрельное оружие. Среди кузнецов были мастера пушечного дела. В 1470-е годы пушки стали лить из бронзы, но ручные пищали по-прежнему ковали из железа.

Широким спросом пользовались предметы из железа бытового назначения: ножницы, швейные иглы, гвозди, заклёпки, скобы, замки, ножи разных типов: кухонные, столовые, косторезные, боевые и многие другие.

Совершенствовали мастерство литейщики. Они освоили и художественное литьё, особенно церковной утвари. Колокол Троице-Сергиева монастыря, отлитый в 1420 году, весил 20 пудов. Основной продукцией гончарного производства были посуда и детские игрушки.

Плотники и мастера по дереву строили крестьянские избы, боярские хоромы, корабли, мостили улицы, изготавливали мебель. Искусные деревянные изделия украшали дома и их внутренние помещения.

В сельской местности крестьяне занимались домашним ткачеством. В этот период началось изготовление тканей на станках. Сырьём служили шерсть, лён и конопля. Население охотно покупало изделия кожевников, сапожников, шорников, сумочников, скорняков.

Русские люди осваивали токарный станок (из дерева) и подъёмные механизмы (применялись итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти при сооружении Успенского собора в Кремле). Со второй половины XV века в строительстве широко использовался кирпич. В 1404 году в Московском Кремле были установлены башенные часы, в 1436 году часы появились и в Новгороде.

Русские плотники

Ткацкий станок. Реконструкция Б. Колчина

Просвещение и литература. Распространение знаний и грамотности по-разному шло в деревне и шумном торговом городе, в монастыре и княжеском дворце. В сельской местности знания, необходимые крестьянину, передавали молодым старики. В виде примет и пословиц они сохранились до наших дней, например, «на Сретенье (2 февраля) – снежок, весной – дождёк», «май холодный – год хлебородный». В деревнях грамотными людьми были сельские старосты и священники. В воспитании детей большую роль играли сказки с положительными и отрицательными персонажами. Популярный герой сказок Иванушка-дурачок неизменно преодолевал все препятствия и всегда прощал своих заносчивых соперников.

Князья, бояре, горожане учились грамоте по книгам. Они умели читать и писать. Грамота была необходима для ведения различных торговых и имущественных дел. На пергаменте и бересте составлялись и записывались различные документы (купчие грамоты, челобитья, завещания, договоры и пр.). Однако среди богатых людей было немало таких, кто «еле брёл по грамоте».

С середины XIV столетия дорогую телячью кожу, использовавшуюся для изготовления книг, постепенно заменяла бумага. Книги стали дешевле и поэтому доступнее. Их читали вслух специальные чтецы. Тех, кто знал грамоту, т. е. умел читать и писать, называли вежами, незнающих грамоты – невежами.

В литературе, созданной в XIII – XV веках, развивались две темы – монгольское нашествие и объединение русских земель. В «Слове о погибели Русской земли» в поэтической форме прославляются русские князья и повествуется о прекрасной и изобильной стране, которая была растоптана полчищами Батыя. Куликовской битве посвящены «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина», автором которой был брянский боярин Софоний Рязанец.

Популярным чтением на Руси были жития святых. В них содержались сведения как бытового характера, так и из области культуры, истории, географии. Из житий известно, например, что будущие святые чаще всего начинали обучаться грамоте с семи лет. «Житие Александра Невского» с описанием подвигов князя составили вскоре после его кончины. Один из авторов, Епифаний Премудрый, живший в конце XIV – начале XV века, написал жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского.

Своеобразный памятник литературы – описание путешествий. В XV веке свет увидело «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Он отправился в Персию и волей судьбы оказался в Индии. Афанасий Никитин ярко и точно описал неизвестную и таинственную страну. Тверской купец был первым европейцем, посетившим Индию. Португалец Васко да Гама оказался там на несколько лет позже Афанасия Никитина.

Школа в Московской Руси. Художник Б. Кустодиев

Сохранились и летописные традиции Древней Руси. В XIV – XV веках в летописании различных областных центров красной нитью проходила идея объединения Русской земли.

Нестяжатели и иосифляне. Церковные земли, выросшие до огромных размеров, стали предметом обсуждения в русском обществе.

Споры о церковном землевладении развернулись среди духовенства. Сформировалось два идейных течения – нестяжатели и иосифляне. Первое возглавил монах Кирилло-Белозерского монастыря Нил Сорский. Он проповедовал нестяжательство – скромную жизнь монахов, которые живут за счёт собственного труда, и отрицал право монастырей на владение землёй и крестьянами.

Представители другого течения – иосифляне – во главе с Иосифом Волоцким, основателем подмосковного Иосифо-Волоколамского монастыря, отстаивали право церкви на земельную собственность. Они выступали за сильную и богатую церковь, но признавали зависимость духовной власти от светской.

Афанасий Никитин покидает Тверь. Художник Д. Н. Буторин

На церковном соборе в Москве в 1503 году Иван III поставил вопрос о ликвидации монастырского землевладения. Таким образом он хотел обеспечить землёй служилое дворянство. Нил Сорский призывал отказаться от права монастырей на землю, отойти от мирских дел и сосредоточиться на духовном самоусовершенствовании. Иосиф Волоцкий обвинил нестяжателей в том, что они ослабляют позиции церкви в государстве и наносят вред духовному воспитанию народа.

Иосиф Волоцкий добился успеха – земельная собственность церкви осталась в её распоряжении.

Архитектура. В XIII веке строительство церквей резко сократилось. В 1292 году около Новгорода была возведена первая со времён нашествия Батыя каменная церковь Николы на Липне. В 1360 году в Новгороде построили изумительную по красоте церковь Фёдора Стратилата, затем – церковь Спаса на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках. Храмы в Пскове сооружали таким образом, чтобы строения органично вписывались в окружающий ландшафт.

Церковь Фёдора Стратилата в Новгороде

Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде

Образец каменного зодчества в Твери – белокаменный собор Спаса Преображения. Его построили в конце XIII века на месте деревянной церкви.

При Иване Калите началось возрождение каменного зодчества в Москве. Были построены белокаменные Успенский собор (1326 – 1327), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), ставший княжеской усыпальницей, церковь Иоанна Лест-вичника (1329). Спасский собор Андроникова монастыря (1425 – 1427) возвели на средства Ермолы – родоначальника купеческой династии Ермолиных.

С размахом строил сын Дмитрия Донского, Юрий, князь звенигородский. При нём появились придворный Успенский собор в Звенигородском кремле (около 1400) и Рождественский собор в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом (1405).

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря

Московский Кремль. Князь Даниил Александрович около 1300 года огородил Москву сосновым тыном. Вначале это укреплённое место называлось детинец, затем – кремник или кремль. Сосновые ограждения продержались недолго, их превратил в пепел очередной пожар. В 1339 году при Иване Калите возвели крепость из дубовых брёвен. Однако в 1365 году её постигла та же участь – она сгорела. Пожары были частым явлением, и укрепления Москвы отстраивали неоднократно.

Иван III решил обновить оборонительные сооружения Москвы. Он приказал снести старые, уже обветшалые стены и обнести Кремль толстыми и высокими стенами на прочном фундаменте с боевыми башнями. По приглашению великого князя в Россию приехали знаменитые архитекторы из Италии.

Новый Кремль строили из кирпича и белого камня десять лет (1485 – 1495). На южной стороне Кремля – вдоль Москвы-реки – возвели крепостную стену и семь башен: Тайницкую, Водовзводную, Беклемишевскую, Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные. В 1485 году Антоний Фрязин построил первую из кремлёвских башен – Тайницкую. Она получила своё название не случайно: от подвала башни вёл тайный ход к Москве-реке.

В 1490 году приступили к укреплению северо-восточной части Кремля, со стороны Красной площади и Васильевского спуска. Там, где стены смыкались под острым углом, ставили круглые башни, которые давали возможность вкруговую обстреливать врага. Таких башен было две – Водовзводная и Беклемишевская. На случай длительной осады в них были устроены тайники-колодцы. Сооружали также мощные и высокие башни с воротами для проезда в Кремль. Ворота закрывались дубовыми или железными створами. С наружной стороны к проездным башням пристраивались отводные башни-стрельницы, с которых можно было поражать неприятеля, прорвавшегося к воротам.

Московский Кремль при Иване III. Художник А. Васнецов

В 1495 году началась реконструкция западной части Кремля, защищённой рекой Неглинной. Работами руководил итальянский архитектор Алевиз Новый. По его проекту западную кремлёвскую стену соединили с ранее построенной Боровицкой башней и замкнули крепость.

Василий III повелел «вокруг града ров делати камнем и кирпичом и пруды чинити». Ров шириной 32 метра и глубиной около 12 метров выкопали на территории современной Красной площади, и он соединил реку Неглинную с Москвой-рекой. С обеих сторон ров обнесли невысокими зубчатыми стенами. Воду во рву удерживали шлюзы. Практически Кремль превратился в остров, неприступный для неприятеля. Площадь Кремля составила 27,5 гектара, общая протяжённость стен достигала 2235 метров.

В 1475 – 1479 годах Аристотель Фиораванти возводил новый (старый сильно обветшал) Успенский собор Московского Кремля. Иван III повелел итальянскому зодчему взять за образец Успенский собор во Владимире. Фиораванти придерживался традиций русской архитектуры. Величественный Успенский собор украсил Кремль и Москву – золочёные купола главного храма столицы были видны из каждой части города.

Успенский собор

Благовещенский собор, домовую (семейную) церковь русских князей (а позднее царей) строили мастера-зодчие из Пскова.

Итальянцы Марко Руффо и Пьетро Солари в 1491 году завершили строительство Грановитой палаты. Она получила своё название за облицовку фасада гранёным камнем. Здесь проходили приёмы иностранных послов, устраивали торжества.

Иван Великий решил возвести новый Архангельский собор (старый снесли). Итальянский архитектор Алевиз Новый в 1505 году начал строительство, которое продолжалось три года. В 1508 году собор был освящён. Впоследствии в нём хоронили князей и царей. В 1505 – 1508 годах итальянец Бон Фрязин работал над возведением высочайшей по тем временам колокольни, прозванной Иваном Великим.

Грановитая палата Московского Кремля

Живопись. Ни в какой другой стране не было написано так много икон, как в Русской земле. В каждом храме над так называемыми царскими вратами алтаря помещался деисус – композиция из икон: в центре – икона Иисуса Христа, справа от неё – Богородицы, слева – Иоанна Крестителя. Иконы апостолов, ангелов, святых составляли ярусы иконостаса .

Иконы для храмов и соборов писали мастера новгородской, ростовской, тверской, псковской, московской, вологодской школ иконописи. В 1294 году Алекса Петров написал для монастырской церкви Николы на Липне близ Новгорода икону Николы Липинского (Никола Чудотворец был особо любим в народе и почитался как покровитель мореплавателей).

Один из лучших образцов ростовской школы – икона Спаса Нерукотворного (начало XIII века). В 40-е годы XIV века для Успенского собора Московского Кремля была написана икона «Спас Ярое Око».

Талантливым живописцем, о котором сохранились достаточно полные и достоверные сведения, был Феофан Грек. Он работал в Константинополе, Галате и Кафе, на Руси – в Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве. Фрески замечательного художника хорошо сохранились в церкви Спаса Преображения в Новгороде. В Москве он расписал церкви Рождества Богородицы (1395), архангела Михаила (1399) и Благовещения (1405). Деисус Благовещенского собора – вершина творчества Феофана Грека.

Феофан Грек. Столпник. Фреска из церкви Спаса Преображения

Во второй половине XV века писал иконы Дионисий. Талантливый художник создал фрески и иконостас Ферапонтова монастыря, который находится около Вологды.

Знаменитый русский художник Андрей Рублёв (его биография мало известна) в летописях упоминается рядом с именем Феофана Грека. Это свидетельствует о признании мастерства Андрея Рублёва. Созданную им икону «Троица» современники воспринимали как символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. В основе сюжета «Троицы» лежал библейский рассказ о явлении праведному Аврааму трёх прекрасных юношей-ангелов, в которых воплотилось триединое христианское Божество (Отец, Сын и Святой Дух).

Дионисий. Фреска Ферапонтова монастыря. Вологда

Андрей Рублёв. Троица. Икона

Рублёв писал икону для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре «в похвалу святому Сергию» – основателю монастыря, великому русскому подвижнику. Последние годы жизни Андрей Рублёв провёл в Андрониковом монастыре в Москве.

Вопросы и задания

1. Используя материал параграфа и дополнительную литературу, расскажите об одном из ремёсел средневековой Руси.

2. Какие технические новинки появились на Руси в XIII – XV веках?

3. Какую роль играла грамота в жизни средневекового человека? Что значили слова «вежа» и «невежа»?

4. Какую роль играла церковь в жизни общества? Почему проблема монастырского землевладения вызвала острые споры?

5. Составьте рассказ об одной из башен Московского Кремля.

6. Какое из живописных произведений XIII – XV веков вам наиболее близко и почему? Используйте при ответе иллюстрации учебника.

Пищаль огнестрельное оружие в виде ружья, позднее артиллерийское орудие.

Нестяжательство отказ от собственности, бескорыстие.

Иконостас перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарь от остального помещения в церкви.

Около 1360/70 – около 1430 года – приблизительные годы жизни великого русского живописца Андрея Рублёва.

1466 – 1472 годы – путешествие Афанасия Никитина в Персию и Индию.

14715 – 1479 годы – строительство Успенского собора в Кремле.

Из летописного свидетельства о постройке Аристотелем Фиораванти Успенского собора:

«Взял с собой тот Аристотель сына своего, зовут Андреем, и слугу – зовут Петрушею, и поехал в Русь с послом Семёном Толбузиным.

Он расхвалил гладкость стен Успенского собора (который строили до приезда Аристотеля. – Авт. ), но нашёл, что известь недостаточно скрепляет и камень нетвёрд. Поэтому он все своды делал из кирпича, потому что, говорил, кирпич твёрже камня.

Старую церковь он разбил таким образом: поставил три бревна и соединил их верхние концы, дубовый брус повесил на верёвке посреди них поперёк, а его конец оковал железным обручем и, раскачивая, разбил стены, а другие стены разобрал снизу и подставил поленья, всё поставил на поленья, зажёг поленья, и стены упали. Удивительно было видеть: что три года делали, он развалил в одну неделю и меньше того, так что не успевали убирать камни, а говорят, в три дня хотел её развалить.

В том же году (1476) Аристотель достроил Успенский собор до кивотов, идущих вокруг собора; внутри стен положил скрепы железные на стержнях и между столбами, где в наших церквах дубовые брусья, всюду положил кованое железо.

В том же году Аристотель сделал колесо, и вверх камней не носили, но зацепляли верёвками и поднимали, а наверху зацепляли малые колёсики, которые плотники зовут векшей, ими поднимают землю на избу, – удивительно было на это смотреть».

Какие технические приёмы применил венецианский архитектор при строительстве нового Успенского собора?

Работаем с документом

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ГЛАВЫ 5

В XIV веке начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Этому способствовала умелая политика московских князей, прежде всего Ивана Даниловича Калиты. Значительную роль в пробуждении народного патриотизма играла Русская церковь. Москва сумела преодолеть сопротивление соперников – Тверского и Литовского княжеств и стала духовным и политическим центром складывавшегося Российского государства.

Событием огромного значения была Куликовская битва. С благословения Сергия Радонежского полки московского князя Дмитрия Донского разгромили ордынское войско Мамая и тем положили начало освобождению русских земель от власти Золотой Орды.

При Иване III было окончательно свергнуто ордынское владычество, укрепился международный авторитет государства, совершенствовались его управление и законодательство.

Много сил русские люди приложили, чтобы обеспечить хозяйственный подъём страны, возродить ремёсла и торговлю, зодчество, летописание. Преобразился Московский Кремль, при Иване III он стал неприступной крепостью. Русская живопись (преимущественно церковная иконопись) достигла своего расцвета благодаря творчеству Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги Народная монархия автора Солоневич Иван

ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА Мы строим свою программу на основании реального опыта нашего прошлого. Вся трудность вопроса заключается в том: чем же было наше реальное прошлое? Кто дает наиболее точный ответ на этот вопрос?Проф. Виппер признавался, что для изучения истории

Из книги Неизвестная Россия. История, которая вас удивит автора Усков Николай

Молитва русского народа Итак, от двери спальни, в которую ночью 19 июля 1914 года вошел император Николай II, мы перенеслись на 81 год назад, в 6 декабря 1833 года (18-е по новому стилю), в совершенно другую еще страну. Чтобы понять, насколько она другая – достаточно оглядеться по

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Теневой народ автора Прохожев Александр Александрович

2. Геноцид русского народа Триста лет русский народ находился под татаро-монгольским игом. С 1917 года Россия и русский народ подпали под еврейское иго.Татары не оскорбляли религиозных чувств православных, не оскверняли и не разрушали церквей. Они оставляли власть русским

автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в IX–XI веках В IX–XI веках с политической точки зрения в Грузии сложилась довольно сложная ситуация. Отдельные грузинские царства и княжества вели ожесточенную борьбу за первенство в деле объединения страны. Помимо этого страна страдала от постоянных

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Экономика, культура в XI–XIII веках Экономическое и социальное развитие Грузии в XI–XIII веках Объединение страны, усиление царской власти и освобождение от турок-сельджуков способствовали экономическому развитию Грузии и ее процветанию. Наряду с развитием сельского

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Культура Грузии в XIII–XV веках Создавшееся в Грузии тяжелое политическое, экономическое и социальное положение оказало влияние на развитие грузинской культуры.1. Просвещение. Главным культурным центром страны являлся город Тбилиси. Несмотря на многократное разорение и

Из книги История народа Рос [От ариев до варягов] автора Акашев Юрий

§ 2. Происхождение названия русского народа В проблеме происхождения русского народа одним из главных является вопрос о происхождении его имени. От решения этого вопроса зависит и ответ на некоторые другие важнейшие вопросы: о древности этого народа, о его этнической

автора

Глава 13. СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА О характере русского народа есть два полярных мнения. Одно мнение, укрепившееся в XIX веке, об имперскости русского народа, идет с Запада. Этот заброшенный образ подхватили и некоторые политические группировки на окраинах империи. Имперский

Из книги Страна незаходящего солнца [Национальная политика Российской империи и самоназвание русского народа] автора Бажанов Евгений Александрович

Часть II. О САМОНАЗВАНИИ РУССКОГО НАРОДА Для начала мы должны четко разграничить понятия самоназвание народа и название русского народа в других языках. Название нашего народа или любого другого у иноземцев может по самым разным причинам не совпадать с самоназванием.

Из книги Историческая правда и украинофильская пропаганда автора Волконский Александр Михайлович

Три ветви русского народа Запустение Киевской Руси Мы видели, что до нашествия татар на всем пространстве тогдашней России действовала и господствовала единая народность - русская. Но мы видели также, что лет сто после этого нашествия, с XIV века, встречается (для Галиции)

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

4. Быт русского народа Новые бытовые формы культуры насаждались в жизнь дворянской элиты. В 1700 г. у ворот Кремля были даже выставлены манекены с образцами новой одежды для дворян (венгерской, саксонской и французской).Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу

Из книги Прорваться в будущее. От агонии – к рассвету! автора Калашников Максим

Русского народа уже нет «Свободная пресса» продолжает дискуссию «Россия для русских?», в которой представители самых разных политических сил высказывают свою точку зрения на современное положение русского народа, ищут пути преодоления межнациональных проблем в

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

ГЛАВА V Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием и немецко-шведской крестоносной агрессией

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Гармоничное развитие древнерусской культуры было прервано монгольским нашествием в середине XIII столетия. Поэтому историки и отделяют начальный период ее эволюции (IX-XIII вв.) от всех последующих. Неразрывной частью культуры был быт - все то, что окружало повседневную жизнь рядовых членов и знати восточнославянского общества.

Зодчество

Как и вся культура домонгольской Руси, архитектура страны сильно изменилась после принятия христианства и наслаивания византийских традиций на древнерусские. Жилые постройки восточных славян с давних времен представляли собой полуземлянки и срубы. На севере в лесной зоне сложились богатые традиции плотничества.

Каменные постройки появились в конце X века, когда в страну по приглашению князя Владимира прибыли греческие зодчие. Важнейшие памятники культуры домонгольской Руси были построены в Киеве - «матери городов русских». В 989 году началось возведение каменной Десятинной церкви, ставшей кафедральным собором, расположенным рядом с княжеским двором.

В дальнейшем древнерусская монументальная архитектура распространилась по всем восточнославянским землям. Например, в XI веке в Новгороде был освящен Софийский собор - сегодня это главная достопримечательность города. Также данная постройка считается древнейшей церковью, построенной славянами и сохранившейся на территории России. Свой Софийский собор был и в Киеве. Выдающимся памятником зодчества является построенная во Владимирском княжестве в XII столетии.

Крепостные сооружения чаще всего представляли собой городские стены, собранные из деревянных срубов (также их называли городницами). Наверху устанавливались площадки для гарнизона и щели, из которых велась стрельба по неприятелю. Дополнительными укреплениями были башни (вежи). Крупные города состояли из внешних стен, детинца и внутренней крепости. Стены княжеских столиц могли строиться из камня. За их пределами разрастались посады, где обживались ремесленники и прочий простой люд.

Живопись

Благодаря влиянию византийского православия культура домонгольской Руси обогатилась не только традициями строительства каменных храмов, но и новыми веяниями в живописи. Такие жанры, как фреска, мозаика и иконопись, стали неотъемлемой частью жизни восточных славян. В живописи греческое влияние оказалось долговечнее, чем в зодчестве, где уже в скором времени возник самобытный древнерусский стиль. Это было вызвано тем, что, например, в иконографии существовал строгий христианский канон, от которого мастера не отходили на протяжении нескольких столетий.

Помимо религиозной существовала и светская живопись. Ярким образцом этого жанра стали настенные росписи, созданные в башнях Киевской Софии. Рисунки изображали семью великого князя Ярослава Мудрого, сцены из повседневной жизни монарха, фантастических птиц и зверей. До наших времен сохранилось несколько икон, созданных во Владимиро-Суздальской земле в XII веке. Эти артефакты как нельзя лучше демонстрируют, какой была культура Руси домонгольского периода. Другой уникальный памятник, средневековая фреска, являющаяся главной достопримечательностью Дмитриевского собора, изображает сцены Страшного суда.

Золотой век культуры домонгольской Руси относится к XII столетию, когда феодальная раздробленность прежде единой страны стала причиной возникновения региональных «школ» во многих сферах творческой деятельности. Затронула эта тенденция и изобразительное искусство. К примеру, в новгородской были созданы росписи, проникнутые уникальным мрачным и суровым духом. Рисунки грозных архангелов и фигур святых не похожи ни на один другой образец древнерусской живописи.

Музыка

Музыка - это еще один вид искусства, наглядно показывающий, какой была история Домонгольский период оставил после себя немало свидетельств о песенных предпочтениях восточных славян. Музыка характерна тем, что она во все времена существовала неотрывно от быта как знати, так и рядовых людей. Семейные празднества, «игрища», не представлялись без песен, плясок и игры на инструментах. Народные произведения носили самый разный характер. Это были свадебные причеты, весенние игровые мелодии, плачи по умершим родственникам.

Наиболее одаренные исполнители становились музыкантами-профессионалами. Певцы торжественных былин и сказители специализировались на эпическом жанре. Параллельно им существовал целый мир бродячих трупп, состоявших из скоморохов, которые выступали на городских площадях и пирах. Культура домонгольской Руси была многогранной, и музыка в этом смысле не отличалась от других видов искусств. Многие скоморохи не только пели, но и пробовали себя в качестве акробатов, плясунов, жонглеров и актеров, то есть становились лицедеями. Интересно, что княжеские власти нередко боролись с такой самодеятельностью, так как древние «бесовские» песни носили в себе печать давних языческих традиций.

Русские включали в себя балалайки, бубны, гусли, трещотки, домры. А рога и трубы использовались не только для исполнения песен, но и для сигнала во время охоты или военных действий. В дружинах существовали собственные подобия «оркестров». Например, такой коллектив поднимал боевой дух войска во время осад городов волжских болгар в 1220 году.

Как и остальная культура домонгольской Руси, музыка получила свою собственную православную нишу. Тексты церковных песнопений были византийскими (в переводе на славянский язык). От греков Русь заимствовала богослужебный ритуал. Таким же образом появились приемы распевов.

Фольклор

Больше всего древнерусская культура известна по ее фольклору, отличающемуся выдающимся разнообразием и богатством. Песни, былины, заклинания, поэзия были его неотъемлемыми компонентами. Язычество породило мифологические сказания, которые сохранились даже после принятия христианства. Фольклорные представления срослись с православием, что больше всего отразилось на календарных праздниках и суевериях.

Былинный героический эпос - вершина в устном народном творчестве. Главными персонажами подобных произведений становились богатыри. Такие герои, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, известны каждому ребенку по сборникам сказок. В былинах отразилось то богатство, которое представляет собой культура Руси домонгольского периода. Богатыри могли быть как реальными историческими персонажами, так и обобщенными образами. В сказаниях о бесстрашных героях отложилась целая средневековая эпоха с ее характерными чертами (борьбой со степными кочевниками, «лихими людьми» и т. д.).

Письменность

Противоположностью устного народного творчества было творчество письменное. Однако такая литература не могла появиться без азбуки. Та, в свою очередь, просочилась на Русь вместе с христианством. Византийские просветители Кирилл и Мефодий создали для славян специальную азбуку, ставшую фундаментом для самых разных письменностей: русской, болгарской, сербской, македонской и т.д.

Труд греческих проповедников из Солуни имел самые далеко идущие последствия. Без кириллицы не сложилась бы и вся домонгольская Эту азбуку использовали для полного перевода православных текстов. Первые школы, обучающие грамоте, были учреждены князем Владимиром Святославичем.

Уникальными памятниками древнерусской письменности являются новгородские берестяные грамоты. Большая их часть была обнаружена археологами в XX веке. Берестяные грамоты свидетельствуют о том, что грамотность на Руси не считалась уделом исключительно аристократии. Писать умели многие обычные граждане, что и зафиксировали средневековые новгородские артефакты.

Древняя кириллица несколько отличалась от современной. В ней были надстрочные знаки и некоторые дополнительные буквы. Кардинальная реформа старого алфавита произошла при Петре I, а окончательный сегодняшний вид он принял после революции 1917 года.

Литература

Вместе с письменностью Русь переняла у Византии книжную культуру. Первые самостоятельные произведения были религиозными поучениями или проповедями. Таковым можно считать «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом в середине XI столетия.

Куда более распространенным жанром стала летопись. Они являются не только хрониками событий, но и источником знаний о том, какой была культура Древней Руси домонгольского периода. Главным летописцем Киевской Руси считается Нестор. В начале XII века им была составлена «Повесть временных лет». В этом своде были описаны основные события русской истории от возникновения государственности до 1117 года. Нестор сосредоточил свое внимание на политических событиях: княжеских спорах, войнах и союзах. Летописец также оставил после себя «Чтение», в котором подробно остановился на биографии двух князей-мучеников Бориса и Глеба.

Князь Владимир Мономах запомнился не только как мудрый политик и талантливый полководец, но и как незаурядный писатель. Правитель Киева оставил своим наследникам «Поучение» - политический трактат, в котором автор объяснял, каким должно быть идеальное государство и эффективная власть. В книге Мономах напомнил будущим князьям, что личные интересы политиков не должны вредить единству государства, необходимому в том числе для борьбы с кочевниками-половцами.

«Поучение» было написано в начале XII века. В конце того же столетия появилось главное произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Оно также было посвящено теме борьбы с половцами. В центре повествования поэмы - неудачный поход в степь князя Игоря Святославича, правившего в Новгороде-Северском.

Исходящая от кочевников угроза мирной жизни во многом повлияла на то, какими стали культура и быт домонгольской Руси. В «Слове» неустановленный автор как никто лучше показал, насколько разрушительными были набеги язычников. Как и Мономах в своем «Поучении», он подчеркивал важность единства русских земель перед общей опасностью.

Прикладное искусство

Русские мастера с давних времен славились своими уникальными техниками изготовления ювелирных украшений (эмалью, сканью и т. д.). Подобные изделия делались под заказ для боярской и княжеской знати. Иностранцы восхищались русской чернью по серебру. Этой смесью обрабатывали самые разные изделия: браслеты, кресты, перстни и т. п.

Киевские мастера предпочитали позолоченные и серебряные фигуры на черневом фоне. Владимирские ремесленники чаще делали чистый серебряный фон и золотые фигуры. В Галиции существовала собственная школа контурной черни. На этих примерах прикладное искусство еще раз демонстрирует, какими разнообразными были культура и быт домонгольской Руси.

Ремесла деревни сильно отличались от ремесел города. В сельской местности мастера долгое время использовали в своих орнаментах языческие мотивы нечистой силы. Популярностью пользовались обереги и амулеты. Большая их часть делалась из самого доступного материала - дерева. Если сначала заклинательные элементы в прикладном искусстве имели отчетливое магическое предназначение, то постепенно они утратили этот смысл и стали простыми узорами. Культура Руси домонгольского периода, кратко говоря, эволюционировала. С каждым поколением она понемногу видоизменялась и усложнялась.

Быт и жилище

Ранние славянские полуземлянки состояли из печи, лавок и нар. Каждое такое помещение становилось домом для отдельной брачной пары. Распространенность полуземлянок у южных племенных союзов восточных славян отмечалась арабскими географами. Такие жилища начали исчезать в X веке. Этот процесс был связан с разрывом патриархальных связей малой семьи и отмиранием родовых пережитков.

Например, в Киеве, помимо полуземлянок, были срубные и бревенчатые жилища. Дерево являлось относительно дешевым материалом, достать его мог почти каждый городской или сельский житель. Доступность помогала быстро восстанавливать поселения в случае пожаров. Возгорания всегда приводили к сильным разрушениям, что, с другой стороны, было заметным недостатком дерева.

Важной частью княжеских дворцов была гридница - просторное помещение, где на пирах собиралась дружина. Изучение устройства аристократического жилища - это еще один интересный способ понять, какой была культура домонгольской Руси. Архитектура являлась показателем социального положения, позиции на общественной лестнице владельца здания. Интересно, что в XII веке, когда государство окончательно распалось, прежние великокняжеские гридницы исчезли - их помещения стали использовать в качестве тюрем.

Одежда

Обычные крестьяне, или смерды, одевались в подпоясанные рубахи-косоворотки, заправленные в штаны, и высокие сапоги. Зимой использовались недорогие меха. При этом простонародными считались медвежьи шубы. Пояса были узкими и кожаными, пряжки делались из меди. Женщины, как правило, носили украшения ожерелья, бусы).

Характерным признаком дружинной, боярской и княжеской одежды был плащ. Если крестьяне носили льняные грубые рубахи, то аристократы - сорочки из шелка. Княжеские сапоги шились из сафьяна. Обязательным атрибутом монарха была шапка с меховым околышем. Украшения знатных людей делались из драгоценных камней и золота. К примеру, князь Святослав Игоревич носил характерную жемчужную серьгу. Быт и культура домонгольской Руси (10-13 века) удивляли многих иностранцев. Зимняя одежда русской знати делалась из собольих мехов, являвшихся ценнейшим товаром на всех рынках Европы.

Пища

Так как основой сельского хозяйства Руси было хлебопашество, рацион обычных людей состоял в основном из самого хлеба и различных круп (ячменя, пшеницы, ржи и проса). Их важность для жизни восточных славян была принципиальной. От хлеба настолько зависели, что археологи находили детские игрушки в форме хлеба. Неурожай считался величайшим бедствием, обязательным следствием которого становился повсеместный мор.

Мясная пища горожан состояла из мяса птицы и домашнего скота. В деревне долгое время сохранялась древняя традиция есть конину. Важной частью домашнего стола были молочные продукты, в том числе творог. Идеологическая война церкви с язычеством затронула и рацион. Например, все тот же творог считался обрядовым яством. Священники старались регулировать рацион своей паствы с помощью всевозможных постов.

Из рыбы на столе особенно ценились осетры (известно, что у новгородских князей служили «осетренники», которые собирали с рыбных ловель подати осетрами). Ключевыми овощами являлись репа и капуста. Пищевая культура домонгольской Руси, кратко говоря, менялась медленнее всех остальных сфер славянской жизни. Традиционными приправами были корица, уксус, орехи, анис, мята, перец. Недостаток соли мог обернуться настоящим народным бедствием. Этот товар являлся любимым объектом спекуляций торговцев.

Основные понятия:

Летопись

Берестяные грамоты

Основные имена:

Нестор «Повесть временных лет»

Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»

Даниил Заточник «Слово», «Моление»

Владимир Мономах «Поучение детям»

В понятие культура входит все то, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческие отношения.

Особенности Древнерусской культуры.

1. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, в то же время свои региональные черты.

2. Влияние на русскую культуру соседних народов – угрофинов, балтов, иранских племен, других славянских народов.

3. сильное влияние Византии, которая была для своего времени одним из наиболее культурных государств мира.

4. культура с самого начала складывалась как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиции.

5. влияние языческой религии и языческого мировоззрения

6. опора русской культуры на народные истоки и народное восприятие

7. влияние крещения Руси на культуру

Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988 г., в княжение Владимира I Святого (980-1015). Кня­жеская власть получила в новой религии и испове­довавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Еди­ная вера давала подданным государства новое ощу­щение единства и общности. Постепенно складыва­лось общерусское самосознание - важный элемент единства древнерусской народности.

Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем са­мым усилило внешнеполитическое положение в тог­дашнем мире.

Духовное и культурное значении принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто вла­дел славянской письменностью и грамотой. Непо­средственным следствием крещения Руси стало раз­витие живописи, иконописи, каменного и деревян­ного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования.

Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве - фольклоре (за­гадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины - героические сказания о защит­никах родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Ники­тича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в были­нах действуют более 50 главных героев). К ним обра­щают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Ки­ев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.


С принятием христианства началось быстрое раз­витие письменности . Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о догово­рах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с над­писью, сделанной кириллицей - азбукой, создан­ной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и свет­скую переводную литературу. До нас дошли древ­нейшие рукописные книги - «Остромирово Еванге­лие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах со­боров и ремесленных изделиях, деятельность монас­тырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новго­роде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» - она, как полагали, не имела само­бытной литературы. Это не так. Древнерусская ли­тература представлена различными жанрами (ле­тописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из извест­ных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

Древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаме­нитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская зем­ля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», - уже говорят о масштабе лич­ности создателя летописи, его литературных способ­ностях. После распада Киевской Руси возникли са­мостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по проис­хождению митрополитом, в середине XI в. Это раз­мышления о власти, о месте Руси в Европе. Замеча­тельно «Поучение» Владимира Мономаха, написан­ное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосер­ден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых.

К согласию и примирению князей призывал и не­известный автор величайшего произведения древне­русской литературы «Слово о полку Игореве » (конец XII в.). Реальное событие - поражение северского князя Игоря от половцев (1185-1187) - стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с ог­ромной высоты, охватывает мысленным взором ог­ромные пространства, как бы «летит умом под обла­ками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

архитектура и живопись .

Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Ве­личайшие постройки XI-XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, По­лоцке) следовали византийским традициям. На че­тырех массивных столбах в центре здания, соеди­ненных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя че­тырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда - ку­полами. В алтарной части - полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного зда­ния. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками (живопись по сырой штукатур­ке) или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы - живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Визан­тии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и стара­тельно учась у византийских учителей, русские зод­чие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконо­пись более открыты миру, жизнерадостны, декора­тивны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских зе­мель. Радостные, легкие, пышно украшенные вла­димирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церк­вями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Па­раскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отлича­ются от написанных владимиро-суздальскими мас­терами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественноеремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые укра­шения, покрытые эмалью, изделия из серебра, вы­полненные в техниках скани, зерни или черни, узор­чатый декор оружия - все это свидетельствует о вы­соком мастерстве и вкусе древнерусских ремеслен­ников.

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. По своим масштабам, множеству каменных зданий-храмов, дворцов он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию и приехавшая в Париж XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы по сравнению с блистающим на пути из «варяг в греки» Киевом. Здесь сияли своими куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота - символ побед русского оружия. А неподалеку от княжеского дворца стояли бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом городе находились дворцы видных бояр, здесь же на горе располагались и дома богатых купцов, других видных горожан, духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского, Выдубицкого и других киевских монастырей.

Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раздачи во времена Владимира I.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.

В княжеско-боярской среде в три года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» - воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

Внизу, на берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.

По склонам гор к Подолу спускались разнообразные - от хороших деревянных домов до убогих землянок - жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и огромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и купеческие усадистые насады, и бойкие, юркие лодочки.

По улицам города сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями, ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью. Но были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали убрусами (платками).

Похожие храмы, дворцы, такие же деревянные дома и такие же полуземлянки на окраинах стояли и в других русских городах, так же шумели торги, а в праздники нарядные жители заполняли узкие улицы.

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.

Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранились традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.