Как улучшить память и мышление у взрослых. Тренировка памяти или как научиться запоминать? Приемы мнемотехники и упражнения по развитию памяти

Привет всем моим читателям! Мы с вами каждый день чему-то учимся, развиваемся, открываем мир для себя и идем к своим высоким целям. Для этого нам нужны не только упорство и энергия, но и хорошая память. Мозг нужно постоянно тренировать и держать в тонусе. В развитие памяти упражнения помогают лучше всего.

Особенности памяти человека

Вы помните, сколько стихов вы учили в школьное время? Учить стихи нужно не только для того, чтобы привить любовь к литературе. Таким образом развивается память.

К сожалению, чем старше становится человек, тем сложнее ему учить те же стихи размером в две страницы. Рассмотрим, почему это происходит у взрослых:

К сожалению, это касается всех. Мы удивляемся, что наша бабушка помнит, сколько стоил хлеб 40 лет назад и какая погода была на ваш пятый день рождения. А мы забываем, что нам говорил вчера начальник.

Однако, это поправимо. Стоит только захотеть и начать работать. Вы сразу поймете, что жить стало легче, перестанете забывать о днях рождениях и вам не нужно будет составлять список покупок перед походом в магазин. Да и вообще, развитие ума поможет избежать проблем с памятью в старости.

Что же нужно делать? Сейчас разберем детально.

ТОП 10 упражнений и методов развития памяти для взрослых и детей


Развить память – это то же, что и накачать пресс. Процесс требует упражнений и постоянных тренировок.

Следующие задания помогут вам вернуть свой мозг в тонус и научиться запоминать даже большие объемы информации.

Итак, показываю самые эффективные упражнения:

1.Опишите картинку

Это простое упражнение для зрительного восприятия. Выберите любую картинку. Посмотрите на нее 3 минуты. Потом отвернитесь или закройте глаза и попытайтесь описать ее наиболее детально. Попросите кого-то проконтролировать вас. После проверки проделайте то же самое еще несколько раз, и вы заметите, что с каждой последующей попыткой ваш результат будет улучшаться. Делать это нужно каждый день. А лежать на диване и смотреть на картинки – это совершенно несложно.

2.Даты

Для многих людей запомнить дату или номер телефона очень сложно. А все потому, что мало тренировок. Откройте учебник по истории и выберите 10 любых дат. Пытайтесь их запомнить. Стройте ассоциации, запоминайте зрительно. И со временем вы будете всех удивлять своими способностями.

3.Ассоциации

Чтобы было легче запоминать числа, нужно придумать к каждой цифре ассоциацию. Напишите на листе цифры от 0 до 10. Потом придумайте и подпишите, на что похожа каждая из них. Например, 8 – это снеговик, а 0 – яйцо. Дальше попытайтесь записать свой номер телефона, но не цифрами, а этими ассоциациями.

4.Животные

Найдите картинку с изображением разных животных: от бабочки до слона. Посмотрите на иллюстрацию и попытайтесь запомнить всех представителей фауны. Дальше возьмите лист бумаги и напишите их названия, но в алфавитном порядке. Делайте это раз в день, пока не получится 100% результат.

5.Стихи

Ну что, вернемся в школу? Учить стихи – это простой, но эффективный метод, проверенный годами. Школьники вечерами страдали над книжками, чтобы развивать память. То же придется делать и вам. Выберите любимого автора, чьи произведения вам нравятся. Читайте определенный стих много раз в день: в маршрутке, на работе, перед сном. Потом пытайтесь его кому-то рассказать. Делайте это с разными стихотворениями. Через время вы заметите, что стали их запоминать гораздо быстрее. Таким образом и память станет лучше, и хобби появится.

6.Слова

Это отличный метод и развивать ум, и изучать язык. А как известно, выучить язык без умения запоминать информацию невозможно. Напишите на маленьких бумажках слова и расклейте их по дому. Ежедневно обращайте на них внимание и пытайтесь повторять вслух. Таким образом вы тренируетесь и учите новые слова. Такую систему рекомендуют даже учителя по иностранному языку.

7.Пары

Для повышения концентрации внимания и умения запоминать существует много игр. Одна из них – это «Пары». Суть в том, что перед вами, к примеру, 16 перевернутых карточек. Их нужно разворачивать по очереди и запоминать. А потом ваша задача – найти их пары. Например, две бабочки, два мячика. Такое приложение можно найти онлайн или же скачать на телефон и тренироваться где угодно.

8.Чтение вслух

Кроме зрительной, нужно еще работать и над слуховой памятью. Для этого выберите произведение и каждый день в течение 15 минут читайте его вслух. После чего попытайтесь максимально точно пересказать этот отрывок. Помните, как в школе мы пересказывали целые параграфы? Оказывается, это было не зря.

Специалисты нередко проводят параллели между укреплением ума и тела. Их сила и выносливость могут иссякнуть от бездействия либо возрасти от целенаправленной подготовки. Решение задач на укрепление памяти и внимательности активизирует работу мозга, развивает воображение, творческую деятельность, защищает от возрастных изменений.

Важность памяти и внимания

В отличие от животных, чье мировосприятие ограничивается сиюминутными ощущениями, люди способны фиксировать приобретенные ранее знания и опыт, и использовать их при планировании дальнейших действий. Только благодаря памяти человек сохраняет воспоминания об окружающих явлениях и законах их существования.

Физиолог И. М. Сеченов считал память основным условием психической жизни, силой, которая лежит в основе всего развития человека.

Она также непосредственно участвует в процессе восприятия окружающей действительности. Особо важную роль память и внимание играют в ходе обучения.

Эффективность развития памяти и внимания

Некоторые люди умеют запоминать большие объемы информации без особых усилий. Однако большинству приходится напрягаться, чтобы освоить новые сведения, и с возрастом этот процесс дается все сложнее. Упражнения не будут эффективными, если не уделять внимание следующим аспектам:

  1. Правильное питание. Для деятельности мозга необходимы натуральные продукты: орехи, овощи, фрукты, мед, жирные сорта рыбы, печень, говядина, яйца.
  2. Здоровый сон. Рекомендуется спать не менее 7-8 часов в день.
  3. Физическая активность и прогулки на свежем воздухе.

При постановке задачи лучше сосредоточить усилия на решении одной проблемы, а не пытаться делать все сразу. Важно научиться отделять ненужную информацию от полезной, и не загружать ею голову. Тренировку надо сочетать с отдыхом, поскольку уставший мозг не способен эффективно работать.

Упражнения для развития зрительной памяти

Ученые утверждают, что более 80% информации из внешнего мира люди получают благодаря органам зрения. Зрительная память ответственна за фиксацию, удержание и воспроизведение визуальных образов. С ее помощью человек запоминает лица, окружающие предметы, ориентируется на местности. Люди, обладающие фотографической памятью, получают большое конкурентное преимущество перед остальными. Такой вид запоминания окружающей действительности необходим представителям многих профессий: проводникам, сыщикам, хирургам, летчикам, авиадиспетчерам.

Упражнения для тренировки:

  1. Найти отличия. Наиболее популярная игра для развития памяти, тренирующая внимание к деталям. Человеку надо сопоставить 2 похожие картинки и найти в них заданное количество отличий (5, 10, 15).
  2. Тест на внимание для компании людей. Испытуемый запоминает внешний вид других игроков, и выходит из помещения. Пока его нет, участники меняют в своем туалете небольшие детали. Задача вернувшегося – угадать, что изменилось в облике других игроков.
  3. Запоминание внешности людей. Большинство не могут точно описать даже своих друзей и знакомых. Выделение и фиксация в памяти наиболее характерных людям признаков – отличный тренажер для развития мозга. Практиковаться можно в любое время (например, на прохожих или попутчиках в транспорте).
  4. Тренировка памяти с помощью рисования. Особенно полезно изображать на бумаге предметы неправильной формы, с изгибами и неровностями. Можно начать с ветки дерева, цветка или природного камня.
  5. Упражнение со спичками. Надо бросить на стол несколько спичек и запомнить за несколько секунд, в каком порядке они легли. Затем получившуюся фигуру следует восстановить по памяти. Если получается хорошо, количество спичек можно увеличить.
  6. Зрительная гимнастика по методу Айвазовского. Этот художник-маринист писал картины по памяти после долгих наблюдений за морем. Нужно смотреть на объект около 5 минут, затем закрыть глаза и представить его как можно четче. Изображение переносится на бумагу со всеми деталями.
  7. Игра для развития памяти “25 букв”. Участникам на полминуты показывается таблица с 25 клетками (5х5), в которой по горизонтали написаны следующие слова: олово, ветер, арена, мусор, омега. Таблица убирается, а игроки зрительно представляют картинку. Их задача – составить новое слово, двигаясь по таблице вверх, вниз, вправо или влево от установленной буквы.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возвраста

Дети способны запоминать большие объемы информации, но их мышление имеет свои особенности.

Поскольку маленький ребенок не ставит себе задачу запомнить что-то осознанно, этот процесс происходит стихийно, помимо его воли. Поэтому дошкольнику гораздо легче зафиксировать в памяти то, что вызывает у него сильные чувства и эмоции. Задачки на внимательность специалисты рекомендуют подавать в игровой, развлекательной форме.

Поскольку мышление и память в маленьком возрасте тесно связаны, такие занятия тренируют смекалку, сообразительность, логику. Упражнения для мозга дошкольников должны развивать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную, образную и словесную. По мере взросления непроизвольное запоминание замещается логическим мышлением, задействуются оба полушария мозга.

Упражнения для дошкольников:

  1. Вспомнить звук. Игра для развития памяти, когда взрослый предлагает ребенку озвучить то или иное явление. Например, как мяукает кошка, дует ветер, дождь стучит по крыше, жужжит муха. Чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку поменяться местами и давать задания самому.
  2. Игра в ассоциации. Родитель или воспитатель читает дошкольнику пары слов, связанных по смыслу (например, зима – снег, ручка – тетрадь, ложка – обед, дерево – лес). На следующем этапе произносится только одно слово, а ребенок по ассоциации должен назвать второе.
  3. Нарисовать и запомнить. Взрослый называет дошкольнику хорошо знакомые ему предметы (стул, дом, самокат, солнце), а тот должен их быстро зарисовать. Рисунок впоследствии должен помочь ребенку назвать вещь. Детям, ходящим в 1 или 2 класс, можно загадывать не только предметы, но и абстрактные понятия (прогулка, сон, радость).
  4. Игра в магазин. Ребенку дается задание совершить покупки в магазине, в каждом отделе – по несколько предметов, которые он должен запомнить. Например, во фруктовом отделе надо купить банан, яблоко, апельсин, ананас и лимон.
  5. Предметы в мешочке. В полотняный мешок складываются знакомые ребенку вещи (например, яблоко, ложка, лопатка, карандаш). Дошкольник, не заглядывая внутрь, должен на ощупь определить, что находится в мешочке.
  6. Неполный ряд. Перед ребенком ставится 5-10 предметов, которые он должен запомнить за полминуты. Затем дошкольника надо попросить отвернуться, тем временем убрать со стола 2-3 вещи. Ребенку будет интересно угадать, каких предметов не хватает.
  7. Описание предмета. Ребенку называют знакомую ему вещь, а он старается о ней подробно рассказать. Важны цвет, форма, запах, вкус предмета. Взрослый может задавать дошкольнику наводящие вопросы, которые заставят его искать новые определения и ассоциации.

Упражнения для внимания и памяти для школьников

Память у детей школьного возраста чаще всего развита лучше, чем у дошкольников. Главная сложность состоит в том, чтобы вызвать у ребенка интерес к информации, побудить его анализировать и структурировать получаемые сведения, выделять из них главное. Постоянное механическое заучивание ведет к тому, что внимание школьника переключается на посторонние предметы, и он забывает материал.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста и подростков невозможно без тренировки концентрации внимания. При выполнении этой задачи помогут упражнения на тренировку логического мышления. Школьник должен уметь составить план рассказа, выделить из него основные тезисы, вкратце изложить содержание материала. Дети 1-4 классов, у которых особенно хорошо развита образная и зрительная память, могут составлять план в картинках.

Упражнения для детей младшего школьного возраста:

  1. Найти лишнее слово. Ребенку предлагается ряд из 4 слов, объединенных по какому-нибудь признаку. Например: кошка, собака, корова, волк. Нужно найти слово, выбивающееся из логического ряда. В данном случае это волк (дикое животное, тогда как другие – домашние).
  2. Фотоаппарат. На стол кладутся 10 предметов в произвольном порядке. Ребенок в течение нескольких секунд смотрит на них, а потом закрывает глаза и перечисляет вещи, которые запомнил. Хорошо, если предметы будут объединены тематически. Так можно играть в сыщика, шпиона, медсестру и т. д.
  3. Невербальная фантазия. Школьника просят показать какой-нибудь предмет или процесс (например, автомобиль, поезд, кошку, умывание). Чтобы разнообразить упражнение, можно поменяться местами: взрослый показывает, а ребенок отгадывает. Игра развивает воображение и творческие способности.
  4. Упражнение на развитие усидчивости. Ребенку дают небольшой текст и просят зачеркивать в нем какую-нибудь букву (например, “е”). Упражнение регулярно повторяется в течение месяца, букву при этом можно менять. Результаты фиксируются в специальном журнале. Со временем они должны улучшаться.
  5. Упражнение на развитие словесно-логического мышления. Ребенку предлагаются вопросы из самых разных областей. Например, какого цвета подсолнух, кто больше: слон или лев, что такое пила и отвертка и т. д. Такую тренировку хорошо проводить в соревновательной форме в классе или группе.

Игры для подростков:

  1. Логически связанный текст. В предлагаемом школьнику тексте цифрами (от 1 до 10) выделяются 10 основных тезисов. Подросток должен прочитать статью, а затем по памяти пересказать основные положения в заданном порядке. Хорошим результатом может считаться воспроизведение 7 и более тезисов.
  2. Запоминание слов. Школьнику предлагается список из 20 слов с порядковыми номерами. На их запоминание дается минута. Затем подросток должен воспроизвести слова и связанные с ними порядковые номера. Чтобы получить результат в процентах, число правильных ответов умножается на 5.
  3. Кто больше запомнит. Участники садятся в круг. Первый игрок называет любое слово (например, “кино”). Второй повторяет его и говорит свое (“кино”, “оператор”). Третий участник называет уже 3 слова (“кино”, “оператор”, “сценарий”). Игрок, не сумевший повторить все слова, выбывает.
  4. Рисуем и запоминаем. Ведущий медленно зачитывает список из 15 слов. Задача участников – быстро зарисовать перечисленные предметы. Качество рисунка не важно, главное – чтобы игрок смог правильно назвать зашифрованное слово. Выигрывает участник, правильно запомнивший наибольшее количество предметов.
  5. Слова с одной буквы. Участники садятся в круг. Ведущий объявляет какую-нибудь букву, а задача игроков – назвать предмет, находящийся в комнате, название которого начинается с этой буквы. Участники, не сумевшие назвать слово, выбывают из игры, пока не останется один победитель.

Тренировка памяти и внимания у взрослых

Современному человеку приходится держать в голове много информации, необходимой для работы и учебы.

С возрастом память чаще всего ухудшается, что связано как с уменьшением в мозге количества нервных клеток, так и со стрессами, вредными привычками, неправильным образом жизни, недостаточным временем для сна. Поэтому память и когнитивные способности надо постоянно совершенствовать с помощью специальных тренировок.

Упражнения для взрослых:

  1. Тренировку можно совмещать с бытовыми делами. Например, совершая покупки в магазине, многие берут с собой шпаргалки со списком необходимых продуктов или звонят домой. Нужно постараться заранее все обдумать и обойтись без подсказок.
  2. Хорошо тренирует память внимательное чтение. Читать можно в любое время: в дороге, в обеденный перерыв или перед сном. Усвоив информацию, нужно мысленно пересказать ее как можно точнее. Чтобы не терять времени, это можно делать на улице или в дороге. Постепенно объем текста следует увеличивать.
  3. Чрезвычайно полезно для мозга запоминание различных деталей. Разговаривая с человеком, рекомендуется обращать внимание на его одежду, обувь, цвет глаз, манеру выражаться и т. д. Потом все это следует мысленно воспроизвести. На улице можно обратить внимание на номера домов, маршрутов автобусов, номерные знаки автомобилей. А запоминание ценников в магазине поможет еще и сэкономить.
  4. Данное упражнение требует спокойной обстановки. Нужно выбрать какой-нибудь предмет и внимательно его изучать в течение 30 секунд. Затем, отвернувшись, следует описать вещь как можно подробнее. Имеют значения любые детали.
  5. Психологи рекомендуют упражнения, задействующие сразу несколько чувств. Например, в парфюмерном магазине можно побрызгать понравившийся парфюм на полоску, а затем постараться вспомнить его название. Пробуя новое блюдо, рекомендуется связать его вкус с каким-нибудь интересным образом.

Упражнения для мозга для пожилых людей

Исследования ученых показывают, что нервные клетки мозга способны создавать нейронные связи в любом возрасте. От способности запоминать и воспроизводить информацию напрямую зависит качество жизни пожилого человека.

Решение различных интеллектуальных задач является отличной профилактикой многих возрастных патологий, включая рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера.

Упражнения для пожилых людей:

  1. Постоянное заострение внимания на деталях. Например, полезно посчитать деревья во дворе или предметы на столе. Следует обращать внимание на форму и цвет вещей.
  2. Все действия следует доводить до конца. Если потерялась вещь, нужно отыскать ее, не отвлекаясь на другие дела.
  3. Для тренировки зрительной памяти используется метод Айвазовского.
  4. Запоминание и структурирование информации. Например, вечером полезно зафиксировать все действия, произведенные за день.
  5. Компьютерные игры для развития внимания и памяти. Популярные бесплатные онлайн-игры: “Быстрое мемори”, “Деревенские головоломки”, “Пасьянсы Мемори”.
  6. Разгадывание кроссвордов, сканвордов, судоку.
  7. Настольные игры: шахматы, шашки, лото, преферанс, бридж, карточные пасьянсы.
  8. Заучивание наизусть небольших текстов, песен, стихотворений.
  9. Хорошая тренировка – игра в слова или города.
  10. Игры наоборот. Можно посчитать от 50 до 1 или перечислить буквы алфавита от Я до А.
  11. Складывание пазлов и головоломок.
  12. Хобби. Главное, чтобы оно было интересно человеку. Хорошо подходят садоводство, цветоводство, вышивание, вязание, лепка фигурок, выпиливание лобзиком, сборка моделей машин и кораблей.

Стихи для развития памяти у взрослых

Эта методика улучшения памяти применяется уже давно. Благодаря своему ритмическому рисунку, эмоциональной составляющей и рифмам, стихи запоминаются гораздо лучше, чем проза. В процессе заучивания нейроны получают дополнительное кровоснабжение, их деятельность активизируется. Между клетками мозга формируются новые связи, стимулируя развитие и других когнитивных способностей.

При изучении стихов развивается речь, происходит пополнение словарного запаса, расширяется эрудиция. По мнению Бродского, человек, пропуская через себя информационное и эмоциональное наполнении поэзии, обогащает мозг. А чтение стихов вслух стимулирует ораторские способности и расширяет коммуникативные навыки. Хотя данная методика используется преимущественно при обучении детей, она будет полезна для людей любого возраста.

Как показывает практика, лучше всего запоминаются общеизвестные произведения любимых поэтов. Не случайно многие помнят наизусть целые главы “Евгения Онегина” или даже всю поэму целиком. При этом для тренировки памяти и улучшения потенциала мозга полезно брать более сложные и менее любимые стихи. Для данных целей хорошо подходят произведения классиков: Пушкина, Лермонтова, Блока, Пастернака, Есенина, Маяковского.

Упражнения для разивития памяти

В список вошли развивающие игры для взрослых из книги “Память не изменяет”.

Странный зоопарк

Человеку на минуту показывают картинку с изображением разных животных: млекопитающих, рептилий, насекомых, членистоногих, рыб. Когда рисунок убирают, участник игры должен перечислить все увиденные существа в алфавитном порядке на листке бумаги.

Запоминательная минутка

Игроку показывают список знаменательных событий из жизни разных людей. Он должен 3 раза прочитать текст и максимально точно изложить запомненное. Пример задания:

  • Коля и Маша поженились 15 октября 2002 г.;
  • Даша поступила в университет 3 сентября 1995 г.;
  • Вася родился 4 ноября 1982 г.;
  • День города будет отмечаться 28 февраля 2017 г.

Белый Бим Черное ухо

Участнику показывают картинку с разными животными и их кличками (конь Скакун, собака Астор и т. д.). Чтобы запомнить их наизусть, дается полминуты.

Пишем историю

Человеку показывают список исторических личностей (от кардинала Ришелье до Томаса Эдисона) с датами их рождения. Потом список “перемешивают”, и даты уже не соответствуют фамилиям. Игрок должен восстановить историческую справедливость, правильно поставив нужный год рождения против имени каждого исторического деятеля.

Воображаемый ковер разбит на черные и белые квадраты, в которых находятся схематические изображения цветков. Игрок изучает рисунок столько, сколько ему необходимо. Затем ему придется ответить на несколько вопросов. Например, сколько цветков с 3 лепестками изображено на рисунке.

Криптография

Это самое сложное упражнение, для выполнения которого придется тренироваться каждый день в течение нескольких недель.

Необходимо запомнить наизусть шифр, в котором каждой из 15 букв соответствует какой-нибудь значок. Задание можно считать выполненным, когда человек сможет расшифровывать слова из 9 букв.

Игры на внимание для детей 10 лет

Разработчики компьютерных игр предлагают эффективные упражнения для тренировки памяти и концентрации внимания.

Это таблицы со случайно расположенными цифрами или буквами. В задачу испытуемого входит быстрое нахождение данных объектов в требуемом порядке. Простейшая таблица Шульте представляет собой квадрат из 25 полей (5х5). Упражнения с такими таблицами улучшают периферическое восприятие и служат для обучения скорочтению.

Пятнашки

Игра представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 полей (4х4). В распоряжении игрока 15 пронумерованных костяшек (от 1 до 15), которые можно двигать вверх, вниз, вправо и влево на 1 поле. Одно из полей всегда остается свободным. Цель игры – расположить костяшки по порядку от 1 до 15.

Пространственное скоростное сравнение

Эта игра улучшает память, учит концентрировать внимание, ускоряет реакцию. На экране показывается фигура, которую нужно как можно быстрее сравнить с предыдущей. Если фигуры совпадают, нажимается кнопка “Да”, если они различны – кнопка “Нет”.

Числовой и буквенный охват

На дисплее демонстрируется набор букв или чисел в случайном порядке, которые игрок должен запомнить в строгой последовательности, а затем ее восстановить. Игра начинается с 2 цифр, затем их становится 3, 4 и т. д.

Запоминай и прокликай

От игрока требуется восстановить последовательность чисел в порядке их возрастания в предлагаемой таблице. Упражнение эффективно тренирует пространственную память.

Сложное скоростное движение

Игрок быстро сравнивает текущий предмет с предыдущим. В его распоряжении 3 варианта ответа: “Да”, “Нет” и “Частично совпадает”. При 3 неправильных ответах игра прекращается.

Быстрое сложение

Цель игры – выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. На каждом следующем этапе это число увеличивается.

Бриллианты

Игровое поле состоит из поделенного на ячейки пространства. Игроку необходимо запомнить последовательность появления закрашенных областей и после сигнала воспроизвести их по мере появления.

Сложность заданий адаптируется под уровень игрока.

3 назад

Здесь требуется запомнить текущую последовательность цифр и сравнить ее с той, которая была показана раньше (например, 2 или 3 карточки назад). Для ответов есть 2 кнопки: “Да” и “Нет”. Сложность игры в том, что задания постоянно меняются.

Память - это самое необходимое для человека, наверно никто не представляет, как можно жить без памяти. Только представьте на минутку, что вы ничего не помните, не помните, как вас зовут, кто вы, где живете, кем работаете, наверно очень сложно представить, что память исчезла.

Чтобы этого не случилось, давайте развивать свою память, будем давать ей задания, чтобы она работала и запоминала.Всегда память человека называли кладовой знаний, за свою длинную жизнь человек постоянно что-то добавляет в эту кладовую, он складывает все новые и новые знания. Это очень хорошо для развития памяти, еще можно делать разные упражнения для тренировки памяти.

Люди в возрасте часто жалуются на плохую память, а почему? Потому что они прекращают развиваться: выходят на пенсию и перестают читать, запоминать, они считают, что им это не надо, в то время, как на самом деле просто необходимо заниматься саморазвитием и развивать свою память.

Еще память зависит от работы вашего организма, если вы устали или вам не хватает сна и отдыха это тоже сказывается на вашей памяти, стрессовые ситуации также могут влиять на вашу память.

Ученые считают если, вы будете вести правильный образ жизни, развиваться и заниматься тренировками мозга, то память будет отличная и в 60 лет и в 80 лет.

Упражнения для развития памяти

Когда человек испытывает сильные эмоции, он хорошо запоминает новую информацию. Мозг может запоминать большой объем информации и хранить его. Никогда не надо зазубривать материал наизусть - это не поможет развить мозг, развить мозг поможет понимание изучаемого предмета, чем глубже вы поймете тему, тем больше пользы для мозга и памяти.

Для развития памяти мы предлагаем вам следующие упражнения.

Упражнение 1. Запоминание слов

В этом упражнении даны разные двадцать слов, посмотрите внимательно и запомните их. На запоминание дается сорок секунд:

Сорока, небо, африканец, море, ступень, печенье, создатель, глагол, скафандр, потрясение, силуэт, горизонт, мебель, гравировка, песок, небосклон, протон, секунда, картофель, цинк.

Теперь закройте эти слова и напишите их в таком же порядке посмотрите, что у вас получилось. Затем вы можете посчитать эффективность запоминания слов по следующей формуле:

Количество слов, которое вы запомнили, делите на 20 (количество слов которые надо запомнить) умножаете на 100% и получаете результат в процентах (это ваш процент запоминания).Например, вы запомнили 10 слов.

Теперь запомните эти же слова в обратном порядке, к каждому слову мы поставим цифру, запоминайте вместе с цифрой.

1.Цинк 2.Картофель 3.Секунда 4.Протон 5.Небосклон 6.Песок 7.Гравировка 8.Мебель 9.Горизонт 10.Небосклон 11.Потрясение 12.Скафандр 13.Глагол 14.Создатель 15.Печенье 16.Ступень 17.Море 18.Африканец 19.Небо 20.Сорока.

Теперь закройте слова и напишите их в таком же порядке вместе с цифрами посмотрите, что у вас получилось. Затем вы можете посчитать эффективность запоминания слов по следующей формуле:

Количество слов, которое вы запомнили, делите на 20 (количество слов которые надо запомнить) умножаете на 100% и получаете результат в % (это ваш процент запоминания).

Упражнение 2. Запоминание цифр

В этом упражнении даны разные двадцать цифр, посмотрите внимательно и запомните их. На запоминание дается сорок секунд.

2,5 5,75 6,55 9,65 4,21 6,32 8,45 8,2 9,6 7,4 9,4 5,87 4,37 6,4 8,2 9,45 3,65 4,3 2,4 1,76

Теперь закройте эти цифры и напишите их в таком же порядке посмотрите, что у вас получилось. Затем вы можете посчитать эффективность запоминания цифр по следующей формуле:

Количество цифр, которое вы запомнили, делите на 20 (количество цифр которые надо запомнить) умножаете на 100% и получаете результат в % (это ваш процент запоминания).

Упражнение 3. Запоминание фраз

В этом упражнении надо запомнить десять разных фраз. На запоминание фраз дается одна минута.

Рыжий кот спит; Сергей приехал с работы; ужинать будем вдвоем; В космос улетели; над вами летает шмель; посылка пришла вовремя; Парни устали на тренировке; корабль держит путь на север; Собака обиделась на соседа; лошади скакали.

Теперь закройте эти фразы и напишите их в таком же порядке посмотрите, что у вас получилось. Затем вы можете посчитать эффективность запоминания фраз по следующей формуле:

Количество фраз, которое вы запомнили, делите на 10 (количество фраз которые надо запомнить) умножаете на 100% и получаете результат в % (это ваш процент запоминания).

Упражнение 4. Назови слово

В этом упражнении надо назвать слово и найти к этому слову три определения или сделайте наоборот скажите любые три определения и подберите к нему слово.

Например:Кошка – мягкая, пушистая, серая
Собака - ?
Ракета - ?
Музей - ?
Кинозал - ?
Черный, съедобный, мягкий – хлеб
Зеленая, колючая, красивая - ?
Голубое, ласковое, теплое - ?

Используя эти определения назовите всех животных по порядку.

Попробуйте придумать сами десять слов и десять определений.

Упражнение 5. Сосчитай по памяти

Положите перед собой любые пять предметов, посмотрите на них внимательно, затем отвернитесь от этих предметов и опишите эти предметы подробно. Повернитесь и еще раз посмотрите на предметы. Что вы забыли рассказать?Посмотрите на предметы еще раз и снова отвернитесь от них расскажите более подробно.

Такое упражнение можно использовать, для запоминания и описания красивой вазы или картины. На запоминание дается десять секунд.

Упражнение 6. Запомни и сосчитай

Положите перед собой домино десять штук, посмотрите на них внимательно, затем отвернитесь, вспомните, какие там были кости и сосчитайте их по памяти. Это упражнение можно повторять, только всегда меняйте кости. На запоминание дается десять секунд.

Упражнение 7. Запомни человека

В этом упражнении вы должны запомнить любого человека, например, который вместе с вами едет в автобусе. Постарайтесь запомнить как можно больше об этом человеке.

Какой он? Цвет его волос? Цвет глаз? Черты лица и особые приметы, если они есть (родинка, шрам и так далее). Во что одет этот человек? Как он ведет себя?

Вечером, когда вы придете с работы, вспомните этого человека и опишите его.

Упражнение 8. Слушайте и анализируйте

Люди особенно пожилого возраста часто смотрят по телевизору разные передачи или новости. Посмотрите внимательно передачу запомните: «О чем говорится в передаче? Кто является героями этой передачи?» и так далее. После окончания передачи расскажите, что вы запомнили, постарайтесь вспомнить каждую мелочь. Это упражнение хорошая тренировка памяти.

Супер-память за 30 дней

Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.

Как улучшить память и развить внимание

Бесплатное практическое занятие от advance.

10 игр для развития памяти у взрослых

Игра 1. Числовой охват революция

Игра «Числовой охват революция» развивает память. Главная суть игры запомнить цифры на экране и правильно их набрать. В этой игре на экране, на несколько секунд высвечиваются по очереди цифры, эти цифры надо запоминать, затем вы должны набрать эти цифры в пустом окошечке по порядку.

Смотрите внимательно, какие цифры будут на экране, сначала высвечиваются по порядку две цифры, затем три цифры, потом четыре цифры, потом снова могут быть две цифры.Внизу под картинкой нарисовано табло с цифрами, при помощи мышки, вы можете прокликать нужные вам цифры.

Если вы цифры запомнили правильно, то продолжаете играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.

Игра 2. Быстрое сложение перезагрузка

Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание. Главная суть игры - выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. В этой игре в верхней части экрана написано задание сложите число и указана цифра. Ниже, расположены еще три числа. Вам надо сложить сумму из этих трех чисел, чтобы получилось заданное число.

Игра начинается с простого числа и с каждой следующей игрой это число увеличивается, сначала счет идет до двадцати, затем до тридцати и так далее. С помощью мышки, вы можете нажать на выбранные вами числа и ответить. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 3. Буквенный охват

Игра «Буквенный охват» развивает память и внимание. Главная суть игры - запомнить буквы и правильно написать их. В этой игре на экране расположено черное табло на этом табло на несколько секунд высвечиваются разные буквы, вам надо запомнить эти буквы и когда буквы исчезнут написать их на черном табло.

Буквы расположены внизу на экране, при помощи мышки кликните на нужные буквы, и они появятся на черном табло. Игра начинается с меньшего количества букв, сначала появляются на экране две буквы, затем три буквы, потом четыре и так далее. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 4. 3 назад

Игра «3 назад» развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой. В этой игре на экране даны карточки с цифрами, цифры на карточках открываются на несколько секунд, затем исчезают и появляются другие цифры.

Надо запомнить всю последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить, цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране. Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет». С помощью мышки вы можете нажать нужную вам кнопку. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 5. Бриллианты

Игра «Бриллианты» развивает память. Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его. На экране расположены фигуры, они загораются по очереди, надо запомнить порядок зажигания этих фигур, и повторите его. С каждой следующим этапом игры, игра усложняется, добавляются новые фигуры и в большем количестве.

Смотрите внимательно за порядком зажигания фигур. При помощи мышки или клавиатуры, вы можете прокликать по порядку все фигуры. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 6. Скоростное сравнение

Игра «Скоростное сравнение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране. В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается предмет, вам надо запомнить этот предмет и сравнить его с следующим предметом.

В нижней части игры расположены две кнопки «да» и «нет». С помощью мышки вы можете выбрать правильный ответ и кликнуть на него. Если предмет одинаковый, то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет». Игра закончится, если вы ответите три раза неправильно. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 7. Сложное скоростное движение

Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране. В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается рисунок, вам надо запомнить этот рисунок и сравнить его с следующим предметом. Внизу на экране находятся три кнопки «да» «нет» «частично совпадает».

Если предмет одинаковый то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет», если предметы похожи отвечаете «частично совпадает». Эта игра рассчитана на увеличение скорости. Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается. При правильных ответах вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 8. Запоминай и прокликай

Игра «Запоминай и прокликай» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить числа в таблице и прокликать их по возрастающей. В этой игре дана таблица с числами, сначала цифры показываются на несколько секунд на экране, их надо запомнить, затем цифры закрываются.

Вспомните, где расположено самое маленькое число и нажмите эту ячейку, затем нажмите ячейку, где идет следующее число по возрастающей. С каждой следующей игрой таблица будет увеличиваться и чисел в ней тоже будет больше. Смотрите внимательно порядок цифр. Ответить вы можете с помощью мышки, кликнув на нужную ячейку. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.

Игра 9. Числовой охват

Игра «Числовой охват» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущую цифру и сравнить с текущей, на экране. В этой игре на экране на несколько секунд открываются цифры их надо запомнить. Внизу на экране расположены цифры от 0 до 9. С помощью мышки вы можете нажать нужные вам числа.

Игра начинается с двух цифр, затем цифр становится три, четыре и так далее, чем больше вы играете, тем больше усложняется игра. Если вы цифры набрали правильно, то переходите играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.

Игра 10. Пространственное скоростное сравнение

Игра «Пространственное скоростное сравнение» развивает память и внимание. Главная суть игры на экране ряд рисунков их надо сравнить с предыдущим рисунком и ответить повторяется он или нет. В этой игре на экране, на несколько секунд появляется фигура, вам надо ее запомнить, затем она исчезает и появляется другая фигура. Сравните фигуру на экране с предыдущей фигурой.

Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет». Ответить можно с помощью мышки кликнув на нужную кнопку. Если вы правильно отвечаете, то вы продолжаете набирать баллы и играете дальше.

Курсы для развития памяти и внимания

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации

Скорочтение за 30 дней

Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее. С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля. Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.

Редко встретишь человека, который не жаловался бы на плохую память. Но менять что-либо или работать над собой хотят не многие. А зря, ведь тренировка памяти – дело нехитрое. Время и силы затратить придется, но результат того стоит. Для тех, кто готов действовать, мы подготовили современные способы тренировки памяти. Они отличаются простотой, удобством и разнообразием. О том, как их применять, читайте дальше.

Как выбирать методы тренировки памяти?

Выбирать упражнения или техники следует в зависимости от типа , который больше всего нуждается в корректировке. Психология традиционно выделяет 6 типов:

  • словесно-логический;
  • образный;
  • двигательный;
  • эмоциональный;
  • произвольный;
  • непроизвольный.

Словесно-логический отвечает за запоминание слов, понятий, мыслей. Такой вид напрямую связан с процессом обучения.

Образный связан с восприятием предметов, явлений, образов. В зависимости от воспринимающего рецептора он бывает зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный.

Двигательный проявляется в возможности мозга запоминать, воспроизводить двигательные процессы. Благодаря ему разучиться кататься на велосипеде невозможно. Такой вид является основным в приобретении любых трудовых .

Эмоциональный – фиксация , связанных с ними предметов. Такой тип выступает как самый надежный.

Произвольный является преднамеренным, осмысленной попыткой запомнить конкретную информацию.

Непроизвольный характеризуется спонтанностью, работает независимо от усилий человека.

Как тренировать память: главные правила успеха.

Чтобы лучше хранить информацию, нужно обязательно учесть несколько простых, но важных правил:

  • Ее можно, а главное нужно тренировать. Любая работа над собой всегда приносит успехи.
  • Регулярность + систематичность – залог продуктивности любой тренировки. Такие занятия дают большой толчок для общего , а также помогают мозгу функционировать лучше.
  • Фантазировать полезно, особенно для памяти.
  • всегда помогает двигаться вперед, а значит без него – никак. Хорошей мотивацией служит представление памяти как мышцы. Если тренировать память (мышцу) постоянно, она войдет в тонус, станет сильной и упругой.
  • Чем больше систем задействовано, тем эффективнее тренинг.
  • Упорство и сосредоточенность помогут достичь успеха.

Тренируем память правильно: что нужно делать.

1. Изучить и воспроизвести логически не связанные элементы.

Для такой тренировки можно использовать слова, цифры. Суть метода проста: ниже приведены 20 слов/цифр, каждые из которых имеют свой порядковый номер. Условие задания – запомнить слово/цифру и его номер в течение 40 секунд, а потом воспроизвести на отдельном листе.

Эффективность тренировки вычисляется в процентах по формуле: К/20*100, где К – количество правильны слов.

2. Запоминать лица, имена, фамилии.

Для такого метода нужно 10 фотографий (google картинки справятся). На обратной стороне каждого фото содержатся надписи с именами, фамилиями людей, изображенными на них (возможно, выдуманными). Задание метода – разобрать фотографии в хаотичном порядке и попытаться вспомнить имена, фамилии изображенных людей.

3. Читать – пересказывать.

Такая методика знакома всем еще со школы. Суть ее проста – прочесть фрагмент книги, а потом попытаться восстановить его как можно детальнее. Такая тренировка памяти задействует также работу с текстом, его понимание, усвоение. Чтобы слегка упростить задачу, можно делать заметки самых главных моментов. Они будут служить планом при пересказе.

Тренировка двигательной памяти заключается в многократном повторении, постепенном обучении самых двигательных процессов. Для эффективности развития такого вида стоит соблюдать несколько деталей:

  • Структурировать. Не пытаться выучить все сразу. Подходить к работе размеренно, с множеством повторений.
  • Чередовать теорию с практикой. Мозг не способен длительное время концентрироваться на одном процессе, а значит, смена активного и пассивного восприятия будет эффективнее.
  • Отдых – это смена деятельности. Смена занятия станет хорошим отдыхом для себя и отличной работой для мозга.
  • Разнообразие + сон. Сочетание механического занятия с другим монотонным увеличивает эффективность запоминания, а крепкий сон уменьшает забывание в дважды.

4. Тренировать зрительную память.

Благодаря этому виду воспринимается большая часть информации, а значит ее развитие, необходимо для человека.

Внимание – основной двигательный аппарат образной памяти. Способность запоминать множество мелочей, концентрироваться на деталях, умение выделять главное – это заслуга внимания. Тренировка памяти и внимания возможна в любом месте, в любое время. Для этого нужно попытаться больше концентрироваться на окружающих деталях: как одеты прохожие, какие цвета преобладают в любимом заведении, как расположены вещи на рабочем столе. Результат такой тренировки проверить сложно, но он даст о себе знать.

Дополнительные ресурсы для тренировки.

Как тренировать память, когда мало времени и много работы? В таком случае существует немало разработанных программ на ПК, мобильные устройства. Главные плюсы таких приложений в том, что они, удобны, просты в использовании, не затрачивают много времени и всегда под рукой.

Такие ресурсы работают по схеме начального определения уровня памяти, а потом составлении индивидуальной программы. Самыми популярными, распространенными являются:

  • Викиум. Сайт содержит не только тренажеры, а также онлайн-школы, курсы и систему соревнований.
  • B-Trainika. Комплекс методик и упражнений, направленных на развитие и укрепление нейронных связей.
  • Меморадо. Эти тесты определяют способность запоминать. Результаты сообщают, на что именно нужно делать уклон, какие упражнения для этого существуют.
  • Логика чисел. Программа ускоряет процессы запоминания благодаря уклону на систему числовой информации. Комплекс упражнений, развивающий логику, внимательность.
  • Language Memory Bomber помогает изучать иностранные слова посредством визуализации и ассоциации.

Не стоит ограничиваться этим списком, ведь на данный момент существует огромное количество разработанных программ, которые можно подобрать индивидуально.

Как сделать тренировку памяти эффективной?

Итак, методик и тренингов, посвященных усовершенствованию навыков запоминания, существует огромное количество. Вишенкой на торте станут советы, следуя которым, процесс обучения станет продуктивнее.

  • Интересный материал запоминается гораздо лучше, чем скучный непонятный текст.
  • Информация запоминается четче, если является простой, ясной и поддается структурированию.
  • При запоминании прочтенного материала нужно внимательно вникать в смысл, читать несколько раз, разбивая на условные фрагменты.
  • Информация в знакомой сфере запоминается лучше, чем та, с которой сталкиваемся реже.
  • Постоянные повторения – залог большего объема запомнившейся информации.
  • Между процессами изучения и повторения нужно соблюдать паузы, давать отдых мозгу и организму в целом.
  • Проще запомнить, проводя параллели, ассоциации со знакомыми предметами, явлениями.
  • Полученную информацию нужно проговаривать вслух.
  • Чтение книг и заучивание стихов однозначно пойдут на пользу.
  • Нужно не зубрить, а понимать смысл изученного.
  • Изучение иностранных языков не только улучшат память, но и пригодятся в дальнейших путешествиях.

Память – уникальный и незаменимый процесс. Это «мышца» мозга, которую можно усовершенствовать постоянными тренировками. Развитая , хороший стимул, упорство и внимательность станут гарантией хорошего результата, а подбор интересной информации, регулярное повторение сделают тренировки эффективнее. Главное – не , сохранять постоянство. Использование различных методик помогает подобрать подходящую и развить память. Тренировка памяти – дело каждого, но ели есть усилия, будет результат.

Человеческую память можно сравнить с кладовой, хранящей ту обширную информацию, которая открывает людям потенциал для творчества в различных направлениях. Но с возрастом с памятью и вниманием появляются проблемы. Избежать этого позволит регулярная работа над собой. Таким образом, развитие запоминания у взрослых приобретает важное значение. Что же предпринимать, чтобы сберечь свою память как можно дольше?

Главное – тренировка

Несмотря на обилие трудов на данную тему, память продолжает оставаться загадочным явлением. Традиционно считается, что пожилые люди с легкостью забывают новую информацию из-за того, что способность к запоминанию с течением времени теряется. Однако известно, что состояние памяти напрямую зависит от самочувствия человека. При переутомлениях, стрессах, недосыпаниях теряется большое количество нервных клеток, что естественно влияет на возможности запоминания. Однако приходить в уныние от этого не следует. Ученые считают, что память необходимо тренировать, это позволит даже в преклонных летах сберечь и усовершенствовать способность к запоминанию.

Развитие памяти и здоровые привычки

Память непосредственно зависит от работы человеческого мозга, для полноценного функционирования которого необходимо непрерывное насыщение его кислородом . Это активизирует умственную деятельность и, следовательно, . Вам помогут регулярные проветривания помещения и так называемые «кислородные паузы», когда человек спустя час работы выходит на свежий воздух, чтобы подышать.

Необходимо отказаться от вредных привычек - курения, употребления алкогольных напитков (пиво не исключение), ненормированного рабочего дня, ведущего к переутомлению. Ведь они затормаживают деятельность мозга, который не получает возможности трудиться в полную силу.

В противовес этому регулярные занятия физкультурой и спортом, здоровый восьмичасовой сон, рациональное питание формируют хорошие возможности для раскрытия умственного потенциала, а значит, и для укрепления памяти.

Простые упражнения развития памяти

Ответ на вопрос о том, как развить память у взрослого человека, лежит в области постоянного ее совершенствования. Это же касается внимания и интеллекта. В основе тренировок памяти лежат следующие закономерности:

  • интерес к запоминаемому объекту и его значимость;
  • погружение в информацию, сосредоточенность и концентрация внимания;
  • последовательное воспроизведение, постепенное запоминание.

Неоценимую помощь в развитии памяти оказывают интеллектуальные игровые задания для взрослых. Выполнять их несложно, важно делать это регулярно, а не от случая к случаю. Вот некоторые из них.

  1. Назовите пару слов, к каждому из них должны подходить, например, такие прилагательные: съедобный, белый, мягкий.
  2. Выложите на поверхность стола несколько костяшек домино. Внимательно в продолжение 10 секунд посмотрите на них. Отвернитесь и назовите общую сумму на костяшках.
  3. Человек обычно сам в состоянии придумывать и тесно связанного с ней внимания. Например, понюхайте разные вещи: духи, цветы, блюда или другие предметы. Сравните запахи между собой, постарайтесь описать их словами.
  4. Во время приема пищи не торопитесь. Посмакуйте любимое блюдо или напиток, ощутите вкус. Если делать это постоянно, то происходит запоминание того, что ешь. Память сохранит вкус употребляемых продуктов и это впоследствии станет одним из многочисленных воспоминаний. Эффективным упражнением является дегустация вин, однако усердствовать в его выполнении не стоит.
  5. Прислушайтесь к окружающим звукам, постарайтесь проанализировать их. К примеру, можно определять музыкальные инструменты, слушая симфонический или духовой оркестр. Если услышите вдалеке звучание песни, то постарайтесь разобрать доносящиеся слова.
  6. Тренируйте память, запоминая человеческие лица, часто встречающиеся на пути. При рассматривании отмечайте нечто особенное, доминирующее во внешности: губы, нос, глаза, пышную шевелюру и т. д. Однако делайте это ненавязчиво, не привлекая внимания человека.
  7. Находясь в дороге, наблюдайте за происходящим, не цепляясь на посторонние мысли. После этого, закрыв глаза, постарайтесь припомнить то, что увидели и услышали.
  8. Заучивайте любимые стихотворения, крылатые выражения, медленно читая, выделяя в них значимые слова, воссоздавая образы в своем сознании.
  9. Запоминайте номера телефонов, тренируя память на цифры. Добавьте сюда образное мышление, ассоциируя цифру с чем-то: 1 – со спичкой, 2 – с лебедем и так далее.
  10. Закройте глаза и мысленно воспроизведите страничку рабочего блокнота, не забывая о сокращениях и помарках. Спустя неделю можно порадоваться успехам своей памяти.

Отличная память - большое преимущество человека любого возраста, помогающее и в повседневной жизни, и в успешной работе. Однако развивать ее взрослым людям нужно постоянно.

Автор статьи: Сазонов Михаил