Николай аксененко министр путей сообщения. Сми об ржд

Бывший министр путей сообщения РФ (апрель 1997 г. - январь 2002 г.); родился 15 марта 1949 г. в с. Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области; окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог" в 1972 г., Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР в 1990 г.; трудовую деятельность начал в 1966 г. слесарем-сборщиком на Новосибирском авиационном заводе; 1972-1978 - дежурный по станции, начальник станций на Восточно-Сибирской железной дороге; 1978-1984 - заместитель начальника станции, начальник отдела движения, заместитель начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги; в 1984 г. - заместитель начальника Мурманского отделения, 1985-1986 - начальник Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги; 1986-1992 - заместитель начальника, главный экономист, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги; с 1994 г. - заместитель, 1996-1997 - первый заместитель министра путей сообщения РФ; с апреля 1997 г. занимал пост министра путей сообщения РФ, был назначен министром в составе кабинета В. Черномырдина, занимал этот пост в составе кабинетов С. Кириенко (май-август 1998 г.) и Е. Примакова (сентябрь 1998 г. - май 1999 г.); с мая 1999 г. - первый заместитель Председателя Правительства РФ, занял этот пост в составе кабинета С. Степашина и сохранил его при формировании кабинета В. Путина (август 1999 г.); в сентябре 1999 г. при сохранении поста первого вице-премьера был вновь назначен и министром путей сообщения; в январе 2000 г. исполняющим обязанности Президента РФ В. Путиным был освобожден от обязанностей первого заместителя Председателя Правительства; январь-май 2000 г. - министр путей сообщения, вновь утвержден на эту должность в мае 2000 г. в составе правительства М. Касьянова; подал в отставку и был освобожден от должности министра 3 января 2002 г.; являлся членом Совета безопасности РФ с июня 1999 г. по февраль 2000 г.; с августа 1999 г. - заместитель председателя Исполнительного комитета Союза Белоруссии и России; награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени; женат, имеет двоих детей.

Как отмечала "Российская газета" (04.01.2002 г.) в связи с отставкой Н. Аксененко с поста министра, накануне принятого решения председатель Правительства РФ М. Касьянов провел встречу с Генеральным прокурором РФ В. Устиновым, на которой шла речь о предварительных итогах проверки хозяйственной деятельности МПС, которую с осени 2001 г. проводила Генпрокуратура по представлению Счетной палаты, в ходе которой были выявлены хозяйственные нарушения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

15.03.1949). Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве С. В. Степашина с 12.05.1999 г. по 09.08.1999 г.; первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в правительстве В. В. Путина с 19.08.1999 г. по 16.09.1999 г., первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр путей сообщения Российской Федерации в правительстве В. В. Путина с 16.09.1999 г. по 10.01.2000 г.; министр путей сообщения Российской Федерации в правительствах В. С. Черномырдина, С. В. Кириенко, Е. М. Примакова с 14.04.1997 г. по 12.05.1999 г., в правительстве М. М. Касьянова с 10.01.2000 г. по 03.01.2002 г. Родился в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области. Был тринадцатым, младшим ребенком в семье. Разница между ним и старшим братом составляла 24 года. Отец работал локомотивщиком на железной дороге. Окончив в 1966 г. среднюю школу, уехал в Новосибирск и до 1967 г. работал слесарем-сборщиком на авиационном заводе имени В. П. Чкалова. Образование получил в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог (1972), в Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР (1990). Во время учебы в институте на экзамене по предмету «Организация движения поездов» профессор засомневался: ставить пятерку или четверку. Посмотрел на студента и сказал: «Четверку тебе ставить нельзя, ты ж министром путей сообщения станешь». Был амбициозным, всегда ходил в лидерах. Рост почти два метра, широкий в плечах, занимался боксом, футболом и хоккеем. После окончания института оставляли в аспирантуре, но ведомственная наука не прельщала. С 1972 работал дежурным по станции Вихаревка, с 1974 г. начальником станций Азей, Нижнеудинская Восточно-Сибирской железной дороги (Иркутская область). С 1978 г. заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги (Воронежская область). С 1979 г. заместитель начальника отдела движения, начальник отдела движения - заместитель начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги. В 1984 г. перешел на Октябрьскую железную дорогу, где работал заместителем начальника Мурманского отделения, с 1985 г. начальником Ленинград-Финляндского отделения. С 1986 г. заместитель начальника, с 1991 г. главный экономист - заместитель начальника, с 1992 г. первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги. С 1994 г. заместитель, с 13.11.1996 г. первый заместитель министра путей сообщения РФ. Курировал вопросы пассажирских перевозок. С 14.04.1997 г. министр путей сообщения Российской Федерации. Выдвинут на этот пост по рекомендации А. Б. Чубайса и Б. Е. Немцова. Сменил в этой должности А. А. Зайцева, отказавшегося расчленять единые железные дороги на несколько самостоятельных участков. Провел радикальное реформирование своей отрасли. Снял с баланса все железнодорожные больницы, поликлиники, санатории. Отказался от взаимозачетов, начал работать с живыми деньгами. По словам Б. Е. Немцова, Н. Е. Аксененко в своей области талантливый человек, жесткий руководитель. В семь утра начинал летучки. Возобновил работы на Байкало-Амурской магистрали. Внедрил систему современной оптоволоконной связи, что превратило российские железные дороги в одни из самых безопасных в мире. 45 тысячами километров оптоволоконного кабеля, проложенного вдоль железнодорожного полотна, позволяющего следить за движением и управлять им, пользуются также многие ведомства, включая МЧС и ФАПСИ. Вынашивал идею соединения рельсовых путей материка с Сахалином и далее с Японией и Южной Кореей. Внешне приглянулся Б. Н. Ельцину, симпатизировавшему высоким, статным людям. 23.03.1998 г. освобожден от должности министра путей сообщения в связи с отставкой правительства В. С. Черномырдина. Рассматривался Б. Н. Ельциным в качестве одной из кандидатур на пост премьер-министра взамен отправленного в отставку В. С. Черномырдина с последующим выдвижением на пост главы государства. 28.04.1998 г. вновь назначен министром путей сообщения РФ. 24.08.1998 г., в связи с отставкой правительства С. В. Кириенко, назначен исполняющим обязанности министра путей сообщения РФ. С 30.09.1998 г. вновь министр путей сообщения РФ. После отставки правительства С. В. Кириенко Б. Н. Ельцин колебался в выборе кандидатуры на пост премьер-министра между хозяйственником Н. Е. Аксененко и силовиком С. В. Степашиным. По словам Б. Н. Ельцина, «Аксененко вроде по всем статьям подходит. Решительный, твердый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошел долгий трудовой путь, поднялся, что называется, от земли. Сильный руководитель. Однако Дума изначально относится к нему неприязненно, встретит в штыки. Это хороший вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить ее к конфронтации. А потом выдать ей совсем другую кандидатуру. Вот только какую? Степашина или Путина? Путина или Степашина?» (Ельцин Б. Н. Президентский марафон. М., 2000. С. 311). Остановился на С. В. Степашине, хотя знал, что это кандидатура временная. Руководителю администрации А. С. Волошину поручил готовить представление в Думу на С. В. Степашина, а в телефонном разговоре с председателем Думы Г. Н. Селезневым назвал кандидатуру Н. Е. Аксененко. Фамилию Н. Е. Аксененко Г. Н. Селезнев назвал на заседании Думы. Спикеру не поверили. В качестве доказательства он сослался на то, что как раз помыл уши и все слышит четко. Уши Г. Н. Селезнева вошли в фольклор. Кандидатура С. В. Степашина прошла с первого раза: «Все ждали неприятного Аксененко и с облегчением проголосовали за приятного Степашина» (Там же. С. 315). Пытаясь сгладить сделанную в разговоре с Г. Н. Селезневым оговорку («Аксененко - премьер»), при беседе с С. В. Степашиным и Н. Е. Аксененко Б. Н. Ельцин оговорился еще раз: «Не переживай, Николай. Сегодня он премьер, а завтра - ты. Поживем до осени, там видно будет» (Михайлов А. Г. Портрет министра в контексте смутного времени. М., 2001. С. 343). Б. Н. Ельцин сказал ему слова, которые стали рекламным слоганом: «Надо чаще встречаться». С 12.05.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ. Во время формирования правительства С. В. Степашина сумел без его ведома прорваться к отдыхавшему в сочинской резиденции президенту Б. Н. Ельцину и заручиться его согласием на свою роль «главного» первого вице-премьера по отношению ко «второму» первому вице-премьеру М. М. Задорнову. Произвел на публику невыгодное впечатление: с трудом формулировал свои мысли, заявил, что будет заниматься всеми вопросами, даже теми, которые входили в обязанности главы правительства. С первых дней своего назначения начал вести себя независимо от С. В. Степашина. В интервью подчеркивал собственное особое мнение, не совпадающее с мнением председателя правительства. На замечания С. В. Степашина не реагировал. С 14.06.1999 г. член Совета безопасности РФ. С 09.08.1999 г. освобожден от должности первого заместителя Председателя Правительства РФ в связи с отставкой правительства С. В. Степашина. С августа 1999 г. заместитель председателя Исполнительного комитета Союза Белоруссии и России. С 19.08.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ. С 16.09.1999 г. первый заместитель Председателя Правительства РФ - министр путей сообщения РФ. 10.01.2000 г. был лишен поста вице-премьера, оставшись министром путей сообщения. 18.05.2000 г. вновь был назначен министром путей сообщения РФ в правительстве М. М. Касьянова. 04.08.2000 г. на Осеннем бульваре в Москве служебная автомашина «Ауди», в которой находился Н. Е. Аксененко, въехала в автокран. В начале октября 2001 г. Правительство РФ рассмотрело и признало целесообразным принять его план о запуске строительства железнодорожного моста с материка на остров Сахалин. 10-километровый мост и приданная ему 570-километровая железнодорожная ветка будут строиться восемь лет и стоить 4,5 млрд долларов. Окупиться строительство, по расчетам Н. Е. Аксененко, должно после 2030 г. 19.10.2001 г. на дачу Н. Е. Аксененко, где отмечался день рождения его внука, в десятом часу вечера в сопровождении работника ФСБ приехала женщина-следователь и вручила повестку с предложением явиться в прокуратуру в качестве свидетеля. В тот же день Генеральный прокурор РФ В. Устинов проводил брифинг по поводу предстоящего расследования причин гибели атомной подводной лодки «Курск». Во время общения с журналистами В. В. Устинову по громкой связи позвонил следователь Генпрокуратуры и сообщил о результатах допроса министра путей сообщения. Следователь доложил, что Н. Е. Аксененко по окончании допроса было зачитано постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по статье «злоупотребление служебным положением» и объявлено о мере пресечения - подписке о невыезде, которую министр подписать отказался. Выслушав подчиненного, В. В. Устинов попросил журналистов «не раздувать скандала»: «Я могу сказать одно: не только по железной дороге возбуждено уголовное дело, но и по ряду других министерств, по которым проходят и будут проходить очень высокие должностные лица. И допрос в прокуратуре еще не означает, что вина человека доказана полностью. Точку во всех делах ставит суд. Мы не собираемся ставить клеймо. Когда ситуация прояснится, мы от общественности ничего скрывать не будем. А то, что кто-то отказывается подписывать протокол, кто-то не отказывается… Это его право» (Известия. 20.10.2001). На следующий день Н. Е. Аксененко провел пресс-конференцию, где возмущенно заявил, что за этой историей стоят люди, «желающие остановить реформу МПС и дискредитировать правительство». Среди нарушений, которые расследовала Генеральная прокуратура, - нецелевое использование в МПС бюджетных средств, финансирование аппарата министерства из «черной кассы», предоставление льготных тарифов ряду компаний, в результате чего происходило аккумулирование значительных средств в пользу частных лиц, а также приобретение за счет министерства жилья людям, не имевшим отношения к МПС. Н. Е. Аксененко назвал действия Генеральной прокуратуры нелогичными, поскольку Правительство РФ постановлением «О железнодорожном транспорте» от 18.07.1996 г. разрешило МПС заниматься тем, в чем его теперь обвиняют. По словам министра, МПС является единственным министерством, совмещающим в себе регулирующие и хозяйственные функции, т. е. само назначает зарплаты и премии сотрудникам, распоряжаясь деньгами по своему усмотрению. По конфиденциальной информации, полученной газетой «Известия» в Генеральной прокуратуре, В. В. Устинов не получил из Кремля четкого указания относительно Н. Е. Аксененко. Генпрокурору было предложено всего лишь «покопать в направлении МПС». 23.10.2001 г. во время второго вызова в Генпрокуратуру с министра взяли подписку о невыезде за пределы России. Дождавшись возвращения Президента РФ В. В. Путина из загранкомандировки, Н. Е. Аксененко пытался попасть к нему на прием. Принят не был. Заместитель руководителя администрации президента Д. Н. Козак в связи с этим заявил: «Если министр верит в то, что решение независимого органа можно изменить путем воздействия исполнительной власти, то это абсолютно неправильно и незаконно» (Известия. 23.10.2001). В тот же день Н. Е. Аксененко срочно ушел в «плановый» отпуск, во время которого ишемическая болезнь сердца дополнилась воспалением слезного мешка, что потребовало хирургического вмешательства. Генеральная прокуратура предъявила ему обвинение в превышении полномочий и нецелевом использовании 70 млн рублей, которые тратились на зарплаты, премии и командировочные. По словам члена Комиссии по борьбе с коррупцией Государственной думы РФ Б. Л. Резника, то, что вменили Н. Е. Аксененко, мелочи: «Главное - он в своем ведомстве создал порочную систему. Железнодорожные поселки по России вымирают, больницы и школы разваливаются. При этом подвижной состав раскуплен. В Сочи построили потрясную пятизвездную гостиницу для верхушки МПС. В Японии закупили рельсы по цене в разы дороже российских, хотя наши сталепрокатные заводы стоят без работы. Миллионы долларов ушли на реконструкцию Рижского вокзала в Москве, где один поезд в сутки» (Комсомольская правда. 15.08.2002). Устроил, пригрел всех своих 12 братьев и сестер, их дочерей и сыновей. 03.01.2002 г. освобожден от должности министра. В октябре 2003 г. утвержденное Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н. Е. Аксененко было направлено в суд. Ему инкриминировалась статья 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий) и статья 160 (присвоение или растрата в крупном размере) УК РФ. Судебное разбирательство не состоялось из-за отъезда Н. Е. Аксененко за границу на лечение. По утверждениям прессы, экс-вице-премьер улетел в Европу на частном самолете. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999). Женат, есть сын и дочь. Супруга - сестра жены Г. М. Фадеева, предшественника и преемника Н. Е. Аксененко на посту министра путей сообщения РФ.

Сын бывшего первого вице-премьера РФ и министра путей сообщения Николая Аксененко Рустам стал старшим вице-президентом компании "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко. На этой должности 37-летний Рустам Аксененко будет отвечать за энергетическое строительство, на долю которого приходится около 60% работы "Стройтрансгаза". До сих пор в энергетике Рустам Аксененко замечен не был. Почти десять лет после уголовного дела и смерти отца он прожил в Швейцарии, получив известность в Европе как совладелец модного дома Escada.

Старшим вице-президентом "Стройтрансгаза" и куратором блока "Энергетическое строительство" стал Рустам Аксененко, говорится в опубликованном вчера сообщении компании. По словам источников в "Стройтрансгазе" и близких к Volga Resources Геннадия Тимченко, Рустам Аксененко пришел в компанию месяц назад. Он сменил Александра Роговцова, который работал в структурах "Стройтрансгаза" с 2005 года. "Это решение акционера — Геннадия Тимченко ",— говорит собеседник "Ъ".

Почему выбран именно Рустам Аксененко, источники не знают. "Пока не очень понятен уровень его компетенции",— говорит один из них. Но член совета директоров "Стройтрансгаза" уверяет, что у Рустама Аксененко достаточно опыта. "Он работал на железной дороге, которая прямо завязана на энергетическую отрасль. В последние годы он реализовывал несколько некрупных энергетических проектов,— сказал собеседник "Ъ", отказавшись, впрочем, пояснить, о чем идет речь.— Конечно, явно не масштаба Саяно-Шушенской ГЭС".

Энергопроекты сейчас крупнейший источник доходов для "Стройтрансгаза". Их доля во всей деятельности подрядчика составляет порядка 60%, говорил в апреле глава компании Сергей Макаров, подчеркивая, что она продолжит участвовать в тендерах.

В частности, "Стройтрансгаз" интересует участие в создании новых объектов выдачи мощности на Ленинградской и Нововоронежской АЭС. При этом компания является крупнейшим подрядчиком ФСК , самый крупный контракт — строительство сетей от четвертого блока Калининской АЭС.

"Стройтрансгаз" — крупная инжиниринговая и строительная компания. В конце 2007 года 80% акций консолидировали структуры Геннадия Тимченко, 19,5% у Газпромбанка. Сейчас среди основных объектов компании — трубопроводы, резервуарные парки, энергетические, нефте- и газоперерабатывающие объекты, расположенные в России, странах Ближнего Востока, Северной Африки, Европы, Юго-Восточной и Средней Азии. "Стройтрансгаз" также участвует в строительстве ВСТО-2. Чистая прибыль за 2011 год — 851 млн руб. Выручка от продаж составила 41,4 млрд руб.

Назначение Рустама Аксененко не случайно, уверяет источник "Ъ" в совете директоров "Стройтрансгаза". "Геннадий Тимченко подбирает людей, которых знает давно и кому доверяет. Рустам Аксененко из их числа",— говорит он. С Геннадием Тимченко Рустам Аксененко познакомился в начале 1990-х годов в Петербурге через своего отца Николая Аксененко. "Аксененко-старший тогда был начальником дороги, по которой шли большие экспортные и импортные объемы ",— рассказывает собеседник "Ъ". Рустам, родившись в Сибири (в Кемеровской области), приехал в Петербург "лет в 15-16".

Вместе с Максимом Ликсутовым (ныне глава департамента транспорта правительства Москвы , на фото) и Сергеем Глинкой (вместе с Ликсутовым владеет компанией "Трансгрупп") в конце 1990-х Рустам Аксененко работал в железнодорожном бизнесе. Кроме того, он входил в совет директоров принадлежащего Геннадию Тимченко железнодорожного оператора "Линк Ойл". Тогда Николай Аксененко уже возглавлял Министерство путей сообщения и параллельно занимал должность первого вице-премьера (см. справку). Однако в 2000 году, после ухода в отставку президента Бориса Ельцина, карьера Николая Аксененко оборвалась. Сначала он лишился поста первого вице-премьера, а в 2001 году был обвинен в превышении должностных полномочий. Против Николая Аксененко возбудили уголовное дело, которое сошло на нет после его смерти от рака в 2005 году.

На фоне проблем отца Рустам Аксененко (его имя постоянно всплывало в связи с фирмами, контроль над которыми приписывался Николаю Аксененко) покинул Россию и с тех пор в основном жил в Швейцарии . "Рустам вместе с сестрой Олесей пытались вылечить отца, но не смогли",— рассказывает собеседник "Ъ". Параллельно Аксененко-младший начал собственный бизнес через швейцарскую Finartis (до сих пор является ее гендиректором). Компания вкладывала деньги в различные проекты, в том числе в транспортный бизнес в Эстонии, которые, по словам одного из источников "Ъ", "особо рентабельными не были". Самым громким приобретением Finartis стала покупка акций модного бренда Escada в 2005 году.

[Руспрес: В Швейцарии младший Аксененко прославился также благодаря покупке виллы на берегу Женевского озера за 19 млн швейцарских франков, которую позже перепродал дочери казахстанского президента Динаре Кулибаевой за вчетверо большую сумму]

Долгое время в России про Рустама Аксененко (в 2006 году он получил гражданство Эстонии) ничего не слышали. Но несколько лет назад, рассказывают источники, его стали замечать в ресторане "Капри" неподалеку от главного здания ОАО РЖД. При этом никакого железнодорожного бизнеса у Рустама Аксененко ни в России, ни за пределами страны не осталось, уверяет собеседник "Ъ" на транспортном рынке. Он считает, что "Аксененко-младшему просто надоело сидеть без дела и он пришел к Геннадию Тимченко, чтобы тот устроил его на работу". Собеседники "Ъ" среди энергетиков считают, что руководителю профильного инжинирингового управления лучше иметь опыт работы в отрасли, но "это не всегда обязательно".

Чем был известен Николай Аксененко. Досье


С апреля 1997 года Николай Аксененко занимал должность министра путей сообщения, на которой подготовил концепцию реформы отрасли. В 1998 году он впервые объявил о создании частных операторских компаний, выступил с инициативой продолжения строительства БАМа и предложил возродить проект по соединению Сахалина с материком тоннелем.

В мае 1999 года, после отставки правительства Евгения Примакова, господин Аксененко считался основным кандидатом на пост премьер-министра. СМИ называли его доверенным лицом президентской семьи и человеком Березовского . В телефонном разговоре со спикером Госдумы Борис Ельцин даже пообещал представить его кандидатуру, но в последний момент изменил решение и предложил Сергея Степашина. В новом правительстве господин Аксененко получил пост первого вице-премьера. 16 сентября 1999 года он был переназначен главой МПС и первым вице-премьером в кабинете Владимира Путина.

В том же году Николай Аксененко назывался в СМИ одним из главных претендентов на президентский пост, но ставший преемником господин Путин уже в январе 2000 года лишил главу МПС статуса вице-премьера. После этого господин Аксененко занялся созданием РАО "Российские железные дороги". Финансовые потоки, которые он тогда контролировал, оценивались экспертами в $10 млрд в год.

В октябре 2001 года министру предъявили обвинения в превышении полномочий. Обвинения касались незаконной траты на содержание центрального аппарата МПС прибыли железных дорог, перечисленной в ведомственные фонды образования и здравоохранения. Ущерб государству оценивался в 20 млрд руб. 3 января 2002 года господин Аксененко был уволен.

В октябре 2003 года одновременно с передачей дела в суд страдавшему лейкозом Николаю Аксененко разрешили выехать на лечение в Германию, где он скончался 20 июля 2005 года.

Александр Панченко

Кирилл Мельников

Владимир Дзагуто

Я хочу остановиться на личности российского государственного деятеля, инженера железнодорожного транспорта Николая Емельяновича Аксененко . В недалёком прошлом он занимал посты первого вице-премьера и министра путей сообщения России.

Многие его считали его конкурентом В. В. Путина за благосклонность первого президента России Б. Н. Ельцина в последние месяцы правления последнего. Николай Аксененко был хорошим железнодорожником и занимал пост министра путей сообщения. Но в тоже время он был и видным общегосударственным деятелем, назначенным на пост первого заместителя председателя Правительства России. После прихода к власти В. Путина, представителя КГБ, мнительного человека сильно боявшегося конкуренции, Аксененко лишился поста вице-премьера, оставшись министром путей сообщения. Но на этом злоключения Николая Аксененко не кончились: в 2001 году на него неожиданно было заведено уголовное дело, а в 2002 году он был фактически смещён с поста министра. Травля, за которой отчётливо просматривалась рука Путина и его гэбэшной банды, активно продолжилась. Обвинения против себя он не признавал, справедливо считая их политически мотивированными. Это сказалось на состоянии здоровья Николая Аксененко и он тяжело заболел. Скончался он в 2005 году в Германии, где находился на лечении, и был погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В статье приводятся биографические сведения о Н. Е. Аксененко и сведения о его могиле.

Биография:

АКСЕНЕНКО Николай Емельянович.
Родился 15 марта 1949
в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области. Образование получил в Новосибирской институте инженеров железнодорожного транспорта (1972) и в Академии народного хозяйства при Совете министров СССР (1990). В советское время работал на различных должностях на Восточно-Сибирской и Юго-Восточной железных дорогах. С 1984 - заместитель начальника Мурманского отделения, в 1985-1986 - начальник Ленинградско-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги. В 1986-1992 – заместитель начальника, главный экономист, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги. С 1994 – заместитель, в 1996-1997 первый заместитель министра путей сообщения РФ. Министр путей сообщения РФ в правительствах В. С. Черномырдина, С. В. Кириенко (май – август 1998), Е. М. Примакова (сентябрь 1998 – май 1999). Входил в «премьерскую картотеку» президента Б. Н. Ельцина в числе других кандидатур на должность председателя Правительства РФ после отставки Е. М. Примакова в мае 1999. Однако Б. Н. Ельцин держал его лишь в роли хорошего запасного игрока: «Аксененко вроде бы по всем статьям подходит. Решительный, твёрдый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошёл долгий трудовой путь, поднялся, что называется от земли. Сильный руководитель. Однако Дума изначально относится к нему неприязненно, встречает в штыки. Это хороший вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить её к конфронтации. А потом выдать ей другую кандидатуру. Вот только кого? Степашина или Путина?» (Ельцин Б. Н. Президентский марофон. М.: 2000. С. 311). В мае 1999 получил статус первого вице-премьера в правительстве С. В. Степашина в связи с тем, что президент Б. Н. Ельцин рассматривал возможность использования полузакрытого бюджета Министерства путей сообщения для проведения предвыборной президентской кампании кандидата от «партии власти». Но затем ситуация изменилась и Н. Е. Аксененко вернулся на министерский пост. Работая в правительстве С. В. Степашина, демонстрировал свою независимость. В интервью подчёркивал собственное особое мнение, которое не совпадало с мнением С. В. Степашина. Имидж имел человека «семьи» Б. Н. Ельцина, представителями которой В. В. Путин начинал тяготиться. Некоторое время после победы В. В. Путина на президентских выборах продолжал возглавлять железнодорожное ведомство, потому что у нового главы государства не было близкого к нему человека на роль руководителя МПС. Н. Е. Аксененко пытался заверить В. В. Путина в своей лояльности, рассчитывая, что этот ход может сработать. В сентябре и октябре 2001 получил вызовы в Генеральную прокуратуру, но туда не являлся. В конце октября того же года прибыл к Генпрокурору, где ему предъявили обвинение в превышении должностных полномочий, принёсших крупный ущерб государству. Сразу после возращения из Генпрокуратуры созвал пресс-конференцию, на которой отрицал предъявленные ему обвинения и обещал обратиться к президенту В. В. Путину. Однако В. В. Путин его не принимал, и Н. Е. Аксененко подал в отставку с должности министра путей сообщения. 3 января 2002 освобождён от должности. В октябре 2003 утверждённое Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н. Е. Аксененко было направлено в суд. Судебное разбирательство не состоялось из-за отъезда Н. Е. Аксененко на лечение за границу. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999). Супруга – сестра жены Г. М. Фадеева, предшественника и приемника Н. Е. Аксененко на посту министра путей сообщения РФ. Н. Е. Аксененко не признавал себя виновным, считая обвинение «политически мотивированным». 20 июля 2005 скончался в Мюнхене, в клинике университета Гросс-Хадерн от лейкемии крови. За два года лечения перенёс несколько операций, дважды ему пересаживали внутренние органы, костный мозг, донором которого стал его сын. По мнению многих хорошо знавших Н. Е. Аксененко людей, причиной тяжёлого онкологического заболевания стали глубокие переживания, которые снизили общий иммунитет, ослабили защиту внутренних органов. Погребён в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, неподалёку от могил бывшего мэра А. А. Собчака и депутата Госдумы второго созыва Г. В. Старовойтовой.

Биография составлена по:

  • Н. А. Зенькович. Путинская энциклопедия. Семья. Команда. Оппоненты. Преемники. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. Статья Аксененко Николай Емельянович , стр. 19-21.

    Могила:
    Николай Емельянович Аксененко скончался 20 июля 2005
    в городе Мюнхен, Германия.
    Погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург . Могила на четвёртом участке .

    Изяслав Тверецкий ,
    август 2010.

  • Аксененко Николай Емельянович

    76 место

    Родился 15 марта 1949 г. в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в крестьянской семье.

    Образование

    Окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта окончил в 1972 г. Специальность по образованию - инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог.

    Академию народного хозяйства в 1990 г.

    Семейное положение

    Имеет двоих детей.

    Основные этапы биографии

    Трудовую деятельность начал в 1966 году слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода.

    С 1972 по 1978 год работал дежурным по станциям, начальником станций Восточно-Сибирской железной дороги.

    В 1978 - 1984 годах был заместителем начальника станции, начальником отдела движения, заместителем начальника Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги.

    С 1984 по 1994 год был заместителем начальника Мурманского отделения, начальником Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги, заместитель начальника и главным экономистом Октябрьской железной дороги, первым заместителем начальника дороги.

    В 1994 - 1997 годах - заместитель министра путей сообщения РФ.

    С 1997 года - министр путей сообщения РФ.
    Во время правительственного кризиса - исполняющий обязанности министра путей сообщения РФ.

    С августа по сентябрь 1998г. - и.о. министра путей сообщения.

    12 мая 1999г. назначен первым вице-премьером правительства РФ.
    После отставки правительства Степашина (август 1999г.) - и.о. первого вице-премьера.

    16 сентября 1999г. назначен первым вице-премьером правительства РФ - министром путей сообщения РФ.

    10 января 2000 г. и. о президента Владимир Путин своим указом освободил Николая Аксененко от должности первого заместителя председателя правительства и назначил его министром путей сообщения.
    7 мая 2000 г. в связи с вступлением в должность президента Путина все члены правительства ушли в отставку и до назначения новых министров стали исполняющими обязанности.

    19 октября 2001 года Аксененко вызвали в Генпрокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий.
    23 октября он выступил с заявлением, в котором заверил, что будет всячески содействовать объективному расследованию и установлению истины.

    13 октября 2003 года Генпрокуратура РФ завершила расследование и направила в суд уголовное дело в отношении Аксененко. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "в" части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с причинением тяжких последствий), и пункта "б" части 3 статьи 160 (присвоение или растрата в крупном размере) УК РФ".

    Происхождение, семейное положение

    Из интервью. Нас было семеро братьев и шесть сестер. Я - самый младший, тринадцатый. К сожалению, живы не все... Разница между старшим и младшим - 24 года. Старшие сестры - им сейчас за семьдесят уже - относились ко мне, как к своему сыну...Отец был железнодорожником - инженер, локомотивщик... Он, кстати, не советовал мне поступать в институт. Отговаривал он меня потому, что знал: это - адская работа. С женой мы познакомились еще в институте и с тех пор вместе. Мне очень повезло, что судьба свела меня именно с ней. Нам удалось сохранить чувства и восприятие друг друга такими, какими они были еще в студенческие годы. Должен признаться, что в большей степени это заслуга жены. Как только я начал работать, у меня на семью всегда оставалось очень мало времени. Но никогда семья для меня не была на втором месте. (Stringer, 2000)

    Сторонние оценки, характеристики

    Аксененко, перебравшись в столицу, быстро разобрался, с кем водить дружбу, на кого поставить. Поставил на Абрамовича - и не ошибся. Как утверждают знающие люди, сотрудничество Аксененко и Абрамовича началось еще в 1992 году. Последний возглавлял тогда малое предприятие "АВК". В 1997 году Абрамович уже хозяйничал в "Сибнефти" и с помощью Березовского налаживал прочные связи в Кремле. Поэтому, когда встал вопрос о кандидатуре нового министра путей сообщения, соперников у Аксененко не оказалось. Вскоре после того как Николай Емельянович освоил новый кабинет, "Сибнефть" получила от МПС льготный тариф на транспортировку нефти за границу и пользовалась им, на зависть другим экспортерам, в течение года.

    Министр Аксененко оказался неплохим менеджером. Свое ведомство он уже давно считает коммерческим предприятием, которое должно развиваться, приносить прибыль и осваивать новые виды бизнеса. Одна беда - он никак не может научиться отличать свою шерсть от государственной. Став министром, Николай Емельянович сразу же упорядочил расчеты за перевозки, 70 процентов которых до него производилось по бартеру. Он добился участия в перевозочном процессе фирм-экспедиторов и права предоставления им льготных тарифов. В итоге МПС избавилось от натуральных расчетов, а фирмы за счет льгот стали получать реальную прибыль.

    На выпады со стороны министр реагирует болезненно, а чтобы их было как можно меньше, оплачивает мощный пиар в СМИ и пускает пыль в глаза налогоплательщикам и правительству с помощью всевозможных акций. Устанавливает турникеты на московских вокзалах, объявляя войну зайцам, отправляет сотни пассажирских вагонов в Чечню для проживания беженцев, раз в полгода запускает в строй комфортабельные электрички. (Stringer, 2000)

    Пребыванию Аксененко в министерском кресле посвящено большое количество журналистских расследований. Среди них аферы с векселями Пенсионного фонда, продажа бензина в Чечню из запасов ОЖД, закупка рельсов в Японии через офшорную фирму на Кипре... Но главные расследования посвящены фирмам Eastern Fertiliger Trading, чьим представителем в России является сын министра Рустам, и ЗАО ПФГ "Евросиб", которое возглавляет племянник министра Сергей. Обе фирмы занимались в основном перевозками грузов и пользовались при этом чрезмерными льготами. Например, им Аксененко позволял расплачиваться "денежными суррогатами", а не "живыми" деньгами, делал скидки с утвержденных тарифов. Долгое время существовало постановление, требовавшее оформлять все заграничные перевозки только в Transrail. (Россия, 2000)

    "Дело Аксененко"

    Уголовное дело по фактам злоупотреблений в МПС было возбуждено 9 октября 2001 года. 19 октября Николай Аксененко был вызван в Генпрокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Руководитель МПС отказался подписывать постановление о предъявлении обвинения, а также - подписку о невыезде. Тем не менее в прокуратуре убеждены, что дела это не меняет - он остается обвиняемым. Кроме того, в прокуратуре утверждают, что уже изучают материалы проверки Счетной палаты, которая выявила несколько нарушений со стороны руководства МПС: незаконное расходование 700 млрд. рублей, предназначенных на "северный завоз" в 1997 году, неуплата налогов в сумме 11 млрд. рублей за 2000 год и покупка квартир лицам, не имеющим к МПС никакого отношения. "Отказ Аксененко подписывать постановление о предъявлении ему обвинения и подписку о невыезде не меняет его статуса обвиняемого по этому уголовному делу", - констатировали в Генпрокуратуре. После визита в ГП Аксененко организовал пресс-конференцию, на которой сообщил, что обвинения связаны с хозяйственной деятельностью МПС - единственного ведомства в России, совмещающего в себе функции хозяйствующего субъекта и государственного регулирующего органа.

    Положение Аксененко весьма серьезно. Как говорит известный адвокат Юрий Кориневский, защищавший бывшего главу "Роскомдрагмета" Евгения Бычкова в деле Golden ADA, "следователь теперь может по санкции Устинова или его заместителя отстранить обвиняемого от занимаемой должности". А представитель президентской администрации заявил "Ведомостям", что "ситуация, когда министерством руководит человек, в отношении которого проводится уголовное расследование, ненормальна". Кремль явно не собирается защищать несчастного министра. "Перед законом все равны", - заявил 22 октября замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, добавив, что Аксененко зря "апеллирует к исполнительной власти", стараясь избежать прокурорского внимания.

    Сам же глава МПС РФ Николай Аксененко "уверен, что в ближайшее время будет установлена беспочвенность" выдвинутых против него обвинений. В поступившем 23 октября заявлении министра говорится: "я буду всячески содействовать объективному расследованию, установлению истины. Коллегия министерства и я, как ее председатель, продолжим линию на сохранение целостности отрасли, проведение структурной реформы, получившей одобрение правительства и президиума Госсовета РФ. Полагаю, что до окончания следствия данное заявление будет последним с моей стороны, и надеюсь, что и иные ответственные лица будут руководствоваться законом, здравым смыслом и общепринятой этикой, не позволяющей делать преждевременных выводов".

    Официальное заявление ПРЕСС-СЛУЖБЫ МПС РФ

    "Некоторыми СМИ была распространена провокационная информация о том, что министр путей сообщения России Николай Аксененко подал в отставку.
    В связи с этим Центр общественных связей "Транс-Медиа" МПС РФ заявляет: министр путей сообщения России Николай Аксененко не подавал в отставку и подавать не собирается. Министр путей сообщения Н.Аксененко действительно был приглашен в Генеральную прокуратуру РФ в качестве свидетеля и ответил на вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью министерства.
    К сожалению, до сих пор некоторые ведомства, проявляющие постоянный интерес к этой теме, либо не знают, либо забыли о том, что МПС РФ - единственное министерство, совмещающее государственные и хозяйственные функции. Это записано в Положении о МПС России, утвержденном правительством РФ еще в 1996 году. Начинающаяся реформа МПС России, в частности, направлена и на то, чтобы ликвидировать эту двойную функцию и сохранить железные дороги России как единую систему под государственным управлением.
    Видимо, кому-то очень не хочется, чтобы реформа МПС, поддержанная президентом России и уже утвержденная правительством РФ, была воплощена в жизнь".