Экология как наука, история развития, междисциплинарный характер. Экология и будущее планеты Знание, передача знания, получение знания – все это связано с языком

Нужна срочно помощь по экологии. Нужно Небольшое сочинение на тему "Экология-наука будущего". и получил лучший ответ

Ответ от Екатерина Морозова[гуру]
А что будущего? В настоящем ее, типа, не изучают? ?
Экология- наука, устремленная в будущее. И она строится на принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего.
Термин "экология" возник в рамках биологии. Его автором был профессор
Йенского университета Э. Геккель (1866 год) . Экология первоначально рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействие живых организмов, в зависимости от состояния окружающей среды. Позднее на Западе появилось понятие "экосистема", а в СССР- "биоценоз" и "биогеоценоз" (ввел академик В. Н. Сукачев) . Эти термины почти идентичны.
Во всех цивилизациях и у всех народов издавна существует представление о необходимости бережного отношения к Природе. У одних в большей степени, у других - в меньшей. Но то, что земля, реки, лес и обитающее в нем зверье- это непреходящая ценность, может быть, главная ценность, которой обладает
Природа, человек, понял давно. Долгое время основные практические задачи экологии сводились именно к охране окружающей среды. Но в 20 веке этой традиционной бережливости, которая начала к тому же угасать под давлением развивающейся промышленности, уже оказалось недостаточно. Деградация
Природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества. Это привело к появлению специальных природоохранных законов. Перед человечеством во весь рост поднимается проблема его выживания на Земле. Под вопросом будущность нашего биологического вида. Человечеству может грозить судьба динозавров. С той лишь разницей, что исчезновение бывших властителей Земли было вызвано внешними причинами, а мы можем погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество. Именно эта проблема и есть центральная проблема современной науки (хотя, может быть, это и не всеми пока еще осознано) .
Решение проблем такого масштаба доступно только человечеству в целом. А это потребует изменения всей организации планетарного сообщества, иными словами, новой цивилизации, перестройки самого главного - тех систем ценностей, которые утверждались веками.
Сложившейся в настоящее время в мире кризисной экологической ситуации присуще такие основные признаки:
-накопление промышленных, сельскохозяйственных, бытовых отходов в количествах, нарушающих естественные, в том числе биологические, процессы;
-загрязнение промышленными и бытовыми отходами водных систем;
-нарушение теплового режима природной среды;
-загрязнение природы продуктами сгорания топлива;
-использование материалов и продуктов, содержащих вредные и токсичные вещества, отрицательно воздействующие на геохимические и биологические условия жизни;
-загрязнение окружающей среды различными видами шумов, вибраций, излучений;
-разработка месторождений полезных ископаемых без своевременного восстановления и рекультивации земель, приводящая к уничтожению почв, ландшафтов, оседанию земной поверхности;
-нарушение лесных массивов при низких темпах их восстановления;
-сокращение пахотных и других сельскохозяйственных угодий, приводящее к развитию эрозийных процессов;
-уничтожение отдельных видов животного мира для удовлетворения потребностей в сырье, продуктах питания и т. п.

Экология человека – это междисциплинарная наука о взаимодействии человека со средой обитания, зародившаяся в 70-е годы XX века. Ее предмет состоит в изучении приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме в зависимости от природных и социальных условий жизни.

Иными словами, экология человека рассматривает адаптацию человека к изменениям окружающей среды через призму социальных условий. В этот сравнительно новый раздел знаний входит широкий круг теоретических и практических вопросов, затрагивающих различные сферы человеческого существования.

Во-первых, сюда входит изучение характера взаимодействия организма человека со средой обитания. Рассматриваются общетеоретические аспекты адаптации. Исследуются закономерности и механизмы адаптации человека к измененным условиям среды, различные уровни адаптации, предел адаптивных возможностей организма и цена адаптации, приспособительные формы поведения. Особое внимание уделяется методам увеличения эффективности адаптации и ее оценке, экологическим аспектам заболеваний.

Во-вторых, исследуется адаптация человека к различным природным факторам (световое излучение, магнитные поля, воздушная среда, изменения температуры, барометрического давления и метеопогодных условий) и климатогеографическим условиям – в зонах Арктики и Антарктики, высокогорья, морского климата и т. п. Уделяется внимание экологическим аспектам хронобиологии – перестройке биоритмов под влиянием климата и сезонных колебаний, при пересечении часовых поясов, сдвинутых режимах труда и отдыха.

В-третьих, рассматривается адаптация человека к экстремальным условиям, в частности физиологические эффекты измененной гравитации, вибраций, длительных и интенсивных звуковых нагрузок, гипоксии и гипероксии, высоких и низких температур, электромагнитных полей и ионизирующего излучения, катастроф. Изучается деятельность людей в условиях авиационных и космических полетов, подводных погружений.

В-четвертых, анализируются аспекты социальной адаптации – к городским и сельским условиям, к различным видам трудовой и профессиональной деятельности, исследуются демографические процессы. Рассматривается реакция организма на стресс. В последнее время особую остроту приобрели вопросы адаптации к антропогенным факторам, включая загрязнение окружающей среды. С практической точки зрения представляет интерес разработка методов повышения умственной и физической работоспособности, профессионального отбора, рациональная организация учебного и трудового процесса.

Особого внимания заслуживают возрастные аспекты адаптации к различным природным, климатогеографическим и социальным условиям. Большое значение имеет информация о влиянии антропогенных (шум, электромагнитные излучения, радиация, химическое загрязнение) факторов на организм ребенка. Среди социальных факторов, негативно влияющих на детей, следует отметить урбанизацию, стрессирующие психоэмоциональные нагрузки, курение, потребление алкоголя, наркоманию и токсикоманию, длительное воздействие компьютера, телевизора и т. п. Рассматриваются вопросы адаптации детей к умственным, физическим нагрузкам и к школе в целом, а также рациональная организация учебного процесса, профессиональная ориентация.

Таким образом, задачи экологии человека в теоретическом плане заключаются в познании механизмов адаптации организма человека к новой для него среде, а в прикладном плане направлены на разработку мероприятий, облегчающих его приспособление к окружающим условиям.

Глобализация экологии и её значение для будущего человечества.

В настоящее время термином «экология человека» обозначают комплекс полностью еще не очерченных вопросов, касающихся взаимодействия человека с окружающей средой. Главной особенностью экологии человека как самостоятельной области науки служит ее междисциплинарный характер, так как в ней сходятся социологические, философские, географические, естественнонаучные, медико-биологические проблемы. Экология человека изучает закономерности возникновения, существования и развития антропоэкологических систем, которые представляют собой сообщество людей, находящееся в динамической взаимосвязи со средой и удовлетворяющее благодаря этому свои потребности.

Размеры таких систем различны в зависимости от численности и характера организации человеческих популяций. Это могут быть изоляты, демы, нации, наднациональные ассоциации, различающиеся по способу производства, укладу жизни, наконец, человечество в целом. Большое значение в определении размера антропоэкологической системы имеют природные условия. Наиболее многочисленные современные популяции, объединяющие более 80% человечества, обитают на 44% суши в области тропических лесов и саванн, а также в зоне умеренного пояса с кустарниковой растительностью или смешанными лесами.

Засушливые земли и зона пустынь, на которые приходится 18% суши, являются местом обитания 4% населения.

Главной отличительной чертой антропоэкологических систем по сравнению с природными экосистемами служит наличие в их составе человеческих сообществ , которым в развитии всей системы принадлежит доминирующая роль. Сообщества людей различаются по способу производства материальных ценностей и структуре социально-экономических отношений, от чего зависят способ организации труда, объем и способ распределения производимой продукции между членами сообщества. Активностью сообществ людей на занимаемой территории определяется уровень воздействия их на окружающую среду. Развивающиеся сообщества (например, в период индустриализации) характеризуются наряду с ростом численности населения, увеличением потребностей его в продуктах питания, сырье, водных ресурсах, размещении отходов. Это повышает нагрузку на природную среду, интенсифицирует использование биотических и абиотических факторов.

В процессе существования антропоэкологических систем взаимодействие людей и природной среды осуществляется по двум главным направлениям. Во-первых, происходят изменения биологических и социальных показателей отдельных индивидуумов и сообщества в целом, направленные на удовлетворение требований, предъявляемых человеку средой. Во-вторых, осуществляется перестройка самой среды для удовлетворения требований человека. На протяжении истории человечества соотношение названных изменений сдвигалось в сторону преобладающей роли второго направления. Естественная среда, в которой зарождалось человечество, в результате перехода к культурному земледелию и скотоводству уступила место частично очеловеченной среде сельских жителей. С возникновением городов современного типа произошел переход к существованию сообществ людей в полностью очеловеченной среде , границы распространения которой неуклонно расширяются.

Общим результатом биологических и социальных процессов в антропоэкологических системах служит индивидуальная и групповая приспособленность человеческих сообществ к жизни в средах обитания, различающихся по природным условиям, формам хозяйствования и культуры. Особенность такой приспособленности в отличие от приспособленности к среде популяций любых других живых организмов состоит в том, что человек адаптируется к условиям жизни не только физиологически, но прежде всего экономически, технически, эмоционально. Различные стороны и направления индивидуальной и групповой адаптации человека, вся совокупность условий жизни и экологических связей людей являются предметом изучения экологии человека. Именно это делает ее междисциплинарной наукой.

Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Кандидат исторических наук, сопредседатель общественного движения «ИЛИН» Афанасий Николаев (Республика Саха, г. Якутск).
23 сентября 2018 г.

Прорыв дамбы АЛРОСА на р. Ирелях из-за небывалых дождей и дальнейшее загрязнение техническими водами алмазной компании рек Ботуобия и Вилюй вызвали большой общественный резонанс в республике.
Но, во время оживлённой общественной дискуссии забыли о главном уроке этого происшествия, о том, что основная причина этой экологической катастрофы наша бездуховность, наша духовная слепота и жажда наживы. Ведь и республика, и 8 улусов являются акционерами, совладельцами АК «АЛРОСА».
Из-за денег, из-за боязни потерять доходы, испортить отношения с могущественными «алмазными генералами», федеральным центром мы все, и руководство, и народ безмолвно смотрели, как и алмазники, да и другие крупные федеральные промышленные компании, бесконтрольно наносят огромный вред нашей природе.
В пылу полемики сейчас многие обвиняют только компанию «АЛРОСА» в загрязнении Вилюя и забывают о том, какой огромный ущерб наносили и наносят экосистема рек Алдан и Индигирка золотодобытчики Алдана и Оймякона, как компании «Сургутнефтегаз» и «Транснефть» уничтожают природу в Олёкминском и Ленском районах, вырубают миллионы гектаров лесов, допускают разливы нефти, нарушают общий экологический баланс, ведут к заболачиванию и затоплению земель поселений.
Ещё больший урон нашей природе могут нанести планируемое в Оленёкском районе производство по добыче редкоземельных металлов, которые в десятки раз опаснее урана, строительство нефтеперабатывающего завода в Заречье по устаревшим, опасным технологиям, разработка урановых рудников там же в Заречье, строительство атомных электростанций в арктических районах.
По сути, уже при жизни нашего поколения при таком бесконтрольном и диком освоении природных богатств Якутии наша земля, наша природа будут уничтожены промышленными компаниями и мы, все якутяне, останемся в безжизненной пустыне.
У всех народов, и у саха, в том числе, природа, земля с давних пор обожествлялась и воспринималась, как «Мать – Земля». Потребительское отношение к земле, разрушительное развитие промышленности, использование в сельском хозяйстве ядохимикатов и генно-модифицированных продуктов уже поставили нашу планету Земля на грань экологической катастрофы.
Насилие над родной матерью считается у всех народов смертным грехом, а мы – якутяне, все, по сути, допуская бесконтрольное развитие промышленности у себя в республике, уничтожение природы, становимся соучастниками этого смертного греха, насилия над нашей матушкой Природой.
Мы должны сейчас вспомнить историю погибших цивилизаций и народов, допустивших гибель своей окружающей среды. Природа безжалостно уничтожает тех, кто её не чтит и стремится использовать своим ресурсы только для наживы.
И небывалые природные катаклизмы последних десятилетий, разрушительные ураганы, цунами, тайфуны, изменения климата, резкое сокращение экологически чистых земельных угодий дают понять нам, жителям Земли, что единый, огромный живой организм, описанный В.И.Вернадским научным термином «биосфера» находится на грани гибели. Биосфера стремительно разрушается и скоро человечество может исчезнуть с лица планеты в результате глобальной природной катастрофы.
Если внимательно посмотреть на географическую карту планеты Земля, то наша Якутия находится на месте её «сердца». И это не случайно, так как данные разных наук свидетельствует о том, что Якутия является прародиной современного человечества и именно на территории современной Якутии во время последнего ледникового периода 10-15 тысяч лет назад сохранилась жизнь и выходцы отсюда освоили другие регионы Землю после наступления потепления в эпоху голоцена.
Также наша Якутия представляет собой вторые «лёгкие» планеты Земля, так как леса вырабатывают кислород. Это связано с наличием у нас огромных массивов лесов. На Республику Саха (Якутия) приходится 11% лесных ресурсов всей России.
Если учесть, что значительная часть лесов Амазонки, признанных учёными первыми «лёгкими планеты», уже уничтожена, а также возрастание вредных выбросов в атмосферу в геометрической прогрессии, значение наших лесов для планеты Земля ещё более возрастает.
Основной причиной современного экологического кризиса является кризис западной, технократической, цивилизации, основанной на ценностях потребительского, массового общества, исходящего из принципа: «Природа не храм, а мастерская».
Выходом из этого системного кризиса может стать реализация предложений Президента России В.Путина мировому сообществу о принципиально новом ответе на вызовы планетарного масштаба по критическому нарушению хозяйственной деятельностью человека, баланса между биосферой и техносферой, озвученными на заседании № 70 Генеральной Ассамблеи ООН в сентября 2015 г.
В.Путин сказал: «Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба».
И в своём программном Послании к Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. и в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 г.» Президент В.Путин развивает свои идеи о необходимости перехода на природоподобные технологии в целую программу по устойчивому развитию нашей страны, на основе самореализации и раскрытии таланта каждого человека, особого внимания к вопросам демографии, здравоохранения и экологии.
Идеи В.Путина о новой модели развития мира основаны на теории выдающегося отечественного учёного, академика В.И.Вернадского о ноосфере и научных работах его последователей.
Природа, биосфера существует миллионы лет, как самодостаточная, саморегулирующаяся система с круговоротом энергии и веществ на Земле. В эволюции биосферы Земли В.И.Вернадский выделил две принципиально различные фазы: первая – стихийное развитие, которое имело место до появления Homosapiens, а вторая – после его появления, т.е. развитие с участием человека, как органического элемента биосферы.
Влияние человека на эволюцию биосферы, малосущественное на протяжении большей части истории, заметно возросло с возникновением и развитием индустриального общества и приобрело определяющее значение в последние 50–100 лет.
В.И.Вернадским было введено понятие ноосферы как сферы, где разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития. Он указывал, что «биосфера перешла, или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу – перерабатывается научной мыслью социального человека».
Академик РАН М.В. Ковальчук в своей книге «Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития» пишет: «Парадигма развития нашей цивилизации с момента ее зарождения до сегодняшнего дня заключалась в том, чтобы взять у природы максимум «любой ценой». В результате сформировалась ресурсозатратная и разрушающая природную среду техносфера, все более увеличивается разрыв между жизнью природы и хозяйственной деятельностью человека. Человечество, по сути, создавало… техносферу, которая существует в рамках биосферы, на ее базе, ресурсах… В то же время человек с помощью техносферы переиначивал многие природные процессы и явления, нарушая их естественный ход. В результате в ХХ в. развитие техносферы привело человечество к истощению ресурсов (энергетических, питьевой воды, полезных ископаемых, леса, посевных площадей и др.), стремительному ухудшению экологии, подвело к той черте, за которой влияние техносферы на окружающий нас мир станет неуправляемым, процессы воздействия на природу (биосферу) необратимыми, что несёт угрозу существованию всего человечества… Необходима принципиальная, революционная перестройка всего технологического базиса в неразрывной связи его научной, производственной, социально-политической и культурной составляющих. Задача преодоления системного кризиса цивилизации, выживания человечества, становится задачей формирования ноосферной модели развития человечества, где техносфера, посредством «природоподобных» технологий, станет органичной составляющей биосферы».
Как отмечают российские учёные, идея ноосферного развития, в конечном итоге, должна опираться на систему новых духовных и профессиональных установок человечества.
Для этого требуется:
– глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития;
– переориентация образования и просвещения;
– создание механизмов для обеспечения ноосферного пути развития общества.
Условием выживания человечества является сохранение равновесия между возможностью биосферы и потребностью населения Земли в удовлетворении его жизненных благ.
Сохранение баланса между возможностями и потребностями должно стать основным Законом цивилизации XXI века при взаимоотношениях:
а) общества и природы;
б) между государствами;
в) между людьми.
Глобальные инициативы Президента России В.В.Путина по переходу мира на новую модель развития можно уже сейчас осуществить путем конвергенции наук и технологий, конструировать, созидать природоподобные системы, используя «природоподобные» технологии.
Конвергентные (сближающиеся) нано-, био-, инфо-, когнитивные и социально-гуманитарные науки и технологии (НБИКС-технологии) открывают возможность адекватного воспроизведения систем и процессов живой природы. Это делает эти технологии «природоподобными»и позволяет им стать практическим инструментом формирования качественно новой техносферы, которая станет органичной частью природы (биосферы).
Формируемое ноосферное мышление будет лежать в основе такого системного подхода, при котором исключается противопоставление человека природе.
И на этом фоне разрушительная, бесконтрольная деятельность крупных промышленных компаний на территории Якутии при попустительстве ряда высокопоставленных чиновников Правительства России прямо противоречит национальным интересам России и установкам Президента России В.Путина на переход к новой, ноосферной модели развития.
В связи с этим возникает вопрос: что делать сейчас якутянам?
На наш взгляд, сейчас необходимо:
1. Переработать Страгегию развитию Республики Саха до 2030 г. на основе ноосферной модели с акцентом на развитие инновационной модели экономики на основе современных нано-био-инфо-когнитивных технологий.
2. При разработке национальной программы развития Дальнего Востока России на период до 2025 года и с перспективой до 2035 года добиваться приоритета ноосферного подхода при объединении и интегрировании мероприятий национальных проектов и госпрограмм, долгосрочных отраслевых планов ведомств и инфраструктурных компаний, стратегии развития всех дальневосточных регионов.
3. Организовать общественную дискуссию о глубинных, духовных причинах проблем экологии в современном обществе.
4. Сохранить здравомыслие и трезвость ума, не политизировать вопросы экологии, не опускаться до спекуляций на вопросах экологии.
5. Включить в программу комплексной экспедиции РАН по изучению РС(Я) до 2020 г. дополнительно пункт о проведении масштабных научных исследованиий негативного влияния промышленности на территорию Республики Саха.
6. Разработать справедливые и научно обоснованные критерии оценки ущерба окружающей среде промышленными компаниями.
7. Создать на условиях государственно-частного партнёрства республиканский общественный экологический фонд для аккумулирования средств от промышленных компаний и жителей на проведение восстановительных работ.
8. Добиваться на федеральном уровне изменения федерального закона «О недрах» в части возврата к принципу «двух ключей», для того, чтобы уже на этапе оформления лицензионных соглашений компании-недропользователи обязывались, во-первых, перечислять определённую долю от доходов в качестве рентных платежей в республиканский общественный экологический фонд, во-вторых, использовали экологически безопасные технологии при освоении природных ресурсов республики.
9. Начать внедрение в республике основ северной медицины, разработанных якутским учёным, физиологом, кандидатом медицинских наук, членом-корреспондентом Российской Академии естественных наук Д.С.Тимофеевым.

ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА

информация к размышлению

Данный материал подготовили Александр Никонов и Александра Бианки для круглого стола в Общественной Палате РФ (11.03.2011).

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.

Иоганн Вольфганг ГЁТЕ

Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется,-

И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

Ф. Тютчев

Введение

Начиная с выхода в свет основополагающей статьи Эдварда Сепира “ Language and Environment ”, опубликованной в 1912 году , лингвисты также как и специалисты в области других наук много писали о взаимосвязи языка и окружающей среды. Относительно недавно (конец 80-х годов ХХ века) произошел всплеск академического интереса к этой проблеме, вызванный большой озабоченностью мирового сообщества судьбой малочисленных народов и соответствующими социальными и политическими проявлениями этой озабоченности.

Повышение интереса в обществе к малочисленным народам вызвало усиление исследований их культуры и языков. Исследование взаимоотношений между лингвистическим разнообразием, отмиранием языка и биологическим разнообразием становится темой многочисленных исследований на рубеже ХХ и ХХ I веков. Большой вклад в изучение взаимодействия и взаимозависимости языка и окружающей среды внесли такие известные лингвисты как Элвин Филл, Дэвид Хармон, Питер Мюльхойслер и Майкл Халлидей.

Для современной России вопросы, связанные с экологией языка, особенно актуальны. Ведь наблюдаемое в наше время разложение языка, связанное с социально-политическими потрясениями XX века, как отмечал А.И.Солженицын, является началом разложения культуры.

Тенденции развития человеческого общества, такие как появление глобальных информационных систем, ускорение взаимопроникновения различных культур, глобализация экономики увеличивают актуальность изучения проблем взаимодействия различных языков с окружающей средой, влияния языка на окружающую человека среду, т.е. проблем, связанных так или иначе с экологией языка.

Экологизация лингвистики

Термин «экология» , введенный в 1869 году немецким биологом Э.Геккелем, интерпретировали по-разному: научная естественная история, наука о распределении и обилии организмов, социология и экономика животных и т.д. Весьма корректное определение дал в своей книге«Эволюционная экология» известный американский эколог Эрик Пианка: наука, изучающая отношения между организмами и внешними факторами (физическими, химическими, биологическими и др.), в совокупности воздействующими на данные организмы или находящиеся под влиянием последних . Экология изучает взаимоотношения между организменными единицами и окружающей их средой. В качестве организменной единицы может выступать особь, семейная группа, популяция, вид и т.д. В понятие окружающей среды входят разнообразные факторы: физические процессы, химическое окружение, непосредственное «место жительства», растения и животные. Элементы среды какого-либо организма могут находиться под воздействием других организмов, которые становятся частью среды первого. Если между организменными единицами существует пусть даже слабая связь или взаимодействие, то каждая из них является частью среды другой.

Экологические трудности , с которыми столкнулись развитые в промышленном отношении страны, подтолкнули научную мысль к необходимости применения экологического подхода в различных областях деятельности. Экологизация технологий, промышленного и сельскохозяйственного производства – это только одна грань проблемы. Цель экологизации заключается в повышении «эффективности использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды (или вообще среды жизни) на локальном, региональном и глобальном уровнях (от отдельного предприятия до техносферы)» . Будучи важнейшим требованием современности, экологизация (знаний, науки, технологии и т.п.), по мнению выдающегося эколога Н.Ф.Реймерса, означает «разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека» , являясь, фактически, новым этапом культуры . По своему значению в человеческом обществе экология, по образному выражению Н.Ф.Реймерса, «выросла из коротких штанишек, надетых на нее Э.Геккелем. Но мировая наука, ее формальные институты не сшили для экологии нового костюма не только из высокого престижа, но даже из признания в качестве равной среди равных». В современных условиях экологию можно определить примерно так: «совокупность отраслей знаний, исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и окружающей их средой» 3 .

Природопользование в наше время приобрело экологический характер. Созданное и создаваемое человечеством богатство не исчерпывается чисто материальными ценностями, оно включает массив определенным образом организованной информации: это и образы городов, парков, и произведения искусства, и библиотеки, музеи, архитектура и ландшафты, и многое другое. Для каждого народа и социального слоя материальная культурная среда специфична. Эти вещественно-культурные и воззренческие ценности, воздействующие на человека, стали предметом экологии культуры. Термин «экология культуры», принятый в нашем обществе и введенный академиком Д.С.Лихачевым, обозначает научную дисциплину, призванную исследовать культурную среду обитания человека, ее формирование и воздействие на людей.

Эйнар Хауген, с именем которого связывают возрождение эколингвистики , определил ее суть как «изучение взаимодействия любого данного языка с его окружением» .

Основная идея заключается в том, что язык формируется в результате взаимодействия людей, живущих в определенной окружающей среде. Язык на протяжении сотен лет приходит в соответствие с окружающей средой также как и виды животных и растений достигают равновесия со своим окружением, занимая соответствующую экологическую нишу. Конечно, язык не является живым существом в прямом смысле слова, как животные и растения. Однако языки несут в себе некоторые свойства, присущие живым существам, а именно приспособляемость, изменчивость и динамизм. Это позволяет рассматривать языки как экологическое явление и говорить об экологическом подходе в лингвистике или об экологизации лингвистики.

«Экологию языка можно определить как науку о взаимоотношениях между языком и его окружением, где под окружением языка понимается общество, использующее язык как один из своих кодов. Язык существует только в сознании говорящих на нём и функционирует только при взаимоотношениях с другими говорящими и с их социальным и естественным (природным) окружением. Частично экология языка имеет физиологическую природу (т.е. взаимодействие с другими языками в сознании говорящего), частично социальную (т.е. взаимодействие с обществом, в котором язык используется как средство коммуникации). Экология языка зависит от людей, которые учат его, используют и передают другим людям» 5 .

Интересно отметить, что по своей сути эколингвистический подход отражает существенные различия между местными языками и языками чужими, привнесенными в процессе географических открытий, колонизации и происходящей на наших глазах глобализации. Местные языки развивались в течение сотен лет под влиянием местных условий, в тесном взаимодействии с конкретной окружающей средой, приспосабливаясь к ней. Их грамматика и лексика формируются в процессе приспособления к окружающей среде, несут в себе черты этого приспособления. Местные языки с этой точки зрения являются «прочтением» окружающей среды, или «неправильным прочтением», сопровождаемым соответствующими последствиями. Привнесенные же языки, такие как английский, немецкий, японский, путунхуа (нормативный китайский), являются чужими для тех ареалов, где они нашли распространение в результате вышеперечисленных или иных обстоятельств. Чужими по отношению к местным экологическим условиям.

Элвин Филл приводит такой показательный пример. Группа английских медиков, работающих в Индии, пыталась объяснить индусам, проживающим на берегу Ганга, что их проблемы со здоровьем связаны с купанием в реке и использованием воды из реки, которая загрязнена (“ polluted ”) отходами человеческой жизнедеятельности. Местное население не понимало медиков: река для них является священной (“ holy ”), а как что-либо священное может быть грязным? И только когда медики стали говорить, что люди не заботятся о Ганге и река страдает (“ The Ganges is neglected by the people and is suffering ”), стало возможным обсуждать проблему и предложить пути ее решения. Описание экологической проблемы в рамках европейских культурных понятий и соответствующих им лингвистических особенностей существенно отличается от понимания ситуации индусами. Это обусловлено различиями в культуре. Но язык как коммуникационный инструмент оказывается достаточно гибким, чтобы обойти эти препятствия и решить проблему межкультурной коммуникации.

Эколингвистика и традиционное языкознание

При исследовании вопросов языкового многообразия и разнообразных связей и взаимодействий между человеком и экологической системой, частью которой является человек, язык можно рассматривать как часть этой экосистемы, т.к. она включает разнообразные взаимодействия человеческих коллективов и отдельных индивидов. В рамках такой экосистемы формируются и развиваются те или иные языковые образования.

В отличие от традиционного исторического языкознания, изучающего индивидуальное развитие языков и влияние одного языка на другой в процессе их развития, эколингвистика занимается исследованием процессов вытеснения или выживания между конкурирующими языками в определённом ареале, будь то сознание отдельного человека или какое-либо общество. При этом эколингвистика изучает функции языка, не исчерпывающиеся простым обменом «речевыми актами», а состоящие в установлении связи между людьми и имеющими большее значение, чем просьба, объяснение, вопрос. Эколингвистика изучает роль языка как инструмента поддержания общности, функционирование этого инструмента в конкретных ситуациях общения и конкретном окружении, влияющем на формирование языка и находящегося под влиянием последнего.

Чёткую терминологию для разных областей эколингвистики впервые предложил Элвин Филл:

Возможно, такое разделение слишком условно, и ряд исследователей считает достаточным выделение двух направлений в эколингвистике:

- экология языка (по Э. Хаугену), которая метафорически переносит на язык экологические понятия (само понятие экологии, окружения, экосистемы): работы В. Трампе, А. Филла, И. Шторк, П. Финке.

Языковая экология (по М. Халлидею), в которой языки и тексты рассматриваются с точки зрения их «экологичности» и исследуется роль языка в описании проблем окружающего мира: труды М. Дёринга, П. Мюльхойслера.

Связь между человеческим словом, языком и жизнью народа была понятна еще древним мыслителям и писателям. Многие явления поэты и философы разглядели задолго до ученых, создавших соответствующие теории, подтвержденные разнообразным практическим материалом. Вот некоторые весьма характерные примеры.

Пифагору Самосскому (2-ая пол. VI – нач. V вв. до н.э.), который известен всем по теореме, названной его именем (хотя, справедливости ради, следует отметить, что эта теорема была известна задолго до него в вавилонской математике), принадлежит следующее высказывание:

«Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде всего изучить его язык».

Горгий (ок. 483 – ок. 375 до н.э.), древнегреческий софист, автор трактата «О не сущем, или О природе»:

«Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость.»

Дошли до наших времен строки, принадлежащие Аристофану (ок. 445 – ок 375 гг. до н.э.), выдающемуся греческому поэту, комедии которого поднимали политические, социальные, педагогические и литературные проблемы своего времени:

«От слов и ум к высотам устремляется

И возвышает человека.»

Еврипид (ок. 480 – 406 гг. до н.э.), трагедии которого не сходят с театральных подмостков, несмотря на изменения социального устройства, научно-технический прогресс, нанотехнологии и т.д., так высказался по данному вопросу:

«От малой искры до пожара

Людей язык доводит…»

«…Зачем

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб тайну слова

Познавши, убеждая – побеждать!»

Крупнейший римский поэт-этик Вергилий Публий Марон (70-19 гг. до н.э.) написал следующие строки:

«Крепнет молва на ходу и сил набирает в движеньи.»

«Молва – это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете.»

В контексте темы данного информационного материала интерес представляет высказывание Кун-цзы (Конфуция) (ок. 551 – 479 гг. до н.э.), виднейшего древнекитайского мыслителя, политического деятеля и педагога:

«В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.»

Конечно, чрезвычайный интерес представляют тексты Ветхого Завета:

Екклизиаст:

Когда не знаешь слов, нечем познавать людей.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди.

Притчи Соломона:

Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа.

Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.

Сирах:

Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло.

Человек, привыкающий к бранным словам, во все дни свои не научится.

Иной погрешит словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим?

Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, она угаснет: то и другое исходит из уст твоих.

Состояние русского языка и эколингвистика

В своем «Слове при получении Большой Ломоносовской медали Российской академии наук» А.И. Солженицын сказал: «Процесс эволюции всякого языка течет постоянно: что-то постепенно теряется, что-то приобретается. Но крупная общественная революция приводит в ненормальное, болезненное сотрясение также и весь язык, в опасных пределах . Так и русский язык от потрясений ХХ века — болезненно покорежился, испытал коррозию, быстро оскудел, сузился потерею своих неповторимых красок и соков, своей гибкости и глубины. А с разложения языка начинается и им сопровождается разложение культуры . Это — и символичное, и духовно опаснейшее повреждение» .

По мнению профессора А.П. Сковородникова (заведующий кафедрой общего языкознания и риторики Сибирского Федерального Университета) «экология языка (лингвоэкология, эколингвистика) — это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения» . Экология языка должна создавать основу так называемой «языковой политики государства» 8 , которая в современной России только начинает формироваться. Такое определение отражает в большей степени идеологические аспекты проблемы и желание противостоять тем кризисным явлениям, которые наблюдаются в постсоветской России, остановить процесс деградации и распада духовных и моральных ценностей, которые традиционно характеризовали русскую культуру. Но о какой языковой политике можно серьезно говорить в государстве, которое десятилетиями не в состоянии побороть тотальное воровство чиновников и даже организовать уборку снега на улицах городов.

Современное состояние русского языка и, конечно, больше всего, его речевого употребления вызывает озабоченность не только языковедов, но всех, кто любит и ценит родную речь. Нельзя не разделить опасения выдающегося российского лингвиста профессора Л.И.Скворцова, считающего, что «снижение общей культуры речи всем заметно и представляет настоящую угрозу литературному языку». «В переживаемую нами эпоху новейших достижений цивилизации подлинно глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остается обязательным требованием для всякого образованного человека. Это требование связано с очень важным аспектом – экологией языка. Как в природе есть предельные уровни загазованности воздуха, загрязнения воды, накопления радиации, при которых начинаются необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы его искажения, огрубления, нарушения смысловых, стилистических и грамматических норм» .

Наблюдаемая тенденция деградации русского языка может привести к тому, что язык перестанет быть орудием мышления и средством общения, утеряет свою роль первого элемента культуры . «Поэтому надо очищать язык - так же, как очищают воздух от опасных для человека токсичных веществ. Речевая среда существования должна быть годной не только для жизни современных, но и новых поколений. Она, как экологическая система, должна быть самовозрождающейся, самообновляющейся. Это наша общая забота» 9 .

Сквернословие, мутный вал англицизмов и непристойной лексики противоречит православной духовной традиции нашего народа, разрушает русский язык, а с ним и людские души. А экология слова , по мнению ряда российских лингвистов (Миловатский В.С., Липатов А.Т.), – это, в первую очередь, экология души . Условием целостности природы, сохранения ее экологической гармонии является целостность человеческого духа и всеобщего родства людей. А необходимым условием этого является целостность языковая, полнокровное развитие родного языка.

Связь состояния языка, речи и состояния природы — только на первый взгляд внешняя. На самом же деле она имеет достаточно глубокие причинно-следственные связи. Общество, пренебрегающее языковой культурой, со временем деградирует ; следовательно, оно в меньшей степени (даже на уровне понимания информации о происходящем) реагирует на экологическую ситуацию.

Необходимо подчеркнуть, что принцип взаимосвязи слова и природы , или, выражаясь с помощью современных терминов, языка и окружающей среды, принцип, который лежит в основе эколингвистического подхода, имеет глубокие корни в русской духовной традиции . В качестве иллюстрации этого утверждения приведем лишь несколько цитат.

Еще в 1836 году Ф.И. Тютчев подметил:

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»

В поучении против сквернословия, приписываемом Иоанну Златоусту, говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, “третья мать” – Мать-Земля .

Святитель Феофан Затворник во второй половине XIX века так охарактеризовал силу слова: «Пути и способы, коими воздействует благодать на дух человека, зачастую немы: ко всем им должен быть приложен еще способ доверительный и совершительный. Это – слово, или проповедь. Вера от слуха». «Возбудительная сила его тем значительнее, что оно действует разом на всего человека, на весь его состав».

Само время заставляет громко и с тревогой заговорить об экологии языка. Сегодня экология языка это – «наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа, и вместе с тем о его связи с земной семиосферой. Это – наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его связи с биосферой, с языком живой природы. Это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой его связи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами, с Творцом. Отсюда становится все более ясно, что биологической, земной экологии не обойтись без экологии слова и духа» .

Озабоченность состоянием русского языка, которое является следствием неблагополучной социально-экономической ситуации в постсоветской России, желание покончить с тем явлением, которое Л.Скворцов назвал «языковой смутой», порождает подчас однобокое толкование предмета эколингвистики. Аналогичная ситуация наблюдается и в области экологии: в общественном сознании термин «экология» трансформировался в понятие чистоты окружающей среды, термины «экология» и «охрана окружающей среды» многими воспринимаются как синонимы. Вероятно, аналогичный процесс происходит и в области эколингвистики: «экология языка» и «сохранение чистоты языка» воспринимаются одинаково людьми без соответствующей профессиональной подготовки. Отсюда возникают несколько ограниченные определения эколингвистики, которые, однако, можно оправдать искренней заботой о чистоте родного языка. Примером может служить определение, данное в монографии Н.Соллогуб «Экология. Человек. Слово»: «Эколингвистика - пограничная дисциплина, лежащая между языкознанием, экологией, культурой, социологией, религией, психологией и т.д. Актуальность данной науки определяется негативными процессами, протекающими в культурно-историческом ареале русского Православного пространства». Однако при этом трудно не согласиться с тем, что «экологический кризис» русского языка – это, прежде всего, результат кризиса нравственности в нашей стране .

В такой ситуации не может не вызывать удивления позиция государства. По мнению профессора В.В.Наумова (заведующий кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов), одной из немногих действенных мер государства в решении языковых проблем за последнее время было введение Министерством образования РФ в классификатор вузовских специальностей направления "Лингвистика и межкультурная коммуникация", имеющего три специальности: "Перевод и переводоведение", "Теория и методика преподавания иностранного языка", "Теория и практика межкультурной коммуникации". Принятый же Государственной Думой РФ закон о русском языке только декларировал его государственный статус на территории России. На этом отношение в законе к языку, по существу, закончилось.

В качестве положительного примера заботы государства о языке следует отметить действия французского правительства, принявшего закон о сохранении языка. Интересен опыт такого федеративного государства, как Германия, в области сохранения языка: в Германии имеется около 10 научно-исследовательских институтов немецкого языка, федерального и регионального уровней, занимающихся изучением современного его состояния, его вариантами, проблемами нормализации языковых систем, языковыми контактами, письмом и т.д.

В системе же Академии наук РФ функционирует Институт языкознания в Москве и его филиал - Институт лингвистических исследований в Санкт-Петербурге. Имеются также отделения языка и литературы в двух-трех региональных представительствах РАН. Но единственной академической структурой, непосредственно занимающейся исследованием национального языка, является лишь Институт русского языка им. В.В. Виноградова в Москве. А ведь язык титульной нации России представлен, по меньшей мере, 160-180 миллионами носителей, что почти вдвое превышает аналогичный показатель Германии. Другая проблема - фактическое вымирание языков малочисленных народов в России. Только на территории Ленинградской области таких языков два: вепсский и ижорский.

Русский язык, словно в зеркале, отражает все перипетии нашего трудного времени: в языке, как и в жизни, образовался бизнес разрушения, вседозволенности и коммерциализации. Резко снизился общий уровень владения языком, и особенно в среде молодых россиян. При активном воздействии СМИ неуклонно падает культура русского слова. Оруэлловский новояз, активно внедряемый в нашу жизнь, разрушает самобытность и мыслеемкость русской речи. Еще одним характерным примером падения культуры слова является так называемый «албанский язык» или «язык подонков», широко распространенный не только на просторах Интернета, но проникший и в устную речь людей.

Значение и перспективы развития эколингвистики

Насилие, богатство и знание – наиболее значимые атрибуты власти. В книге «Метаморфозы власти» известный американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер, анализируя коренные изменения, происходившие в человеческом обществе в ХХ веке, приходит к выводу, что знание перекрывает значение других властных импульсов и источников – именно знание может служить для приумножения богатства и силы. Использование насилия как властного средства исчезнет еще не скоро, «государство не откажется от пушек» . Управление колоссальными богатствами, находятся ли они в руках частных лиц или чиновников, будет и впредь давать огромную власть. Тем не менее, в наше время происходят самые большие изменения системы власти за всю ее историю: «знание, этот источник самой высокой власти, с каждой утекающей наносекундой приобретает все большее значение». «Людские сообщества мчатся навстречу завтрашнему дню, и происходят скрытые перемены в отношении между силой, богатством и знанием» 11 .

Знание, передача знания, получение знания – все это связано с языком. Язык является инструментом передачи знания. В этой связи возрастание значения эколингвистики представляется объективным и необходимым.

Не менее значимым является и обострение экологических проблем, которое с большой вероятностью может привести человечество к глобальной экологической катастрофе. Роль эколингвистики в создании атмосферы взаимопонимания между представителями различных культур может оказаться весьма значительной.

Для России, помимо перечисленных соображений, следует особо отметить роль эколингвистических исследований в деле сохранения чистоты русского языка.

Следует отметить, что эколингвистика вносит свой вклад во многие научные дисциплины, такие как, социолингвистика, прикладная лингвистика, экологические исследования и др. По мнению Джона Венделя (John N . Wendel ) эколингвистический подход целесообразно включить в основное русло (mainstream ) лингвистических исследований .

Заключение

Эколингвистика изучает взаимодействия между языком и окружающей средой, а различие между местными языками и привнесенными является основой понимания эколингвистического подхода. Языки не являются независимыми, привязанными к географическим границам, статичным набором правил, но представляют собой динамичные, интерактивные явления.

Язык, не будучи в прямом смысле слова живым существом, обладает рядом свойств, присущих живому, поэтому язык можно рассматривать как экологическое явление. Эколингвистическое мышление ведет к вопросам о лингвистическом разнообразии и его связи с локальной экологией (местными экологическими условиями). Эти вопросы имеют малое значение для традиционного языкознания, но становятся в настоящее время весьма актуальными. Причины этого связаны как с исчезновением малочисленных народов, так и с обострением общей экологической ситуации.

Для России вопросы экологии языка имеют большое значение, особенно в свете последней планируемой реформы о платном образовании и исключении русского языка из списка общеобязательных предметов. «Слова взаймы» и транслитерация вытесняют исконно русские слова, «смайлы» оказывают разрушительное влияние на образную систему языка. Образцом коммуникации на данном этапе развития общества стала масс-медиа, при этом происходит утрата интереса к языку как носителю духовных ценностей русского народа. Какое же будущее ждет русскую культуру?

А ведь еще две с половиной тысячи лет назад древние китайцы предупреждали:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.

Без экстренных действий, направленных на охрану языка, могут произойти необратимые изменения в характере русского языка, пагубно влияющие на культуру нации. Действенной мерой в настоящий момент может явиться принятие правительством РФ полноценного закона о сохранении русского языка.

New York (Mouton de Gruyter) 2007 .


Большинство из нас проживает в городах. Важно, поэтому, понимать не только особенности экологии в городах, но и видеть наши возможности в улучшении окружающей нас городской среды.

История человечества на протяжении последних тысячелетий тесно связана с созданием и укрупнением городов. Говорят, что города - лицо цивилизации. Вначале они возникали в связи с необходимостью заниматься торговлей и защищаться от врагов. Поэтому в течение долгого времени города представляли собой военные укрепления, расположенные в целях обороны в стратегических пунктах, или для удобства торговли и связей на берегах рек и озер. Промышленная революция привела к резкому повышению роли городов в развитии общества. Этот процесс носит название урбанизации.

Никто не будет спорить, что урбанизация улучшает условия жизни людей. Однако существенный рост городского населения имеет, как известно, и негативные последствия для качества жизни и состояния окружающей среды. Занимая около 1 % обитаемой суши, города концентрируют почти 50% мирового населения! Скопление людей и сосредоточение промышленности в пределах ограниченного пространства приводит к резкому усилению влияния на природу.

Кроме того, нет ни одного города, который мог бы существовать только в пределах своих официальных городских границ. Используемые для жизни людей и промышленного производства энергия, вода, воздух и другие ресурсы поступают в населенные пункты извне, а бытовые и промышленные отходы вывозятся за пределы городской черты. Это вызывает столь масштабные изменения природной среды, что можно говорить о появлении на планете нового типа экосистемы - антропогенного происхождения. Ученые их назвали урбоэкосистемами.

Их появление приводит к вытеснению природных, естественных систем искусственными, повышению химической, физической и психической нагрузки на живые организмы. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды - атмосферу, растительность, почву, поверхностные и подземные воды и даже климат, а также электрическое, магнитное и другие физические поля Земли. Уменьшается площадь лесов, пахотных земель.

Вместе с тем стремительные темпы урбанизации - одна из характерных особенностей современной эпохи. Ученые даже говорят об урбанизационном взрыве в ХХ веке.


Латинская Америка

Эти спутниковые снимки показывают поверхность южноамериканского региона с интервалом в 40 лет. Какие изменения Вы можете отметить, глядя на приведенные снимки? Как влияет урбанизация на Латинскую Америку?

Подобные изменения, к сожалению, характерны и для других регионов планеты. Сегодня в мире в городских районах проживает почти 3 миллиарда людей, в Европе - более 2/3 населения.

Ученые отмечают, что тенденция существенного роста городского населения на планете будет продолжаться (см. график). Видео 45. Что касается России, то ещё в начале 20-го века в городах жило 13 % населения России, а в настоящее время доля городского населения составляет около 74 %.

Знаете ли Вы, как изменилось количество жителей в Вашем городе за последние десятилетия? За счет чего произошли изменения?

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в России 1108 населенных пунктов имеют статус города. При этом насчитывается 14 городов-миллионеров. Качество окружающей среды в городе характеризуют такие факторы, как: состояние воздушного и водного бассейнов, использование городских земель, утилизация отходов производства и потребления, состояние зеленых насаждений. Характер загрязнений и их последствия, которые прослеживают по различным природным средам можно посмотреть накартах, показывающих уровень загрязненности городов России. Мы видим, что над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше загрязняющих ее газов. 60-70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт.

При этом снижение солнечной радиации и скорости ветра препятствует самоочищению атмосферы. Перепады температур, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеримы с передвижением в естественных условиях на 20 градусов по широте, однако при этом изменение одних природных условий неизменно вызывает изменение других.

Города потребляют больше воды в расчете на 1 человека в 10 раз и более, чем сельские районы, а загрязнение водоемов зачастую может быть катастрофическим. Существенно возрастают и объемы сточных вод - они могут достигать 1 кв. м в сутки на одного человека. Практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

Особо тяжелой является проблема загрязнения водного бассейна в городах развивающихся стран. Состояние их инфраструктуры приводит к тому, что в реки, озера и на прибрежные территории сбрасываются огромные объемы необработанных сточных вод и отходов, разрушая природные экосистемы и создавая угрозу для продуктивности и безопасности водоемов. Например, индийские города перерабатывают лишь треть своих нечистот, ежедневно сбрасывая по 26,5 млрд. литров неочищенных сточных вод и большое количество различных отходов в реки и на прибрежные территории.


Река Ганг, Индия, одна из самых грязных рек на планете

Наряду с проблемами водных бассейнов коренному преобразованию подвергается и почва городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами она уничтожается, а в зонах рекреаций - парков, скверов, бульваров, садов, дворов - сильно нарушается, загрязняется бытовыми отходами, тяжелыми металлами, вредными веществами из атмосферы. Обнаженность почв способствует их водной и ветровой эрозии.

Ни у кого не вызывает сомнений необходимость зеленых насаждений в городах. Они - очень важный компонент урбоэкосистемы. Велика их роль в поддержании состава воздуха, его очистке, увлажнении, обеззараживании. Растения способствуют улучшению микроклимата благодаря понижению температуры окружающего воздуха в жаркую погоду, защите от ветров, снижению уровня городского шума. Однако, к сожалению, как правило, многолетние растения в городах вынуждены развиваться в условиях сильного угнетения.

Обращали ли Вы внимание, в каком состоянии находятся зеленые насаждения в Вашем районе? Увеличивается или уменьшается их количество?

Что касается животных, то с человеком в городах обычно живут лишь немногие: собаки, кошки, золотые рыбки, канарейки, попугайчики - вот почти и все. Однако их разведение, содержание и обслуживание в городских условиях требует тщательно разработанных санитарно-гигиенических и ветеринарных программ контроля. Особенно это касается нежелательных спутников человека (крысы, мухи, тараканы, вши и многочисленные болезнетворные микроорганизмы).

Одна из сложнейших городских экологических проблем - отходы. Только бытовых отходов в крупных городах накапливается около 1 куб. метра в год на одного жителя. Эта проблема подробно рассмотрена в теме 11. Посмотрите на примере Неаполя, насколько тяжела и опасна она может быть для города.Видео 46

Однако, несмотря на существенную сложность экологических проблем городов многие из них уже сегодня могли бы быть эффективно разрешены.

Экологичный город иди устойчивый город - новый тип города, в котором природная среда находится в состоянии экологического равновесия с урбанизированной средой. Создание таких городов на базе "устойчивых" инженерно-проектных решений всех экологических проблем - это сравнительно новое направление, возникшее на стыке общей экологии, урбоэкологии и инженерной (промышленной) экологии.

В настоящее время в Объединенных Арабских Эмиратах ведется строительство Масдар Сити (Masdar City) - первого в мире города, целиком обеспечиваемого возобновляемой энергией солнца и ветра, без автомобилей, полностью перерабатывающего и использующего свои отходы.

В Масдар Сити вообще не будет выбросов углекислого газа. Вся энергия будет обеспечиваться фотоэлектрическими панелями, концентрированной солнечной энергией, ветром, другими возобновляемыми источниками энергии, энергией от переработки отходов.
Предполагается, что в самом городе будет полностью отсутствовать транспорт, производящий выбросы углекислого газа. Выбросы при проезде к границам города и из него будут сокращаться за счет поощрения проезда общественным транспортом, совместного использования автомобилей, использования «экологичных» моделей автомобилей. Будут также построены затененные тротуары и узкие улицы, создана благоприятная атмосфера для тех, кто предпочитает путешествовать пешком. Тщательно спланированная система городского транспорта гарантирует, что ни одному из его жителей не придется пройти более 200 метров до ближайшей остановки транспорта.

Важно, что в строительстве будут использоваться материалы из переработанных отходов, сертифицированная древесина и т.п. В магазинах будут продаваться экологически чистые пищевые продукты. Потребление воды на душу населения будет на 50 % ниже среднего уровня по стране, а все сточные воды будут повторно использоваться.

Понятно, что это будет уникальный город. Однако и существующие города имеют большие резервы для того, чтобы стать более экологичными. Многие из них активно стремятся к этому. В Европе самой «зеленой» столицей признан Стокгольм. Видео 13. Может быть Вы путешествовали. Встречались ли Вам крупные города с хорошей, по Вашему мнению, экологической обстановкой? Какие? В каких странах? А в нашей стране? У городов, в которых мы живем, также есть большие возможности стать более «зелеными». В значительной мере это зависит от нас.

Сделаем выводы.

Около 50% населения планеты живёт в городах и городских поселениях, и доля городского населения будет постоянно возрастать. Города помимо определенных социально-бытовых и пр. удобств создают как особые экологические проблемы, приводящие к снижению качества жизни людей, так и хорошие возможности для экологически целенаправленных действий. Для того, чтобы сделать город более стабильным, экологичным, необходимы не только особые городская планировка, проектирование и эксплуатация зданий, развитие общественного транспорта, решение проблемы отходов и пр., но и изменение образа жизни и сознания его жителей, высокий уровень их экологической культуры.