Анализ картины «Праздник в деревне. Описание картины лутфуллина три женщины Ахмат лутфуллин картины

Я - сын земли своей. Эта строка, вынесен­ная в название этой статьи, отража­ет истинную суть творчества мастера, отдавше­го свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпи­графом к любой работе художника, будь то кар­тина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской зем­ле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслите­ля, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многооб­разном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из ураль­ских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому ге­рою его произведений, их судьбе.

Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) нахо­дится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям стра­ны и частным коллекциям. Но и экспози­ция Го­сударственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и ма­стерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо му­зеем собрано многое из того лучшего, что он написал.

Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, род­ной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.

Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - нача­ле 60-х годов. Это его соотечественники - «Са­фа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудрен­ные опытом лет и непростой жизни; башкир­ские девушки с молодым румянцем, очарова­тельные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность сво­их творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, осо­бенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, ис­полненных душевной чистоты и благородства.

Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.

В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последова­телем традиций первого национального худож­ника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева , но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писав­ший о художнике: «Лутфуллин не просто насле­дует - он сам создает традицию».

Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути . Сколь­ко их создано в живописи и графике! В актив­ные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его порт­ретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им дове­лось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним со­переживанием автора с жизнью своего героя!

Глубиной философских размышлений худож­ника о ценности, духовности человека наполне­ны портреты людей творческого труда, создан­ные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности пси­хологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, из­бегая идеализации, передать в их образах то об­щее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способ­ность к сопереживанию, глубокому чувству.

Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанно­сти», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, на­пример, в портрете Мустая Карима, тщательно моде­лируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчерки­вающими внутреннее напряжение героя, его ду­шевную неуспокоенность.

Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентиро­ванного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах порт­ретируемых. Поэтика эта заложена и в структу­ре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.

С наибольшей силой поэтика мастера вопло­щена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Са­бантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличи­тельные качества состоят в том, что сюжет ча­ще используется художником для создания осо­бой атмосферы, состояния, в которых четче вы­ступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные осно­вы, глубину народных характеров и судеб.

Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образ­ной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладыва­ет художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразитель­ность каждого образа выводят его за рамки кон­кретного сюжета.

Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суро­вом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, ко­торые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в та­ких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего люд­ские трагедии.

Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космичес­ким мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обряда­ми. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек под­нимается над ними силой своего духа, тради­ции, веры. Это - главное, о чем мощно и краси­во говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.

Необходимо отметить и высокую живопис­ную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувст­во цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Буду­чи всегда очень критическим и требователь­ным к себе, Лутфуллин смог развить заложен­ный в нем природный дар, опираясь на тради­ции русской, башкирской школы, опыт мирово­го искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.

В. Сорокина

  • Беседа Беседа
  • Бабушка из деревни Бурангулово
  • Портрет молодой девушки в башкирском наряде
  • Портрет отца Портрет отца
  • Портрет отца Портрет отца
  • Старая печь Старая печь
  • Портрет старухи Портрет старухи
  • Исполины Исполины
  • Портрет мужчины Портрет мужчины
  • Портрет А. Э. Тюлькина Портрет А. Э. Тюлькина
  • Жена лесника Жена лесника
  • Индианка Индианка
  • Мать-героиня Ишмурзина Мать-героиня Ишмурзина
  • Мустафа-агай Мустафа-агай
  • Портрет Г. Круглова Портрет Г. Круглова
  • Старуха в голубом Старуха в голубом
  • Салават Юлаев Салават Юлаев
  • Портрет Хабунисы Портрет Хабунисы
  • Портрет женщины в красном Портрет женщины в красном
  • Портрет Шамсикамер из деревни Амангильдино
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Пейзаж моего аула Пейзаж моего аула
  • Пейзаж деревни Равилово Пейзаж деревни Равилово
  • Портрет Р. Бикбаева Портрет Р. Бикбаева
  • Портрет Анвара Кашапова Портрет Анвара Кашапова
  • Портрет Галины Морозовой Портрет Галины Морозовой
  • Портрет Мансуры Портрет Мансуры
  • Портрет Луизы Портрет Луизы
  • Портрет башкирки Портрет башкирки
  • Женский портрет Женский портрет
  • Портрет Урала Султанова Портрет Урала Султанова

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу.
Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это «Три женщины», которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития.
Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки.
Об этом свидетельствует чай, хлеб и молоко.
Нам кажется, что это небольшой перекус.
И вот они сейчас подниматься и продолжат дальше заниматься своими домашними делами.
Мое внимание привлекли не костюмы этих женщин и даже не бедная обстановка с едой.
Мне показалось притягательными сами изображенные.
На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую.
Она на мой взгляд уже бабушка.
Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть.
А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины.
она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни.
Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок.
Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций.
За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга.
Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

Анализ картины «Праздник в деревне»

Материал картины: Холст, масло.

Жанр картины: Исторический.

Эскиз картине: "Деревенский праздник" Бумага, темпера. 17.5x36.5 см.

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Размер: 93 х 108.

Дата создания: 1917.

Картину "Праздник в деревне" (см. прил. 2), Кустодиев написал всего за пять дней - именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.

В картине "Деревенский праздник" художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал впоследствии в картине "Праздник в деревне".

В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого - глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.

Тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью особенно привлекала художника. Картина "Праздник в деревне" имела большой успех на выставках, как в России, так и за рубежом.

Анализ картины «Троицын день»

Материал: Холст, масло.

Жанр картины: Импрессионизм.

Место хранения: Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева.

Размер: 110 х110.

Дата создания: 1920.

В картине "Троицын день" (см. прил. 3), создан идеалистический образ русского праздника. Праздник наступившего раннего лета, Святая Троица. Мы видим окраину города, широкую поляну, купола церквей, нарядных, неспешно гуляющих людей. Везде чувствуется праздничное оживление, везде снуют коробейники с цветами и сладостями. Народ катается на тройках, гуляет, ведет беседы, развлекается в ярмарочных балаганах. На первом плане картины Кустодиев поместил степенное купеческое семейство как символ патриархальной Руси.

Живописное полотно сияет всеми оттенками синего и зеленого цветов, а белые облака и яркие красные и желтые детали дополняют праздничный настрой картины.

Передний план отведён главным персонажам кустодиевских гуляний. Это купчиха, её дочь, молодая и чуть смущённая, отец - купец в классической одежде, и молодой человек, в котором легко угадывается возможный жених. Следует отметить, что Кустодиев пишет людей шаблонами. У него даже есть персонажи, представляющие разные типы профессий, - булочник, монахиня, извозчик - стали персонажами отдельных картин. На картине все нарядные, весёлые, в достатке, беседуют и радуются. Повсюду довольство и достаток.

Происходит все на поляне, видимо, на окраине этого города. Это не парк, поскольку коляски свободно ездят где угодно, виден шатёр цирка. Деревья расположены в разброс, и это на руку художнику - так помещается больше людей.

Все на картине размещено в пространстве, созданном высокой церковью справа и деревом слева. Дальше - ещё одна колокольня. Это помогает подчеркнуть тему - праздник Троица. Художники тех времён считали церковь настолько важным элементом, что ни одна картина о российском быте не обходилась без неё. Даже на автопортрете художник размещает себя на фоне Троице-Сергиевой Лавры.

Яркие краски помогают ощутить атмосферу радости и отдыха. Яркие цвета одежды у купчихи, букет цветов у девушки и продавца. Художник всегда очень любил и уважал народную традицию. А искусство, изображающее её должно приносить радость. Эту веру он пронёс через все своё творчество.

Анализ картины «Гуляние на Волге»

Материал: Хост, масло.

Жанр картины: жанровая сцена.

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Размер: 100 х 125.

Дата создания: 1909.

На картине "Гулянье на Волге" (см. прил. 4), показаны набережная с гуляющими людьми, Волга, живописный противоположный берег реки. Высокая точка зрения позволила мастеру охватить широкую праздничную панораму.

По аллее на крутом берегу, где когда-то в гостинице "Эрмитаж" в 1906 году останавливался Б.М. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Оживает картина Кустодиева "Гулянье на Волге". Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра. В палатке торгуют сладостями и кондитерскими изделиями, работает уличная чайная, где каждый желающий может испить самоварного чайку. Чуть дальше исполняют русские романсы. И барыни, и беседка, и чайная лавочка, и всё остальное, что ни на есть типично русское: и наряды купчих, и ампирные домики, и кисельно - красная церковка.

В Тутаеве работало много художников и среди самых известных - Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиев - певец русского провинциального быта, с иронией и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж», сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи. Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и, милым сердцу, безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью той жизни.

Картина написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги - наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней, каждая со своей деревянной лестницей вниз - берег очень высокий. Каждое пароходное общество, а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Башкирский художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин написал одну из своих самых знаменитых работ, проникнутое национальным колоритом символичное полотно «Три женщины», в 1969 году. Вполне возможно, что в основу сюжета картины А. Лутфуллина легли его собственные воспоминания о детстве, проведенном среди простых тружеников села Аскарово.

Центральным смысловым элементом картины является изображение трех женщин разных возрастов, знаменующих великую силу связи поколений. Согласно башкирским национальным традициям, женщина в картине представлена как символ материнства и хранительницы домашнего очага.

Три представительницы прекрасного пола только что наскоро перекусили нехитрой крестьянской едой и собираются выпить по чашечке чая, прежде чем вернуться к нелегкой, утомительной работе до самого вечера. От небольшого, низкого, застеленного скатертью с геометрическими узорами столика веет добрым, простым ароматом домашнего хлеба и молока, три аккуратные, хрупкие на вид чашечки дожидаются порции душистого травяного напитка.

Женщины изображены практически в одинаковых позах, все они сидят, подобрав под себя левую ногу, а правую устало согнув в колене. Кожа на руках старших выглядит несколько загрубевшей от тяжелых условий полевой работы. Молодая девушка одета в более светлые одежды по сравнению с другими женщинами своей семьи. Отсутствие платка и несколько кокетливо наброшенное на тугие длинные косы покрывало говорит о юности и, возможно, веселой и несколько романтичной натуре. Взгляд ее легок и прям, щеки цветут румянцем, чего нельзя сказать о представительницах старшего поколения. Молчаливая строгость и серьезность проскальзывает в их четких, схожих между собой силуэтах.

На руках молодой женщины можно заметить незамысловатые украшения, возникает ощущения, будто она хочет спрятать в поднесенной к лицу ладони распускающуюся улыбку, чтобы другие женщины не заметили ее по-девичьи озорной радости.

Позади трех отдыхающих женщин, за двумя окошками простирается с детства любимый Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным необозримый горный пейзаж. В обеденное время все спокойно и неторопливо, кажется, что окружающий трех женщин мир будто замирает, наслаждаясь каждым мгновением заслуженного отдыха.

«Три женщины» далеко не единственная картина председателя Башкирского союза художников, в которой талантливый живописец воспевает красоту, нежность и удивительную силу духа представительниц прекрасного пола. «Портрет матери», «Мать-героиня Ишмурзина», «Портрет старой колхозницы», «Портрет башкирской женщины», «Магинур Хасанова», «Девушка в черном» и множество других замечательных, выразительных полотен было написано художником с целью воспеванию внешней и внутренней красоты таких разных и удивительных женщин. Каждое полотно призывает оберегать тех, кто веками соединяет поколения, продлевает жизнь целого рода и заботится о каждом в семье, порой в своей великой любви забывая о собственном благополучии.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин (башк. хмт Фтулла улы Лотфуллин, 1928-2007) - башкирский советский живописец. Народный художник СССР (1989). Действительный член РАХ (1997).

Биография

Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово (ныне Абзелиловский район, Башкортостан) в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.

После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949-1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс, 1951-1954). Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978). Заслуженный художник БАССР (1966). Действительный член РАХ (1997).

Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР, являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.

На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи.

В деревне Равилово Абзелиловского района, в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки, открылась «Мечеть Ахмата». Луиза Лутфуллина, супруга живописца, рассказывала: «В последнее время он болел, мысль была - что же делать с этим домом, было решено не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду». По завещанию самого художника он был похоронен в селе Абзаково Белорецкого района РБ.

Творческое наследие

Ахмат Лутфуллин - автор знаменитой картины «Три женщины», 1969 г. Вместе с тем он является автором портретов и полотен об истории и современной жизни башкирского народа: «Прощание с Родиной. Салават» (1990), «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969), «Проводы на фронт» (1978), «Прощание» (1970), «Ожидание. Год 1941-й» (1970).

Его основные работы: «Портрет матери», х. м., 1956. «Автопортрет», х. м., 1957. «Бабай», х. м., 1959. «Портрет дирижера Г. Муталова», х. м., 1959. «Мать-героиня Ишмурзина», х. м., 1959. «Мустафа-агай», х. м., 1960. «Мать погибшего героя», х. м. 1960. «Девушка в чёрном», х. м., 1961. «Семья», триптих, х. м., 1962. «На сабантуй», х. м., 1963. «Портрет башкирской писательницы Хадии Давлетшиной», х. м., 1963. «Молодой рабочий», х. м., 1963. «Портрет колхозницы», х. м., 1967. «Золотая осень», х. м., 1967. «Портрет башкирской женщины», х. м., 1967. «Три женщины», х. м., 1968-1969. «Ожидание. Год 1941», х. м., 1969-1971. «Праздник в ауле», 1930, х. м., 1973-1974. «Колхозник Раджап», х. м., 1974. «Портрет старой колхозницы», х. м., 1974. «У окна», х. м., 1974. «Портрет молодой женщины», х. м., 1974. «Портрет врача И. X. Хидиятова», х. м., 1974. Серия портретов передовиков колхоза им. М. И. Калинина Абзелиловского района БАССР (12 работ), х. м., 1974. «Сабантуй», х. м., 1974-1977. «Магинур Хасанова», х. м., 1977. «Колхозник Хайруллин», х. м., 1977. «Портрет на фоне колхозного тока», х. м., 1977. «Портрет народного поэта БАССР М. Карима», х. м., 1978.

Картины художника находятся в Государственной русском музее, Художественном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в частных коллекциях.

Выставки

Участник международных (с 1975), всесоюзных, всероссийских и республиканских выставок с 1957 года, зональных - «Урал социалистический». Персональные выставки проходили в Москве (1963, 1976), Уфе (1978, 1994).

  • Республиканские, Уфа, с 1957 г. на всех, кроме молодёжных 1972 и 1976 гг.
  • Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
  • Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
  • Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
  • Декадная выставка работ художников БАССР в Кара-Калпакии, г. Нукус, 1976.
  • Выставка произведений художников 3-х зон, Москва, 1971.
  • Выставка произведений художников автономных республик РСФСР, Москва, 1971.
  • Всероссийская выставка «Советская Россия», Москва, с 1957 г. на всех.
  • Всероссийская художественная выставка, Москва, 1969.
  • Выставка «Художники России к 30-летию Победы над фашистской Германией», Волгоград, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка «Советская Россия-5», Москва, 1975.
  • Всероссийская художественная выставка «Слава труду», Москва, 1976.
  • Всероссийская художественная выставка, посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвященная VII Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, Москва, 1957.
  • Всесоюзная выставка работ художников, Москва, 1962.
  • Всесоюзная художественная выставка «На страже мира», Москва, 1975.
  • Всесоюзная художественная выставка «По Ленинскому пути», посвященная 60-летию Великого Октября, Москва, 1977.
  • Выставка работ трех художников БАССР (А. Ф. Лутфуллина, А. Д. Бурзянцева, Б. Д. Фузеева), Москва, 1963.
  • Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
  • Международная выставка «Советское искусство», Польша, 1963.
  • Международная выставка «Советское искусство», МНР, Улан-Батор", 1964.
  • Международная выставка «Советское искусство», ГДР, Берлин, 1974.
  • Персональная выставка работ, Москва, 1976.
  • Международная выставка «Советское искусство», Париж, 1977.
  • Международная «Биеннале», ЧССР, Конпоца, 1977.
  • Персональная выставка работ, Уфа, 1978.