Что лучше истина или сострадание по пьесе. Что лучше: истина или сострадание? Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее

Что такое истина? Этот вопрос занимает умы философов, писателей, иногда мы тоже задумываемся над этим вопросом. Для меня истина, это не просто, правда, истина одна единственная, с ней не поспоришь. Не зависимо от человека, его убеждений и взглядов на жизнь, истина остается единой для всех. Истина не может быть плохой или хорошей, она просто есть, и она незыблема. Что такое сострадание? Это искреннее чувство, оно не бывает корыстным. Сострадать, значит брать на себя часть страданий другого человека, страдать вместе с ним.

На первый взгляд произведение Горького «На дне», кажется не интересным, событий мало, не красивая жизнь обитателей. Но если вчитаться, поставить себя на место каждого персонажа, если прочувствовать характеры, становится понятным, как много вложил в своих героев автор.

Однообразная жизнь ночлежки, она была похожа на стоячий водоем. Все они страдали, но страдали каждый в отдельности от другого. Очутившись вместе, они жили каждый сам по себе. Появление странника Луки разбудило их. Он не принес свежие идеи, мысли, он просто на каждого обратил внимание. Горький двойственно относится к этому персонажу, Лука описан как добренький, хитроватый старик. Вот вроде и хорошие слова говорит, а неприятно. Почему? А неприятно это потому, что Лука не сострадал, он жалел обитателей ночлежки. Он не чувствовал их боли, он говорил добрые слова, но сердце его оставалось холодным.

И все же, Лука изменил людей, они стали думать. Страшно то, что Лука не вселил в этих людей надежду. Надежда заставляет не только мечтать, она ставит цель и пробуждает стремление к этой цели. Лука подарил ночлежникам иллюзию, иллюзия пассивна, она не зовет за собой, она погружает в себя. Когда Лука ушел, обитатели вернулись из своих иллюзорных мирков и увидели, как страшно они живут, безнадежность, нищета, болезни, казалось бы, что все как раньше, но все это стало просто не выносимо. Лука подарил детям красивую игрушку, а затем ее отобрал, это разбило им сердце.

Другой главный герой, правдолюбец Сатин. Его слова грубы, но правдивы, он не притворяется. Но так ли хороша его правда? Чем помогла она хоть кому-то из ночлежников? Почему он такой страстный в монологе о человеке, абсолютно равнодушно отнесся к смерти Актера?

Читая пьесу, становится страшно от бездушия людей, становится горько и обидно. Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.

Что лучше, «горькая правда» или «сладкая ложь»? Я не знаю. Как можно сказать эту горькую правду тяжелобольному человеку и погасить в его глазах искорку надежды? Разве он хочет услышать слова: «Ты умираешь»? Я считаю, что самое главное, это любить человека, тогда сердце подскажет, что надо говорить.

Что же лучше, истина или сострадание? А разве можно выбрать? Истину не выбирают, ее или принимают, или нет. А сострадание, это то, для чего мы должны жить. Не льстить, не жалеть, а именно сострадать, делить страдания с другими, забирать часть их боли. Если мы поймем это, мы будем людьми.

Что лучше – истина или сострадание? Однозначный ответ дать невозможно. "На дне" затрагивает и раскрывает перед читателями несколько проблем: лжи и правды, милосердного обмана и горькой истины. По моему мнению, все-таки лучше сострадание, ведь именно оно дает надежду на жизнь любому из персонажей пьесы «На дне».

Каждый из них: Сатин, Бубнов, Настя, Актер, Клещ оказались «на дне жизни» по своей вине. Человек сам выбирает свою судьбу, у него должна быть цель, мечта, для того, чтобы было к чему стремиться. Но у героев этого нет… Они не живут, а лишь существуют, проводят остаток своей жизни в темной, грязной ночлежке. Изо дня в день одно и тоже: темнота, пустота в душе, полное равнодушие ко всем и ко всему … Но так было до определенного момента. . .

С появлением нового персонажа - Луки, казалось, что сейчас все наладится: люди выберутся из этой ямы собственными силами – их нужно лишь подтолкнуть. Именно Лука проявляет сострадание, дает надежды, утешает. Он, как никто другой, имеет влияние на этих низких людей. Находясь при смерти, Анна слушает старика, верит в его слова сострадания, они помогают ей – женщина умирает с надеждой, что на другом свете у нее будет все хорошо: никаких страданий, никакой нищеты. Слова Луки не прошли мимо Актера: человек, который потерял всякую надежду, вдруг понимает смысл жизни, что еще не все потеряно, можно еще все исправить и начать с чистого листа. Но, увы, этому не быть … Как мгновенно ты приобретаешь надежду, точно так же быстро ты можешь ее потерять. Сострадание – это не просто слова, которые имеют воздействие пока ты их слышишь - это душевный переворот, постоянное желание к стремлению и переменам.

Было бы ошибкой утверждать, что именно Лука виноват в смерти Актера, что именно слова сострадания сгубили человека. Он помогал людям. Что, если бы он не утешал жителей «дна», а наоборот, лишний раз показывал истину их жизни, то место, которое они занимают в обществе? Этим он ничего не изменил бы в лучшую сторону, лишь только подтолкнул на «крайний шаг» решения всех проблем – самоубийству.

Автор не приемлет наивную веру в чудо, но ведь именно чудесное мнится персонажам этой драмы, кому-то - в мраморной лечебнице, другим – в честном труде, третьим – в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что «упали по плодотворную почву взлелеянных иллюзий».

Персонажи произведения, конечно, прикоснулись к истине, но не изжили ощущение безысходности. Их круг существования замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, а от нее – к гибели и пустоте.

115517 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М.Горького «На дне»)

Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне»

Что лучше - истина или сострадание? (по творчеству М. Горького)

Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А.М.Горького «На дне»)

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Что лучше - истина или сострадание?

Смотрите также по произведению "На дне":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Что лучше - истина или сострадание? по пьесе На дне (Горький А. М.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Так ли необходимо человеку познание абсолютной истины, или же пребывание в иллюзиях и фантазиях может быть куда лучше и даже спасительнее для него? Этим вопросом задается великий русский писатель и драматург Максим Горький в своей пьесе «На дне».

Герои произведения Горького – обычные люди, волею судьбы вынужденные бороться за свое выживание, экономить каждую, трудом и потом добытую копейку, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Среди них есть как некогда известные или знатные люди (Актер, Барон), так и те, кто голодал всю свою жизнь (Анна). Но, несмотря на окружающую их грязь и беззаконие, они все равно стараются оставаться людьми, придерживаться морально-нравственных ориентиров. В своих разговорах они поднимают проблемы, которые резко контрастируют с отвратительными условиями их проживания своей возвышенностью и незаурядностью.

Целью же их диалогов является поиск некой универсальной жизненной правды, и каждый из героев пьесы видит ее по-своему.

Первая позиция - принятие неутешительной правды как она есть, без смягчающий прикрас. На стороне этой позиции стоит Бубнов, некогда владелец красильной мастерской. Этот герой скептичен, циничен и жесток, в нем нет ни капли сострадания - даже на просьбу умирающей Анны вести себя потише он отвечает: «Шум - смерти не помеха…»

Вторая же позиция в этом вопросе - это позиция чудаковатого странника Луки. Он пытается пока-зать необходимость жалости для каждого человека. Умирающую Анну он утешает словами о том, что после смерти она наконец обретет покой. Актеру Лука рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Некоторые обитатели ночлежки воспринимают слова Луки в штыки, обвиняя его в том, что он дает людям лишь пустые надежды, полностью закрывая глаза на истинное положение вещей. Но так ли хороша эта истина? И стоит ли порицать странника за его искреннее желание помочь жителям ночлежки хотя бы добрым словом?

Спасительная ложь иногда необходима. Она необходима Анне - дни ее сочтены, она умирает, и жестокая правда Бубного сделала бы ее смерть только мучительнее. Но тогда так ли нужны ложные надежды и сострадание другим героям пьесы, и не они ли привели некоторых из героев к еще более трагичной кончине? Пусть большинство обитателей ночлежки и не повинно в своей участи, они безвольны сами по себе, никак не хотят исправлять ситуацию. Актер, после исчезновения Луки решивший, что спасения нет, кончает жизнь самоубийством; Бубнов все так же не двигается дальше желчных и циничных рассуждений. Всех героев объединяет неспособность сделать хоть что-то, чтобы подняться с социального дна.

Можно сказать, что по-настоящему прав в пьесе лишь один герой - Сатин. Он не видит смысла в который раз «пережёвывать» очевидные вещи, в иллюзиях и слепом утешении. Ни сострадание, ни какая-либо истина ничего не стоят без стремления действовать, сражаться с трудностями жизни, без твердой уверенности человека в себя.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

«Что лучше: истина или сострадание?» - сочинение по пьесе «На дне»

Пьеса Максима Горького «На дне» задает фундаментальные вопросы, ответы на которые человечество ищет и поныне. Один из таких вопросов звучит так:

«ЧТО ЛУЧШЕ: СОСТРАДАНИЕ ИЛИ ИСТИНА?»

Герои произведения, обитатели ночлежки, – это люди с различными убеждениями, идеалами и прошлым. Одни мечтают о свободе, другие – о любви, а третьи уже вообще ни во что не верят. Но всех их объединяет поиск смысла их никчемного существования.

Появление Луки дает отчаявшимся обитателям ночлежки надежду. Эти люди, без настоящего и будущего, обретают веру, благодаря сладкой лжи Луки.

Сам Лука прекрасно осознает, что обманывает этих несчастных, однако, делает это он с благими намерениями. Его позиция осознанная и продуманная. Лука любым способом стремится утешить людей. Для него неважно, будут это слова правды или лжи, главное – результат. Ведь горькая правда может окончательно добить человека, который оказался на дне жизни, подтолкнуть его к самоубийству.

Главным оппонентом Луки выступает Сатин, который предпочитает принимать правду, какой бы горькой она не была, принимать всю абсурдность окружающего мира.

Для него жизнь во лжи равноценна потере самоуважения, равноценна признанию себя слабым и побежденным. А Сатин стремится продержаться до конца, оставаясь сильным человеком.

Финал пьесы драматичен. Философия сострадания терпит крах. Все, кому стремился помочь Лука, так и не смогли отыскать выход из своих жизненных тупиков. Проповедь сострадания не изменила жизнь героев.

Однако, и философия Сатина, которая не переросла в конкретные поступки и действия, в результате ни чем не отличается от пустых обещаний лучшей жизни. Мир обитателей ночлежки переполнен чувством безысходности. В жизни героев так ничего и не изменилось. Истина и сострадание отдельно друг от друга не способны принести желаемого облегчения.

Следует стремиться отыскать золотую середину, когда лезвие правды становится не орудием безжалостного убийства, а орудием милосердного исцеления человеческой души.

Сочинение » На дне - Горький » «Что лучше: истина или сострадание?» - сочинение по пьесе «На дне»

Внимание, только СЕГОДНЯ!

«Горькая правда» и «сладкая ложь» всегда стоят рядом, и каждый человек сам решает, что ему выбрать. Сколько бы ни прошло времени, а проблема правды и лжи останется неразрешенной, эта тема является вечной в литературе, поэтому к ней часто обращаются различные авторы.

М. Горький в пьесе «На дне» поднимает проблему истины и лжи. В произведении противопоставляются два героя – Сатин и Лука. Первый считает, что всегда нужно говорить правду, ведь «правда – бог свободного человека», люди же которые врут, являются для Сатина «слабаками». Лука утверждает, что необходимо сострадать людям, а сострадание, в его понимании, часто ложь – ложь во благо. Мне кажется, оба героя были в чем-то правы, к каждому человеку необходим был свой подход. Клещ и Актер, например, нуждались в «горькой правде», им был необходим такой толчок, который спровоцировал бы изменения, смог их «всколыхнуть», именно истина положила бы начало их борьбе и, возможно, они бы выбрались из этой «ямы». Кому-то нужна была успокоительная, «сладкая ложь» как Анне.

Анна после слов Луки не боялась смерти и «с легким сердцем» ушла «в мир иной». Для другого героя пьесы – Актера ложь оказалась смертельной. Он всем сердцем поверил в лучшее, в свое излечение от зависимости, но вскоре даже призрачная надежда на что-то хорошее разрушилась, а вместе с ней разрушилась и жизнь Актера. Он в отчаянии решился на самоубийство. На самом деле, Лука не был виноват в гибели Актера, и ухудшении положения жителей ночлежки. Он от всей души пытался помочь этим людям, Лука, действительно, переживал и сострадал, он думал, что своим милосердием и жалостью сможет «достучаться» до людей и их душ. Лука хотел дать им надежду и веру, чтобы они начали действовать, стремиться к чему-то. Его добро было основано на обмане, но для Луки это не было ложью, потому что, по его мнению, истинно то, что человечно. Смог понять «философию» Луки лишь Сатин, сказав: «Человек - вот правда!»

Таким образом, «спасительная ложь» бывает, но довольно редко. В большинстве случаев «горькая правда» лучше любого обмана, ведь в иллюзиях нельзя жить вечно. Человек, осознающий критичность ситуации, знающий истинное положение дел, начинает бороться и часто именно «горькая правда» помогает ему избежать множества проблем.

2 вариант

Наверное, тем людям, которые читали произведение и даже думали над ним, делились на два вида. Одни разделяли сторону истины, а вот другие наоборот были за сострадание. А вот определенно узнать, что лучше я считаю нельзя. Все будет напрямую зависеть от ситуации или от последствия выбора.

Данную проблему рассматривал Горький в своем произведении «На дне». Все происходит в одной лачужке, в которой даже условий для существования нет, и никогда не было, но люди все равно здесь жили. Многие люди здесь живут только потому, что больше жить им негде, а здесь хотя бы они умрут не в одиночестве. И среди них имеется один парень по имени Лука, который старается поменять жизнь каждого из героев. Он рассказывает им о том, что когда они умрут, то попадут в замечательное место, где будут все условия для проживания и там они обязательно отыщут свое счастье. Парень понимает, что обманывает всех, кто здесь находится, но другого способа их приободрить и помочь им, у него нет, и не будет. И он уверен, что ложь помогает им спокойно завершить свое здесь существование и перейти в другой мир. Анна умирала в мучениях и болях, и он уверял ее в том, что там ей окажут медицинскую помощь и больше она болеть никогда не будет. Один мужчина раньше был прекрасным актером, но водка его сгубила, и его выгнали с работы. После этого он взялся пить, и вот теперь пришла за ним смерть. А Лука уверял его в том, что там существует специальная лечебница, в которой ему обязательно помогут и больше он пить никогда не будет и его возьмут обратно на работу.

И это лучше, чем правда, которая иногда совсем не радует человека, а наоборот пугает еще сильнее. Он даже людям надежду и они уходят счастливыми. Кроме этого он и сам верил в этот мир, куда уходят все и там живут хорошо и счастливо, но вот однажды он узнал, что данного мира просто не существует и тогда покончил с собой.

Многие согласны с этим главным героем, иногда человеку нужно сказать то, что ему хочется услышать и это не обязательно должна быть, правда.

Не каждый человек сможет определить когда другой человек ему говорит правду, а когда обманывает. Конечно, в некоторых ситуациях это можно понять, но бывают ситуации, когда до последнего не понятно обманул вас человек или нет. Иногда вымысел и правда очень близко находятся друг с другом, и отличить одно от другого бывает очень сложно или практически невозможно. В этом случае человек должен научиться взвешивать правду и ложь, и тогда станет понятно, где вымысел, а где он говорит правду.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Черное море Айвазовского (6, 7, 9 класс)

    И.К. Айвазовский известен в мире искусства как человек, посвятивший свою жизнь изображению морской стихии. Айвазовский с рождения видел море, он видел его спокойным и бушующим, поэтому он так мастерски воплощает

  • Сочинение Осенний вечер

    Я помню прошлую осень, в один из дней, ближе к вечеру, я и мои друзья решили выйти погулять на улицу, ибо была прекрасная погода. Когда вечер медленно занял место дня, повеяло приятным прохладным легким ветерком, который гонял опавшие листья

  • Современному школьнику компьютер не заменит друзей - сочинение (рассуждение)

    Все мы сегодня очень легко подключаемся к компьютерам. Почему это так? С одной стороны, потому что через них мы разгружаемся, отдыхаем, а с другой - избегаем неудобств живого общения.

>Сочинения по произведению На дне

Что лучше истина или сострадание?

Одной из лучших драм М. Горького считается пьеса «На дне», вышедшая в свет в 1902 году. В ней писатель затронул вопрос, который был и останется актуальным: Что лучше – истина или сострадание. Если бы вопрос стоял о правде и лжи, можно было легко ответить, что правда лучше, важнее и правильней. А вот истину и сострадание трудно противопоставить друг другу. Сам автор по натуре гуманист и предпочитает истину. Свое мнение он вложил в слова Сатина , который на протяжении всей пьесы отстаивает пава человека.

Этому персонажу противопоставлен старец Лука , как бы случайно попавший в ночлежку Костылевых. С его появлением многим постояльцам, потерявшим надежду на лучшее существование, становится гораздо лучше. По сути, он очень добрый и чуткий человек, жалеющий людей и сострадающий им. Однако его сострадание иногда связано с ложью, может и утешающей, но все же ложью. В своей пьесе Горький показывает трагичные последствия такого сострадания. Возможно Лука вовсе не проходимец или шарлатан, как подозревают некоторые постояльцы. Возможно, он сострадает от всей души, но это лишь вселяет обманчивые иллюзии в души ранимых людей.

У Сатина другая правда жизни. Несмотря на то, что он теперь картежник и шулер, в душе он настоящий философ. В прошлой жизни он был умным и высокообразованным телеграфистом. Защищая свою сестру от одного подлеца, угодил в тюрьму почти на пять лет. А после тюрьмы оказался в этой ночлежке. Во всех спорах, происходящих в пьесе, он провозглашает культ человека. Именно он разоблачает неверный подход Луки. Он считает ложь, хоть и утешительную, религией рабов. А для настоящего человека – есть правда. Он не обвиняет Луку в плохих намерениях, и прекрасно понимает добрые мотивы старика. При этом все равно говорит, что сострадание лишь унижает человека и вселяет в него ложные надежды.

Сам автор солидарен с Сатиным. Он считает, что человек должен иметь смелость принять истину такой, какая она есть. Она делает человека сильнее и уверенней. Этим произведением драматург также пытался показать, что истина может послужить толчком для положительных изменений в обществе, которое к тому времени погрязло во лжи и несправедливости. Вывод очевиден. Только истина может возвысить человека и сделать его счастливей. Человек должен сам выбирать, что ему нужно, а сострадание с примесью лжи к добру не приводит.

Тема урока: Что лучше: истина или сострадание?

(по пьесе М. Горького «На дне»)

Класс: 11

Тип урока: урок-семинар с элементами дискуссии.

Цели: I .Образовательные:

    Продолжить изучение пьесы Горького «На дне».

    Создать условия для расширения знаний учащихся об анализе художественного произведения.

II .Развивающие:

    Создать условия для развитие навыка выразительного чтения учащихся.

    Создать условия для совершенствование навыка анализа художественного произведения.

III . Личностные:

    Создать условия для пробуждения в учащихся чувства гордости за человека.

Оборудование: 1.М.Горький «На дне»

2.Экранизация спектакля М.Горького «На дне»

3.Презентация, проектор

Литература: 1 . М.Горький «На дне».

2.Северикова Н.М. и др. Литература: Учеб. Пособие для сред. Спец. Учеб. завед..–4-е изд.– М.: Высшая школа, 1983.–С.335–359.

3.Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Учеб. Пособие для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/Сост. Е.П. Пронина; Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 1996.–С.41.

4.Волков А.А. А.М. Горький. Пособие для учащихся.– М.: Просвещение, 1975.

5.Федин К. Горький среди нас. Картины литературной жизни.– М.: Советский писатель, 1977.

Структура урока: 1. Организационный момент.(1 мин.)

2. Вступительное слово учителя.(2 мин.)

3. Работа над проблематикой пьесы. Составление схемы.(26 мин.)

4.Просмотр отрывка экранизации пьесы М.Горького «На дне» (5 мин.)

5. Выводы. (6 мин.)

6.Тесты

7. Итоги урока: а) домашнее задание; (3 мин.)

б) выставление оценок. (2 мин)

Ход урока:

I .Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение творчества М.Горького, а точнее его пьесы «На дне».

II .Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня не совсем обычный урок. Мы будем отвечать на вопросы, раздумывать, делиться своими мыслями, спорить. В настоящее время все больше актуален вопрос «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь? истина или сострадание?» На этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить.

Пьеса начинается с описания мрачного быта костылевской ночлежки, который изображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих. Здесь собрались разные люди: мужчины и женщины, старые и молодые, здоровые и больные. У этих людей настоящее ужасно, а будущего нет. И из всех этих ночлежников Горький выделяет двоих: Сатина и странника Луку – это две противоположные философии.

III . Работа над проблематикой пьесы. Составление схемы.

Учитель: Ребята, что из пьесы мы узнали о Луке? Какой он? Кто он?

Ученик: Лука-странник, пришел из далека. Все время говорит афоризмами и пословицами. Он подавал всем жителям ночлежки надежду, успокаивал их, был ко все добр. Жизнь его много била. Но Лука не перестал любить людей.

Учитель: Что мы знаем о Сатине?

Ученик: Сатин 4 года просидел в тюрьме из-за сестры (заступился за нее), раньше был телеграфистом, много читал. Он много пьет, играет в карты и устраивает драки. Верит в человека.

Учитель: А сейчас давайте составим схему отрицательных и положительных черт характера Луки и Сатина и выясним, кто из них изображен Горьким как положительный герой, а кто как отрицательный.

Лука Сатин

+ / - + / -

отзывчивый лживый правдолюбивый жестокий

терпеливый гордый недоверчивый

добрый раздорный

общительный

разговорчивый

человечный

Учитель: Итак, получается, что у Луки и у Сатина есть что-то плохое и хорошее, и точно нельзя сказать, кто положительный, а кто отрицательный герой. Каковы отношения Луки с обитателями ночлежки (с Анной, Натальей, Пеплом, Настей, Клещом, Актером)?

Ученик: Он ко всем относится по-доброму. Анне он обещает отдых и покой на том свете, Наталью уговаривает поверить Пеплу и убежать с ним, Пеплу рассказывает о Сибири, где можно заработать много денег, Настю он просто выслушал и сделал вид, что поверил, Актеру дал надежду на то, что тот вылечится в бесплатной клинике от алкоголя.

Учитель: Как относится Сатин к обитателям ночлежки?

Ученик: Он над всеми издевается, потешается, говорит им суровую правду прямо в лицо, разрушая надежды «жителей дна».

Учитель: Что говорит Сатин о работе, труде?

Ученик: Что труд должен приносить радость, только тогда он будет работать.

Учитель: Как относится Лука ко всем людям?

Ученик: Лука представлен автором в образе странника, больше напоминающего проповедника или служителя религиозного культа. Он мудр и несет в себе свет и человеческое тепло. Уже с порога он обращается к героям как к нормальным людям: «Доброго здоровья, народ честной!» Он с теплотой и пониманием относится к каждому: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают…»

Учитель: Хорошо. А что говорит Лука о человеке?

Ученик: Лука говорит: «Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Учитель: Как успокаивает Анну Лука? Что он говорит ей о смерти? Ученик: « Отдохнешь там!..» «Смерть, она нам – как мать малым детям»

Учитель: Что обещает Лука Актеру? Какую надежду ему дает?

Ученик: Он рассказывает Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная клиника для алкоголиков.

Учитель: Поверил ли Актер Луке? Как изменилось его поведение?

Ученик : Да. Актер поверил Луке. Он перестал пить и начал копить деньги на дорогу.

Учитель: Какой выход предлагает Лука Ваське Пеплу?

Ученик : Он предлагал идти Ваське в Сибирь и там начать новую жизнь.

Учитель: Как рассказ о Сибири повлиял на Пепла?

Ученик : Он хочет исправиться: «…надо жить иначе! Лучше надо жить! Надо так жить,… чтобы самого себя мне можно было уважать.

Учитель: Что отвечает Лука на вопрос «Есть ли Бог»?

Ученик : «Во что веришь, то и есть»

Учитель: Как вы это понимаете?

Ученик : То есть можно верить, во что хочешь, и с этой верой будет легче жить.

Учитель: В пьесе идет спор о правде. Как Лука говорит о правде?

Ученик : «Правда – словно обух по голове…»

Учитель: Правильно. А как он объясняет свою ложь?

Ученик : «Правда-то, - не всегда по недугу человеку…Не всегда правдой душу вылечишь!»

Учитель: Что Костылев говорит о правде?

Ученик : Он говорит, что не всякая правда нужна.

Учитель: Хорошо. Как относится к правде Бубнов?

Ученик : Он говорит: «Вали правду как она есть. Я вот всегда правду говорю! Не умею врать. Зачем?»

Учитель: Что говорит о правде Сатин? Зачитайте его слова.

Ученик : «Ложь – религия рабов и хозяев, правда – Бог свободного человека».

Учитель: Лука рассказывает притчу о праведной земле. О чем она? Для чего он ее рассказал?

Ученик : Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает правда.

Учитель: Верит ли Лука в людей и любит ли их?

Ученик : Лука любит людей. Он их жалеет и не верит в них, убивая своей жалостью волю выбраться со «дна жизни».

IV .Просмотр отрывка экранизации пьесы М.Горького «На дне»

Учитель: Как оценивает правду Сатин и что он говорит о человеке? Об этом нам расскажет фильм – экранизация пьесы «На дне».

Ребята! Ложь Луки спасательная. Эту философию спасительной лжи Горький отвергает, она играет реакционную роль.

Вместо того чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. Согласны ли вы с такой позицией Горького. А как думаем мы?

Ученик : С одной стороны я согласен с Горьким. Но с другой стороны Лука единственный, кто обращается с жителями ночлежки по-человечески, гуманно (например, с Анной). Даже Сатин уважает его и защищает.

Учитель: Итак, давайте ответим на главный вопрос сегодняшнего урока: что лучше: истина или сострадание? Правда или ложь?

Ученик : Я думаю, что в каких-то ситуациях позволительна ложь из сострадания к ближнему (например, к тяжело больному или умирающему человеку), в остальных же случаях лучше, конечно, говорить правду.

V .Вывод.

Учитель: В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого – в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин, - персонажи, сразу же выделяющиеся из общей толпы жителей ночлежки своим философским подходом к жизни, умением мудро говорить и способностью влиять на людей.

Однако в начале пьесы дается еще одна, третья, «правда» - правда Бубнова. Бубнов чересчур категоричен, для него существует только черное и белое, при этом черного намного больше. Он живет и действует по принципу «вали правду, как она есть». Каждого, кто находится в ночлежке, Бубнов старается вывести на чистую воду, выдавая свою правду: «А я вот... Не умею врать! Зачем?» И Актеру, и Медведеву, и Пеплу, и Насте этот персонаж говорит горькую и больную правду, но последствия этой правды непредсказуемы! Он равнодушен к собственной судьбе, тем более к чувствам других, его взгляд на жизнь чересчур скептический, полный пессимизма, а сама жизнь ему кажется полной бессмыслицей; «Все люди, как щепки, по реке плывут. Все так! Родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть!» Правда Бубнова убивает в человеке всякое стремление быть человеком: «Все умрут все равно», так зачем же напрасно лезть из кожи вон, лучше уж сразу подумать о смерти.

А вот праведник Лука искренне желает облегчить страдания людей, помочь им, поддержать их, вселить православное смирение в их души. Лука знает, кому и что обещать, его речи благостно воздействуют на слух озлобленных жителей приюта и погружают их в приятное забытье, делая их еще более пассивными и оторванными от реальной жизни. Но Лука обходит стороной Бубнова, Сатина, Клеща, очевидно, понимая, что его жалость способна удовлетворить только слабых и усомнившихся в возможном счастье людей.

Но проповедь Луки приносит только вред. Обитатели ночлежки уже доведены до отчаяния и живут одними иллюзиями, а Лука создает их еще больше. Он не называет пути, способного поднять со дна, он не верит в возможности этих несчастных и потому прибегает к возвышенному, но бессмысленному обману. Ласковые слова Луки только убаюкивают, завораживают, но они не побуждают к борьбе, не дают сил и желания активно действовать для изменения собственного плачевного положения. Призыв Луки надеяться на лучшее толкает ночлежников на бездействие и смирение, а сам он незаметно уходит, оставив несчастных в полной растерянности, с горьким чувством безысходности.

Сатин постарался понять Луку и трезво оценил его роль: «Не шарлатан Лука», как подумали другие, «а жалостливый», «мякиш для беззубых». Он приходит к выводу, что речи Луки, пронизанные христианской моралью, не приносят никакой пользы, а только усыпляют душу, обманывают ее. И Сатин резко критикует ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев, правда – бог свободного человека».

И, если Лука утверждает, что человек должен смириться, терпеть и ждать чуда. Сатин провозглашает мысль о том, что человек должен быть прежде всего свободным и гордым, должен действовать, бороться за счастливую жизнь, не падая духом и не покладая рук. Правда Сатина наиболее близка мыслям самого автора: устами Сатина Горький выражает собственную веру в человека. Фактического ответа на вопрос автора: Что лучше: «истина или сострадание?» в пьесе нет. Этот вопрос каждый для себя решает сам.

VI . Тесты

VI .Итоги урока:

а) домашнее задание;

Написать сочинение – рассуждение на тему: «Человек –великая должность»

б) выставление оценок.