Мне помогал маляр как он сам. Моя жизнь (1896)

1.ПОСТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ:
1. Кстати сказать толки об учёности университетских сторожей сильно преувеличены. Правда Николай знает больше сотни латинских названий... но например незамысловатая теория кровообращения для него и теперь так же темна как и двадцать лет назад (Чехов). 2. Мне помогает маляр или как он сам себя называет подрядчик малярных работ (Чехов).
3. Конечно же он ясно видел, что я недоволен заданием, что задание представляется мне странным и мягко выражаясь нелепым. Однако по каким-то причинам он не мог мне сказать больше, чем он сказал. 4. Как я и ожидал в папке не было ничего кроме документов. Первым моим побуждением было засунуть всю эту груду бумаг в стол, но я разумеется вовремя спохватился. 5. Впрочем надо сказать в своём отношении к теоретикам я не оригинален. К счастью мне достаточно редко приходится иметь дело с людьми этой профессии. 6. Выходит шеф интересуется главным образом неким Тристаном. Ради него он поднялся сегодня в несусветную рань и не постеснялся поднять с постели Слонова, который как известно ложится спать с петухами. 7. А ведь я его пожалуй помню! Все звали его (кроме Комова конечно) Лёвушка рёвушка или просто Рёвушка, но не потому разумеется что он был плакса, а потому что голос у него был зычный взрёвывающий.

2. ВЫПИШИТЕ слова и ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, УДАРЕНИЕ.
ЭТО ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ЛИСТОЧКЕ

1. кухонный
2. откупорить
3. памятуя
4. факсимиле
5. втридорога
6. алкоголь
7. издревле
8. иконопись
9. жалюзи
10. укрупнить
11. предвосхитить
12. афера
13. балованный
14. закупорить
15. вероисповедание
16. еретик
17. завидно
18. договор
19. сливовый
20. принудить

3. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

затраг..вающий
каракул..вый
леле..вший
милост..вый
разбрызг..вая
устра..вать
приукраш..вать
догадл..вость
въедл..вый
подразум..вающий
фасол..вый
вышаг..вать
насмешл..вый
сонл..вый
удва..вать
вышаг..вая
эмал..вый
насмешл..вый
накрахмал..вший
делов..тый
неразборч..вый
высме..вающий
заботл..вый
запечатл..вать
завистл..вый
высме..вающий
запечатл..вать
се..вший
сид..вший
выздоров..ть
удоста..вать
отво..вав
локт..вой
угр..ватый
дешев..нький

ТЕКСТ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ
Качалков Сергей Семёнович - современный писатель-прозаик.
(1)Как время меняет людей! (2)Неузнаваемо! (3)Порою это даже не изменения, а настоящие метаморфозы! (4)В детстве была принцесса, повзрослела – превратилась в пиранью. (5)А бывает наоборот: в школе – серая мышка, незаметная, невидная, а потом на тебе – Елена Прекрасная. (6)Почему так бывает? (7)Кажется, Левитанский писал, что каждый выбирает себе женщину, религию, дорогу... (8)Только не ясно: действительно ли человек сам выбирает для себя дорогу или какая-то сила толкает его на тот или иной путь? (9)На самом ли деле наша жизнь изначально предначертана свыше: рождённый ползать летать не может?.. (10)Или всё дело в нас: ползаем мы потому, что не захотели напрягать свои крылья? (11)Не знаю! (12)В жизни полным-полно примеров как в пользу одного мнения, так и в защиту другого.
(13)Выбирай, что хочешь?.. (14)Максима Любавина мы в школе называли Эйнштейном. (15)Правда, внешне он нисколько не походил на великого учёного, но зато имел все замашки гениев: был рассеян, задумчив, в его голове всегда бурлил сложный мыслительный процесс, совершались какие-то открытия, и это часто приводило к тому, что он, как шутили одноклассники, был не в адеквате. (16)Спросят, бывало, его на биологии, а он, оказывается, в это время каким-то мудрёным способом рассчитывал излучение каких-то там нуклидов. (17)Выйдет к доске, начнёт писать непонятные формулы. (18)Учительница биологии плечами пожмёт:
(19) – Макс, ты про что? (20)Тот спохватится, стукнет себя по голове, не обращая внимания на смех в классе, тогда уж начнёт рассказывать то, что нужно, например, про дискретные законы наследственности. (21)На дискотеки, классные вечера он носу не показывал. (22)Ни с кем не дружил, так – приятельствовал. (23)Книги, компьютер – вот его верные товарищи-братья. (24)Мы между собой шутили: запомните хорошенько, как одевался Максим Любавин, где он сидел. (25)А лет через десять, когда ему вручат Нобелевскую премию, сюда понаедут журналисты, хоть будет что про своего великого одноклассника рассказать. (26)После школы Макс поступил в университет. (27)Блестяще окончил его... (28)А потом наши дороги разошлись. (29)Я стал военным, надолго уехал из родного города, обзавёлся семьей. (30)Жизнь у военного бурная: только соберёшься в отпуск – какое-нибудь ЧП... (31)Но вот всё же удалось с женой и двумя дочками вырваться на родину. (32)На вокзале сговорились с частником, и он повёз нас на своей машине до родительского дома. (33) – Тольк, ты меня не узнал что ли? – вдруг спросил водитель. (34)Я изумлённо посмотрел на него. (35)Высокий, костистый мужчина, жидкие усики, очки, шрам на щеке... (36)Не знаю такого! (37)Но голос, действительно, знакомый. (38)Макс Любавин?! (39)Да не может быть! (40)Великий физик занимается частным извозом? (41) – Нет! (42)Бери выше! – усмехнулся Макс. – (43)Я грузчиком на оптовом рынке работаю...
(44)По моему лицу он понял, что я счёл эти слова шуткой. (45) – Да нет! (46)Просто я умею считать! (47)У нас сахар мешками продают! (48)Я вечером из каждого мешка грамм по триста-четыреста отсыплю...(49)Знаешь, сколько в месяц выходит, если не жадничать? (50)Сорок тысяч! (51)Вот и прикинь, если бы я стал учёным, получал бы я такие деньги? (52)На выходных можно извозом подкалымить, подвёз пару клиентов – ещё тысяча. (53)На булочку с маслом хватает...
(54)Он довольно засмеялся. (55)Я покачал головой.
(56) – Макс, а вот с сахаром – это не воровство?
(57) – Нет! (58)Бизнес! – ответил Макс.
(59)Он довёз меня до дома. (60)Я дал ему двести рублей, он вернул десятку сдачи и поехал искать новых клиентов.
(61) – Вместе учились? – спросила жена. (62) – Это наш Эйнштейн! – сказал я ей. – (63)Помнишь, я про него рассказывал! (64) – Эйнштейн? (65) – Только бывший! – с печальным вздохом произнёс я.

Продолжала сестра. - Почему? Ну, если не поладил с начальником, ищи себе другое место. Например, отчего бы тебе не пойти служить на железную дорогу? Я сейчас говорила с Анютой Благово, она уверяет, что тебя примут на железную дорогу, и даже обещала похлопотать за тебя. Бога ради, Мисаил, подумай! Подумай, умоляю тебя!

Мы поговорили еще немного, и я сдался. Я сказал, что мысль о службе на строящейся железной дороге мне еще ни разу не приходила в голову и что, пожалуй, я готов попробовать.

Она радостно улыбнулась сквозь слезы и пожала мне руку и потом все еще продолжала плакать, так как не могла остановиться, а я пошел в кухню за керосином.

Среди охотников до любительских спектаклей, концертов и живых картин с благотворительной целью первое место в городе принадлежало Ажогиным, жившим в собственном доме на Большой Дворянской; они всякий раз давали помещение, и они же принимали на себя все хлопоты и расходы. Эта богатая помещичья семья имела в уезде тысяч около трех десятин с роскошною усадьбой, но деревни не любила и жила зиму и лето в городе. Состояла она из матери, высокой, худощавой, деликатной дамы, носившей короткие волосы, короткую кофточку и плоскую юбку на английский манер, - и трех дочерей, которых, когда говорили о них, называли не по именам, а просто: старшая, средняя и младшая. Все они были с некрасивыми острыми подбородками, близоруки, сутулы, одеты так же, как мать, неприятно шепелявили и все-таки, несмотря на это, обязательно участвовали в каждом представлении и постоянно делали что-нибудь с благотворительною целью - играли, читали, пели. Они были очень серьезны и никогда не улыбались и даже в водевилях с пением играли без малейшей веселости, с деловым видом, точно занимались бухгалтерией.

Я любил наши спектакли, а особенно репетиции, частые, немножко бестолковые, шумные, после которых нам всегда давали ужинать. В выборе пьес и в определении ролей я не принимал никакого участия. На мне лежала закулисная часть. Я писал декорации, переписывал роли, суфлировал, гримировал, и на меня было возложено также устройство разных эффектов вроде грома, пения соловья и т. п. Так как у меня не было общественного положения и порядочного платья, то на репетициях я держался особняком, в тени кулис, и застенчиво молчал.

Декорации писал я у Ажогиных в сарае или на дворе. Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ, Андрей Иванов, человек лет пятидесяти, высокий, очень худой и бледный, с впалой грудью, с впалыми висками и с синевой под глазами, немножко даже страшный на вид. Он был болен какою-то изнурительною болезнью, и каждую осень и весну говорили про него, что он отходит, но он, полежавши, вставал и потом говорил с удивлением: "А я опять не помер!".

В городе его звали Редькой и говорили, что это его настоящая фамилия. Он любил театр так же, как я, и едва до него доходили слухи, что у нас затевается спектакль, как он бросал все свои работы и шел к Ажогиным писать декорации.

На другой день после объяснения с сестрой я с утра до вечера работал у Ажогиных. Репетиция была назначена в семь часов вечера, и за час до начала в зале уже были в сборе все любители, и по сцене ходили старшая, средняя и младшая и читали по тетрадкам. Редька в длинном рыжем пальто и в шарфе, намотанном на шею, уже стоял, прислонившись виском к стене, и смотрел на сцену с набожным выражением. Ажогина-мать подходила то к одному, то к другому гостю и говорила каждому что-нибудь приятное. У нее была манера

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

Вводные предложения

Вводные предложения

1. Запятыми выделяются вводные предложения следующих типов:

1) личные нераспространенные предложения типа я думаю, я знаю, я вижу, я помню: Я чаю, небо с овчинку показалось (П.); Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.); Средь гор Кавказских есть, слыхал я, грот (Л.); А вы, я вижу, шёлковый (Т.); У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы (Т.); Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.); Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля (Л.Т.); И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился (Ч.). Эти предложения отличаются от вводных слов только наличием при глагольной форме местоимения-подлежащего и не требуют более сложной пунктуации;

2) предложения безличные, неопределенно-личные, тоже простые по структуре, как правило, нераспространенные: Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал (П.); Марина… увлечена была, говорили мне, тщеславием, а не любовью (П.); …И этот голос чудно-новый, ей мнилось, всё ещё звучал (Л.); Он теперь ехал к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л.Т.);

3) предложения, присоединяемые посредством союзов или союзных слов: Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого (П.); Первый тост был выпит, как читатели, может быть, и сами догадаются, за здоровье нового херсонского помещика (Г.); …Дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление (Г.); Прасковья Ивановна давно уже проснулась, как мы узнали от Параши, оделась и кушала чай в своей спальне (Акс.); Я, как несомненно можете по мне видеть, человек совсем незначительный (Леск.); Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ (Ч.); Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.); Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Купр.); Она была красивая и, что ещё важнее, умная женщина (Павл.).

2. Посредством тире перечисленные в п. 1 конструкции оформляются редко; обычно при помощи тире выделяются более распространенные предложения: Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины (М.Г.); Есть у нас везде - думалось мне - даже и в такой дыре, Скобелеве, свои люди (Фурм.); Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можете себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.) - играет роль вопросительный характер вводного предложения; Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было нелегко (Ш.); Дать противнику уйти, или - как это говорится на торжественном языке воинских уставов - дать ему оторваться - это для разведчиков крупная неприятность (Каз.); …Сидят здесь под страхом смерти и - что ещё хуже - под проливным дождём (Каз.).

автора Громов В И

1.1. Вводные положения Для ведения активной важной игры требуются свои люди в ставке противника.Свои люди могут быть как внедрены (возможно, после предварительной вербовки) в нужную группу, так и завербованы из ее членов.Уровень, занимаемый своим человеком (или людьми) в

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

2.1. Вводные положения Воздействовать на ум и поведение человека можно различными путями, одни из которых требуют лишь специфичной подготовленности специалиста (убеждение, внушение, подкуп…), а другие - еще и специальной аппаратуры (технотронные приемы,

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

3.1. Вводные положения Для решения любой проблемы требуется оптимальная информация. Однако то, что кому-то представляется информацией, прочими может восприниматься как никчемный и довольно-таки заурядный шум.Информацию принято считать ценной лишь тогда, когда ее можно

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

4.1. Вводные положения Не обладая поддержкой различных политических, коммерческих и официальных силовых структур качественно провести какую-либо серьезную операцию обычно удается только скрыв свою истинную деятельность ("нелегалы дела"), и свое истинное лицо ("нелегалы

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

5.2.1. Вводные положения Люди как правило высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние.При передаче информации лишь 7 % от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями,

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

5.3.1. Вводные положения Все люди обладают сознанием (внутренним осознанным миром) стыкующимся с подсознанием (внутренним неосознанным миром) и функционируют в определенной среде (внешнем окружающем мире).Субъектом управляют образы, обычно возникающие из его прошлого

автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Знаки конца предложения внутри предложения § 5. При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформляются как самостоятельная синтаксическая единица, т. е.

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Знаки конца предложения внутри предложения вопросительный и восклицательный знакипри смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения § 5при включении во вставку § 6при замещении вставки § 6, § 7многоточиепри передаче

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Вводные конструкции запятыепри вводных словах и сочетаниях слов:- указывающих на степень достоверности сообщения, факта § 91, прим. 1, п. б)- указывающих на степень обычности § 91, прим. 1, п. б)- выражающих эмоциональную оценку сообщения § 91, прим. 1, п. в)- указывающих на

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 99. Вводные слова и словосочетания 1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению: 1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 100. Вводные и вставные предложения 1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Лермонтов); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Толстой); …В этот день не то

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 100. Вводные и вставные предложения 1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Лермонтов); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Толстой);…В этот день не то

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВВ) автора БСЭ

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 25. Вводные слова и словосочетания 1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:1) вводные слова и сочетания, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. д.) в связи с

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 26. Вводные и вставные конструкции Вводные предложения 1. Запятыми выделяются вводные предложения следующих типов:1) личные нераспространенные предложения типа я думаю, я знаю, я вижу, я помню: Я чаю, небо с овчинку показалось (П.); Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.);

(1)В грибном царстве белый гриб принадлежит к знати, хотя сам он вовсе не

белый. (2) Шляпка у него самых различных оттенков - от золотисто-бронзового

до тёмно-коричневого, ножка утолщённая, плотная. (3) _____ «белым» его

прозвали потому, что в отличие от многих других грибов, его белая мякоть

сохраняет свой цвет и в сушёном, и в вареном виде.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте?

1. Белый гриб называется так потому, что его белая мякоть сохраняет свой цвет

в сушёном и в вареном виде, и это выделяет его в грибном царстве.

2. Белый гриб вовсе не белый: шляпка у него самых различных оттенков - от

золотисто-бронзового до тёмно-коричневого.

3. Мякоть белого гриба белая и сохраняет свой цвет в сушёном и в вареном виде, что и делает его представителем грибной знати.

4. В грибном царстве белый гриб принадлежит к знати: шляпка у него самых

различных оттенков, ножка утолщённая, плотная.

5. Белый гриб, в отличие от многих других грибов, принадлежит к знати, хотя сам он вовсе не белый.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

3. Кроме того,

5. К счастью,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ПЛОТНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором

(2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛОТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна , -тно, -тны и -тны .

1. Имеющий тесно соединённые части или содержащий большое количество чего-н. в малом объёме, пространстве. Плотное плетение. Плотное население. Плотно (нареч.) сжать зубы.

2. Толстый, прочный. Плотная бумага.

3. Туго набитый чем-н. П. бумажник. Плотная папка.

4. Заполненный чем-н. целиком, уплотнённый, насыщенный чем- н. П. рабочий

график. П. рабочий день. П. расписание.

5. Полный, крепкий, коренастый (разг.). Плотная фигура.

6. Обильный и сытный (разг.). П. завтрак. Плотно (нареч.) пообедать.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

слово.

принУдить

грАжданство

лЕкторов

танцОвщица

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Южное побережье Крымского полуострова славится КОМФОРТНЫМ

субтропическим климатом средиземноморского типа.

2. Мишень, в которую предназначено ей попасть, была очень МИКРОСКОПИЧНА.

3. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ труд - это труд, создающий материальные блага и

продукты интеллектуальной деятельности.

4. Выращивание тюльпанов в Голландии - очень БЛАГОДАРСТВЕННОЕ

занятие: тюльпаны не просто символ страны, но и источник дохода.

5. Императорские мантии для ЦАРСТВУЮЩИХ особ имеют вид длинных плащей без рукавов, сделанных из золотого глазета.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ МИЛЫЙ друг

КРАТЧАЙШИЙ путь

в ПОЛУТОРА метрах от земли

пусть ПОПРОБОВАЕТ

варенье ИЗ АБРИКОСОВ

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них

грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Сомнений не было: со станции пропал целый состав, набитым углём.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом 2) Даль ещё при жизни Пушкина печатает записанную со слов поэта сказку в «Библиотеке для чтения».
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3) Работы историка о деятельности Петра I основаны на редчайших архивных документах.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) Благодаря различным видам искусства человек может передавать самые сложные чувства.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Сорвав овощи с грядки, витамины в них быстро разрушаются под воздействием света и кислорода.
6) Сложные задачи вдохновляют учёных к новым открытиям.
7) Рассказ М. Горького «Макар Чудра» был опубликован в тифлиской газете «Кавказе».
8) Фрукты и овощи, служащие источником витаминов, должны быть в рационе каждого человека.
9) Вы первый, кто взглянул на меня серьезно и поверили в меня.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная

корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз...рение

к...нцелярский

соч...тание

9.Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...тягательный, пр...вивка

и...коренить, ра...долье

пр...писаться, пр...бабка

пр...коснуться, пр...небрежительный

на...писать, о...везти

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстрел...вший

незыбл...мый

немысл...мый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

завис...мый

придума...шь

одоле...шь

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Чтение настоящей книги должно быть взаимодействием с ней, то есть, н(1)чего

н(2) вкладывая в читаемое от себя, вы рискуете и н(3) получить н(4)чего от

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (КОЕ)ГДЕ открывались небольшие озерки, БУД(ТО) упавшие на землю и

оправленные в зелень зеркала.

2. И тогда (В)НОВЬ в лесу стали расти пихты, (С)НАЧАЛА маленькие, а потом всё выше и выше.

3. Грибы попадались (ИЗ)РЕДКА, и мы проходили бы (В)ТЕЧЕНИЕ дня, но нам

помешал дождь.

4. (В)ОТЛИЧИЕ от изнеженного южного родственника кипариса, можжевельник забирается далеко на север, растёт (В)БЛИЗИ вечных снегов.

5. (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ длинной информации пассажирам было объявлено, что

(В)СВЯЗИ со снегопадом все авиарейсы задерживаются.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стари(1)ая гости(2)ица, расположе(3)ая в Конюше(4)ом переулке всегда поражала постояльцев стра(5)остью планировки: коридоры заканчивались неожида(6)ыми тупиками, а номера комнат были безнадёжно перепута(7)ы.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую.

1. Я видал только верхушки лозняка и извилистый край противоположного берега.

2. Порывами налетал дождь бил твёрдыми каплями и оконные стёкла смывал с них известку.

3. Губы то ли от черники то ли от холода черны.

4. Несложная но трудоёмкая работа потребует немало времени для своего выполнения и устранения неполадок.

5. В горах от ничтожного звука или от выстрела из охотничьего ружья начинает

сыпаться по крутому склону снег.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

Он остановился, прислушался (1) подняв голову (2) и быстро пошёл в направлении звуков (3) громче и ближе летевших (4) ему навстречу.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые .

Мне (1) к счастью (2) помогает маляр, или (3) как он сам себя называет (4) подрядчик малярных работ.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Всё дело было в той атмосфере сказки (1) в которую я погрузился (2) и (3) которая тотчас пробудила в душе добрые (4) и светлые чувства.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

В горсти ярких морских камней не сразу заметишь маленькую скромную

жемчужину (1) но (2) чем больше будешь приглядываться к ней (3) сравнивая с

дешёвой нарядностью окружения (4) тем лучше поймёшь (5) почему жемчуг есть жемчуг.

Иногда перед вводным словом, находящимся в начале обособленного оборота, ставятся запятая и тире, а после него - запятая, чтобы избежать возможной неясности: Поскольку есть ещё время, вызовем на экзамен дополнительно кого-нибудь, - допустим, сдающих повторно - («предположим», «скажем»). При традиционной пунктуации (вводное слово, стоящее в начале обособленного оборота, запятой от него не отделяется, а выделяется вместе с ним; см. § 25, п. 4) получилось бы: …вызовем на экзамен дополнительно кого-нибудь, допустим сдающих повторно - слово допустим могло бы быть воспринято как однородное сказуемое;

3) перед вводным словом после запятой, если следующая за вводным словом часть предложения подытоживает сказанное в первой части: Чичиков с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, - словом, не пропустил ни одного значительного человека (Г.) (см. § 25, п. 2).

Некоторые выражения, близкие к вводным сочетаниям, могут отделяться тире в зависимости от того положения, которое они занимают в предложении; ср.: Что и говорить, места здесь прекрасные. - Места здесь прекрасные - что и говорить (с оттенком присоединения).

§ 26. Вводные и вставные конструкции

Вводные предложения

1. Запятыми выделяются вводные предложения следующих типов:

1) личные нераспространенные предложения типа я думаю, я знаю, я вижу, я помню: Я чаю, небо с овчинку показалось (П.); Вот у меня, я думаю, получше глаза (Г.); Средь гор Кавказских есть, слыхал я, грот (Л.); А вы, я вижу, шёлковый (Т.); У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы (Т.); Он меня, вы знаете, очень уважает (Т.); Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля (Л.Т.); И этот учитель греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился (Ч.). Эти предложения отличаются от вводных слов только наличием при глагольной форме местоимения-подлежащего и не требуют более сложной пунктуации;

2) предложения безличные, неопределенно-личные, тоже простые по структуре, как правило, нераспространенные: Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал (П.); Марина… увлечена была, говорили мне, тщеславием, а не любовью (П.); …И этот голос чудно-новый, ей мнилось, всё ещё звучал (Л.); Он теперь ехал к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л.Т.);

3) предложения, присоединяемые посредством союзов или союзных слов: Покойный дедушка, сколько я помню, был род бабушкина дворецкого (П.); Первый тост был выпит, как читатели, может быть, и сами догадаются, за здоровье нового херсонского помещика (Г.); …Дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление (Г.); Прасковья Ивановна давно уже проснулась, как мы узнали от Параши, оделась и кушала чай в своей спальне (Акс.); Я, как несомненно можете по мне видеть, человек совсем незначительный (Леск.); Мне помогал маляр, или, как он сам называл себя, подрядчик малярных работ (Ч.); Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.); Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок (Купр.); Она была красивая и, что ещё важнее, умная женщина (Павл.).

2. Посредством тире перечисленные в п. 1 конструкции оформляются редко; обычно при помощи тире выделяются более распространенные предложения: Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины (М.Г.); Есть у нас везде - думалось мне - даже и в такой дыре, Скобелеве, свои люди (Фурм.); Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можете себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.) - играет роль вопросительный характер вводного предложения; Заподозрить Якова Лукича во вредительстве - теперь уже казалось ему - было нелегко (Ш.); Дать противнику уйти, или - как это говорится на торжественном языке воинских уставов - дать ему оторваться - это для разведчиков крупная неприятность (Каз.); …Сидят здесь под страхом смерти и - что ещё хуже - под проливным дождём (Каз.).

Вставные предложения и словосочетания

Вставные предложения и словосочетания (т. е. такие, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки и т. д., иногда резко выпадая из синтаксической структуры целого, причем, в отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями) находятся в середине либо в конце предложения и выделяются скобками или тире.

1. Скобками выделяются:

1) вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения: На конец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора (П.); В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Акс.); Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно (Т.); Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо); но мне показалось, что он был глубоко тронут (Т.); Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками), Гаврила сперва выслал вон свою жену… (Т.); Пети не было дома (он пошёл к товарищу, с которым намеревался из ополчения перейти в действующую армию) (Л.Т.); Проехав какие-то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело (Л.Т.); Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников (Пом.); Он поднял руку (настала тишина) и полусогнутой ладонью указал на стоявшего внизу Бройницкого (А.Т.); Предусмотрительный Левинсон ещё до при езда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное ох ранение (Ф.);

2) вставные конструкции, представляющие собой по путные авторские замечания: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (П.); Не отвечай те, я знаю, что вы в этом не признаетесь, потому что Грушницкий убит (она перекрестилась) (Л.); «Господа, - сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). - Господа, к чему пустые споры?» (Л.); Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не могу назвать ее) ловить и собирать бабочек (Акс.); Но Господь Бог ведает (тут он поднял руку над головою), что скорее шар земной в раздробление придёт, чем мне от своего слова отступиться или… (тут он даже фыркнул) или струсить… (Т.); Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами (Гарш.); Теперь, когда с посещения Даши прошло больше недели, ему стало казаться удивительным, как могла незаметно (он с ней не сразу даже и поздоровался) и просто (вошла, села, положила муфту на колени) появиться в их оголтелой квартире эта девушка (А.Т.);