Конспект урока по литературному чтению А.А.Блок "Ветхая избушка", "Сны", "Ворона" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Униженно в траве кувыркаются Пословицы и поговорки

1 . Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит, -

Верно, устал от работы:

Завтра ему предстоит

Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)

2. Рассказ учителя о поэте.

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. Здесь им написано около 300 стихотворений. (Слайд №4)

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)

3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

(Слайд №7)

  • Дети слушают стихотворение
  • Работа над содержанием

Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой.Показаны зимние забавы детей).

  • Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью.Детям очень весело играть зимой).

Прочитайте стихотворение выразительно.

Дата: _________________

Класс: ________________

Урок № 23

Тема урока: А.А.Блок. «Старушка и чертенята». Е.В. Курдаков. «Леший». И.А.Бродский. «В деревне Бог живёт не по углам…».

Цель:
  • формирование понятия нечистой силы и отношение к ней как к олицетворению зла;
  • подвигнуть детей к изучению культурного наследия своего народа и его отражения в творчестве русских поэтов и писателей.

    Обучающая:

    познакомить учащихся с образами низшей славянской мифологии, показать её образность;

  • подвигнуть детей к изучению культурного наследия русского народа и его отражения в творчестве русских поэтов и писателей;
  • сформировать отношение детей к « нечистой силы» через изучение культурного наследия;
  • формирование понятия нечистой силы и отношение к ней как к олицетворению зла.

    Развивающая:

  • развивать монологическую речь учащихся, последовательно излагая материал;
  • интерес к фольклору, традициям, обычаям славянских народов во взаимосвязи древности и современности, культуру речи, творческие способности школьников, их эмоционально- чувственную сферу, умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

    Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся личностное отношение к проявлениям нечистой силы через культурное наследие славянских народов, традиций и обычаев;
  • воспитание интереса к русской литературе, народному творчеству.

    Тип урока:

    Методы: эвристический, исследовательский (частично-поисковый)

    Оборудование:

    • «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.

    ХОД УРОКА

    I . Организационный момент.

    II . Проверка домашнего задания.

    1. Беседа.

    С каким образом низшей славянской мифологии вы познакомились на прошлом уроке?

    Что вы знаете о домовом?

    Как описал домового в своем стихотворении А.С.Пушкин?

    Определите настроение стихотворения?

    Опишите мир русалки в стихотворении Бальмонта.

    Какие краски преобладают в стихотворении?

    Как описывается русалка в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»? Прочтите.

    Как вы считаете, русалка поэта:

    а) тоскующая, влюблённая;

    б) завлекающая;

    в) мстящая.

    Почему царевич побеждает чары морской царевны? И почему он «задумчиво» едет прочь после этой победы?

    На кого больше похожа русалка на обложке вашего учебника? Совпадает ли ее изображение с первоначальными представлениями древних славян?

    Кого из греческой мифологии напоминают русалки?

    III . Изучение новой темы.

    1. Знакомство с эпиграфом.

    Там чудеса, там леший бродит,

    Русалка на ветвях сидит...

    А.С.Пушкин

    2. Актуализация темы, целей урока.

    Литература первой половины XIX века, затрагивающая мир народной нечисти, с одной стороны, обильно цитировала крестьянские высказывания, объяснения, с другой - противопоставляла им доводы образованных людей, часто горожан-материалистов. Романтики при этом старались оставить читателя один на один с мнением тех и других, не отдавая явного предпочтения ни крестьянским доказательствам, ни логическим умозаключениям образованных героев, не высказывая своей авторской точки зрения. Рубеж XIX-XX столетий, с одной стороны, продолжил традицию описания народных мифологических представлений, преподнося их читателю в виде прямых цитат из фольклорных рассказов, с другой - внес много нового, переосмыслив народные образы или придав им совершенно иной смысл, наделив их художественными функциями, не присущими фольклору.
    3. Чтение стихотворение А.А.Блока «Старушка и чертенята».

    4. Анализ стихотворения.

    • Объясните с помощью толкового словаря значения слов и словосочетаний в стихотворении поэта А.А.Блока «Старушка и чертенята»: Троица, околица, святые места, мощи, ладан, святыня, Купина, лобызать (сл. 6 – 13).

      Понравилось ли вам это стихотворение? Все ли вам понятно в нем?

      Кто такие чертенята? Злые они или добрые? Почему А. Блок использует уменьшительно-ласкательную форму слова?

      Это какие-то мелкие существа из низшей мифологии древних славян, они добрые, не причиняют зла. Блок называет их так, словно они дети малые – жизнерадостные, веселые, но, с точки зрения взрослого человека, еще не совсем разумные. Этим подчеркивается невинность их шалостей.

      Видит ли их старушка?

      Нет, старушка погружена в свои мысли.

      Как Блок описывает старушку? Почему он называет ее святой?

      Он называет ее святой, потому что она поклоняется святыням, верит в них, много трудилась в жизни. Она ходила поклониться святым местам, хотя ей это очень трудно сделать (костыль, усталые ноги).

      Как вы понимаете последнее четверостишие стихотворения «Старушка и чертенята»?

    5. Творческая работа (составление синквейна). Каждая группа составляет синквейн по своему образу (сл. 14-15).

    Например: Черт

    Лукавый, жестокий.

    Дразнит, заманивает, соблазняет.

    Черт – страшное существо нечистой силы.

    Искуситель.

    6. Самостоятельное чтение стихотворения Е.В. Курдакова «Леший».

    7. Анализ стихотворения.

    Как в произведении поэта воспринимается леший древними славянами?

    Выпишите и объясните с помощью толкового словаря следующие слова и словосочетание из стихотворения Е.А. Курдакова «Леший»: трутовик, канет, тенет, курбатый, щур,пращур,чур меня.

    2. Кануть -ну, -нешь; сов.(1 и 2 л. не употр.). Капнуть, упасть каплей (устар.). Канула слеза.

    Бесследно пропасть, исчезнуть. К. в вечность или в прошлое (исчезнуть навсегда; книжн.). К. в Лету (бесследно исчезнуть из памяти людей; высок.; в греческой мифологии Лета - река забвения). * Как в воду канул кто - бесследно исчез.

    3. Шур – Курбатый прил. местн. Малорослый и толстый.-а, м. Небольшая северная лесная певчая птица сем. вьюрковых с ярко-красным оперением головы и груди (у самцов). Ручной щ. Посвистывание, щебет, трели щура.уменьш. щурок, -рка, м. Молодая щука.

    8. Чтение стихотворения «В деревне Бог живёт не по углам…» и комментарий учителя со словарной работой.

    Бог живёт не по углам – изображение христианского Бога и христианских святых в виде икон помещалось в «красный» (правый) угол избы.

    Освящает кровлю и посуду – в христианском ритуале освящение делает дом и всё, что в нём находится, очищенным от скверны, от злых сил.

    Честно делит двери пополам – в деревне двери состоят из двух створок, таких же, как на складнях – иконах: из двух симметричных частей. Симметрия – гармония. Жизнь деревенского человека симметрична природе. Это честная жизнь. Бог, который честно делит двери пополам, - справедливый Бог.

    Очевидец – человек, который сам своими глазами наблюдает какое-то событие, смотрящий на что-то со стороны.

    Атеист – человек, отрицающий всякое существование Бога и религии.

    Насмешник – человек, любящий насмехаться.

    В избытке – в обилии, в полноте, в излишке.

    9. Работа с текстом стихотворения. Сделайте вывод.

    Где живёт христианский бог? Докажите это примерами из текста стихотворения.

    10. Пословицы и поговорки.

    • О ком в народе говорят: « В тихом омуте черти водятся?»

      Откуда пошло выражение «Душой кривить – черту служить»? Какие человеческие пороки с древних времен считались бесовскими, недостойными человеческого звания

      Почему в народе говорили: « Черный глаз – минуй нас»? Может ли человека излечить маг, знахарь, экстрасенс?

    11. Приметы.

      Как и в старые времена, почетных гостей или молодоженов встречаем хлебом- солью. Круглый каравай символизировал солнце, тепло и щедрость.

      В новый дом первой впускаем кошку, потому что ее любил домовой.

      Над входной дверью – прибиваем найденную подкову – « на счастье» и отдаем себя под покровительство Даждьбога и его коней, которые, по поверьям славян, привозили в дом благополучие.

      Бросаем монетки в воду, чтобы вернуться снова на полюбившееся место. Так поступали наши пращуры, чтобы задобрить водяного.

    12. - Все эти и другие традиции пришли к нам от далеких предков, которые романтически смотрели на мир. Если почитать русские народные загадки про солнце, месяц, ветер, то мы увидим, что все они изображены как живые существа. Попробуйте отгадать загадки:

    Взойдет Егор на бугор – выше леса, выше гор.

    С бугра спускается – за травой скрывается.

    Красная девица по небу ходит. (Солнце)

    Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

    Без головы, а с рогами. (Месяц)

    Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце и месяц)

    Один пастух тысячи овец пасет. (Месяц и звезды)

    Никто меня не видит, а всякий меня слышит. (Ветер)

    Расходился детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать. (Ветер)

    Даже в загадках наши предки утверждали, что на небе жили самые главные боги!

    Не поклоняйся нечистой силе

    Живи в гармонии с собой и окружающим тебя миром.

  • Не бойся.

    Верь в своего ангела-хранителя.

    Люби жизнь.

    Веди здоровый образ жизни.

    Будь милосерден.

    Твори добро.

    V . Задание на дом.

    Стр. 99 – «В деревне Бог живёт не по углам…» наизусть.

    Нарисовать рисунки к произведениям.

    Открытый урок по литературному чтению

    А.А. Блок «Ветхая избушка»

    Цель урока : ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; учить детей понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии.

    Ход урока:

      Организационный момент.

    Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Мы рабы видеть учителей школы в нашем классе. Давайте их поприветствуем.

    2. Проверка домашнего задания.

    Урок начнём с проверки домашнего задания.

    Что было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение Саши Чёрного «Слон»)

    Проверить домашнее задание нам поможет загадка:

    Роли я играл на сцене,

    Выступал я на арене.(Артист, актёр)

    Давайте поиграем в игру, которая называется «Радиотеатр» - рассказ стихотворения по ролям. Вспомните, из урока русского языка, как называется разговор двух лиц? (диалог)

    В чём особенность радиотеатра? Зрители выражают своё отношение к услышанному аплодисментами и комментируют выступление товарищей.

    Я предлагаю выступить нашим актёрам в импровизированном театре.

    Кто может начать? (После каждой пары учеников с ребятами анализируем выступление)

    3. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта.

    Ребята, вы очень хорошо читали стихи, теперь я вам почитаю:

    Кончил учитель урок,

    Мирно сидит на крылечке,

    Звонко кричит пастушок,

    Скачут барашки, овечки.

    Солнце за горку ушло,

    Светит косыми лучами.

    В воздухе сыро, тепло,

    Белый туман за прудами.

    Старый учитель сидит,-

    Верно, устал от работы:

    Много трудов и заботы…

    Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок.

    4. Рассказ учителя о поэте.

    Бабушка, мама и две тёти Александра Блока были писательницами, так что ему было на роду уготовлено заниматься литературой. Он и занимался ею – первые стихи написал в 5 лет. А в 13 стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нём свои стихи, рассказы, очерки. В старших классах гимназии Блок увлёкся театром, даже мечтал стать актёром. Профессия актёра в те годы не пользовалась уважением, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета, но любовь к литературе победила все остальные увлечения и Блок перешёл на филологический факультет. Оканчивал университет Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в различных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы и статьи о литературе.

    Главные темы стихов Блока – Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик.

    В 5 лет Блок сочинял стихи в таком роде:

    Жил на свете котик милый

    Постоянно был унылый

    Отчего – никто не знал,

    Котя это не сказал.

    Сейчас давайте немного отдохнём и поиграем в игру «День-Ночь».

    5.Работа со стихотворением «Ветхая избушка».

    Откройте учебник на с.50. Рассмотрите портрет поэта. Кто мне сможет прочитать его имя?

    Прочитайте название стихотворения (дети читают «Ветхая избушка»)

    Как вы понимаете это выражение «ветхая избушка» (Ветхий – разрушающийся от старости, дряхлый).

    Подберите синонимы к слову «ветхий» (старый, худой, древний, дряхлый)

    Предположите, о чём пойдёт речь стихотворении?

    Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдёт речь в стихотворении? О чём оно? (По иллюстрации видно, что действия происходят зимой. Показаны забавы детей.)

    Давайте я вам сейчас прочитаю стихотворение.

    Теперь вы самостоятельно прочитайте его.

    Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?(с радостью)

    Подтвердите свой ответ выборочным чтением

    Весел ребятишкам

    Быстрый санок бег…

    Бегают, смеются,

    Лепят снежный дом,

    звонко раздаются

    Голова кругом…

    6. Итог урока.

    В каком возрасте Блок написал первые стихотворения?

    Понравилось ли вам стихотворение Блока «Ветхая избушка»? Чем?

    7. Домашнее задание:

    Подготовить выразительное чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка» с. 50-51.

    Спасибо за внимание, урок окончен!

    Класс: 11

    Презентация к уроку















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А. Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики стихотворений автора.

    Оборудование : презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.

    Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений, их разбор.

    Ход урока

    1. Слово учителя : (слайд №1).

    Тема нашего урока “ А.А.Блок: жизнь, творчество, личность”. Сегодня мы познакомимся с атмосферой, в которой вырос великий поэт, рассмотрим, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидим особенности поэтики его стихотворений.

    “Был Пушкин и был Блок... Все остальное - между!” Эти слова Владислава Ходасевича очень точно выразили чувства многих современников поэта. В этой фразе не только ощущение значения Блока для русской поэзии, но и чувства несомненного его родства с великим девятнадцатым веком русской литературы. В своём творчестве Блок сумел соединить русскую классику и новое искусство.

    (слайд №2).

    В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном, в зрелые - с Данте. "Лицо Александра Блока, - писал М. А. Волошин, - выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. ...Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта - поэта классического периода немецкой истории".

    В качестве эпиграфа к нашему рассказу о Блоке мы возьмём его собственное высказывание о своём творчестве: “Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем.”

    И действительно, читая сегодня стихи Блока, мы узнаём в них наше время, нашу страну.

    2. Детство. (слайд №3). Рассказ учащихся.

    В 1755 году немецкий медик Иоганн Фридрих Блок переселился из Германии в Россию, превратившись в лейб-хирурга Ивана Леонтьевича Блока. Он дал начало новой дворянской фамилии, которая теперь прочно связалась в нашем сознании с великой русской поэзией, - с книгами, стихотворениями, поэмами и статьями, названия которых звучат столь знакомо: “Стихи о Прекрасной Даме”, “Незнакомка”, “На поле Куликовом”, “Соловьиный сад”, “Двенадцать”, “Народ и интеллигенция”, “Крушение гуманизма”, “О назначении поэта”... Но когда в 1909 и в 1915 годах Блока попросят написать “Автобиографию”, он начнет рассказ о своих предках не с этой, германской, своей родословной.

    “Семья моей матери причастна к литературе и к науке”. За этой фразой не только гордость потомка известнейшего рода Бекетовых, но и эхо семейной драмы, начало которой во времени, предшествовавшем появлению будущего поэта на свет.

    Отец поэта, Александр Львович Блок, был человек незаурядный. Он родился в Пскове, в семье правоведа, чиновника Льва Александровича Блока. Его мать, Ариадна Александровна (урожденная Черкасова) была дочерью псковского губернатора. Гимназию Александр Львович окончил в Новгороде, с золотой медалью. Поступив на юридический факультет Петербургского университета, он обратил на себя внимание профессоров: ему прочили блестящую будущность.

    Позже от бабушки и тетки со стороны матери поэт узнает, что в молодости при случайной встрече его отец своим “байроническим” обликом произвел сильное впечатление на Достоевского (отголоски этого семейного предания прозвучат в поэме “Возмездие”). Знаменитый писатель вроде бы даже вознамерился сделать Александра Львовича прототипом одного из своих героев.

    Но помимо “байронической” или “демонической” внешности, Александр Львович обладал и другими, более важными качествами: оригинальный ум, редкая, до самозабвения любовь к поэзии, к музыке (сам прекрасно играл на рояле). После себя он оставил два сочинения: “Государственная власть в европейском обществе” и “Политическая литература в России и о России”, примечательные уже тем, что в них можно найти сходное с сыном ощущение России: то, что Александр Львович пытался изложить как ученый-публицист, Александр Блок с предельной остротой выразил в стихотворении “Скифы”.

    Но литературное наследие Александра Львовича оказалось меньше его дарования. “Свои непрестанно развивавшиеся идеи, - писал поэт об отце в той же “Автобиографии”, - он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его”. Не менее выразительна и характеристика отца поэта, данная его учеником Е. В. Спекторским: “Александр Львович был убежден, что у каждой мысли есть только одна действительно соответствующая ей форма выражения. Годами переделывая свой труд, он и искал эту единственную форму, преследуя при этом сжатость и музыкальность (ритмичность, размеренность). В процессе этой бесконечной переработки он стал в конце концов превращать целые страницы в строки, заменять фразы отдельными словами, а слова - знаками препинания”, не замечая, что “его работа становится все более и более символистическою, еще понятною для ближайших учеников, но для широкого круга непосвященных уже совершенно недоступною”. Есть какая-то напряженность в облике Александра Львовича Блока. Талант мыслителя историко - философского склада и талант стилиста у Александра Львовича не дополняли друг друга, но сталкивались между собой. Ту же напряженность мы находим и в его поведении. Близких людей он и страстно любил, и жестоко мучил, ломая жизнь им и себе. 8 января 1879 года - день венчания Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой. Став приват-доцентом в Варшавском университете (в то время часть Польши вместе с Варшавой входила в состав Российской империи), отец будущего поэта увозит молодую жену с собой. Осенью 1880 года Александр Львович приезжает с Александрой Андреевной в Петербург. Ему предстоит защита магистерской диссертации. Состояние Александры Андреевны, ее усталость, измученность, рассказы о деспотическом характере мужа поражают родных. Скоро ей предстоят роды. По настоянию Бекетовых Александра Андреевна остается в Петербурге. Александр Львович, с блеском защитив диссертацию, уезжает в Варшаву. Какое-то время он пытается заново расположить к себе жену. Однако эти попытки остались безуспешными. 24 августа 1889 года по указу Священного Синода брак Александра Львовича и Александры Андреевны был расторгнут. После Александр Львович был женат еще раз, но и этот брак, от которого у него осталась дочь, оказался непрочным.

    (Слайд №4).

    Будущий поэт рос вдали от отца. Александра Львовича он видит лишь изредка, их сдержанное общение - в письмах. Оценить отца по достоинству поэт сумеет лишь после его смерти. В кругу Бекетовых Саша Блок - любимец и баловень, но печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни.

    Когда мать Блока второй раз выходила замуж, - ее супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, человек добрый, мягкий, - то надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали. Да и за беззаветной любовью бабушки и теток скрывалось напоминание о безотцовщине. Тема “возмездия” (как и одноименная поэма Блока) выйдет из этой его “отлученности” от семейного очага, сквозь которую он увидит трагедию всей России.

    Александр Александрович Блок появился на свет 16 (по новому стилю - 28) ноября 1880 года. Он родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра П. Это событие стало для России предвестием будущих потрясений. Но ранние годы поэта - счастливые годы. В дневнике его бабушки Елизаветы Григорьевны Бекетовой после тревожных записей о покушении на государя сказано и о крошечном внуке: “Сашура становится главной радостью жизни”. В воспоминаниях тетки Марии Андреевны признание: “С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка”.

    Дед, бабушка, мать, тетки - самые близкие ему люди. Об отце в “Автобиографии” он скажет глухо, с напряжением: “Я встречался с ним мало, но помню его кровно”. О Бекетовых пишет легко, спокойно, с подробностями.

    Ему было чем гордиться. Бекетовы - среди друзей и знакомых Карамзина, Дениса Давыдова, Вяземского, Баратынского. В их роду можно встретить землепроходца, актера, стихотворца, журналиста, библиофила, героя Отечественной войны 1812 года... Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.

    Его дед - знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет: “.. .мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушевки, вида, неизвестного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник...”

    Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова - дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была и переводчиком с нескольких языков, давшим русскому читателю сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Бичер-Стоу, Вальтера Скотта, Диккенса, Теккерея, Руссо, Гюго, Бальзака, Флобера, Мопассана и многих других известнейших ученых и писателей. Об этих переводах Блок с достоинством скажет: “...ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль - образный, язык - точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими”. Елизавета Григорьевна встречалась с Гоголем, Достоевским, Толстым, Аполлоном Григорьевым, Полонским, Майковым. Она не успела написать свои воспоминания, и Александр Блок мог впоследствии перечесть только краткий план предполагаемых записок и вспомнить некоторые бабушкины рассказы.

    Мать Блока и тетки поэта тоже были писательницами и переводчицами. Через них русский читатель познакомилсяся с произведениями Монтескье, Стивенсона, Хаггарта, Бальзака, Гюго, Флобера, Золя, Доде, Мюссе, Бодлера, Верлена, Гофмана, Сенкевича и многих других.

    Перу тетки Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой) принадлежит стихотворение “Сирень”. Положенное на музыку Сергеем Рахманиновым, оно стало известным романсом. Мария Андреевна Бекетова войдет в историю русской литературы как автор мемуаров, связанных с жизнью и творчеством Блока. Мать будет играть в жизни поэта исключительную роль. Именно она станет первым его наставником и ценителем, ее мнение для Блока будет значить очень много. Когда Саша Блок начнет выпускать свой домашний литературный журнал “Вестник”, мать станет “цензором” издания.

    Дед, бабушка, мать, тетки... Узкий круг близких людей. И уже в детские годы ощущается самодостаточность для него именно этого круга. Из детей Блок будет особенно дружен с двоюродными братьями Феролем и Андрюшей, детьми тетки Софьи Андреевны (в девичестве Бекетовой), которая была замужем за родным братом отчима поэта Адамом Феликсовичем Кублицким-Пиоттух. Но для своих игр он в товарищах не нуждался. Силой воображения он мог оживить обычные кубики (деревянные “кирпичики”), превращая их в конки: лошадей, кондукторов, пассажиров, предаваясь игре со страстью и редким постоянством, все усложняя и усложняя выдуманный им мир. Среди особых пристрастий - корабли. Он рисовал их во множестве, развешивая по стенам комнаты, одаривая ими родных. Эти корабли детского воображения “вплывут” в его зрелые стихи, став символом надежды.

    Замкнутость и необщительность в характере маленького Блока проявлялась самым неожиданным образом. От француженок, которых ему пытались нанимать, он так и не научился французскому языку, поскольку, как позже заметит Мария Андреевна Бекетова, Саша “уж и тогда почти не разговаривал даже и по-русски”.

    Когда в 1891 году будущий поэт поступит в петербургскую Введенскую гимназию, то и здесь со своими одноклассниками будет сходиться трудно, даже к наиболее близким товарищам не испытывая особой привязанности. Его постоянные увлечения гимназических лет - сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров. Его троюродного брата Сергея Соловьева, который в это время познакомился с Блоком, “поразила и пленила в нем любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность”: “Вестник” был изданием образцовым, с вклеенными иллюстрациями, вырезанными из других журналов.

    Но важную роль в развитии поэта сыграли не только близкие ему люди и не только увлечения, но и его дом.

    В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, пройдет почти вся жизнь поэта. Петербург отразится в его стихах. И все-таки Александр Блок не стал только лишь столичным поэтом. Петербург - это была гимназия, которая вызывала в нем страшные воспоминания: “Я чувствовал себя, как петух, которому причертили клюв мелом к полу, и он так и остался в согнутом и неподвижном положении, не смея поднять голову”. Петербург - это казенные квартиры, “место жительства”. Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово, которое в свое время купил его дедушка Андрей Николаевич Бекетов по совету друга, знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. В первый раз будущего поэта, шестимесячного, сюда привезла мать. Здесь он жил почти каждое лето, а иногда с ранней весны до поздней осени.

    3. Годы учёбы. Начало творческого пути. (слайд №5).

    Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале “Новый путь” состоялся творческий дебют Блока - поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел “Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета”, в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл “Стихи о Прекрасной Даме” .

    Основными чертами символистской лирики Блока становятся

    • Музыкальность;
    • Возвышенность тематики;
    • Многозначность;
    • Мистическая настроенность;
    • Недосказанность;
    • Расплывчатость образов

    (слайд № 6)С этого момента начинается работа над первым сборником стихов, который состоял из 3-ёх томов. (работа со схемой слайда). Блок раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии:

    “...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - “трилогия вочеловечения”

    (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...- к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..)”.

    4. Обратимся к 1-й книге (слайд №7). В неё вошли следующие циклы стихов:

    • “Ante Lucem” (“До света”)
    • “Стихи о Прекрасной Даме”
    • “Распутья”
    • Прекрасная Дама - “Царица чистоты”, “Вечерняя Звезда”, средоточие всего Вечного и Небесного.

    Центральной книгой этого сборника становится цикл “Стихи о Прекрасной Даме ”.Традиционная романтическая тема любви-служения получила в “Стихах о Прекрасной Даме” то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, “лунную” символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.) Нужно здесь отметить, (слайд №8) что Любовь Дмитриевна Менделеева, ставшая к этому времени женой поэта, была неземным образом, являвшимся поэту.

    Обратимся к одному из стихотворений цикла “Вхожу я в тёмные храмы” (чтение наизусть подготовленным учеником).

    • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
    • Какова цветовая гамма стихотворения?
    • Прорисован ли облик Прекрасной Дамы?

    5. (слайд №9).

    Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема “стихии” (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. Циклами, вошедшими во второй сборник, стали

    • “Пузыри земли”,
    • “Разные стихотворения”,
    • “Город”,
    • “Снежная маска”,
    • “Фаина”.

    6. (слайд №10). Обратимся к стихотворению “В ресторане”. (чтение подготовленного ученика). Обратите внимание на пейзажный штрих: петербургская заря, желтые фонари на желтом, северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире. Всё это говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью.

    Между лирическим героем и девушкой из ресторана пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

    7. (слайд №11) В 1907 году Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема “народа и интеллигенции”, ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл “На поле Куликовом”, соединяют образы родины и любимой.(чтение стихотворения “Река раскинулась...”)

    В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

    8. (слайд №12).

    После февральской революции Блок все более и более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес пароду избавления от преступно разнизанной войны, Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир - народам, земля - крестьянам, власть - Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира..."

    Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

    А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон.

    9. (слайд №13)

    Вслед за “Двенадцатью” было написано стихотворение “Скифы”. Противопоставляя “цивилизованный” Запад и революционную Русь, поэт от имени революционной “скифской” России призывает народы Европы положить конец “ужасам войны” и вложить “старый меч в ножны”. Стихотворение завершается призывом к единению:

    В последний раз - опомнись, старый мир!
    На братский пир труда и мира,
    В последний раз на светлый братский пир
    Сзывает варварская лира!

    В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны.

    Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
    И обливаясь черной кровью,
    Она глядит, глядит,глядит в тебя
    И с ненавистью, и с любовью!

    Так завершилась “трилогия вочеловечения”. Так завершился трудный путь поэта, путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.

    10. (слайд №14). В последние годы жизни 1918 -1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи “Интеллигенция и революция” (1918 г.), “Крушение гуманизма” (1919 г.), стихотворения “Без божества, без вдохновенья” (1921 г.), “О назначении поэта” (1921 г.). Последнее стихотворение “Пушкинскому дому” обращено (как и статья “О назначении поэта”) к пушкинской теме.

    11. (слайд №15).

    Путь Блока - жертвенный путь. Он единственный воплотил в жизни идею “богочеловечества”, художника, отданного на заклание. Но он пришел в мир тогда, когда жертва не может стать для остальных искуплением, она может быть лишь свидетельством грядущих катастроф. Блок это чувствовал, он понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель “вместе со всеми” спасению в одиночестве. Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей. Быть может, всего точнее о том событии, которое произошло 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут, сказал Владислав Ходасевич: “Он умер оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. Он умер от смерти”.

    Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением В.Лазарева

    Звучи, звучи, живая речь
    Поэта Александра Блока.
    Встреч разуму и свету встреч
    В порыве мощном и глубоком.
    Звучи же, вписываясь равно
    В мир городов и деревень,
    В ноябрь туманный, в тёплый август,
    И в тяжкий, и в счастливый день.
    ...И не отринуть, не отречь
    Строку от Родины и сроков.
    Звучи, звучи, живая речь
    Поэта Александра Блока!

    12. Домашнее задание

    1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.

    2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

    Александр Блок принадлежал к числу тех людей, которых отнюдь нельзя было назвать воцерковлёнными православными христианами, но которых, тем не менее, нельзя было и назвать неверующими людьми. Блок рос в семье, где, безусловно, моральные принципы и нравственность были на высоком уровне.

    Но в его семье не приняты были совместные молитвы, посты, регулярное посещение храмов. Интересно то, что Е. Ю. Кузьмина-Караваева и Блок были друзьями, вели переписку. Но и в этой переписке они не говорили о вере.

    И тем не менее, обращаясь к духовной тематике стихотворений Блока, мы видим правильное христианское восприятие мира поэтом, хотя в некоторых стихотворениях христианские мотивы искусно переплетаются с любовными, фантастическими мотивами.

    Часто Александр Александрович обращается к православию лишь потому, что это религия его Родины, которую поэт любил, любил и в грязи, и в царских одеяниях, несчастную и торжествующую, веселящуюся и находящуюся в упадке - Блок был настоящим патриотом.

    Духовная тематика не была основной в лирике Блока. Но то немногое, что было написано им в этом направлении, представляет собой немалый интерес не только потому, что эти стихи написаны великим русским поэтом, а главное потому, что эти стихи принадлежат перу типичного в плане религиозности человеку эпохи разрушения вековых традиций, православных устоев и наступления безбожных годов.

    Читая духовные стихи Блока, мы начинаем лучше понимать, что привело народ к восстанию, революции и разгрому Российской империи. Ответ на этот вопрос мы узнаем, обратившись к анализу некоторых стихотворений поэта.

    Анализ стихотворений

    Старушка и чертенята

    Вот сидит возле белой околицы,

    Обвевает ее вечерок.

    Только диву даются в кустах

    На усталые ноги в лаптях.

    Чтобы видеть Святые Места.

    Чтоб идти ей тропинками злачными,

    На зеленую травку присесть…

    Чтоб высоко над елями мрачными

    Пронеслась золотистая весть…"

    И мохнатые, малые каются,

    Умиленно глядят на костыль,

    Униженно в траве кувыркаются,

    Поднимают копытцами пыль:

    Не бери нас в Святые Места!

    Мы и здесь лобызаем подножия

    Своего, полевого Христа.

    Занимаются села пожарами,

    Грозовая над нами весна,

    Но за майскими тонкими чарами

    Затлевает и нам Купина…"

    Исследовательница духовной поэзии Блока М. В. Михайлова пишет об этом стихотворении: "Смотрите, как странно: собрались какие-то звери, карлики, чертенята и говорят: "А мы здесь прославляем, лобызаем подошвы своего полевого Христа". Эти стихи на грани кощунства, с одной стороны, а с другой стороны, если мы вспомним всю метафизику материи, всю метафизику природы, которая очень развита в христианском богословии: Божий мир сотворенный как отражение Славы Творца, то понятно, что здесь речь не идет о насмешке над церковной святостью, а речь идет о том, что святость какими-то тайными путями непонятными проницает всю родную землю, вся Россия, вплоть до болотной кочки, пронизана Божией любовью". Это очень верно подмечено М. В. Михайловой. Даже в самом псалтыре мы находим такие слова, свидетельствующие о вездесущем присутствии Бога: "Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо - Ты тамо еси, аще сниду во ад - тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря - и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя" (Псалтырь, псалом 138, стихи 7-10). Таким образом, то, что Блок нам показал лесных жителей, поклоняющихся Богу у себя же в лесу, не является противоречием тому, чему нас учит православная вера.

    Старушка возвращается от Троицы. Троица в своём первоначальном значение - это имя триединого Бога: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Бабушка побывала в храме, а значит и у самого Господа в гостях. А дальше она идёт на восток. В христианской религии восток и запад имеют свои особенные значения. Восток - это символ воскресения Христа, восток символично считается стороной света, добра. Запад же, наоборот, символ тьмы, антихриста, зла. Поэтому все храмы строятся таким образом, чтобы алтарная часть смотрела на восток. А когда человек принимает крещение, его и его крёстных священник просит плюнуть на запад, показывая этим отречение от всякого зла. Старушка наша идёт на восток, значит она стремится к свету, добру, к Господу Богу.

    Собрались чертенята и карлики,

    Только диву даются в кустах

    На костыль, на мешок, на сухарики,

    На усталые ноги в лаптях.

    В первой строчке данной строфы говорится о чертенятах и карликах, которые ассоциируются у нас сразу же с нечистью, слугами сатаны. Но всё-таки в этом стихотворении речь идёт не о богоборческих силах, а о безобидных лесных жителях. Здесь ощущается некий языческий мотив. Вспомним, ведь по поверьям Древней Руси во всех местах земли, будь то лес, река, степь или человеческий дом - везде есть свои обитатели (домовые, русалки, лешие, водяные и другие), которые совсем не обязательно являются вредоносными для человека. Так и здесь карлики и чертенята "диву даются", смотря на редкого в их владениях гостя. И настроены они вполне доброжелательно.

    "Эта странница, верно, не рада нам -

    Приложилась к мощам - и свята;

    Надышалась божественным ладаном,

    Чтобы видеть Святые Места.

    И более того, они даже думают, как они недостойны по сравнению со старушкой.

    И мохнатые, малые каются,

    Умиленно глядят на костыль,

    Униженно в траве кувыркаются,

    Поднимают копытцами пыль…

    Они словно малые детишки начинают заигрывать со странницей. Чувствуя, исходящую от неё только что полученную благодать, приходят в умиление и восторг. Ну разве злые силы стали бы себя так вести?

    "Ты прости нас, старушка ты Божия,

    Не бери нас в Святые Места!

    Мы и здесь лобызаем подножия

    Своего, полевого Христа.

    Здесь карлики вступают в диалог с паломницей. Они рассказывают о том, что и у себя воздают почтение Богу, и здесь ощущают милость Всевышнего, что вовсе не нужно им уходить куда-то далеко в святые места на поклонение перед великими святынями, чтобы получить благодать Господа Бога.

    Занимаются села пожарами,

    Грозовая над нами весна,

    Но за майскими тонкими чарами

    Затлевает и нам Купина…"

    В последней строке упоминается Купина. Неопалимая Купина - в Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, "отчего куст горит огнём, но не сгорает" (Исход. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. В христианстве Неопалимая Купина -- один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. В стихотворении даётся какой-то фантастический образ Купины, который, вероятно, является знаком маленьким лесным жителям о том, что и их Господь помнит и любит.

    Счет потерять ночам и дням,

    Пройти сторонкой в божий храм.

    Три раза преклониться долу,

    Семь - осенить себя крестом,

    Тайком к заплеванному полу

    Горячим прикоснуться лбом.

    Кладя в тарелку грошик медный,

    Три, да еще семь раз подряд

    Поцеловать столетний, бедный

    И зацелованный оклад.

    А воротясь домой, обмерить

    На тот же грош кого-нибудь,

    И пса голодного от двери,

    Икнув, ногою отпихнуть.

    И под лампадой у иконы

    Пить чай, отщелкивая счет,

    Потом переслюнить купоны,

    Пузатый отворив комод,

    И на перины пуховые

    В тяжелом завалиться сне…

    Да, и такой, моя Россия,

    Ты всех краев дороже мне.

    В этом стихотворении Александр Блок не столько говорит о духовных вещах, сколько о самой России его времени. М. В. Михайлова говорит об этом стихотворении следующее: "Написано в 1914 году. Стихи поистине страшные. Вот оно, это удивительное состояние русской жизни, когда можно пойти в храм и в тот же день совершить страшные злодеяния, жить во внешнем христианском благочестии, а на самом деле ничего не знать ни о Христе, ни о Евангелии.

    Блок это видел прекрасно, он понимал, что это состояние духа во многом привело к революции".

    Уже с первых строк ощущается размах широкой души русского человека, который всё делает в полную силу, и даже впадая в крайности:

    Грешить бесстыдно, непробудно,

    Счет потерять ночам и дням…

    Но разгульность и максимализм не являются единственными чертами русского человека. Русскому так же всегда была свойственна религиозность.

    И, с головой от хмеля трудной,

    Пройти сторонкой в Божий храм.

    В сознании русского человека испокон веков сочетались два этих противоречащих друг другу качества: Безудержное веселье и глубокое покаяние.

    Три раза преклониться долу,

    Семь - осенить себя крестом,

    Тайком к заплеванному полу

    Горячим прикоснуться лбом.

    Но, как показывает нам поэт, это покаяние в его время стало неискренним. И человек, едва выйдя из стен ограды храма, тут же вновь становится жестоким, эгоистичным и алчным.

    А воротясь домой, обмерить

    На тот же грош кого-нибудь,

    И пса голодного от двери,

    Икнув, ногою отпихнуть.

    И всё это делается с таким видом, словно так и должно быть. При чём человек совершенно не осознаёт, что это неправильно. Такая жизнь становится для него нормой. В этом и кроется падение души.

    И под лампадой у иконы

    Пить чай, отщелкивая счет,

    Потом переслюнить купоны,

    Пузатый отворив комод,

    И на перины пуховые

    В тяжелом завалиться сне…

    Но всё-таки Блок любит Россию в любом её состоянии: и в упадке, и в нищете; и в тяжелое для неё время он, как верный сын, остаётся при своей матушке-Родине.

    Да, и такой, моя Россия,

    Ты всех краев дороже мне.

    Ты отошла, и я в пустыне

    К песку горячему приник.

    Но слова гордого отныне

    Не может вымолвить язык.

    О том, что было, не жалея,

    Твою я понял высоту:

    Да. Ты - родная Галилея

    Мне - невоскресшему Христу.

    И пусть другой тебя ласкает,

    Пусть множит дикую молву:

    Сын Человеческий не знает,

    Где приклонить ему главу.

    В этом стихотворении любовные мотивы сливаются с религиозными. Когда мы только начинаем читать это стихотворение, у нас складывается впечатление, что брошенный лирический герой страдает по ушедшей возлюбленной.

    Ты отошла, и я в пустыне

    К песку горячему приник.

    Но слова гордого отныне

    Не может вымолвить язык.

    Но в то же время у нас складывается аллюзия на один евангельский фрагмент, в котором говорится об искушении Иисуса в пустыне сатаной после сорокадневного поста Спасителя. После поста плоть смиряется и поэтому здесь говорится о том, что не может вымолвить язык и одного гордого слова. И мы знаем, что смирение является очень сильным оружием против бесов.

    О том, что было, не жалея,

    Твою я понял высоту:

    Да. Ты - родная Галилея

    Мне - невоскресшему Христу.

    И здесь, во второй строфе уже прямо говорится о том, что пустынный страдалец - это и есть Христос. А в роли возлюбленной выступает Галилея - место, где провёл своё детство и юность Иисус. Но почему же Христос называет здесь себя невоскресшим? А называет так он себя потому, что здесь в силу опять вступают любовные мотивы. Возлюбленная Галилея покинула Христа и поэтому Иисус, как брошенный несчастный влюблённый просто не в силах воскреснуть.

    В последней строфе переживания лирического героя достигают своей вершины.

    И пусть другой тебя ласкает,

    Пусть множит дикую молву:

    Сын Человеческий не знает,

    Где приклонить ему главу.

    Итак, в этом стихотворении образ Мессии и Галилеи представлены нам как образы влюблённого и возлюбленной, но любовь эта, увы, несчастна, она не взаимна, та, что любима, покидает любящего, оставляя его совсем одного.

    Михайлова М. В. Пишет об этом лирическом произведении следующее: "Стихотворение все построено на евангельских цитатах: поэт говорит о России, в то же время о Галилее, в которой Христос был принят, но ведь и оплакивает он потом Иерусалим, и умирает он на Голгофе в Иерусалиме, не на родной земле. Так вот для Блока Россия - это и самая большая надежда, и самая большая печаль, потому что последние годы его жизни - это размышления о судьбах России и очень сложная встреча с русской революцией". То есть, исследовательница, как мы видим, интерпретирует образ Христа и Галилеи как собственное отношение к своей Родине.

    Даже в стихотворениях, в которых Александр Блок обращался к духовной тематике, мы видим отражение не только религиозного сознания поэта, но главным образом отношения к России, к тому, что происходило в ней во время жизни Александра Александровича. Через духовное состояние народа Блок показывает нам состояние всей страны в предреволюционные годы и после. Революция, по мнению Блока, была тем очистительным пожаром, в котором очень нуждалась его страна. В пламенной статье "Интеллигенция и Революция", написанной вскоре после Октября, Блок восклицал: "Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием -- слушайте Революцию". Увлечённый этой идеей, поэт в 1918 году пишет поэму "Двенадцать", в которой также присутствуют евангельские мотивы.

    Таким образом, можно сделать вывод, что духовная тематика в лирике Блока становится окном в раскрытии более значимой для поэта темы Родины. Православие и Россия слились в единое целое: уже невозможно, казалось бы, представить нашу страну без этой веры. Но всё-таки приходят безбожные времена… Отражение этого надрыва в истории нашей страны, этого страшного времени мы и видим в поэзии Александра Блока.